Введение 5
Глава 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ 7
1.1. Определение оценки ценности предприятий и её целей 7
1.2. Анализ классических подходов оценки ценности компании и их преимущества 9
1.3. Анализ недостатков классического доходного подхода 13
1.4. Современные методы оценки ценности компаний 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ БИЗНЕСА МЕТОДАМИ DCF И ДОСТИГНУТОЙ СТОИМОСТИ 23
2.1. Методика расчета ценности компании дисконтированием денежных потоков 23
2.2. Модели для расчета ставки дисконтирования 26
2.3. Методика расчета ценности компании на основе достигнутой стоимости 30
2.4. Сравнение методов дисконтирования денежных потоков и достигнутой стоимости 34
Выводы по главе 2 36
Глава 3. ОЦЕНКА ЦЕННОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ МЕТОДАМИ DCF И ДОСТИГНУТОЙ СТОИМОСТИ 37
3.1. Характеристика выборки компаний и гипотезы исследования 37
3.2. Анализ финансово-экономической деятельности выбранных компаний 39
3.2.1. Анализ финансово-экономической деятельности ПАО «НКХП» 39
3.2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ПАО «Новатэк» 41
3.2.3. Анализ финансово-экономической деятельности АК «АЛРОСА» 43
3.2.4. Анализ финансово-экономической деятельности ПАО «АКРОН» 45
3.2.5. Анализ финансово-экономической деятельности HeadHunterGroup 47
3.3. Апробация методик оценки ценности компании на примере российских компаний 50
Выводы по главе 3 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 67
Оценка ценности компании является неотъемлемым элементом управления — понимание справедливой стоимости бизнеса необходимо для дальнейшего развития фирмы. Данный инструмент применяется для различных целей: для оценки при инвестировании, при слияниях и поглощениях, при кредитовании, при первичном размещении акций на фондовой бирже, а также для оперативного управления компанией.
Компании используют оценку бизнеса для решения возникающих проблем: на основе результатов оценки ценности строится концепция Value-basedmanagement (VBM), применение которой позволяет существенно увеличить стоимость компании (по данным McKinsey, на 30%-200% в зависимости от отрасли). По данным исследования E&Y, VBM для страховых компаний предоставляет возможность увеличения возврата капитала на 2.3 процента. Преимущества и результаты VBM увеличивают потребность в оценке ценности компании, анализе существующих методов и рекомендаций по их применению.
Актуальность темы квалификационной работы заключается в потребности компаний проводить надежную и корректную оценку для дальнейшего управления бизнесом. В то же время методы оценки ценности компании эволюционируют: совершенствуются классические подходы и разрабатываются новые — что делает выбранную тему еще более значимой для исследования.
Целью данной работы является сравнение особенностей классических и современных методов оценки ценности бизнеса, а также их применение на примере российских компаний.
Для достижения поставленной цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Обзор оценки ценности бизнеса, её целей и преимуществ применения в компаниях,
2. Анализ классических и усовершенствованных подходов оценки ценности бизнеса,
3. Формирование гипотез исследования и на их основе выборки компаний,
4. Анализ деятельности выбранных для оценки компаний, расчет их ценности различными методами,
5. Сравнение методов оценки ценности бизнеса на примере оценке российских компаний,
6. Интерпретация полученных результатов и формулирование выводов.
Цель и поставленные задачи ВКР определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Введение посвящено проблематики оценки ценности бизнеса в современных условиях: обосновывается применение концепции Value-BasedManagement, что определяет актуальность работы. Во введении ставится цель и задачи проведения исследования.
В первой главе проводится теоретический анализ существующих методов, их недостатки и проблемные аспекты классических подходов, которые влияют на компанию и из-за чего, впоследствии, могут возникать финансовые скандалы. Отдельно рассматриваются современные методы оценки ценности бизнеса и их применение.
Вторая глава посвящена анализу методологий проведения оценки ценности компаний двумя способами: дисконтирование денежных потоков и достигнутой стоимости — их отличительные черты и сходства. В данной главе отдельно сравниваются модели ставки дисконтирования, условия выбора конкретных способов расчета и применимость в различных ситуациях.
Третья глава направлена на практическое применение классического и современного методов оценки ценности бизнеса. Данная глава основывается на российских компаниях: проводится анализ финансово-хозяйственного состояния, особенностей ведения бизнеса и других характеристик компании, на основе чего вычисляются ценности компаний двумя методами. В заключении сравниваются методы оценки ценности бизнеса, их применимость на основе проведенных расчетов компаний.
Для проведения исследования использованы следующие форматы информационных источников: современные учебные пособия, научные статьи на рассмотренную тематику зарубежных и российских авторов, информационные базы данных Спарк, ThomsonReuters, MarketLineи новостные публикации в деловых источниках СМИ. Также для проведения практического исследования были использованы бухгалтерские отчетности компаний НКХП, Новатэк, Алроса, Акрон и HeadHunter.
Оценка ценности компании является неотъемлемым элементом управления бизнесом: концепция Value-basedmanagement широко применяется во многих крупных организациях. В современных условиях отсутствуют конкретно обозначенные правила и нормы оценки бизнеса — компании в праве применять разные методы для вычисления ценности. Существуют классические подходы к оценке стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный — и «новые», усовершенствованные способы, такие как модель Ольсона, КОНОК или метод достигнутой стоимости.
Наиболее распространенным классическим способом оценки является метод дисконтирования денежных потоков, который входит в доходный подход. Затратный и сравнительный подходы рассматриваются как дополнительные и проводятся в качестве дополнения к доходному способу. Несмотря на распространённость классического метод DCF, можно выделить ряд значительных недостатков: субъективность прогнозов, сложность расчетов, недостоверность данных и возможность финансовых махинаций. На основе рассмотренных кейсов компаний и финансовых скандалов, можно сказать, ошибки и негативные аспекты метода DCF приводят к значительным проблемам. В силу потребности в корректной оценке ценности компании, нивелирования проблемных аспектов модернизируются и совершенствуются методы.
В данной работе рассмотрены несколько альтернативных способов оценки ценности компании: модель Ольсона, метод корпоративных оценок на основе клиента и достигнутой стоимости. Модель Ольсона является усовершенствованной версией метода Эдвардса-Белла, КОНОК полностью основывается на концепцииDCF, модернизируя способ вычисления денежных потоков. В то время как методика достигнутой стоимости существенно отличается от классического метода DCF и нивелирует проблемы данного метода.
Оценка ценности компании методом достигнутой стоимости не предполагает построения прогнозного периода, основывается на показателях NOPLAT, PACи ROAA, в отличии от DCF, который базируется на EBITDA, NI. Данный метод позволяет оценить некий рубеж, который компания достигла в отчетном периоде. В то же время, метод достигнутой стоимости не учитывает существенные изменения компании в будущем, но позволяет обновлять ценность компании и демонстрировать достижение компании желаемых результатов для инвесторов.
В данном исследовании была проведена оценка ценности публичных российских компаний: ПАО «НКХП», ПАО «Новатэк», АК «Алроса» (ПАО), ПАО «Акрон» и HeadHunter. Проведенное исследование подтверждает гипотезу, что оценка ценности компании с низким темпом роста методом достигнутой стоимости соответствует результатам дисконтирования денежных потоков. Ценность компании НКХП методом достигнутой стоимости составила около 32 млрд. рублей, в то время как по методу дисконтирования денежных потоков результат был менее 36 млрд. рублей. Важно отметить, что темп роста выручки компании НКХП составил 8% на прогнозном периоде. Достигнутая стоимость компании Новатэк с 9% темпом роста выручки равна 1 300 млрд. рублей (по методу DCFрезультат составил около 1 400 млрд. рублей). Оценка ценности компании Алроса методом достигнутой стоимости составила 250 млрд. рублей, а методом дисконтирования денежных потоков — 260 млрд. рублей, при этом темп роста выручка был обозначен в 10%. Результат достигнутой стоимости указанных компаний продемонстрировал близкую ценность к величине по методу DCF, при этом процесс оценки альтернативным методом менее затратный, чем классический доходный.
На основе результатов компаний HeadHunterи Алроса с темпом роста выручки в 20% и 1%, соответственно, можно сделать вывод, что метод достигнутой стоимости не предназначен для оценки компаний с высокими перспективами развития или негативными ожиданиями. Таким образом, чем стабильнее компании, тем ближе результат оценки ценности методом достигнутой стоимости к DCF. Для компаний с высоким темпом роста (как HeadHunter) метод достигнутой стоимости можно быть применен в качестве начальной оценки и расчета ценности на сегодняшний день. При оценке ценности методом дисконтирования денежных потоков, сравнение с результатом достигнутой стоимости, будет наглядно отображать ожидаемый рост компании и позволять оперативно управлять компанией.
С практической точки зрения результаты данного исследования применимы для определения компаниями корректного метода оценки ценности. Так, крупным, быстроразвивающимся компаниям не стоит отказываться от классического метода дисконтирования денежных потоков в надежде нивелировать ошибки субъективности прогнозов и трудоемкости процесса оценки. Согласно полученному результату, метод достигнутой стоимости позволяет быстро и оперативно оценить ценность стабильных компании и получить близкий результат к методу дисконтирования денежных потоков. Метод достигнутой стоимости может быть использован на практике для оценки роста компании и эффективности управления благодаря возможности сравнения результатов ценности с прошлыми отчетными периодами.
1. Аллавердян В.В.Оценка информации (знаний) // Деловая и научная литература, 2019. — 60 с.
2. Бабичева Н.В., Попова И.В. Особенности оценки стоимости предприятия методом ликвидационной стоимости // Аллея науки. — 2017. — Т.3, №9. — с. 18-22.
3. Битюцких В.Т. Формула стоимости. Оценка стоимости компаний. / В.Т. Битюцких. — 1-е изд. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 216 с.
4. Бобиенко О. А. Подходы и методы оценки стоимости компании в современных условиях // Вестник ТИСБИ. — Казань, 2018. — №3. — С.157-161.
5. Буга А.В., Канова А.К. Методические аспекты формирования и дисконтирования денежных потоков при реализации доходного подхода к оценке предприятий // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург), №7 (9) — 2019 г. — 99-111 с.
6. Буга А.В., Кудряшов В.С., Иванова Е.А. Определение стоимости объекта оценки: сравнительный подход // Экономика и управление народным хозяйством. — СПБ, 2019. — №8(10). — с. 79-91.
7. Бухонов С.М. Определение коэффициента дисконтирования в российских условиях, параметры ставки дисконтирования // Вестник БГТУ им. В.Г.Щухова — №4, 2013г. — 116-120с.
8. Владельцы HeadHunter рассчитывают получить $220 млн в ходе IPO // Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/05/09/801097-headhunter, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
9. Грабилина А.С. Использование метода отраслевых коэффициентов в антикризисном управлении // Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания. — Новосибирск, 2017. — с. 125-129.
10. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. — 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2011. — 1316 с.
11. Дорофеев М.Л. Альтернативная концепция дисконтирования денежных потоков // Финансовая аналитика: проблемы и решения — №7 (241) — 2015г. — 21-36с.
12. Захаров Н.В. Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнеса: теория и практика // Имущественные отношения в Российской Федерации. — Москва, 2016. — №5(176). — с. 37-55.
13. Злотникова Г.К. Оценка организации по справедливой стоимости – необходимое условие развития малого бизнеса // «Хроноэкономика» №4 (12). — Москва, июль 2018. — 4 с.
14. Ивахно О.Е., Симонова Н.Ю. Методы определения ставки дисконтирования при принятии инвестиционных решений в современных условиях // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации — 2015г. — 376с.
15. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста / И.В.Ивашковская // Корпоративные финансы. – 2006. − С. 60-67.
16. Изотова З.А., Стаценко Н.Р. Пути преодоления ограничений методов расчета ставки дисконтирования при оценке бизнеса // Научно-практическая конференция «Молодая наука»
17. История компании HeadHunter// TAdviser [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:HeadHunter, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
18. Козырь Ю.В. Отражение влияния налогообложения доходов в моделях дисконтирования денежных потоков / Ю.В. Козырь // Имущественные отношения в РФ. Оценка всех видов собственности — №10 (109) 2010г. — 31-46 с.
19. Корниенко Б.И. Оценка стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков в рамках доходного подхода / Корниенко Б.И. // Концепт. Научно-методический электронный журнал. — 2015г. — №7. — 6с.
20. Лейфер Л.А. Ставка дисконтирования для оценивания недвижимости в условиях кризиса / Л.А.Лейфер // Общероссийский информационно-аналитический и научно-практический журнал «Имущественные отношения в РФ» — №2 (101) 2010г. — 47-53 с.
21. Ленченко В.В. Методы расчета ставки дисконтирования: сущность, значение и области применения // Статья в сборнике трудов международной научно-практической конференции «Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания» — 2017г. — 119-125с.
22. ЛукашовВ. Н., Н. В. Лукашов Определение величины ставки дисконтирования для инвестиционного проектирования и оценки бизнеса: о различии подходов к исчислению и применению // Вестник СПбГУ. Экономика. 2019. Т. 35. Вып. 1 — 83-109 с.
23. Лытнев О.Н. Финансовый риск, денежные потоки и ставки дисконтирования // Управление корпоративными финансами №1 (25) — 2008г. — 24с.
24. Метод капитализации доходов для оценки бизнеса [Электронный ресурс] // Финансово-инвестиционный блог Жданова Василия и Жданова Ивана — Режим доступа: https://finzz.ru/metod-kapitalizacii-doxodov.html, свободный. (Дата обращения: 27.12.2019)
25. Методика осуществления оценки справедливой стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель АО «РВК» // Российская Венчурная компания — г. Москва, 2019 – 151 с.
26. Михаил Жуков: «Через HeadHunter нанимают и уборщицу, и гендиректора» / Интервью с генеральным директором HeadHunter // Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2019/11/20/816781-gendirektor-headhunter, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
27. Нурбацин А.С. Оценка стоимости бизнеса: метод корпоративных оценок на основе клиента // Международный научный журнал «Вестник науки» №6 (15) Т.1 — июнь 2019 г. — 170-173с.
28. О группе «АКРОН» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании АКРОН— Режим доступа: https://www.acron.ru/about-acron-group/about/, свободный. — (Дата обращения: 20.05.2020)
29. О компании «АЛРОСА» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании АЛРОСА — Режим доступа: http://www.alrosa.ru/о-нас/, свободный. — (Дата обращения: 20.05.2020)
30. О компании ПАО «НКХП» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании НКХП — Режим доступа: https://novoroskhp.ru/o-kompanii/biznes.html, свободный. — (Дата обращения: 20.05.2020)
31. О компании ПАО «НОВАТЭК» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании НОВАТЭК — Режим доступа: http://www.novatek.ru/ru/about/company/, свободный. — (Дата обращения: 20.05.2020)
32. Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Статья 3. Понятие оценочной деятельности: Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ: ред. от 28.11.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/e1cc1a2466ed060fcaf283706ea933816eed7ace/, свободный. (Дата обращения: 23.11.2019)
33. Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки: Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ: ред. от 28.11.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/37ca272d51042a5a3d5fd61b11ea7ba2cf336c11/, свободный. (Дата обращения: 23.11.2019)
34. Отчетность компании HeadHunter // СПАРК. Международная информационная группа Интерфакс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru/, закрытый. (Дата обращения: 16.03.2020)
35. Потапейко Д.А. Основные понятия и определения в применении доходного подхода к оценке стоимости бизнеса // Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества — 2017. – 99-102 с.
36. Пронина О.В. Проблемные аспекты оценки стоимости компании // Инновационная наука — №11 — Москва, 2018. — 4 с.
37. Прудникова Ю.А. Традиционные подходы и методы оценки стоимости бизнеса // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2016. — №1-1. — с. 495-499.
38. Путь карьеристов: история HeadHunter от плотника до IPO // IncRussia[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://incrussia.ru/fly/put-kareristov-istoriya-headhunter-ot-plotnika-do-ipo/, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
39. Решения совета директоров (наблюдательного совета) АК «АЛРОСА» (ПАО) [Электронный ресурс] // Центр раскрытия корпоративной информации E-disclosure— Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=DAAWzJ2LCkauJAezOjGWEA-B-B, свободный. — (Дата обращения: 24.05.2020)
40. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса // 2-е издание, Издательство: Маросейка, 2008 г. — 432 стр.
41. Сбербанк купил онлайн-рекрутера Rabota.ru // Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/04/01/797968-sberbank, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
42. Синицын Е.В., Стерхов А.В. К вопросу об оценке инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики (на примере оптовых генерирующих компаний) // Экономический анализ: теория и практика. Инвестиционная политика — №21 (150) — 2009г. — 9с.
43. Синицын Е.В., Стерхов А.В. Некоторые вопросы моделирования и оценки слияний и поглощений (на примере оптовых генерирующих компаний) // Экономический анализ: теория и практика, №18 (183) — 2010 г. — 7с.
44. Синичкин П.В., Мичурин Е.А. Анализ основных подходов к оценке стоимости компаний. // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — 2015. — с. 179-186
45. Среднемесячная доходность индекса 5–10-летних государственных облигаций (RUGBITR10Y) // Conomy [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.conomy.ru/stavki-gko, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
46. Стаценко А. К. Подходы и методы оценки стоимости предприятия / А.К. Стаценко // Economics — 2018. — №4(36). — с. 22-26.
47. СтэнлиФостерРид, Александра Рид Лажу Искусство слияний и поглощений // Альпина Паблишер, 2014 г. — 957с.
48. Татаринцева Я.П. Подходы, принципы оценки стоимости компании и факторы, влияющие на точность оценки // Сборник статей победителей международной научно-практической конференции — 2017. — с.89-92.
49. Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью / Татарова А.В. — учебное пособие. Изд-во ТРТУ, 2003. — с.70.
50. Федотова М.А., Будицкий А.Е. Новые методы оценки стоимости бизнеса и возможность их применения в отношении банков // Вестник ФА №3 (2007)
51. Хасанов А.Б. Оценка стоимости на основе модели Ольсона на примере развитых рынков Европы // Финансы и кредит. — 2019. — Т.25, №5. — С. 1205 — 1226.
52. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса // М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 575 с.
53. Церкозенко О.В., Барышникова Н.С. Затратный подход в оценке стоимости бизнеса // Материал XV международной научно-практической конференции — 2018. — с.84-86.‘I Honestly Don’t Trust Many People at Boeing’: A Broken Culture Exposed // The New York Times, feb.10, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2020/01/10/business/boeing-737-employees-messages.html, свободный. (Дата обращения: 27.02.2020)
54. Что посеем. Общая посевная площадь в 2020 году составит около 80,3 млн гектаров[Электронный ресурс] // Журнал «Агроинвестор» — Режим доступа:https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/33319-chto-poseem-obshchaya-posevnaya-ploshchad-v-2020-godu-sostavit-okolo-80-3-mln-gektarov/, свободный. (Дата обращения: 22.05.2020)
55. Banuta Mariana, Gadoiu Mihaela Aspects concerning the determination of the company value using the DCF method // Scientific Bulletin — Economic Sciences, Volume 15/Special Issue ETAEc 2016 — 123p.
56. Betasbysectors // DamodaranOnline [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/Betas.html, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
57. Boeing ‘Could Be the Enron Scandal of Our Day’: Hedge Fund Manager // CCN [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ccn.com/boeing-could-be-the-enron-scandal-of-our-day-hedge-fund-manager/, свободный. (Дата обращения: 27.02.2020)
58. Christensen C.M., Kaufman S.P., Shih W.C. Innovation killers: How Financial Tools Destroy Your Capacity to Do New Things // Harvard Business Review. – January 2008. – p. p. 98 – 107.
59. Daniel McCarthy, Peter Fader How to value a company by analyzing its customers / Harvard Business Review — January-February 2020. — 51-55 p.
60. Dickinson V. Cash Flow as Proxy for Firm Life Cycle; PhD; CPA. Fisher School of Accounting Warrington. College of Business. University of Florida —2007 г.
61. Durham, Catherine J. “Understanding the Basic Business Valuation Methods.” Control Engineering, vol. 63, no. 12, Dec. 2016, p. 24.
62. Edwards E., Bell P. The Theory and Measurement of Business Income //University of California Press, 1st Edition, 1961, 342 p.
63. European Solvency II survey 2014 // Ernst&Young [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.eycom.ch/en/Publications/20130530-European-Solvency-2-survey/download, свободный. (Дата обращения: 23.03.2020)
64. Florin Turcaș, Florin Cornel Dumiter, PetreBrezeanu, Marius Boiță Forecasting, valuation and portfolio returns of stock market evolution: problems, paradoxes and efficient information. Worldwide implications and romanian evidence // Journal of Business Economics and Management — 2020 Volume 21 Issue 1 — 87-114 p.
65. HeadHunter выплатит дивиденды в 2020 году в $0,50 на акцию // Агентство экономической информацией Прайм [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1prime.ru/business/20200313/831073789.html, свободный. (Дата обращения: 01.04.2020)
66. HeadHunter закрепила успех на NASDAQ // РБК[Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/05/2019/5cd2b2f89a794749e03752b2, свободный. (Дата обращения: 27.03.2020)
67. HHR:NASDAQ // Bloomberg [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.bloomberg.com/quote/HHR:US, свободный. (Режим доступа: 27.03.2020)
68. Hooke, Jeffrey C. Security analysis and business valuation on Wall Street: a comprehensive guide to today’s valuation methods — 2nd ed., Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2010. – 431 p
69. Koller Timothy What is value-based management? // An excerpt from Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies, Second Edition, p.87
70. Luis E. Pereiro Valuation of companies in emerging markets: A practical approach // John Wiley & Sons, New York, 2002 — 85-102 p.
71. Marc Goedhart, Tim Koller, David Wessels Valuing high-tech companies // Strategy & Corporate Finance. Book Excerpt, February 2016
72. Nick Antill, Kenneth Lee Company Valuation Under IFRS: Interpreting and Forecasting Accounts Using International Financial Reporting Standards / Antill N., Lee K. // Harriman House Publishing, 2nd edition, 2008 — 430p.
73. Ohlson, James A. Earnings, Book Values, and Dividends in Equity Valuation. Contemporary Accounting Research, Vol. 11, 1995
74. Olga Almabekova, Roman Kuzmich, Elena Antosik Income Approach to Business Valuation: Russian Perspective // Zagreb International Review of Economics & Business, Vol. 21, No. 2, pp. 115-128, 2018
75. Steven C. Applying income-approach business valuation methods to professional practices. // Journal of Financial Service Professionals. — 2004. — P. 91-99.
76. The WeWork fiasco of 2019, explained in 30 seconds // Business Insider — Режим доступа: https://www.businessinsider.com/wework-ipo-fiasco-adam-neumann-explained-events-timeline-2019-9, свободный. (Дата обращения: 05.03.2020)
77. Thomas, Rawley, Gup, Benton E..; The Valuation Handbook: Valuation Techniques From Today's Top Practitioners — Wiley; 1 edition. — Nov.2009. — 630 p.
78. WeWork Delays $20 Billion IPO As Valuation Plunges // Forbes — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/carlieporterfield/2019/09/17/wework-delays-20-billion-ipo-as-valuation-plunges/#5dd39c0758ff, свободный. (Дата обращения: 05.03.2020)
79. WeWork Delays I.P.O. After Chilly Reception From Investors // The New York Times [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2019/09/17/business/dealbook/wework-ipo.html, свободный. — (Дата обращения: 11.03.2020)