Анализ систем управления знаниями в некоммерческих организациях Санкт-Петербурга
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1. Управление знаниями 8
Организационные знания 8
Типы знаний в организации 14
Жизненный цикл знаний в организации 17
Система управления знаниями 24
Средства реализации управления знаниями 33
2. Некоммерческий сектор 48
Характеристики некоммерческих организаций в мире и России 48
Стратегические приоритеты некоммерческих организаций 52
3. Управление знаниями в некоммерческом секторе 53
Специфика некоммерческих организаций в управлении знаниями 53
Роль управления знаниями в стратегии некоммерческих организаций 56
Элементы системы управления знаниями в некоммерческих организациях 57
4. Постановка исследования 75
Актуальность проблемы 75
Постановка задач исследования 76
5. Выводы по главе 1 79
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 81
1. Методология исследования 81
Исследовательский метод 81
Работа с выборкой 88
2. Результаты исследования 93
Роль управления знаниями в некоммерческих организациях 93
Область знаний в некоммерческих организациях 98
Распространённость знаний в некоммерческих организациях 114
Нематериальные элементы систем управления знаниями 122
Средства реализации управления знаниями в некоммерческих организациях 127
Проблемы в системах управления знаниями в некоммерческих организациях 135
Рекомендации по системам управления знаниями некоммерческих организаций 137
3. Выводы по главе 2 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 155
1. Материалы для интервью 155
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1. Управление знаниями 8
Организационные знания 8
Типы знаний в организации 14
Жизненный цикл знаний в организации 17
Система управления знаниями 24
Средства реализации управления знаниями 33
2. Некоммерческий сектор 48
Характеристики некоммерческих организаций в мире и России 48
Стратегические приоритеты некоммерческих организаций 52
3. Управление знаниями в некоммерческом секторе 53
Специфика некоммерческих организаций в управлении знаниями 53
Роль управления знаниями в стратегии некоммерческих организаций 56
Элементы системы управления знаниями в некоммерческих организациях 57
4. Постановка исследования 75
Актуальность проблемы 75
Постановка задач исследования 76
5. Выводы по главе 1 79
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 81
1. Методология исследования 81
Исследовательский метод 81
Работа с выборкой 88
2. Результаты исследования 93
Роль управления знаниями в некоммерческих организациях 93
Область знаний в некоммерческих организациях 98
Распространённость знаний в некоммерческих организациях 114
Нематериальные элементы систем управления знаниями 122
Средства реализации управления знаниями в некоммерческих организациях 127
Проблемы в системах управления знаниями в некоммерческих организациях 135
Рекомендации по системам управления знаниями некоммерческих организаций 137
3. Выводы по главе 2 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 155
1. Материалы для интервью 155
Знания – важнейшие организационный ресурс. Знания напрямую определяют ценность товара всех организаций, особенно тех, ценность товара которых в основном определяется качеством рабочей силы (знаниеёмких организаций). Однако ценность организационных ресурсов не появляется самопроизвольно, как и в случае с ресурсами других типов. Следовательно, организациям необходимо выстраивать деятельность по управлению знаниями, задача которой – обеспечивать получение ценности из организационных знаний.
В теории управления знаниями одно направление фокусируется на описании знаний как организационных ресурсов в разных их формах и проявлениях, выделяя различные таксономии знаний. Другое направление фокусируется на описании процесса познаний и на жизненном цикле знаний, который последовательно проходят знания, распространяясь между сотрудниками организациями и применяясь впоследствии в реальной работе. Оба направления так или иначе присутствуют в любой организации, однако контекст её деятельности и стратегические приоритеты могут обосновывать приоритеты преследования одного направления над другим.
Помимо описания природы знаний и процесса их распространения в организации перед генерацией ценности, важно учитывать и другие организационные факторы, влияющие на успех управления знаниями в организации. Важнейшим фактором является культура управления знаниями, так как социальные нормы и ценности в организации в существенной степени определяют, насколько сотрудники хотят участвовать в управлении знаниями. Организация управления влияет на то, как организационная структура влияет на распространение организации, и на то, насколько мотивированы сотрудники участвовать в управлении знаниями. Лидерство демонстрирует высокую важность для управления знаниями, так как приверженность руководства высшего звена деятельности по управлению знаниями напрямую влияет на то, будет ли сформулирована стратегия управления знаниями и насколько тщательно она будет проработана, внедрена и анализируема.
Вместе со средствами реализации управления знаниями, в которые входят организационные процессы и информационные технологии, используемые организацией для непосредственной реализации стратегии управления знаниями, все эти элементы образуют систему управления знаниями. Информационные элементы – область знаний и жизненный цикл знаний – задают контекст жизни организационных знаний в организации, нематериальные элементы – культура управления знаниями, организация управления и лидерство – задают контекст деятельности человеческого капитала, и материальные элементы – средства реализации управления знаниями в виде процессов и технологий – задают контекст реализации стратегии управления знаниями.
Некоммерческие организации могут получить множество преимуществ от реализации системы управления знаниями. Более того, такие характеристики некоммерческого сектора, как знаниеёмкость деятельности, поддержка сообщества и приверженность сотрудников миссии организации, адресованной на решение социальной проблемы, только способствуют успешному управлению знаниями. Однако, исследования на тему управления знаниями не распространены, а на практике управление знаниями редко является одним из приоритетов в некоммерческом секторе. Во многом это обосновано объективными характеристиками некоммерческого сектора, например, нехваткой финансовых и человеческих ресурсов и высокая текучка среди волонтёров как значимой части человеческого капитала организации, но также это связано с субъективными причинами, а именно с общей недоразвитостью использования управленческих методик в контексте некоммерческих организаций.
Следовательно, объясняется актуальность проблемы недоразвитости системы управления знаниями в некоммерческих организациях. Исследования на эту тему могли бы не только описать текущее состояние управления знаниями в некоммерческом секторе на примере конкретной географической местности (Санкт-Петербург), но и сконцентрироваться на каждом элементе системы управления знаниями для выявления закономерностей, связей, гипотез и умозаключений, которые в итоге могли бы вылиться в систему рекомендаций для некоммерческих организаций.
Анализ системы управления знаниями, таким образом, может адресовать типичные проблемы некоммерческого сектора в управлении знаниями и сформулировать способы успешного получения ценности из того обилия организационных знаний, которыми могут похвастаться некоммерческие организации.
Цель исследования –разработать рекомендации по дальнейшему улучшению систем управления знаниями для некоммерческих организаций Санкт-Петербурга.
Задачи исследования можно обобщить следующим образом:
• выявить роль управления знаниями в некоммерческих организациях;
• выявить и структурировать область знаний в некоммерческих организациях;
• оценить распространённость знаний среди членов некоммерческих организаций;
• выявить факторы нематериальных элементов системы управления знаниями в некоммерческих организациях;
• выявить наличие и изучить суть средств реализации управления знаниями на разных этапах жизненного цикла знаний в некоммерческих организациях;
• выявить главные проблемы, наблюдаемые в системах управления знаниями в некоммерческих организациях;
• разработать систему рекомендаций для улучшения систем управления знаниями некоммерческих организаций.
Было проведено 10 полуструктурированных полуторачасовых интервью с представителями некоммерческих организаций.
В теории управления знаниями одно направление фокусируется на описании знаний как организационных ресурсов в разных их формах и проявлениях, выделяя различные таксономии знаний. Другое направление фокусируется на описании процесса познаний и на жизненном цикле знаний, который последовательно проходят знания, распространяясь между сотрудниками организациями и применяясь впоследствии в реальной работе. Оба направления так или иначе присутствуют в любой организации, однако контекст её деятельности и стратегические приоритеты могут обосновывать приоритеты преследования одного направления над другим.
Помимо описания природы знаний и процесса их распространения в организации перед генерацией ценности, важно учитывать и другие организационные факторы, влияющие на успех управления знаниями в организации. Важнейшим фактором является культура управления знаниями, так как социальные нормы и ценности в организации в существенной степени определяют, насколько сотрудники хотят участвовать в управлении знаниями. Организация управления влияет на то, как организационная структура влияет на распространение организации, и на то, насколько мотивированы сотрудники участвовать в управлении знаниями. Лидерство демонстрирует высокую важность для управления знаниями, так как приверженность руководства высшего звена деятельности по управлению знаниями напрямую влияет на то, будет ли сформулирована стратегия управления знаниями и насколько тщательно она будет проработана, внедрена и анализируема.
Вместе со средствами реализации управления знаниями, в которые входят организационные процессы и информационные технологии, используемые организацией для непосредственной реализации стратегии управления знаниями, все эти элементы образуют систему управления знаниями. Информационные элементы – область знаний и жизненный цикл знаний – задают контекст жизни организационных знаний в организации, нематериальные элементы – культура управления знаниями, организация управления и лидерство – задают контекст деятельности человеческого капитала, и материальные элементы – средства реализации управления знаниями в виде процессов и технологий – задают контекст реализации стратегии управления знаниями.
Некоммерческие организации могут получить множество преимуществ от реализации системы управления знаниями. Более того, такие характеристики некоммерческого сектора, как знаниеёмкость деятельности, поддержка сообщества и приверженность сотрудников миссии организации, адресованной на решение социальной проблемы, только способствуют успешному управлению знаниями. Однако, исследования на тему управления знаниями не распространены, а на практике управление знаниями редко является одним из приоритетов в некоммерческом секторе. Во многом это обосновано объективными характеристиками некоммерческого сектора, например, нехваткой финансовых и человеческих ресурсов и высокая текучка среди волонтёров как значимой части человеческого капитала организации, но также это связано с субъективными причинами, а именно с общей недоразвитостью использования управленческих методик в контексте некоммерческих организаций.
Следовательно, объясняется актуальность проблемы недоразвитости системы управления знаниями в некоммерческих организациях. Исследования на эту тему могли бы не только описать текущее состояние управления знаниями в некоммерческом секторе на примере конкретной географической местности (Санкт-Петербург), но и сконцентрироваться на каждом элементе системы управления знаниями для выявления закономерностей, связей, гипотез и умозаключений, которые в итоге могли бы вылиться в систему рекомендаций для некоммерческих организаций.
Анализ системы управления знаниями, таким образом, может адресовать типичные проблемы некоммерческого сектора в управлении знаниями и сформулировать способы успешного получения ценности из того обилия организационных знаний, которыми могут похвастаться некоммерческие организации.
Цель исследования –разработать рекомендации по дальнейшему улучшению систем управления знаниями для некоммерческих организаций Санкт-Петербурга.
Задачи исследования можно обобщить следующим образом:
• выявить роль управления знаниями в некоммерческих организациях;
• выявить и структурировать область знаний в некоммерческих организациях;
• оценить распространённость знаний среди членов некоммерческих организаций;
• выявить факторы нематериальных элементов системы управления знаниями в некоммерческих организациях;
• выявить наличие и изучить суть средств реализации управления знаниями на разных этапах жизненного цикла знаний в некоммерческих организациях;
• выявить главные проблемы, наблюдаемые в системах управления знаниями в некоммерческих организациях;
• разработать систему рекомендаций для улучшения систем управления знаниями некоммерческих организаций.
Было проведено 10 полуструктурированных полуторачасовых интервью с представителями некоммерческих организаций.
Знания – важнейшие организационный ресурс. Знания напрямую определяют ценность товара всех организаций, особенно тех, ценность товара которых в основном определяется качеством рабочей силы (знаниеёмких организаций). Однако ценность организационных ресурсов не появляется самопроизвольно, как и в случае с ресурсами других типов. Следовательно, организациям необходимо выстраивать деятельность по управлению знаниями, задача которой – обеспечивать получение ценности из организационных знаний.
В теории управления знаниями одно направление фокусируется на описании знаний как организационных ресурсов в разных их формах и проявлениях, выделяя различные таксономии знаний. Другое направление фокусируется на описании процесса познаний и на жизненном цикле знаний, который последовательно проходят знания, распространяясь между сотрудниками организациями и применяясь впоследствии в реальной работе. Оба направления так или иначе присутствуют в любой организации, однако контекст её деятельности и стратегические приоритеты могут обосновывать приоритеты преследования одного направления над другим.
Помимо описания природы знаний и процесса их распространения в организации перед генерацией ценности, важно учитывать и другие организационные факторы, влияющие на успех управления знаниями в организации. Важнейшим фактором является культура управления знаниями, так как социальные нормы и ценности в организации в существенной степени определяют, насколько сотрудники хотят участвовать в управлении знаниями. Организация управления влияет на то, как организационная структура влияет на распространение организации, и на то, насколько мотивированы сотрудники участвовать в управлении знаниями. Лидерство демонстрирует высокую важность для управления знаниями, так как приверженность руководства высшего звена деятельности по управлению знаниями напрямую влияет на то, будет ли сформулирована стратегия управления знаниями и насколько тщательно она будет проработана, внедрена и анализируема.
Вместе со средствами реализации управления знаниями, в которые входят организационные процессы и информационные технологии, используемые организацией для непосредственной реализации стратегии управления знаниями, все эти элементы образуют систему управления знаниями. Информационные элементы – область знаний и жизненный цикл знаний – задают контекст жизни организационных знаний в организации, нематериальные элементы – культура управления знаниями, организация управления и лидерство – задают контекст деятельности человеческого капитала, и материальные элементы – средства реализации управления знаниями в виде процессов и технологий – задают контекст реализации стратегии управления знаниями.
Некоммерческие организации могут получить множество преимуществ от реализации системы управления знаниями. Более того, такие характеристики некоммерческого сектора, как знаниеёмкость деятельности, поддержка сообщества и приверженность сотрудников миссии организации, адресованной на решение социальной проблемы, только способствуют успешному управлению знаниями. Однако, исследования на тему управления знаниями не распространены, а на практике управление знаниями редко является одним из приоритетов в некоммерческом секторе. Во многом это обосновано объективными характеристиками некоммерческого сектора, например, нехваткой финансовых и человеческих ресурсов и высокая текучка среди волонтёров как значимой части человеческого капитала организации, но также это связано с субъективными причинами, а именно с общей недоразвитостью использования управленческих методик в контексте некоммерческих организаций.
Следовательно, объясняется актуальность проблемы недоразвитости системы управления знаниями в некоммерческих организациях. Исследования на эту тему могли бы не только описать текущее состояние управления знаниями в некоммерческом секторе на примере конкретной географической местности (Санкт-Петербург), но и сконцентрироваться на каждом элементе системы управления знаниями для выявления закономерностей, связей, гипотез и умозаключений, которые в итоге могли бы вылиться в систему рекомендаций для некоммерческих организаций.
Анализ системы управления знаниями, таким образом, может адресовать типичные проблемы некоммерческого сектора в управлении знаниями и сформулировать способы успешного получения ценности из того обилия организационных знаний, которыми могут похвастаться некоммерческие организации.
Используемая методология позволяет анализировать систему управления знаниями в некоммерческих организациях и нивелировать некоторые ограничения, выявленные на предварительных этапах исследования. Использование интервью обеспечивает достаточную открытость для нахождения неожиданных результатов, тогда как исследовательские задачи так же достигаются.
Работа с выборкой обеспечивает теоретическую насыщенность на основе вариативности и обеспечивает разнообразие исследуемых случаев.
В итоге проведение десяти полуторачасовых интервью позволило собрать достаточно информации для полноценного анализа систем управления знаниями. Была выявлена специфичная роль управления знаниями в некоммерческих организациях. Была описана предметная область знаний в некоммерческих организациях с описанием таксономии с несколькими уровнями. Была оценена распространённость конкретных знаний в организациях и сделаны выводы по причинам сложившейся ситуации. Были выявлены характеристики культуры, организации управления и лидерства, влияющие на систему управления знаниями. Затем были приведена средства реализации управления знаниями, использующиеся в некоммерческих организациях. Были обозначены главные проблемы в управлении знаниями, которые выделяют некоммерческие организации. В итоге были сформулированы рекомендации по элементам системы управления знаниями, на которые следует обратить внимание при достижении определённых задач управления знаниями в некоммерческих организациях.
В теории управления знаниями одно направление фокусируется на описании знаний как организационных ресурсов в разных их формах и проявлениях, выделяя различные таксономии знаний. Другое направление фокусируется на описании процесса познаний и на жизненном цикле знаний, который последовательно проходят знания, распространяясь между сотрудниками организациями и применяясь впоследствии в реальной работе. Оба направления так или иначе присутствуют в любой организации, однако контекст её деятельности и стратегические приоритеты могут обосновывать приоритеты преследования одного направления над другим.
Помимо описания природы знаний и процесса их распространения в организации перед генерацией ценности, важно учитывать и другие организационные факторы, влияющие на успех управления знаниями в организации. Важнейшим фактором является культура управления знаниями, так как социальные нормы и ценности в организации в существенной степени определяют, насколько сотрудники хотят участвовать в управлении знаниями. Организация управления влияет на то, как организационная структура влияет на распространение организации, и на то, насколько мотивированы сотрудники участвовать в управлении знаниями. Лидерство демонстрирует высокую важность для управления знаниями, так как приверженность руководства высшего звена деятельности по управлению знаниями напрямую влияет на то, будет ли сформулирована стратегия управления знаниями и насколько тщательно она будет проработана, внедрена и анализируема.
Вместе со средствами реализации управления знаниями, в которые входят организационные процессы и информационные технологии, используемые организацией для непосредственной реализации стратегии управления знаниями, все эти элементы образуют систему управления знаниями. Информационные элементы – область знаний и жизненный цикл знаний – задают контекст жизни организационных знаний в организации, нематериальные элементы – культура управления знаниями, организация управления и лидерство – задают контекст деятельности человеческого капитала, и материальные элементы – средства реализации управления знаниями в виде процессов и технологий – задают контекст реализации стратегии управления знаниями.
Некоммерческие организации могут получить множество преимуществ от реализации системы управления знаниями. Более того, такие характеристики некоммерческого сектора, как знаниеёмкость деятельности, поддержка сообщества и приверженность сотрудников миссии организации, адресованной на решение социальной проблемы, только способствуют успешному управлению знаниями. Однако, исследования на тему управления знаниями не распространены, а на практике управление знаниями редко является одним из приоритетов в некоммерческом секторе. Во многом это обосновано объективными характеристиками некоммерческого сектора, например, нехваткой финансовых и человеческих ресурсов и высокая текучка среди волонтёров как значимой части человеческого капитала организации, но также это связано с субъективными причинами, а именно с общей недоразвитостью использования управленческих методик в контексте некоммерческих организаций.
Следовательно, объясняется актуальность проблемы недоразвитости системы управления знаниями в некоммерческих организациях. Исследования на эту тему могли бы не только описать текущее состояние управления знаниями в некоммерческом секторе на примере конкретной географической местности (Санкт-Петербург), но и сконцентрироваться на каждом элементе системы управления знаниями для выявления закономерностей, связей, гипотез и умозаключений, которые в итоге могли бы вылиться в систему рекомендаций для некоммерческих организаций.
Анализ системы управления знаниями, таким образом, может адресовать типичные проблемы некоммерческого сектора в управлении знаниями и сформулировать способы успешного получения ценности из того обилия организационных знаний, которыми могут похвастаться некоммерческие организации.
Используемая методология позволяет анализировать систему управления знаниями в некоммерческих организациях и нивелировать некоторые ограничения, выявленные на предварительных этапах исследования. Использование интервью обеспечивает достаточную открытость для нахождения неожиданных результатов, тогда как исследовательские задачи так же достигаются.
Работа с выборкой обеспечивает теоретическую насыщенность на основе вариативности и обеспечивает разнообразие исследуемых случаев.
В итоге проведение десяти полуторачасовых интервью позволило собрать достаточно информации для полноценного анализа систем управления знаниями. Была выявлена специфичная роль управления знаниями в некоммерческих организациях. Была описана предметная область знаний в некоммерческих организациях с описанием таксономии с несколькими уровнями. Была оценена распространённость конкретных знаний в организациях и сделаны выводы по причинам сложившейся ситуации. Были выявлены характеристики культуры, организации управления и лидерства, влияющие на систему управления знаниями. Затем были приведена средства реализации управления знаниями, использующиеся в некоммерческих организациях. Были обозначены главные проблемы в управлении знаниями, которые выделяют некоммерческие организации. В итоге были сформулированы рекомендации по элементам системы управления знаниями, на которые следует обратить внимание при достижении определённых задач управления знаниями в некоммерческих организациях.
Подобные работы
- Управление мотивацией персонала в некоммерческих организациях
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Управление проектной деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций как фактор развития гражданского общества
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Управление мотивацией персонала в некоммерческих организациях
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2016 - Экономическая политика региона как фактор формирования международного имиджа территории (на примере Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Анализ эффективности управления человеческими ресурсами (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021



