Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российская семья и Социальная Концепция Русской Православной Церкви: социологический анализ

Работа №143528

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Российская семья и социальная концепция Русской Православной церкви в структуре отраслевого социологического знания 8
§ 1.1.Социальный конструктивизм 8
§1.2. Социология семьи 13
Глава 2. Современная российская семья: нормативные положения Российской Православной Церкви и социально-демографические показатели. 19
§2.1. Анализ положений социальной концепции Российской Православной Церкви по вопросам «личной, семейной и общественной нравственности. 19
§2.2. Российская семья в свете социально-демографических 37
показателей 37
Литература и источники: 48


С начала нового тысячелетия наблюдается возрастающий интерес исследователей в области социальных и политических наук к Русской Православной Церкви как к актору российской и международной политики, которые не могут не отметить ее интенсифицирующегося влияния. Не в последнюю очередь это связано с увеличением активности РПЦ и разработкой ею концептуальных документов, как охватывающих богословские и внутрицерковные положения, так и регламентирующих взаимодействие Церкви и общества. В особенности это касается фундаментального программного документа, утвержденного Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г., «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Концепция претендует на универсальность и охватывает широкий ряд аспектов самого розного толка от терроризма до условий содержания заключенных. «Основы…» — первый в истории РПЦ документ, не только призванный регулировать церковные учреждения и их взаимодействие с государственной властью и различными светскими организациями, но и дающий руководство для индивидуальных членов Православной церкви. Настоящая концепция уникальна не только для православного, но и для всего христианского мира: как для католической, так и для протестантских церквей характерны выступления в форме отдельных пастырских посланий, но единого исчерпывающего документа нет. Исследователи отмечают, что Православная церковь, взаимодействуя с населением посредством церковных СМИ и речей представителей церковной элиты (содержание которых необязательно ограничивается информацией богословского и внутрицерковного характера), формирует у своих прихожан идеалы, мировоззрение и многие социально-психологические и культурные установки, которые определяют отдельные стороны общественной деятельности.
Исторически Русская Православная Церковь оказывала большое влияние на многие процессы в России, в том числе политические. В наше время Церковь также оказывает заметное воздействие на общественное сознание и разные стороны общественной жизни. РПЦ активно взаимодействует с государственными органами, лоббируя свои интересы, равно как и политические акторы и светские организации используют поддержку священников, чтобы выглядеть более легитимно в общественном сознании, для которого авторитет РПЦ имеет большой вес. Исследователями отмечается, что несмотря на некоторый разброс взглядов различных представителей РПЦ, в России сегодня нет противоречия между государственной и церковной властями, скорее наоборот, Правительство и руководство Православной Церкви стремятся к взаимоподдержке и солидарны по принципиальным вопросам. В частности, в отношении семейной политики это особенно заметно. Так, в 2013 году был создан официальный портал Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (http://pk-semya.ru/), который содержит телефоны доверия, базу данных вопросов по семейной тематике, на которые отвечают священнослужители, аудиотеку, видеотеку, библиотеку по семейной проблематике. Кроме того, представители комиссий по вопросам семьи, защиты материнства и детства принимают участие в программах, транслируемых федеральными и региональными телеканалами, где обсуждаются проблемы семьи, семейных отношений совместно с представителями Госдумы РФ, международного евразийского движения, деятелями науки и культуры.
Актуальность исследования обусловлена интенсификацией влияния Русской Православной Церкви, позиция которой наиболее полно изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», на действующую социальную и семейную политику. Доказательством этого тезиса служит проникновение клерикальной риторики в государственные нормативные правовые акты, ярчайшим примером чего является Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 под редакцией Е.Б. Мизулиной, депутата Государственной Думы РФ II, III, V и VI созывов, председателя Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и члена Совета Федерации, составленная в 2013 г. и вызвавшая широкий общественный резонанс как по причине ее насыщенности Православием. О масштабах использования риторики Русской Православной Церкви в Концепции под редакцией Е.Б. Мизулиной говорит уже то, что семья в ней именуется «духовной ячейкой», «малой церковью», а в качестве одной из задач семейной политики РФ — впервые в концепции государственного уровня — указывается расширение участия Русской Православной Церкви в принятии решений в сфере семейных отношений. Составители Концепции предлагают решить эту задачу введением правила, согласно которому не менее половины состава комиссий по делам несовершеннолетних и их прав должны формироваться из представителей Русской православной церкви и других религиозных организаций. Помимо этого, содержание Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 г. активно перекликается с предписаниями РПЦ, что показано в настоящей работе в процессе сопоставления положений документа с положениями Социальной концепции Русской Православной Церкви.
На данный момент, есть все основания предполагать, что Концепция государственной семейной политики имеет не только декларативное значение, о чем свидетельствуют многочисленные законодательные инициативы (главным образом, пронаталисткие), а также мероприятия по реализации пропагандистских задач проекта. Так, в феврале 2016 г. в московском метро появился плакат, с рекламой сайта «Твоя консультация» и слоганом «Забеременев — рожай». Постер  сообщает, что его поддерживает правительство Москвы, а на сайте «Твоя Консультация» говорится, что при его создании использовались средства государственной поддержки социально ориентированных Некоммерческих Организаций, а именно НКО «Сохраним жизнь вместе», созданной совместно с уже упомянутой Патриаршей Комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства при финансовой поддержке Православного благотворительного фонда святителя Григория Богослова (подробнее в §2.1).
С другой стороны, социологи отмечают, что на современную семью (в России и в мире) оказывают масштабное влияние такие явления, как новые репродуктивные технологии, рост числа внебрачных сожительств и неполных семей, рост популярности представлений о браке как эгалитарном, симметричном союзе, трудовая и экономическая миграция в международном масштабе, которая часто приводит к многолетнему проживанию мужей и жен в разных городах и странах и т.д. Все это не учитывается и вступает в противоречие с консервативной пронаталистской семейной политикой, которую реализует Правительство и поддерживает Русская Православная Церковь.
Объектом данного исследования выступает документ «Основы социальной концепции РПЦ», который отражает официальную позицию Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и светским обществом и содержит положения по спектру общественно значимых опросов. Предмет исследования — модель семьи, которую Русская Православная Церковь обозначает в качестве нормативной.
Целью исследования заключается в анализе противоречий между современными процессами, происходящими в российских семьях и моделью семьи, которая закрепленна в православной традиционалистской риторике и находит свое выражение в нормативных положениях «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть Социальную концепцию РПЦ на предмет содержащихся в ней установок, касающихся семейной проблематики.
2. Произвести сравнительный анализ «Основ социальной концепции РПЦ» и Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 г., выявить сходства, различия и общие основания.
3. Проанализировать теоретические и аналитические источники, касающиеся социологии семьи, гендерной социологии, социальной политики в России, демографической ситуации в РФ.
4. Проанализировать базы статистических данных на предмет демографических показателей в РФ.
В качестве метода исследования используется дискурс-анализ документов «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025», а также вторичный анализ официальных данных Росстата и данных социально-демографических обследований, проведенных ВЦИОМ, и аналитических материалов социологических исследований.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При анализе документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на предмет содержащихся в ней нормативных положений об институте семьи, неизбежным оказалось рассмотрение более широкого контекста: в первую очередь, обращают на себя внимание параллели между данным документом и государственной семейной политикой. При сопоставлении Социальной Концепции РПЦ с Концепцией государственной семейной политики на период до 2025 г. было выявлено множество сходств, как на уровне секвенций, так и отдельных формулировок. Социальная Концепция РПЦ, таким образом, предстает не столько как руководство для добродетельной христианской жизни, сколько как часть современного российского политического дискурса неотрадиционализма, если не сказать его ядро, и не может рассматриваться в отрыве от него.
Основные идеи Концепции — единобрачие и пожизненная верность, патриархальный уклад семьи, многодетная семья, негативное отношение к абортам и нетрадиционным сексуальным практикам — отлично вписываются в правительственный курс на традиционные ценности, вероятно, легитимируя его в глаза православной общественности.
При сопоставлении положений Доктрины с современной социально-демографической ситуацией в России были выявлены как противоречия с объективной демографической тенденцией (высокая разводимость, распространенность искусственного прерывания беременности и вспомогательных репродуктивных технологий, отложенное родительсво и добровольная бездетность, рост одиночных домохозяйств и т.д.), так и положительный резонанс с мнением российского общества, для которого очень важны традиционные семейные цнности.
В целом, этими двумя, казалось бы, взаимоисключающими явлениями — одновременно высоким престижем традиционной семьи и кризисом семьи как института в привычном виде — характеризуются главные социально-демографические тенденции в России на сегодняшний день.




1. Hall S. The West and the rest: Discourse and power // Hall S., Greben B. (eds.) Formations of modernity. Cambridge, 1992. P. 258.
2. Pickering M. Stereotyping: the politics of representation. N.Y., 2001.
3. Аймалетдинов Т.А., Игушкина О.Н. Рождаемость в контексте изменения установок гендерного равенства и общественного мнения о системе здравоохранения в стране. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015.  № 1 (125). С. 40-50.  
4. Бабель А. Женщина и социализм. Госполитиздат, Москва, 1959. С. 98-99.
5. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.
6. Бурдье П. Мужское господство, интернет-источник. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3055 Дата обращения: 21.04.2015
7. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. 
8. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни — М.: Канон-пресс-Ц, 2000.
9. Здравомыслова Е, Темкина А (1999). Социальное конструирование гендера как феминистская теория //Женщина. Гендер. Культура. Москва. Ред. Хоткина 3, Пушкарева Н,Трофимова Е. СС. 46-65
10. Здравомыслова Е, Темкина А. Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография — СПб.: И ад-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. — 306 с. — (Труды факультета полит, наук и социологии; Вып. 12)., 2007.
11. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др. М. 2013. С. 11
12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 460 с.
13. Носкова А. В. Новые методологические подходы, исследовательские фокусы, дискуссионные проблемы социологии семьи // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 177-185
14. Носкова А.В. Семейная тематика в европейской социологии // Социологические исследования. 2012. № 1.
15. Основы социальной концепции Русской православной церкви: определение Юбилейного архиерейского собора РПЦ 13– 16.08.2000 — М., 2008.
16. Русанова Н. Репродуктивные возможности демографического развития. М. Изд-во «Спутник+». 2008.
17. Симонова М.А. Деятельность Русской Православной Церкви в сфере воспитания молодежи и семейной политики в 2000- х Г. Г. : тенденции и противоречия // Среднерусский вестник общественных наук. 2015.
18. См. Козырева Л.Д. Семья в парадигме социологического модернизма и постмодернизма. Социосфера. 2013. № 3
19. См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № 7. С. 145–15
20. См. Савинкова Т. В. Институт семьи в эпоху постмодерна // Настоящее и будущее социальных технологий. Социальные технологии XXI века: инновации и реальность : мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. СПб. : Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2012. С. 66–74.
21. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М. Центр социологического образования Института социологии РАН. ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. С. 190.
22. Щербакова Е.М. Россия: предварительные демографические итоги 2014 года (часть I) /Демоскоп Weekly. 2015. № 631-632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/barometer631.pdf Дата обращения: 18.05.2016



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ