Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАССМЕДИА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕГИОНА (КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Работа №143480

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА В ЗАПАДНОМ АНКЛАВЕ РФ – МЕДИЙНЫЙ ФАКТОР
1.1. Калининградская область – историко-политические и этно-культурные аспекты ………………………………………………..………………………...8
1.2. Региональная политическая идентичность как составляющая общественной жизни Калининградской области …………………….……..17
1.3. Политическая идентичность как производная процессов массовой коммуникации ………………………………………………………………....30

Глава II. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА В СМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1. Этно-политические позиции массмедиа Калининградской области ...39
2.2. Общественно-политический вес СМИ Калининградской области в процессе формирования региональной политической идентичности ……..47
3.3. Медийные факторы региональной политической идентичности …..56
Заключение ……...……..…………………………………………………….80
Список литературы ……….………………………………………………85
Приложение 1. Таблицы количественного контент-анализа …………....93
Приложение 2. Таблицы качественного контент-анализа ...........................97


В условиях нестабильности мировых процессов политическая идентичность характеризуется как одна из наиболее динамичных, в отличие, например, от идентичности религиозной или этнической. Средства медиа, определяющие общественную «повестку дня» и выступающие лидером мнений, потенциально способны формировать региональную политическую идентичность субъекта. В связи с этим возникает необходимость изучения информационного пространства, конструируемого массмедиа, с целью определения степени влияния на формирование региональной политической идентичности, а также выделения факторов, которые могут способствовать ее формированию. Под влиянием междисциплинарных исследований формируются новые представления и подходы, позволяющие комплексно и компетентно описывать проблему медиа и рассматривать СМИ как один из ведущих факторов формирования региональной политической идентичности в современном обществе.
Формирование идентичности любого субъекта может рассматриваться как целеполагающий политический процесс, разработкой и продвижением в жизнь которого занимаются региональные элиты путем вычленения старых, а также поиска и создания новых региональных образов и символов, которые внедряются в массовое сознание. Это внедрение происходит как через классические каналы коммуникации, такие как СМИ, так и через выступления видных политических деятелей, либо представителей научного сообщества. Таким образом, изучение формирования региональной политической идентичности Калининградского региона представляется целесообразным через призму областных средств массовой информации. Анализ публикаций в СМИ Калининградской области поможет выяснить роль массмедиа в формировании региональной политической идентичности, определить их значимость в этом процессе.
Актуальность исследования.
Калининградская область всегда входила в список регионов Российской Федерации с ярко выраженной региональной идентичностью за счет своего уникального географического положения, сложной исторической составляющей. Субъект, не имеющий сухопутных границ с «большой Россией», окруженный странами Европейского союза и Североатлантического альянса тяготеет больше к странам Европы, нежели к субъектам Российской Федерации и Федеральному центру – Москве.
Ярко выраженная региональная идентичность во многом способствует процессам регионализации. Регионализм, для которого характерна социально-культурная и политическая самоидентификация территориальных сообществ, в своем крайнем проявлении может способствовать возникновению сепаратистских тенденций. Сепаратизм же представляет собой актуальную угрозу территориальной целостности государства. Таким образом, исследование процессов формирования региональной идентичности в Калининградском субъекте Федерации через анализ публикаций в средствах массовой информации представляется актуальным и востребованным.
Исследования данной тематики в научных кругах с каждым годом приобретают популярность ввиду актуальности проблематики, связанной с идентичностью в разных точках политической карты мира. Способствуют этому процессы глобализации, которые на практике обостряют проблематику региональной идентичности и приводят к локализации и политической конкретизации явлений.
Целью диссертационного исследования является изучение степени влияния СМИ на формирование региональной политической идентичности населения Калининградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать характеристику понятий «региональная идентичность», «политическая идентичность», «медийный фактор»;
- проанализировать процесс формирования региональной политической идентичности;
- выявить место и роль средств массовой информации в формировании региональной идентичности Калининградского субъекта Федерации;
- определить факторы, влияющие на формирование региональной политической идентичности.
Объектом исследования выступает региональная политическая идентичность.
Предмет исследования – факторы формирования политической идентичности в СМИ региона.
Гипотезы работы.
Создание региональных образов и символов, которые оказывают влияние на формирование региональной политической идентичности субъекта, происходит, прежде всего, через каналы массовой коммуникации – наиболее популярные в регионе газеты и сетевые ресурсы.
Основные понятия: идентичность, региональная идентичность, политическая идентичность, медийный фактор.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов. Необходимыми для теоретической базы исследования стали работы по проблематике идентичности (В. А. Ачкасов, М. П. Крылов, Э. Эриксон и др.) и труды, посвященные исследованию нации и национализма (Б. Андерсон, И. Нойманн, Э. Хобсбаум). Использовалась литература авторов, занимающихся изучением теории журналистики (С. Г. Корконосенко, Д. МакКуэйл, Е. П. Прохоров, Л. Л. Реснянская). Кроме того, при написании диссертационной работы использовались исследования, посвященные Калининградской области (Л. М. Гаврилина, А. П. Клемешев, Г. М. Федоров). При разработке методологии работы автор пользовался теоретико-методологическими исследованиями в области социологии и политологии – (О. В. Попова, В. А. Ядов, Дж. Мангейм и Р. Рича).
Эмпирическая база исследования была отобрана в соответствии с рейтингом медиаресурсов Калининградской области за 2015 г. Основной для построения рейтинга выступил индекс цитируемости «Медиалогии». Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей порядка 30 000 источников – ТВ, радио, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Данные рейтинга «Медиалогии», которые опираются на индекс цитируемости, подтверждают востребованность отобранных для эмпирической базы СМИ в Калининградском регионе. Кроме того, лидерские позиции по цитируемости отобранных в эмпирическую базу СМИ позволяют судить о достоверности, а также доверии к этим медиа. Эмпирическую базу исследования составили общественно-политические печатные региональные издания (Калининградская правда, Новые колёса), а также информационные службы – Новый Калининград (https://www.newkaliningrad.ru), Клопс (http://klops.ru). Хронологические рамки – с января 2015 по январь 2017 года (2 года).
Методологической основой исследования является принцип единства системного и структурно-функционального подходов. В работе проводится анализ и обзор литературы по проблематике, изучение и рассмотрение научных статей, газетных статьей, новостных заметок с использованием общелогического метода. Для анализа эмпирической базы исследования был выбран метод контент-анализа. Контент-анализ проводился с применением выборки методом основного массива, а также с методом механической выборки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы органами государственной власти и управления для выработки информационной политики в регионе. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть полезны представителям СМИ, также экспертам в сфере политики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интенсивность и направление формирования региональной политической идентичности является одной из актуальных проблем современной России. В условиях социально-экономической напряженности ярко выраженная региональная политическая идентичность способна стать катализатором такого пагубного для любого государства явления, как сепаратизм. Целью данной магистерской диссертации было выявление степени влияния массмедиа на формирование региональной политической идентичности западного анклава Российской Федерации на Балтике – Калининградской области.
В работе были рассмотрены историко-политические и этно-культурные аспекты Калининградского региона. Было выявлено, что историко-географические особенности региона оказывают наибольшее влияние на формирование политической идентичности. Вместе с тем, процесс формирования региональной политической идентичности тесно связан со средствами массовой информации. СМИ являются одним из основных элементов, способным оказывать влияние на процесс формирования идентичности жителей региона. СМИ сегодня выступают в качестве важного политического института, который выполняет ряд политических функций, обладают большими возможностями влияния на политические, социальные, этнополитические процессы в обществе. Применительно к процессу формирования региональной политической идентичности СМИ способны оказывать влияние на формирование как эксклюзивной, так и инклюзивной идентичности.
Кроме того, исследование показало, что региональные СМИ, входящие в эмпирическую базу диссертационного исследования, имеют значительный охват аудитории (жителей Калининградской области). Кроме того, издания входящие в эмпирическую базу, в основном являются негосударственными, а принадлежат частным лицам. Все анализируемые издания являются региональными, а тематика изданий преимущественно общественно-политическая.
Главным итогом диссертационного исследования стало выделение медийных факторов, оказывающих влияние на формирование региональной политический идентичности на территории Калининградской области. Под медийным фактором понимается тематическая направленность публикаций в прессе региона, способная оказывать влияние на сознание жителей области с целью формирования их идентичности. Проведенный контент-анализ изданий, входящих в эмпирическую базу диссертационного исследования позволил выделить 4 медийных фактора – «германизация», «европеизация», «антифедерализм», «анклавность».
Фактор «германизации» характеризуется публикациями в СМИ региона, которые имеют отношение к его досоветской истории. В материалах, посвященных немецко-прусскому периоду истории Калининградской области, публикуется информация об известных жителях Кенигсберга, памятниках архитектуры, которые были разрушены во время войны. Кроме того, поднимаются вопросы о восстановлении объектов культурного наследия, а также вопросы, связанные с возвращением немецких названий городам и улицам. Стоит отметить, что СМИ активно публикуют материалы и анонсы, в которых говорится о праздниках, которые отмечались в Кенигсберге. Под якобы исторической преемственностью, которую поддерживают региональные СМИ, может скрываться осознанная политика региональных элит, направленная на германизацию субъекта Российской Федерации. Активное участие региональных СМИ в германизации Калининградского региона способствует формированию региональной идентичности эксклюзивного типа, которая идет в разрез с идентичностью общегосударственной.
Германизация региона, а также активное участие в ней региональных СМИ, несет в себе негативные последствия для России в целом, может являться удобрением почвы для дальнейшей экспансии европейского образа жизни, европейских ценностей. Подобная экспансия ведет к существенному разрыву связей между «материковой» частью страны и ее западным анклавом.
Фактор «европеизации» также несет в себе предпосылки формирования региональной политической идентичности эксклюзивного типа. При этом стоит отметить, что большинство публикаций в СМИ региона, которые имеют отношение к соседским связям Калининградской области с европейскими государствами, основаны на освещении тем приграничного сотрудничества, а также установления культурных связей с сопредельными государствами. Серьезную опасность с точки зрения негативного влияния на формирование региональной политической идентичности представляют публикации, направленные на сравнение уровня жизни калининградцев и европейцев. Массмедиа региона при обращении к фактору «европеизации» могут способствовать разрыву связей с большой Россией, а также формированию идентичности жителей региона, отличной от идентичности жителей России.
Фактор «анклавности», который активно используют региональные СМИ, заключается, прежде всего, в обращении массмедиа к проблемам транспортной доступности региона. Кроме того, СМИ региона при обращении к фактору «анклавности» культивируют в сознании населения области образ уникального и особенного субъекта Федерации. В публикациях, которые имеют отношение к фактору «анклавности», также поднимаются вопросы невнимания федерального центра к проблемам транспортной доступности региона. Таким образом, фактор «анклавности» является значимым в формировании региональной политической идентичности эксклюзивного типа.
Фактор «антифедерализма» основывается на критике федеральной власти региональными СМИ. Во многих публикациях региональной прессы поднимаются проблемы, для решения которых федеральный центр не принимает должных мер. Массмедиа региона при освещении тем, которые связаны с взаимодействием с федеральными властями, делают акцент на том, что Москва не видит проблем региона, а также уделяет мало внимания проблемам региона. Кроме того, публикации, которые имеют отношение к взаимодействию с федеральным центром, содержат, по большей части, информацию об оказании финансовой помощи региону. Крайне мало внимания уделяется установлению культурных связей с материковой частью страны. Акцент на нежелании руководства государства видеть проблемы региона формирует негативное отношение среди жителей региона к власти.
Антифедеральные настроения жителей при ухудшении социально-экономической обстановки в регионе способны оказать влияние на протестную активность на территории западного анклава. Так, высокий протестный потенциал жителей региона был зафиксирован еще в 2009 году. Когда из-за повышения транспортного налога жители области были вынуждены выйти на улицу. Итогом крупнейших акции протеста стала отставка действующего губернатора - «москвича», а также утверждение на пост губернатора «местного» человека. Антифедеральные настроения жителей области, которые культивируют, в том числе, региональные СМИ в совокупности с «германизацией», «европеизацией», а также «анклавностью» региона, способствуют формированию эксклюзивного типа региональной политической идентичности. Как отмечалось в первой главе диссертации, формирование региональной политической идентичности эксклюзивного типа может стать причиной актуализации сепаратистских тенденций на территории региона.
Таким образом, региональным массмедиа, а также федеральным властям необходимо обеспечить сохранение развивающийся в регионе социально-территориальной общности как части российского социума, то есть сохранение российской идентичности. Необходимо обеспечить экономический, социальный и культурный суверенитет России в регионе и эффективное управление им. Между тем, председатель Правительства РФ Владимир Путин (на тот момент) заявил о нежелании предоставлять преференции Калининграду, подобные слова прозвучали на встрече с участниками студенческих строительных отрядов в 2011 году. Исполнительная власть заявила: «Мы не хотим делать исключение ни для одного региона. У нас все граждане России должны иметь равные возможности». Подобная риторика в отношении региона должна смениться пониманием уникальности самого западного субъекта России, имеющего для всей страны важное стратегическое и геополитическое значение. В массовом сознании Калининградская область осмысленна как «Остров России», по причине своего эксклавного положения, но хотелось бы, чтобы над этим клише превалировал предвыборный лозунг одной из партий, который украшал город в избирательный период «Мы не островок России, мы – единая Россия!»




Монографии, научные сборники и статьи
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 288 с.
2. Андерсон Б. Нации и национализм / пер. с англ. М.: Праксис, 2002. 416 с.
3. Ачкасов В. А. Региональная идентичность в российском политическом пространстве: «калининградский казус» // Политэкс. 2005. № 3. С. 57-60.
4. Бакшин В. В. Оформление газет разного типа. – М., 1981. С 72.
5. Берендеев М. В. Кто мы? Калининградцы в поисках идентичности // Социс. 2007. № 4. С. 127-132.
6. Бочаров А. В. Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2 (18). С. 81-91.
7. Букин В. П., Осташков A. B., Неделько С. И., Ретинская В. Н. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизационных процессов в регионе // Регионология. 2010. № 4. С. 274-280.
8. Винокуров Е. Ю. Теория анклавов. Калининград: Tерра Балтика, 2007. 342 с.
9. Гаврилина Л. М. «Калининградский текст» как репрезентация региональной идентичности // Лабиринт (Журнал социально-гуманитарных исследований). 2013. № 5. С. 88-99.
10. Гинзбург С. Калининградские интересы в зеркале российско-европейского партнерства // Россия и Европейский союз. М.: РОО «Содействие сотрудничеству института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», 2004. — С. 231-238.
11. Гельман В. Региональные политические элиты и стратегии региональной идентичности в современной России // Центр и региональные идентичности в России / Европ. ун-т в С.- Петербурге, Фак. полит. наук и социологии ; под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. – СПб.; М. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. С. 187-254.
12. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки / М. Губогло - Москва : Наука, 2003 – 764 с.
13. Городилов А. А. Россия в центре Европы. Калининград, 1998; XXI век: Свободная зона и особый статус. Калининград, 2001. 136 с.
14. Давидов Д., Чекалина Т. Калининград: плюсы и минусы эксклавности // Космополис. 2008. № 2 (21). С. 141-146.
15. Клемешев А. П. Эксклавность в условиях глобализации. Калининград.: Изд-во Российского государственного университета имени Иммануила Канта, 2007. 132 с.
16. Клемешев А. П. Об устойчивости калининградского социума // Регион сотрудничества. Вып. 17. Дискуссионные вопросы регионального развития. Калининград, 2001. С. 4-12.
17. Клемешев А. П., Люейер П., Федоров Г. М. Управление региональным развитием: Государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие Калининградской области: Учебно-метод. пособие / Под ред. Г. М. Федорова. Калининград.: Изд-во Калинингр. ун-та, 1999. 44 с.
18. Колосов В. А., Галкина Т. А., Криндач А. Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения// Полис. 2001. № 2 (61).
19. Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учебник. М.: Аспект Пресс. 2001. 287 с.
20.  Костяшов Ю. В. О национальной культуре, этнографическом облике и социокультурной адаптации советских переселенцев в Калининградскую область (1945-1940 гг.) // Национальные отношения в новой и новейшее время: теория и политическая практика. Калининград, 2000. С. 66-68.
... Всего источников –73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ