Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. Современные тенденции развития системы здравоохранения и место
пациента с нарушением слуха в них 7
1.2. Глухие и слабослышащие люди как меньшинство 8
1.3. Сниженная грамотность в вопросах здоровья среди людей с
нарушениями слуха и её последствия 9
1.4. Особенности общей заболеваемости среди людей с нарушениями слуха
и факторы, объясняющие эти наблюдения 12
1.5. Проблемы коммуникации с медицинским персоналом и получением
услуг в сфере здравоохранения 14
Глава 2. Материалы и методы 21
2.1. Материалы исследования 21
2.2. Методы исследования 22
2.2.1. Анкетирование 22
2.2.2. Статистическая обработка результатов 22
Глава 3. Результаты собственных исследований 23
3.1. Социальный портрет пациента с нарушениями слуха 23
3.2. Условия учебной деятельности 30
3.3. Предложениях по улучшению социальной помощи 32
3.4. Опыт обращения за медицинской помощью 33
3.5. Предложения по улучшению медицинской помощи по мнению
пациентов 48
Заключение 52
Выводы 56
Список литературы 63
Приложение A 70
В настоящий момент по данным Всемирной организации здравоохранения наблюдается рост людей с нарушениями слуха. Согласно их прогнозу, к 2050 году в мире будет около 2,5 миллиардов глухих и слабослышащих, тогда как на данный момент от той или иной степени потери слуха страдают 1,5 миллиарда человек [1]. В России по данным Всемирной федерации глухих в 2018 году насчитывалось примерно 13 миллионов людей, имеющих нарушения слуха [2]. Но несмотря на такие большие цифры данная инвалидность часто игнорируется обществом, так как присутствует стигматизация этой группы.
У глухих и слабослышащих чрезвычайно остро стоит проблема социальной адаптации в обществе, что связано со сложностями в образовании, трудоустройстве, организации медицинской помощи, которые чаще всего являются следствием возникающих трудностей при коммуникации. Особенно это проявилось во время пандемии новой коронавирусной инфекции в связи с обязательным ношением лицевых масок в помещениях, когда слабослышащие люди сталкиваются с проблемами общения с персоналом лечебных учреждений. Им самостоятельно приходится искать способы преодоления подобных барьеров. На это обращает внимание ВОЗ, называя данную проблему «невидимой инвалидностью», не только из-за отсутствия видимых со стороны симптомов, но и потому, что долгое время имелась стигматизация в обществе и игнорирование этой проблемы со стороны политических деятелей [1].
В настоящее время в Российской Федерации имеется достаточно много нормативных документов, которые направлены на улучшения жизни глухих и слабослышащих людей, что свидетельствует о том, что государство старается всячески поддерживать их. Однако от законодательства до практического воплощения и реальной оценки жизни этих категорий пациентов часто бывает достаточно далеко, так как оказывается непросто добиться реализации данных документов. Поэтому важно изучать на практике проблемы этого контингента и разрабатывать меры по постоянному улучшению жизни и социального статуса.
Необходимости более пристального внимания к проблемам глухих и слабослышащих посвящено много зарубежных исследований, но найти достаточное количество российских работ нам не удалось. Среди проблем, которые отмечают авторы, по результатам опросов выявились сложности понимания обычных медицинских назначений и диагнозов, что было связано с нарушениями слуха [3]. Неумение медицинских работников общаться с данной категорией пациентов влияет не только на оценку ими собственного потенциала здоровья, но и на медицинскую грамотность, принятие решений в отношении своего здоровья, борьбу с факторами риска и ведение здорового образа жизни, которые также зависят от социально-экономических условий жизни и трудовой деятельности [21], [23], [52]. К сожалению, люди с
нарушениями слуха часто испытывают проблемы в этих аспектах.
Таким образом, оценка медико-социальной помощи глухим и слабослышащим является актуальной задачей и может являться плацдармом для разработки и внедрения методов и мероприятий, направленных на улучшение жизни и здоровья людей с нарушениями слуха.
Цель исследования: определить влияние социальных факторов на участие глухих и слабослышащих людей в системе здравоохранения и произвести анализ предложений по улучшению социальной поддержки. Дать оценку восприятию опыта посещения медицинских учреждений пациентами с нарушениями слуха и их общению с медицинским персоналом. Предложить способы улучшения доступа к медицинской помощи и увеличения доступность среды при посещении учреждений здравоохранения.
Задачи:
1. Провести опрос среди глухих и слабослышащих людей о социальноэкономических условиях жизни, учебной и трудовой деятельности, субъективной оценке оказанных медицинских услуг.
2. Осуществить обработку материалов, полученных в результате анкетирования.
3. Сделать выводы о состоянии медико-социальной помощи людям с нарушениями слуха.
4. Предложить меры по улучшению качества медико-социальной помощи.
1. По данным опроса о социальном статусе пациентов с нарушениями
слуха обращают на себя внимание следующие аспекты: более двух третей состоят в браке, но при этом выявляется большой процент холостых 23,5% (95%ДИ:18,9-27,7). В числе опрошенных с полным отсутствием слуха преобладает количество замужних и женатых респондентов. Более двух третей имеет детей, причём многодетных среди них достаточно много 9,4%(95%ДИ:6,4-12,4). Доля бездетных респондентов выше в группе с частичным отсутствием слуха. Несмотря на то, что большинство опрошенных состоят в браке и имеют детей, большая часть из них не отмечает поддержи и помощи в решении бытовых, моральных и материальных вопросов (41,6% (95%ДИ:36,5-46,7)). При этом чаще всего для респондентов опорой являются родители (39,7% (95%ДИ:34,6-44,8)). Довольно большой процент 56,7% (95%ДИ:51,5-61,9) отметили поддержку со стороны государства в виде материальной помощи, меньше половины пациентов её не получает. Обращает на себя внимание, что 60% (95%ДИ:55,8-66,0) опрошенных частично удовлетворены своим материальным положением. Опрос показал, что наличие работы, как и присутствие материальной помощи со стороны государства сопряжено с большим чувством удовлетворённости материальным положением. При этом среди респондентов чаще получателями выплат от государства были пациенты, слышащие со слуховым аппаратом. Среди опрошенных преобладает количество имеющих работу (52,4% (95%ДИ:47,2-57,6)), но доля безработных также
достаточно велика (39,1% (95%ДИ:34,0-44,2)), что соответствует данным обзора литературы.
2. Так как уровень образования безусловно влияет на медицинскую грамотность, было важно выяснить, какие имеются проблемы с
обучением. Так, выяснилось, что подавляющее большинство посещало специальные школы (90,1% (95%ДИ:87,0-93,2)), а также многие обучались в ВУЗах и средних специальных учебные учреждениях с инклюзивными программами (41,2% (95%ДИ:36,1- 46,3)). Почти половина опрошенных отметила школу, как место с более благоприятной обстановкой. Среди студентов с нарушениями слуха преобладает доля тех, кто испытывает трудности с учёбой (61,1% (95%ДИ:45,2-77,0)). В качестве более удобного формата обучения они выбирают очный (58,3% (58,3% (95%ДИ:25,5-74.4)), с сопровождением лекций в виде субтитров или перевода на жестовый язык (94,4% (95%ДИ:86,9-100)), при этом многие
предпочитают заниматься в отдельной группе вместе с людьми, имеющими подобные проблемы (70,3% (95%ДИ:55,4-85,2)).
Соответственно, нужно прислушиваться к их потребностям, делая получение образования более комфортным, ведь оно положительно влияет на работу, жизнь и здоровье.
3. Среди респондентов у большинства был опыт обращения в государственные поликлиники (87,8% (95%ДИ:84,4-91,2)); 58,4%
(95%ДИ:53,3-63,5) посещали платные клиники; многие также проходили бесплатное (43,6% (95%ДИ:38,4-48,8)) и платное (15,9% (95%ДИ:12,1-19,7)) стационарное лечение в государственных больницах. Среди опрошенных 59,3% (95%ДИ:54,2-64,4) имели
опыт плановой госпитализации и 57,7% (95%ДИ:52,5-62,9) -
экстренной. Почти половина опрошенных (46,5% (95%ДИ:41,3-
51,7)) обращается в медицинские учреждения 2-4 раза в году; 24,9% (95%ДИ:20,4-29,4)- только один раз в году. Достаточно большая доля респондентов либо никогда не обращается за профилактической помощью (11,3% (95%ДИ:8,0-14,6)), либо делает это реже, чем 1 раз в 2 года (33,1% (95%ДИ:28,2-38,0)). При этом пациенты с полным отсутствием слуха являются самыми частыми посетителями профилактических приёмов: 52,3% (95%ДИ:44,4-60,2) из них ответили, что делают это регулярно: от 1-3 до 4 и более раз в году.
4. Обращает на себя внимание тот факт, что именно платные клиники оценивались как наиболее комфортные в плане обстановки, организации помощи и общении с медицинскими работниками (49,9% (95%ДИ:44,7-55,1)). Лишь 28,0% (95%ДИ:23,3-32,7) остались довольны государственными поликлиниками и больницами....
1. WHO. World Report On Hearing // Human Rights Watch. 2021. 1-272 p.
2. Варинова О.А. Особенности описания социального сообщества глухих людей // Теория и практика общественного развития. 2020. Том. 7, № 149. с. 44-48.
3. Ralston E., Zazove P., Gorenflo D.W. Physicians’ Attitudes and Beliefs About Deaf Patients // J. Am. Board Fam. Pract. 1996. Vol. 9, № 3. P. 167 LP - 173.
4. Пальцев М. А., Белушкина Н. Н., Чабан Е.А. 4П-медицина как новая модель здравоохранения в Российской Федерации // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2015. Том. 2, № 2. с. 4854.
5. Rogers K.D., Ferguson-Coleman E., Young A. Challenges of Realising Patient-Centred Outcomes for Deaf Patients // Patient. Springer International Publishing, 2018. Vol. 11, № 1. P. 9-16.
6. Pereira P.C.A., De Carvalho Fortes P.A. Communication and information barriers to health assistance for deaf patients // Am. Ann. Deaf. 2010. Vol. 155, № 1. P. 31-37.
7. Sheppard K. Deaf adults and health care: Giving voice to their stories // J. Am. Assoc. Nurse Pract. 2014. Vol. 26, № 9. P. 504-510.
8. Астахова Н. В., Большаков Н. В. Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция? // Журнал исследований социальной политики . 2017. Том 15, №1, с. 51-66.
9. Harris R. Introduction to American Deaf Culture by Thomas K. Holcomb // Sign Lang. Stud. 2014. Vol. 14. P. 406-410.
10. Sheppard K. Deaf adults and health care: Giving voice to their stories // J. Am. Assoc. Nurse Pract. 2014. Vol. 26, № 9.
11. Munoz-Baell I.M. et al. Comunidades sordas: ^pacientes o ciudadanas? [Deaf communities: patients or citizens?] // Gac. Sanit. 2011. Vol. 25, № 1. P. 7278.
12. Базоев В. З.. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. Том. 4, № 2. P. 320-330.
13. Dixon P.R. et al. Health-Related Quality of Life Changes Associated With Hearing Loss // JAMA Otolaryngol. Head Neck Surg. American Medical Association, 2020. Vol. 146, № 7. P. 630-638.
14. Мамедова Е.Ю. Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. с. 158-164.
15. Traxler C.B. The Stanford Achievement Test, 9th Edition: National Norming and Performance Standards for Deaf and Hard-of-Hearing Students // J. Deaf Stud. Deaf Educ. 2000. Vol. 5, № 4. P. 337-348....61