Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки анализа манипуляций
1.1. Определение понятия «манипуляция»……………………………………...5
1.2. Работа конфликтолога………………………………………………………11
Глава 2. Манипуляции и их роль в конфликтологичеком взаимодействии
2.1. Причины манипуляций……………………………………………………..18
2.2. Последствия манипуляций…………………………………………………25
Глава 3. Работа с манипуляциями в ходе взаимодействия клиента и конфликтолога
3.1. Формы манипулятивной коммуникации сторон и специалиста………...31
3.2. Нейтрализация манипуляций………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………….46
Умение коммуницировать играет важную роль в жизни каждого человека. Каждый день нам приходится взаимодействовать с людьми в тех или иных формах и порой в ситуациях, часто конфликтных, проводить переговоры со сторонами по поводу того или иного вопроса, предмета конфликта. В зависимости от того, как мы это умеем делать, какие технологии и навыки используем, во многом определяется наше будущее. Популярным методом общения являются манипуляции, который зачастую приводит к конфликтам и впоследствии к необходимости прибегнуть к помощи специалиста – конфликтолога.
Актуальность данной темы выражается в том, что в современном мире людям приходится постоянно взаимодействовать друг с другом. В связи с этим очень важно уметь защищаться от манипуляций, которые может применять партнёр, чтобы эффективно коммуницировать, проводить переговоры и достигать своих целей.
Объектом исследования данной работы является работа специалиста – конфликтолога.
Предметом исследования являются манипуляции в конфликте.
Целью работы является выявление способов манипулятивного воздействия и противодействия им.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Дать определение понятию «манипуляция»;
2. Выявить содержание работы конфликтолога;
3. Определить причины манипулирования;
4. Определить факторы, провоцирующие манипуляции;
5. Провести анализ манипуляций, применяемый сторонами в отношении друг друга и работающего ними специалиста;
6. Проанализировать возможные способы противодействия манипуляциям.
Работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе определяется понятие «манипуляция», её признаки и типы людей-манипуляторов. Также рассматриваются основные аспекты работы конфликтолога.
Во второй главе выявляются основные причины манипуляций. Также рассматриваются возможные последствия применения манипуляций в коммуникации с людьми.
В третьей главе описываются приёмы и техники манипулятивной коммуникации сторон и специалиста. Выявляются способы нейтрализации возможных манипуляций.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи нашего исследования.
Во-первых, мы проанализировали множество литературных источников на темы манипуляций и работы конфликтологов, в результате чего появилось целостное представление об этих понятиях.
Во-вторых, мы дали определение основному понятию нашей работы. Манипуляциями мы называем воздействие на адресата со скрытой целью для достижения личных целей актора.
В-третьих, на базе изучения литературы были выявлены те последствия и проблемы, которые возникают у сторон в связи с манипуляциями при переговорах. Мы разделили их на внешние, связанные с окружающей средой и внутренние, связанные с деградацией самой личности. К внешним проблемам относится, то, что сторона, которая манипуляции применяет, может подвергнуться риску проиграть дело в связи с недостатком силы, а на сочувствие со стороны противника надеяться ему не придется, также в ходе переговоров есть вероятность потерять лицо перед общественностью, сотрудниками в связи со своей неэтичностью и жестокостью, более того манипулятор может стать игрушкой в руках другого манипулятора-провокатора, который провоцирует его на агрессивную тактику или побуждает слишком раскрыть себя, стать прозрачным для противника. К внутренним проблемам можно отнести то, что давление обстоятельств может потребовать больших сил у манипулятора, что приведет к их истощению. В связи с чем его могут коснуться такие болезни, как инсульты, инфаркты или гипертония. Также может происходить деградация самой личности манипулятора, примитивизацией, огрублением его поведения. Могут нахлынуть чувства страха, самообмана, хронический стресс, а что хуже всего чувство вины и внутреннее одиночество.
Сторона, которая подвергается манипуляциям, также испытывает проблемы. К внешним проблемам можно отнести то, что манипуляции могут приводить к неправильному пониманию ситуации, субъективности соответственно возможности попасться в ловушку в процессе общения. Кроме того возможно порицание со стороны общественности, сотрудников, даже близких людей за несостоятельность и неспособность защищать свои интересы. К внутренним проблемам можно отнести то, что сторона теряет уверенность в себе, контроль ситуации, испытывает множество страхов, эмоционально сильно реагирует на ситуацию, что также может привести к возникновению множества болезней, разочарованности в себе.
В-четвертых, были выделены те навыки и качества, которые необходимо выработать, чтобы эффективно противостоять манипуляциям. К ним мы отнесли умение пользоваться технологиями введения переговоров, знание манипулятивных и контрманипулятивных техник, понимание своих интересов и позиций, работа с негативными установками и уязвимыми местами, мониторинг своего состояния, повышение осознания.
В результате нашей работы, мы можем сделать вывод, что без манипуляций наша жизнь невозможна. А чтобы манипуляции не мешали конструктивной коммуникации, нужно изучать антиманипулятивные техники и применять их в жизни.
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: «Аспект Пресс», 2004. - 303 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры. - М: «Литур», 1999. - 301 с.
3. Бесемер Х. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой. - Калуга: «Духовное познание», 2004. - 311 с.
4. Бейтсон Г., Джексон Д. Д., Хейли Д., Уикленд Д.Х. К теории шизофрении. URL: http://vasyputki.narod.ru/beitson/teo_shizo.htm (дата обращения: 22.04.2016).
5. Большая советская энциклопедия. URL: http://slovar.cc/enc/bse/2015278.html. (дата обращения: 01.04.16).
6. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/8278/Bredemayer_-_Chernaya_ritorika__Vlast_i_magiya_slova.html (дата обращения: 01.05.2016).
7. Герзон М. Лидерство через конфликт: как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности. - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2008. - 280 с.
8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М: «ЧеРо», 1997. - 200 с.
9. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М: «ЧеРо», 1997. - 143 с.
10. Иванова Е. Н. Переговоры принуждения. - СПб: «Санкт-Петербургское философское общество», 2009. - 124 с.
11. Даймонд С. Переговоры, которые работают. 12 стратегий, которые помогут вам получить больше в любой ситуации. - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2011. - 211 с.
12. Егидес А. П. «Психология конфликта». - М: «Маркет», издательство МФПА, 2010. - 320 с.
13. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М: «Алгоритм», 2000. - 324 с.
14. Ковальчук Л. В., Салова Т. В. Медиация: общая характеристика и правила проведения. URL: http://www.magadan.arbitr.ru/node/22438 (дата обращения: 13.04.2016).
15. Козлова В. А. Психология манипулирования. Техники мианипулирования. URL: http://bookap.info/book/kozlova_psihologiya_manipulirovaniya/gl9.shtm (дата обращения: 13.05.2016).
16. Козлова В. А. Психология манипулирования. Наиболее распространённые приёмы манипулятора. URL: http://bookap.info/book/kozlova_psihologiya_manipulirovaniya/gl10.shtm (дата обращения: 13.05.2016).
17. Козлова В. А. Психология манипулирования. Принципы успешного манипулирования. URL: http://bookap.info/book/kozlova_psihologiya_manipulirovaniya/gl11.shtm (дата обращения: 13.05.2016).
18. «Психология манипуляции: как распознать манипулятора?» URL: https://sunmag.me/sovety/26-02-2014-psikhologiya-manipulyatsii-kak-raspoznat-manipulyatora.html (дата обращения: 13.05.2016).
19. Служба Консультирования в конфликте и Медиации. URL: http://mediationhelp.spbu.ru/uslugi.html (дата обращения: 12.04.2016).
...