ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В
ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 6
1.1. Сущность понятия альтернативные виды транспорта и его элементы 6
1.2. Особенности нормативно-правового регулирования 11
1.3. Подходы к исследованию и типология новых альтернативных видов транспорта 20
1.4. Отечественный и зарубежный опыт использования альтернативных видов транспорта в
развитии транспортной системы городов 27
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА СИСТЕМУ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 39
2.1 Транспортная политика и АВТ Санкт-Петербурга 39
2.2 Правила пользования средствами индивидуальной мобильности на территории города .48
2.3 Особенности распространения СИМ и велосипедов в СПб 51
2.4 Основные проблемы, возникающие с распространением средств индивидуальной
мобильности 56
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОВЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ 59
3.1 Транспортное районирование Санкт-Петербурга в задаче развития инфраструктуры СИМ
как элемента транспортной системы 59
3.2 Организация инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности 65
3.3 Общие рекомендации по проектированию транспортных путей Санкт-Петербурга 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованных источников 75
Приложения 83
Жизнь современного города зависит от множества факторов, один из них — развитие транспортной системы. Для обеспечения надежного и быстрого передвижения требуется внедрение соответствующей инфраструктуры: развязок автомобильных дорог, развитой сети наземного общественного транспорта и метрополитена, удобной пешеходной, велосипедной и альтернативной инфраструктуры. Качественно спроектированная транспортная система обеспечивает развитие экономики, культурной и социальной жизни городских территорий (Малыхин, 2018).
Создание продуманной и эффективно функционирующей системы транспортных путей во многом определяется её элементами. Современные транспортные технологии сочетают в себе логистические преимущества разнотипных видов транспорта для построения оптимальной системы с учётом возможных ограничений (Гузенко, 2016).
При этом инфраструктура альтернативных видов транспорта не менее важна для экономического развития города. Она способствует росту большей популярности велосипеда, средств индивидуальной мобильности (СИМ) и прогулок, что влечет за собой рост экономической активности жителей города по опыту трансформации Манчестера. Данный опыт отображает, что ежедневное использование велосипеда или СИМ способствует снижению числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и общих затрат на здравоохранение (Малыхин, 2018). По данным Всемирной организации здравоохранения взрослым в возрасте 18-64 лет рекомендуется уделять аэробной физической активности умеренной интенсивности не менее 150-300 минут в неделю, а также следует ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа. Замена пребывания в положении сидя или лежа физически активной деятельностью любой интенсивности (в том числе низкой интенсивности) приносит пользу здоровью (World Health Organization).
С каждым годом велосипед из элемента досуга и спорта превращается в транспорт для ежедневных перемещений и охватывает все больше городского пространства. По данным исследования сервиса доставки Delivery Club и КБ Стрелка сегодня в российских городах-миллионниках люди активно передвигаются на велосипеде по 70% улиц. И Санкт- Петербург занимает 9 место в рейтинге, имея самые высокие баллы за удобство улиц для велосипедистов и связность велодорожек и велополос, но при этом сильно отставая по индикаторам основной велоинфраструктуры, которая в основном располагается за пределами участков с интенсивным дорожным движением (Транспорт будущего, 2021).
СИМ также ежегодно становятся всё популярнее, позволяя жителям города быть мобильными и выбирать альтернативные средства передвижения. Около 77% поездок с помощью сервиса Whoosh в 2022 году совершалось по транспортному сценарию (в качестве альтернативы общественному транспорту, такси и автомобилям) (Whoosh публикует, 2023). И популярность сервисов проката электросамокатов (кикшеринга) продолжает расти практически в геометрической прогрессии. Например, в Санкт-Петербурге в 2022 году по городу увеличилось количество электросамокатов, их стало около 25 тысяч. Они всё чаще использовались как транспорт, а не для целей развлечения (Новая мобильность, 2022)...
В ходе исследования был выполнен анализ влияния средств индивидуальной мобильности и велосипедов, являющихся новыми альтернативными видами транспорта, на развитие транспортной системы города. Внедрение альтернативных видов транспорта, таких как СИМ и велосипеды, оказывает положительные эффекты на качество, доступность, безопасность и экономику транспортной сети города, что подкрепляется зарубежным и отечественным опытом, рассмотренным в работе.
Анализ существующих исследований в области устойчивого транспорта, нормативных документов, методических материалов, научных и прикладных трудов специалистов разных областей позволил сформировать вектор развития СИМ и велосипедов, включающий в себя комплексный подход к проектированию и организации дорожной инфраструктуры, учитывающий особенности нормативно-правового регулирования создания и использования велоинфраструктуры.
Для исследования АВТ в контексте развития устойчивой микромобильности были учтены показатели оценки влияния видов городского пассажирского транспорта на транспортную систему города и предложена типология средств индивидуальной мобильности по признакам использования, которую можно использовать в дальнейших исследованиях.
На основе изученных документов, регламентирующих создание инфраструктуры, использование, эксплуатацию СИМ и велосипедов было определено соответствие нормативно-правовой основы с потребностями населения, готовым выбирать альтернативным видом транспорта СИМ и велосипеды. Поэтому, определённо, можно утверждать, что законодательная база РФ достаточна развита для формирования устойчивой транспортной системы и внедрения в стратегии развития транспортных систем российских городов схем и планов развития инфраструктуры для СИМ.
На примере Санкт-Петербурга были выявлены особенности и проблемы распространения, обусловленные транспортной политикой города, административными регламентами, дифференциальным спросом на использование СИМ и велосипедов, зависящем напрямую от безопасности, качества и доступности, размещенной на территории города велоинфраструктуры.
Кроме того, в процессе работы стала очевидна необходимость разработки карты транспортного районирования Санкт-Петербурга по потенциалу развития инфраструктуры для СИМ, которая позволяет определять наиболее загруженные участки УДС, выявлять недостаточность развития инфраструктуры в соответствии с нагрузкой и потребностями жителей города, а также формировать представление о приоритетности развития транспортных районов города.
На основе составленной карты были предложены схемы развития инфраструктуры СИМ и велосипедов для двух транспортных районов города, отличающихся по типам застройки и плотности улично-дорожной сети. Результаты проектирования подтверждают возможность создания соответствующей инфраструктуры в любых районах городах, где существует запрос на использование СИМ и велосипедов как вида транспорта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в предложении общих рекомендаций по проектированию велоинфраструктуры, которую используют велосипеды и СИМ, соответствующую новым потребностям населения и города, которые могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления в сфере транспортного планирования и частными организациями, занимающимися транспортным проектированием городов.
1. О транспортной безопасности: федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ: принят Государственной думой 19 января 2007 года: послед. ред. // КонсультантПлюс:сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66069/ (дата обращения: 24.04.2023)
2. Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 16 января 2023 года): федер. закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ: принят Государственной думой 20 декабря 2017 года: послед. ред. // КонсультантПлюс:сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 286793/ (дата обращения: 24.04.2023)
3. О Государственной программе Санкт-Петербурга «развитие транспортной системы Санкт-Петербурга»: постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 552. - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/ (дата обращения: 24.04.2023).
4. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы: постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г № 1596. - URL: https://docs.cntd.ru/document/556157375 (дата обращения: 24.04.2023).
5. Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Санкт- Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года N 257 (с изменениями на 11 апреля 2017 года) - URL: www.peterland.info/normativy spb.htm (дата обращения: 01.05.2023)
6. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030
года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. - URL:
https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 24.04.2023)
7. ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст: дата введения 2018-06-01. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200147085 (дата обращения: 24.04.2023).
8. ГОСТ 33150-2014. Дороги автомобильные общего пользования.
Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание): принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46): дата введения 2016-02-01. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200123908 (дата обращения: 24.04.2023).
9. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации: согласовано Министерством транспорта РФ от 24 июля 2018 года. - URL: https://mintrans.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2023)
10. Березинец И. В., Соколова Е. В. 2020. Транспортная система и город: какой должна быть транспортная реформа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 19 (3): 362-384. - URL: http://doi.org/10.21638/11701/spbu 08.2020.304
11. Вукан Р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина.: Москва: Территория будущего, 2011. - 414 с.
12. Гузенко А.В. Альтернативные виды транспорта как основа развития логистики городской пассажирской системы // Вестник РГЭУ РИНХ. 2016. №3 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-vidy-transporta-kak-osnova-razvitiya-logistiki- gorodskoy-passazhirskoy-sistemy (дата обращения: 09.05.2023)
13. Зубаревич Н.В. Развитие городских агломераций: тенденции, ресурсы и возможности управления // Общественные науки и современность. 2017. - № 6. С. 5-21.
14. Ерохина О.И., Гресс К.И. Особенности развития агломераций в России // Новая наука: от идеи к результату. 2017. - Т. 1. № 3. С. 47-49
15. Кравчук С.Г., Гарин Н.П., Куканов Д.А. Политика «малой мобильности»: исторический обзор альтернативных видов транспорта для зимнего бездорожья // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2019. №. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-maloy- mobilnosti-istoricheskiy-obzor-alternativnyh-vidov-transporta-dlya-zimnego-bezdorozhya (дата обращения: 09.05.2023)...81