Введение 3
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ 8
1.1. Проблемы определения понятия «креативная индустрия» 8
1.2. Социологические концепции креативных индустрий 15
ГЛАВА II. РЫНОК КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ 30
2.1. Креативные индустрии Российской Федерации 30
2.2. Креативные индустрии Китайской Народной Республики 60
2.3. Сотрудничество России и Китая в сфере креативных индустрий 79
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ РЫНКОВ 84
3.1. Методология и методы 84
3.2. Результаты пилотного исследования «Представление граждан России и Китая о креативных индустриях друг друга» 88
Заключение 97
Список литературы 100
Приложение А. Программа социологического исследования «Представление граждан России и Китая о креативных индустриях друг друга» 118
Приложение Б. Инструментарий: Анкета исследования 150
Приложение В. Кодификатор 170
Приложение Г. Таблицы распределения 175
Приложение Д. Классификация культурных индустрий КНР 199
Приложение Е. Классификация креативных индустрий в РФ (НИУ ВШЭ) 205
Приложение Ж. Количество организаций по виду деятельности ОКВЭД, относящиеся к креативным 207
Актуальность темы. В последнее годы для правительства России все более отчетливей становиться необходимость развития креативных индустрий, что привело к разработке «Концепции развития креативных (творческих) индустрий» (2021), где в первой задаче Концепции прямым текстом говориться о важности исследования креативных индустрий. Сама необходимость развития диктуется рядом возможности индустрий: креативные индустрии дают дополнительный рост экономике, дают толчок «мягкой» силе страны и являются дополнением для других сфер экономики, например, туризму, а также это источник инноваций, которые так необходимы России. При этом основным ресурсом в данной сфере является человеческий капитал, творческая деятельность и интеллектуальная собственность, который есть в нашей стране, но пока не так активно используется.
Однако, в последние несколько лет отношения со странами запада становятся всё более напряженным: ввод экономических санкций, высылка дипломатов, валютные войны и некоторые другие глобальные эксцессы. В такой ситуации Россия, как и её экономика, вынуждена искать новые решения. Одним из таких решений может стать переориентация от традиционного западного клиента на более надёжного в данных условиях клиента из союзных России стран, таких как Китай. Это позволит укрепить экономику страны в ситуации неопределённости и перенять передовой опыт этой страны.
В Китайской Народной Республике (КНР) осознание важности креативной экономики пришло раньше тем самым сформировался тот опыт, который может пригодиться развитию данной индустрии в Российской Федерации (РФ). Также это позволяет укрепить положительный образ России в глазах населения Китая, что должно способствовать укреплению отношений между двумя странами по средствам культурной дипломатии.
От сюда возникает три принципиальных вопроса: «Что может предложить Россия креативному рынку Китая?», «Что может предложить китайский креативный рынок России», «Какие социально-экономические проблемы существуют во взаимодействии российской креативной индустрии и Китая?». Для ответа на эти вопросы необходимо знать уровень развития и возможности креативных индустрий в двух странах.
Степень разработанности проблемы. На данный момент проблема относится к малоизученным в России. Уже существует систематический сбор информации об креативной индустрии в России, однако в малом объёме и не показывают полной картины происходящих процессов. Однако ситуация начинает меняться, а эти пробелы попытались заполнить, например, такие уникальные проекты как «Атлас креативны индустрий Российской Федерации» (2021) и исследование НИУ ВШЭ «Креативная экономика Москвы в цифрах» (2021). Данные в целом по Российской Федерации ВШЭ представила в различных отдельных дайджестах. Но проблема остаётся открытой. Социологические исследования российского рынка также присутствуют, но серьёзных фундаментальных трудов недостаточно. Однако пробелы частично компенсируются исследователями из экономических и философских дисциплин.
Данных же по китайской креативной индустрии на русском языке малораспространенные и присутствуют в недостаточном объёме для освещения данной проблематики. Однако можем заметить, что, например, при поиске в Google Scholar запросов «культурная индустрия в Китае», то получим 18,300 результатов, а при запросе «культурная индустрия в Китае + Россия» - 17,500 результатов. Но в большинство из них – это небольшие тексты, затрагивающие отдельные части проблем креативной индустрии в Китае. Недостающие данные необходимо компенсировать различными иностранными источниками, в которых данная тематика освещена более обширно и глубоко.
Отсюда проблема: недостаток комплексных достоверных знаний о креативном рынке Китая и недостаточная изученность креативного рынка в целом.
Объект исследования: креативная экономика Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Предмет исследования: креативные индустрии России и Китая.
Гипотеза: уровень развития креативных индустрий Российской Федерации позволяет конкурировать на китайском креативном рынке, в свою очередь, для креативной индустрии Китая российский креативный рынок является малоинтересным.
Альтернативная гипотеза: уровень развития креативных индустрий Российской Федерации позволяет конкурировать на китайском креативном рынке, а креативный рынок России является местом престольного интереса китайского креативного бизнеса.
Цель: оценить развитие креативных индустрий России и Китая, включая возможности сотрудничества и работы креативных индустрий России и Китая на рынках друг друга.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические основания изучения креативных индустрий;
2. Провести анализ особенностей и положения современных креативных индустрий Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
3. Рассмотреть присутствие креативного бизнеса Китая и России на территории друг друга;
4. Изучить положение и особенности российско-китайского сотрудничества в сфере креативных индустрий;
5. Осуществить разработку инструментария оценки и анализа представлений граждан России и Китая о креативных индустриях друг друга.
Реализация всего процесса исследования придает новизну исследованию: описание комплексного портрета двух креативных индустрий совместно с созданием, ранее не существующего, сравнительного инструментария фиксации оценки представлений граждан России и Китая о креативных индустриях друг друга позволяют понять на совершенно ином уровне процессы в сфере креативного взаимодействия двух стран.
Методологической база. Работа опирается на идеи Джона Хокинса, Ричарда Флориды и других теоретиков креативных индустрий в фундаментальном плане, на макроуровне ‒ на идеи И. Валлерстайна, а на микроуровне ‒ на модель «габитуса» П. Бурдьё.
При статистическом рассмотрения креативных индустрий Российской Федерации и Китайской Народной Республики опираться на структуру методологии сбора и анализа данных, разработанную ЮНЕСКО в 2007 году («модель обзора сектора»). Для этого также воспользуемся трактовкой Ж.С. Темербулатова, А.С. Жупарова, А.А. Нусюпаева модели ЮНЕСКО по компоненту «B».
Для решения поставленных целей наиболее подходящим является совмещение кабинетного типа исследования с опросным методом, в частности, будет использованы следующее социологические методы:
Анализ первичных и вторичных документов;
Статистический анализ;
Вторичный анализ данных социологических исследований;
Метод социологического опроса;
Составление индексов и шкал;
Эмпирической базой выступают различные статистические сборники и базы данных России (Росстат, НИУ ВШЭ и др.), Китая (Национальное бюро статистики Китая, данные ведомств и др.), а также данные международных организаций. Будут использованы массивы данных различных исследований, совместно, с анализом вторичных данных по представленной проблематике.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации уже существующих знаний о креативных индустриях в Китае и России, а также заполнения пробелов и недостатка информации о них.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества, для дальнейшего исследования проблемы другими исследователям, а также для проникновения культуры России и российского креативного бизнеса на рынки Китая.
Апробация результатов диссертационного исследования проведена в рамках выступлений на международных и всероссийских научно-исследовательских конференциях: на конференции «Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ» (16 декабря 2022 года, Санкт-Петербург), на всероссийской научная конференция «XVI Ковалевские чтения: Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы» (17-19 ноября 2022 г., Санкт-Петербург), на международной научно-практической конференции молодых учёных «Научный вектор в АТР» (10-11 ноября 2022 г., Чита), а также на международной онлайн-конференции «Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе» (17 декабря 2021 г., Санкт-Петербург).
Публикации результатов исследования.
Результаты исследования и выступлений отражены в 4 публикациях, индексируемых в РИНЦ. В их числе следующие публикации:
1. Бабаров Н.А. Проблемы сравнения креативной индустрии Китайской Народной Республики и Российской Федерации / Н.А. Бабаров // Научный вектор в АТР : материалы международной научно-практической конференции молодых учёных [в 2-х частях] – Забайкальский государственный университет ; ответственный редактор Н. Ю. Гусевская. – Чита : ИП Непомнящих С. Я., 2022. – С. 143-146.
2. Бабаров Н.А. Креативная индустрия в России/ Бабаров Н.А. //Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе : Сборник статей / Под ред. А.В. Петрова (отв. ред.), К.Ю. Бесединой, К.И. Гавриловой, Е.М. Лукиной, С.С. Погорелой, Ян Юнькэ. — СПб.: Астерион, 2022. — С. 190-195. — Системные требования: Windows 7/8/10; Adobe Reader. — https://asterion.ru/db/temp/Глобальные социальные процессы 3.0.pdf. — Текст: электронный. — DOI: 10.53115/9785001881520.
3. Бабаров Н.А. Креативная индустрия Китая в условиях современного глобального рынка / Н.А. Бабаров // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ: сборник статей / Под ред. А.В. Петрова (отв. ред.), О.П. Горьковой, К.Ю. Бесединой, С.С. Козловской, А.В. Повидыш, С.С. Погорелой. — СПб.: Астерион, 2023. – 466 с. – DOI: 10.53115/9785001882831 – Системные требования: Windows 7/8/10; Adobe Reader. – https://asterion.ru/db/temp/Global Social Proc-3.pdf – Текст: электронный.
4. Бабаров Н.А. Возможности и проблемы сравнительных исследований креативных индустрий России и Китая в постглобальном мире / Н.А. Бабаров // Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения Ковалевские чтения. 17-19 ноября 2022 года / Отв. ред.: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков СПб, 2022. – С. 204.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены актуальность темы магистерской диссертации, степень её разработанности, сформулированы цели и задачи, предмет и объект, гипотезы исследования, а также определена научная новизна, методическая и эмпирическая база исследования, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе разобраны основные проблемы терминов и понятий, проблемы классификации и статистического учета креативных индустрий в России и Китае, а также систематизированы теории и концепции в рамках темы исследования.
Во второй главе проведен комплексный анализ состояния креативных индустрий Китая и России, включая их присутствие на креативных рынках друг друга, а также разобрано современное состояния российско-китайского сотрудничества в индустрии.
В третьей главе подымается проблема разработки собственного социологического исследования, разбираются основные проблемы и приводится результаты пилотного исследования.
В заключении систематизируются результаты всей проделанной работы с учетом поставленных задач исследования.
Креативные индустрии – это важный элемент экономики современных стран, так и место встречи разных культур, идей, мнений. Россия и Китай не являются исключением.
Понимание важности развития креативной экономики очевидна правительствам двух стран, хоть и с сильным запозданием со стороны России. Каждая из них пытается развить эту индустрию в рамках своей национальной экономики, поддержать отечественного производителя и получить с этого необходимый ему ресурс. Также здесь есть место сотрудничеству, которое обе страны с переменным успехом пытаются продемонстрировать уже долгое время.
В исследовании мы попытались развернуто оценить успехи двух стран. Рассмотреть то, на сколько они действительно друг другу интересны и в каких областях.
Для этого была проведена колоссальная работа по поставленным задачам и сделаны определенные выводы:
1. Выявлена проблема самого определения креативных индустрий и классификаций двух стран. Основными выявленными проблемами на этом этапе стала неразвитость классификации креативных индустрий в России, а также разное прочтения самого понятия.
На уровне теорий было обнаружено большое количество парадигм и концептуальных моделей к проблематике креативных индустрий, из которых были отмечены основные, по мнению автора, теории и идеи, позволяющие понять существующую проблематику исследования. В список вошли как сами идеи креативных индустрий, так и смежные им теории. Таким образом автором была разработана основная теоретическая база для изучения поставленной темы исследования.
Также в работе была рассмотрены особенности сравнительного исследования и те проблемы, которые предстояла учесть, в первую очередь при подготовке самостоятельного социологического исследования.
2. В свою очередь, проделанный анализ показателей креативных экономик двух стран демонстрирует различия в положении креативных экономик России и Китая. Китайская креативная экономика уже сейчас является экономическим гигантом, хоть и не совершенным, в сою очередь молодая креативная экономика России хоть и обладает высоким человеческим, исследовательским и цифровым потенциалом, она наталкивается на ряд существенных проблем, которые нивелируют эти преимущества, а именно: низка КПД использования ресурсов в российских креативных индустриях, миграция человеческого капитала за рубеж; предпочтение российских компаний зарубежного рынка чем отечественного; пробелы в законодательстве, а также неоднозначное влияние внешнеполитической напряжённости. В отличии от России, у Китае подобные проблемы имеют значительно меньшую силу, но, в то же время, у Китая нет такого преимущества как высокий человеческий капитал и достаточное количество специалистов. Все эти проблемы государства пытаются решить собственными силами, но с переменным успехом.
3. Как креативный бизнес китайский гораздо лучше представлен в России, чем российский бизнес в Китае. Особенно это касается креативных товаров, где российские товары почти не представлены, но в сфере услуг до 2020 года наблюдалось торговое равновесие, хотя сам рынок сам по себе небольшой. Однако после событий 2020 года российский креативный сектор услугами в Китае сжался более чем в 1,5 раза, а креативный сектор Китая демонстрировал постепенное уменьшение. В то же время, по некоторым видам услугам произошел значительный рост, а в России уже на следующий год началось восстановление. В Китае также наблюдается восстановление, но объем экспорта услуг по культурному отдыху, разработки НИР, а также телекоммуникационные и компьютерные услуги продолжают уменьшаться. Поэтому с дальнейшим восстановлением рынка креативных услуг для России он станет самым развитым из всего российского сегмента креативных индустрий в Китае.
4. При этом русско-китайское сотрудничество в сфере креативной экономики связано в первую очередь с сферой культуры, а также с развитием цифровых технологий и туризма. Развитие реального и долгосрочного сотрудничества между остальными видами креативного бизнеса не наблюдается, хотя движение в этом направлении есть.
5. Оценка представлений граждан России и Китая позволяет рассматривать влияние и присутствие российских и китайских креативных индустрий в странах-партнерах. На момент окончания магистерской диссертации разработан первичный инструментарий и выявленные его основные проблемы, на которые также были найдены решения. В частности, будут исправлен перевод в вопросе 44, вопросы 48/96, 102 /104 будут удалены, будут добавлены новые вопросы об участи / неучастии в мероприятиях (замена 102 и 104 вопроса), о том слышали / не слышали об проектах.
Дальнейшее дополнение данных и совершенствования инструментария позволит ещё более глубоко понять отечественную креативную индустрию, отношения между Россией и Китаем в этих индустриях, а также получать актуальные показатели по взаимному проникновению в этом направлении. Особенно важно будет дальнейшее сужение и точечное изучение предмета исследование по отдельным креативным индустриям, по отдельным проектам и отдельным выявленным проблемам индустрий.
Однако уже сейчас, становится очевидным промежуточность сложившейся ситуации между основной и альтернативной гипотезой магистерского исследования.
В совершенном виде данные будут полезны заинтересованным в развитии креативных индустрий государственным структурам, исследователям, так и креативному бизнесу, которому будет необходима подобна информация для дальнейшего проникновения на рынок.
Можно констатировать, что все цели и задачи магистерской диссертации были выполнены. Дальнейшая работа по выбранной теме будет определена в последующих научных исследованиях и проектах.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1.1. Конституция Российской Федерации
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26aa158e6325aa2b34775e8d/ (дата обращения: 15.04.2022).
1.1.2. Федеральные законы
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.04.2023).
3. «О народных художественных промыслах» [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). — URL: https://culture.gov.ru/documents/o-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslakh-7/ (дата обращения: 17.12.2022).
4. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). — URL: https://culture.gov.ru/documents/o-muzeynom-fonde-rossiyskoy-federatsii-i-muzeyakh-v-rossiyskoy-federatsii-54/ (дата обращения: 17.12.2022).
5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). — URL: https://culture.gov.ru/documents/ob-obektakh-kulturnogo-naslediya-pamyatnikakh-istorii-i-kultury-narodov-rossiyskoy-federatsii-73/ (дата обращения: 17.12.2022).
6. О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). — URL: https://culture.gov.ru/documents/o-gosudarstvennoy-podderzhke-kinematografii-rossiyskoy-federatsii-126/ (дата обращения: 17.12.2022).
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 17.12.2022).
8. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Грант. — URL: https://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 15.04.2023).
1.1.3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
9. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 [Электронный ресурс] // Президент России. — URL http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 08.03.2023).
10. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2021 г. № 378 [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46894 (дата обращения: 08.03.2023).
1.1.4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
11. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утверждена Правительством Российской Федерации: распоряжение от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. [Электронный ресурс] // Правительство России. — URL: http://government.ru/docs/43350/ (дата обращения: 08.11.2021).
12. О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. — URL: http://government.ru/docs/all/30637/ (дата обращения: 17.12.2022).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Электронный ресурс] // Правительство России. — URL: http://government.ru/docs/all/49469/ (дата обращения: 15.04.2023).
14. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 (ред. от 09.03.2023) "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77387/48ac2f1fb9f6202134828cf23e77e7efff87269c/ (дата обращения: 15.02.2023).
15. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 24.11.2022) "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77477/9221d4fc8f4d52449caf6c4110fb3daaead72b13/ (дата обращения: 15.02.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 22.02.2023) "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77491/e218008433151139e61b192421cb9c8936c26462/ (дата обращения: 15.02.2023).
17. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 (ред. от 26.01.2023) "О Министерстве культуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве культуры Российской Федерации") [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117520/f7d96053e31f97031ad4f605f1263855ee420fe0/ (дата обращения: 15.02.2023).
18. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 218 (ред. от 21.04.2022) "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (вместе с "Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности") (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127617/275d99d39a6c4ceea6ebd453cf632fe4f8d6a810/ (дата обращения: 15.02.2023).
19. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 24.08.2022) "О Министерстве спорта Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве спорта Российской Федерации") [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131516/ea47551175a90446edecb73b4ecaacde8f8137f5/ (дата обращения: 15.02.2023).
20. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 26.01.2023) "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/2ec16f76ab0c60a89f8391d704fc8aa07e221e39/ (дата обращения: 15.02.2023).
...