Введение 4
Глава 1 8
Теоретические и методологические основы исследования 8
1.1 Имидж Вооруженных Сил: определения и комментарии 8
1.2 Конструирование социальной реальности 10
1.3 Дискурс-анализ и подход Н. Фэркло 13
1.4 Методология исследования 17
Глава 2 23
Ретроспектива: роль армии в государственной системе Пакистана и создание
Объединенного управления по связям с общественностью 23
2.1 Обретение независимости, комплектование ВС 23
2.2 Создание Объединенного управления по связям с общественностью 26
2.3 Военный переворот Айюб Хана 29
2.4 Яхья Хан, возникновение Бангладеш и Зульфикар Али Бхутто 31
2.5 Золотой век ВС Пакистана 32
2.6 Десятилетие гражданских правительств 34
2.7 Каргил, Мушарраф и либерализация СМИ 35
2.8 2007 г. - поворот в конструировании имиджа ВС Пакистана 40
Глава 3 46
Анализ материалов Объединенного управления по связям с общественностью 46
3.1 Видеопродукция Объединенного управления по связям с общественностью 46
3.1.1 Имидж ВС Пакистана в видеоклипах Объединенного управления по
связям с общественностью 50
3.1.2 Имидж ВС Пакистана в документальных и художественных фильмах
Объединенного управления по связям с общественностью 58
3.2 Конструирование имиджа ВС Пакистана в социальной сети «Твиттер» на
современном этапе 67
Заключение 79
Библиография 83
Источники 83
Научная литература 87
Приложение 92
Приложение А: Список документальных фильмов 92
Приложение Б: пример фото из журнала «Муджахид» 94
Вооруженные силы (ВС) играли одну из ключевых ролей в жизни Исламской Республики Пакистан с момента обретения страной независимости. Значительный промежуток времени (1958—1971; 1977—1988; 1999—2008)
военные непосредственно находились у власти, при этом их влияние на работу демократических институтов и другие аспекты функционирования государства всегда оставалось неизменным; и по сей день армия играет решающую роль в принятии судьбоносных для страны решений. Несмотря на то, что служащие и представители ВС Пакистана оказываются своего рода элитой пакистанского общества, отношение к ним и к вооруженным силам в целом среди населения страны по большей части неизменно остается положительным. Известный отечественный исследователь Пакистана В.Я. Белокреницкий пишет: «Благодаря умелой пропаганде армия в глазах пакистанцев - гарант независимости, которой угрожает Индия» умелой пропаганде армия в глазах пакистанцев - гарант независимости, которой угрожает Индия»1.
Многие исследователи отмечают тот факт, что сами военные очень тщательно подходят к вопросу представления ВС Пакистана как на внутрегосударственном, так и на международном информационном поле. Тем не менее на сегодняшний день практически отсутствуют комплексные научные работы, в которых бы изучались стратегии и особенности репрезентации или конструирования имиджа вооруженных сил в официальных источниках . Под официальными источниками в данной работе подразумеваются все те материалы, которые производятся специальным «крылом» вооруженных сил Пакистана, которое именуется Объединенным управлением по связям с общественностью (англ. Directorate of the Inter-Services Public Relations; здесь и далее «Управление»). Основной его функцией является публикация и распространение всей официальной информации, касающейся деятельности всех родов войск Пакистана, а также создание широкого спектра информационной и развлекательной продукции от журналов до кинофильмов для улучшения имиджа ВС среди населения страны. На плечах этой структуры фактически лежит задача по конструированию имиджа вооруженных сил страны.
Целью работы является изучение конструирования имиджа вооруженных сил Исламской Республики Пакистан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать теоретические и методологические основы исследования, в том числе дать определение понятию «имидж», описать особенности применения конструктивистской парадигмы, используемой в данной работе, а также в контексте данной работы особенности применения дискурс-анализа; рассмотреть подходы к изучению имиджа вооруженных сил других стран.
2) Изучить роль Вооруженных сил Пакистана на разных этапах истории страны, что позволит сформировать представление о актуальной социальной практике, в которой конструируется имидж ВС.
3) Проанализировать особенности конструирования имиджа ВС Пакистана в официальных материалах, создаваемых Объединенным управлением по связям с общественностью, включая как текстуальные материалы на английском языке и языке урду, так и различные примеры видеопродукции на данных языках.
Объектом настоящего исследования являются официальные материалы Объединенного управления по связям с общественностью в видео видеоклипов, кинофильмов, документальных фильмов, публикаций в социальной сети «Твиттер» и так далее.
Предметом исследования является имидж ВС Пакистана, конструируемый Объединенным управлением по связям с общественностью.
Эмпирическую базу исследования составляют: документальные и кинофильмы, видеоклипы и патриотические песни, созданные по заказу и под контролем Управления, официальный аккаунт Управления в социальной сети «Твиттер»; журнал «Хилал», издаваемый Объединенным управлением по связям с общественностью на нескольких языках....
При написании данной работы была поставлена цель изучить конструирование имиджа вооруженных сил Исламской Республики Пакистан в официальных источниках Объединенного управления по связям с общественностью. Для достижения данной цели были сформулированы и выполнены следующие задачи:
1) Описание теоретических и методологических основ данного исследования;
2) Изучение социальной практики, а именно истории и роли вооруженных сил в жизни Пакистана.
3) Анализ особенностей конструирования имиджа ВС Пакистана в официальных материалах, создаваемых Объединенным управлением по связям с общественностью, включая видеоматериалы, а также материалы, опубликованные в социальной сети «Твиттер».
На основании анализа текстов и соотнесения их с социальной практикой были сделаны следующие выводы. На современные особенности конструирования имиджа ВС Пакистана во многом повлияла роль военных в общественно-политической жизни страны. Многие аспекты, отраженные в современных материалах, которые публикуются Объединенным управлением по связям с общественностью, берут свое начало в ХХ в., как например, патриотические песни, образ солдата-героя и так далее. В последнее десятилетие активность Управления в социальных сетях все возрастает, что говорит как о поиске новых каналов для ретрансляции необходимой информации, так и о жизненно важном значении конструирования имиджа ВС внутри страны и за рубежом.
Для данного исследования был выработан собственный подход к анализу материалов, заключающийся в выделении «функциональных категорий» и описании их репрезентации. В теоретической части работы было дано обоснование и описаны преимущества этого подхода. Благодаря выделению функциональных категорий в рамках дискурс-анализа удалось обнаружить некоторые ключевые элементы конструирования имиджа ВС Пакистана. Такими элементами являются «героизация» (активное упоминание различных военнослужащих прошлого, которые так или иначе проявили себя в боевых действиях, их подвиги ставятся в пример), «патриотизация» (военнослужащие готовы умереть за свою Родину, которая ставится превыше всего), а также «возможности ВС» (акцент на новейших видах вооружения пакистанской армии, демонстрация оперативной деятельности военнослужащих в документальных фильмах и так далее).
В ходе данного исследования было показано, что в настоящее время Управление активно использует все возможные направления коммуникации с населением, от популярных видеоклипов до тезисных новостей в социальной сети «Твиттер». Представляется важным, что несмотря на то, что многие элементы конструирования имиджа пересекаются, за каждым информационным каналом «закреплена» собственная задача. Так, кинофильмы и другая продукция, публикуемая на видеохостинге «ЮТьюб», нацелена в первую очередь на конструирование положительного имиджа ВС среди максимально широкой аудитории, и при ее создании очевидно учитываются национальные особенности (необходимость демонстрации в роликах различных этносов Пакистана), и степень эмоционального вовлечения зрителей. Публикации в социальной сети «Твиттер» выполняют несколько иную - не пропагандистскую, а информационную - задачу, которая заключается в постоянном поддержании информированности аудитории о процессах, связанных с ВС. В конечном счете комбинация различных подходов к подаче материала и использование различных источников информации позволяют сконструировать имидж ВС как структуры, стремящейся к большей открытости.
Одной из важнейших особенностей, которая была выявлена при изучении материалов Управления, является конструирование имиджа ВС через призму конкретной личности (как было показано, чаще всего героя-мученика или начальника генерального штаба).
«Идеальным» конструируемым образом оказывается образ военнослужащего, искреннего патриота своей страны, который готов пожертвовать ради нее своей жизнью. В связи с этим большое внимание уделяется героям прошлого, которые становятся объектом почитания и образцом для подражания. Их мужество, доблесть и прочие качества ставятся в пример современным военнослужащим и всем тем, кто читает публикацию или смотрит документальный фильм. Очевидно, что подобные публикации и видеоматериалы вызывают большее эмоциональное вовлечение, нежели некие обезличенные лозунги или новости. Соответственно, благодаря конструированию имиджа бесстрашных солдат прошлого и настоящего конструируется имидж Вооруженных сил в целом. В глазах читателя или зрителя качества, приписанные упомянутым в публикациях погибшим в войнах ХХ в. солдатам, а также действия, совершаемые героями кинофильмов, переносятся на действующую армию, ВМС и ВВС.
Что касается начальника генерального штаба, то, по сути, большинство публикаций в социальной сети «Твиттер» посвящены его словам, встречам и поездкам. Делается попытка сконструировать имидж военачальника, вовлеченного во все аспекты жизни не только ВС, но и страны....
1) Официальный аккаунт Объединенного управления по связям с
общественностью в социальной сети «Твиттер» [электронный ресурс] / DG ISPR. URL:
https://twitter.com/OfficialDGISPR?s=20&t=Z0X4iKYevKp05w2dwi6aYw (дата обращения 21.05.2022).
2) Army Medical Corps - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 07.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=93Vq_3VGM8Q&t=2s (дата обращения 21.02.2022).
3) Code of Conduct [Электронный ресурс] / PEMRA. URL: https://pemra.gov.pk/uploads/legal/Code of Conduct.pdf (дата обращения 21.11.2020).
4) CPEC First Convoy - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official,
22.01.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lTUdl4JffnY (дата
обращения 20.02.2022).
5) Constitution of the Islamic Republic of Pakistan [Электронный ресурс] / URL: http://www.pakistani.org/pakistan/constitution/ (дата обращения 14.05.2022).
6) Dawn [Электронный ресурс]. URL: https://www.dawn.com (дата обращения 25.05.2022).
7) Geo News [Электронный ресурс]. URL: https://www.geo.tv (дата обращения 25.04.2022).
8) Hilal: About Us [Электронный ресурс] / Hilal. URL:
https://www.hilal.gov.pk/hilal-english/about-us (дата обращения 25.05.2022).
9) Hilal for Her [Электронный ресурс] / Hilal for her. URL
https://www.hilal.gov.pk/hilal-her (дата обращения 25.05.2022).
10) Journey to Peace - Defence and Martyrs Day 2017- ISPR Official [видео] / ISPR Official, 08.09.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v =nuJH E4BnBI (дата обращения 20.02.2022).
11) Pakistan Army, A legacy of Peacekeeping - (ISPR Official Documentary)
[видео] / ISPR Official, 05.04.2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=oAdAFPSk1yc (дата обращения
21.02.2022).
12) Pakistan Army Team Spirits - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 15.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t6ZRE-Ri9Ys (дата обращения 20.02.2022).
13) The Express Tribune [Электронный ресурс]. URL: https://tribune.com.pk (дата обращения 20.02.2022).
14) This is our home, this is Pakistan - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 20.10.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Qkiz30Uf7vE (дата обращения 20.02.2022).
15) Wagha Border - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official,
09.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wcMUqB 1 n4zs (дата обращения 21.02.2022)....92