Есть приложение.
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность понятия «Проектная деятельность» 6
1.2 Типы и формы проектной деятельности 11
1.3 Преимущества проектной деятельности и ее ценность для учеников 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В МЛАДШИХ КЛАССАХ 24
2.1 Роль и значение предмета «Окружающий мир» в процессе организации учебного процесса в начальной школе 24
2.2 Реализация основных требований, этапы и методы в организации учебного процесса в начальной школе 28
2.3 Оценка эффективности организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» 31
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 34
3.1 Диагностика исследовательских умений у младших школьников 34
3.2 Методика проведения учебных исследований с третьеклассниками на основе изучения окружающего мира 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
В современном обществе ключевым словом педагогического процесса, сущностным понятием обучения становится развитие.
Взгляды многочисленных педагогов на развитие систем образования близки: постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации. Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно – ориентированные технологии, так как обучение, направленное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков не может отвечать сложившейся ситуации.
Внедрение новых педагогических информационных технологий поможет наилучшим образом решить основную задачу образования – формирование личности, способной самостоятельно принимать решения и гибко адаптироваться к имеющимся условиям жизни.
Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения предмета и активизирует взаимодействие всех знаний для достижения практического результата.
Современная школа стремится формировать у детей знания и умения, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Одним из таких методов является проектная деятельность на уроках «Окружающий мир», которая позволяет интегрировать различные учебные предметы, формировать умения и навыки проектной работы, развивать творческий потенциал учеников, а также повышать их мотивацию к учению. В связи с этим, данная тема является актуальной и представляет большой интерес для исследования.
Объект исследования — это процесс обучения учеников в рамках данного предмета, с акцентом на организацию проектной деятельности.
Предмет исследования — это способы и методы организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в третьем классе. В частности, исследуется система организации учебного процесса в виде проектов, упражнения и задания, а также методы и технологии, используемые учителями для эффективного привлечения учеников к творческой деятельности и развития их компетенций в области «Окружающего мира». Также предметом исследования являются практические аспекты методики проведения проектов на уроках, такие как составление планирования, определение целей и задач, оценка результатов и т.д.
Цель данной работы - изучить организацию проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в третьем классе, а также выявить её роль и значимость для формирования у детей универсальных учебных действий.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- Определить сущность понятия «Проектная деятельность»;
- Рассмотреть типы и формы проектной деятельности;
- Выявить преимущества проектной деятельности и ее ценность для учеников;
- Обозначить роль и значение предмета «Окружающий мир» в процессе организации учебного процесса в начальной школе;
- Проанализировать основные требования, этапы и методы в организации учебного процесса в начальной школе;
- Дать оценку эффективности организации проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».
- Произвести диагностику исследовательских умений у младших школьников.
- Рассмотреть методику проведения учебных исследований с третьеклассниками на основе изучения окружающего мира.
Для решения задач можно использовать различные методы и средства:
1. Метод проектов;
2. Интерактивные технологии;
3. Работа с различными ресурсами (Например, «Одноклассники», «Места встреч», «Сетевые сообщества», чтобы создать специальные группы и форумы);
4. Игровые технологии;
5. Организация конференций и выставок проектов.
В заключение можно сказать, что организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе представляет собой важный инструмент развития ребенка, как интеллектуального, так и социального. Работа в проектах помогает ученикам развивать навыки критического мышления, умения решать задачи, творчески мыслить и работать в команде.
Поэтому важно организовывать проектную деятельность грамотно, учитывая возрастные и психологические особенности детей и принимая во внимание интересы и потребности каждого ученика. Организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» должна проводиться в рамках учебной программы, иметь четкие цели и задания, и, конечно же, должна быть оценена соответствующим образом.
Таким образом, организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе является важным инструментом формирования компетенций учеников и подготовки их к жизни в современном мире. Работа в проектах помогает детям развивать творческие и аналитические навыки и совершенствовать коммуникативные и социальные умения. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать проектную деятельность в обучении «Окружающему миру».
В результате проведенного исследования и анализа данных можно сделать следующие выводы:
Исследовательская деятельность является важным компонентом образования младших школьников. Она способствует развитию их познавательных и практических навыков, активизации интереса к окружающему миру и формированию исследовательской компетентности.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе должна быть основана на принципах активного и самостоятельного обучения, практической направленности и индивидуализации подхода к учащимся.
Диагностика исследовательских умений у младших школьников является важным инструментом для определения уровня их развития и потребностей в дальнейшем обучении.
Методика проведения учебных исследований с младшими школьниками на основе изучения окружающего мира должна быть основана на систематическом и структурированном подходе. Важно предоставить учащимся возможность активно участвовать в процессе исследования, проводить наблюдения, собирать данные, анализировать их и делать выводы.
Результаты анкетирования показали, что учащиеся проявляют интерес к окружающей среде, обладают навыками наблюдения, использования информационных ресурсов и коммуникации. Однако, некоторым из них требуется развитие аналитических навыков и активного использования наблюдения и записи.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность младших школьников в урочное время имеет важное значение для их познавательного развития и формирования исследовательской компетентности в области изучения окружающего мира. Результаты анкетирования позволяют утверждать, что младшие школьники проявляют интерес и мотивацию к изучению природы, обладают базовыми навыками наблюдения, коммуникации и использования информационных ресурсов.
В целом, данная работа подтверждает важность исследовательской деятельности младших школьников в урочное время и необходимость ее организации и развития. Педагоги и образовательные организации должны уделять особое внимание созданию условий для развития исследовательской компетентности учащихся младшего школьного возраста. Это может быть достигнуто через интеграцию исследовательской деятельности в учебный процесс, использование разнообразных методик и форм работы, обеспечение доступа к информационным ресурсам и литературе, а также активное сотрудничество и обмен опытом между педагогами.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что организация исследовательской деятельности младших школьников в урочное время является актуальной и перспективной задачей для педагогов. Развитие исследовательских навыков и компетенций учащихся способствует их активному познанию окружающего мира, формированию самостоятельности и творческого мышления. Такой подход к образованию вносит важный вклад в их интеллектуальное и личностное развитие, а также подготавливает их к успешной адаптации в современном информационном обществе.
1. Алексеева А.А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках "Окружающий мир" в начальной школе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2022. Т. 2. № 14-3. С. 10-14
2. Бирюкова С.Г. Организация учебного исследования в начальной школе // Вопросы педагогики. 2017. № 6. С. 14-17
3. Бокова Т.И., Васильцова И.В., Коваль Ю.И. Исследовательский проект в образовательном процессе университета // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3. С. 50-54
4. Бокова Т.И., Васильцова И.В., Коваль Ю.И. Исследовательский проект в образовательном процессе университета // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3. С. 50-54
5. Болмосова Е.В. Ценности педагогического взаимодействия "учитель-ученик" в образовательном процессе школы // Шаг в науку. 2018. № 1. С. 23-25
6. Бугаева А.Е. Творческий проект как эффективный образовательный ресурс в дополнительном образовании детей // Научно-методический журнал Поиск. 2018. № 4 (64). С. 59-60
7. Буханов Г.В. Проектное мышление - основа проектной деятельности. принципы, особенности, формирование // Проектная культура и качество жизни. 2019. № 15. С. 13-22
8. Горбунова Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 112-116
9. Громова, Т.А. Развитие исследовательских способностей на уроках окружающего мира. – Москва: Просвещение, 2019.– 50 с.
10. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 507 с.
11. Каблукова И.Г., Колмагорова Е.А. Сущность и содержание универсальной компетенции студентов "способность к проектному типу деятельности" // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2018. № 4 (46). С. 39-45
12. Калинина И.Г., Толкова Н.М., Енова И.В. Особенности организации проектной деятельности в начальном общем образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-3. С. 112-114
13. Каменева Т.А. Результативность исследовательского проекта в начальной школе // Вестник научных конференций. 2019. № 3-1 (43). С. 63-64
14. Лагушина Т.А. Проектная и учебно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования // Вестник ТОГИРРО. 2022. № 2 (49). С. 69-70
15. Луковникова Е.И., Лапенко Е.В. Работка шкалы оценивания результатов проектной деятельности педагогическими работниками образовательных организаций // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2018. Т. 2. С. 29-35
16. Мамедова И.О.К. Основные направления развития инновационных процессов и применение новых технологий в учебном процессе начальных классов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 3 (53). С. 68-78
17. Петрова, Е.И. Развитие исследовательских способностей младших школьников. – Москва: Просвещение, 2019. – С. 30-60.
18. Попов К.А. Организация проектной деятельности в образовательных онлайн-сообществах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (176). С. 105-109
19. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 4
20. Салимова Л.А., Шабанова А.А. Пути повышения мотивации к учебной деятельности у учащихся базовой школы // Симбирский научный вестник. 2020. № 3-4 (41-42). С. 63-69
21. Сандалова, Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников в русле Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / Н.Н. Сандалова, Л.К. Фаткуллина // Школа будущего. – М., 2015. – №2. – С.112-118.
22. Сандалова, Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников / Н.Н. Сандалова // Начальная школа. – 2015. – №6. – С. 47-51.
23. Смирнова Д.В. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия детского сада и начальной школы // Педагогический вестник. 2018. № 5. С. 108-110
24. Соколова, Л.Н. Методика проведения исследовательских работ учащихся начальной школы [Текст] / Л.Н. Соколова. – М.: Дрофа, 2018. – 192 с.
25. Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе : учебное пособие / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 114 с.
26. Тимофеева, Е.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках физики / Е.А. Тимофеева // Физика в школе. – 2014. – № 4. – С. 23-27.
27. Хузина Л.Х., Нуриева А.Р. Средства наглядного обучения и их использования на уроках по предмету "Окружающий мир" в начальной ШКОЛЕ // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 2 (47). С. 21-25
28. Шарова, Т.В. Исследовательская деятельность младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир". – Москва: Просвещение, 2016. – С. 60-90.