Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Субъекты и участники обязательного медицинского страхования: правовой статус, цели и задачи деятельности (Московский Финансово-Юридический Университет)

Работа №143337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы65
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…7
1.1. Понятие, сущность обязательного медицинского страхования и его принципы…………………7
1.2. История становления и правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России…13
2. Правовой статус субъектов и участников обязательного медицинского страхования РФ…………20
2.1. Субъекты обязательного медицинского страхования: их права и обязанности…………20
2.2. Участники обязательного медицинского страхования: их права и обязанности………26
2.3 Цели, задачи и функции Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в РФ…………31
3. Современные проблемы обязательного медицинского страхования и пути их решения…………38
3.1 Защита прав и ответственность граждан в системе обязательного медицинского страхования ……38
3.2 Проблемы обязательного медицинского страхования на современном этапе развития государства и пути их решения……….. 46
Заключение…………………………………...…………………………… 52
Список используемых источников…………56
Перечень принятых терминов………61
Приложения…………………………………………………………..…… 62

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является одной из ключевых составляющих системы здравоохранения в России. Оно обеспечивает гражданам доступ к медицинским услугам и является важным инструментом государственного социального обеспечения. Актуальность темы «Субъекты и участники обязательного медицинского страхования: правовой статус, цели и задачи деятельности» обусловлена следующими причинами.
Во-первых, несмотря на важность ОМС для общества, в настоящее время наблюдается недостаточная степень разработанности этой проблемы. Многие моменты, например, правовой статус страхователей и страховщиков, осуществление медицинской помощи и распределение финансовых ресурсов, в научной литературе не подвергались тщательному изучению и анализу.
Во-вторых, процессе применения нормативных актов, регулирующих ОМС, возникают ситуации коллизии интересов между различными участниками системы. В правоприменительной практике имеют место быть случаи возникновения противоречий в интерпретации законодательства, ввиду чего становятся необходимыми уточнения и разъяснения норм для обеспечения единообразного применения законов.
В-третьих, действующее законодательство не в полной мере отвечает на современные вызовы и изменения в системе здравоохранения ввиду чего возникают пробелы в регулировании отношений между участниками ОМС.
В-четвертых, ОМС касается каждого гражданина России, определяя доступность и качество медицинской помощи, поэтому, понимание правового статуса субъектов и участников ОМС, их целей и задач, а также механизмов функционирования системы, является важным для обеспечения эффективного и справедливого функционирования системы здравоохранения.
Итак, выбранная тема актуальна с точки зрения научного изучения, практического применения и социальной значимости. Исследование этой темы позволит не только углубить понимание принципов и механизмов ОМС, но и способствовать совершенствованию законодательства в этой области, обеспечивая защиту прав и интересов граждан.
Также, отметим, что количество застрахованных лиц к концу 2023 года составило 143,9 млн человек. Десять крупнейших организаций обслуживали 92,8% всех застрахованных по ОМС. В 2023 году в сфере ОМС действовало 24 страховых медицинских организаций. Десять крупнейших из них получили 93,1% (или 2,71 трлн рублей) всех средств, выделенных из различных источников на оплату медицинской помощи.
Целью исследования заключается в том, чтобы проанализировать аспекты реализации обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации, а также рассмотрения аспектов исторической перспективы развития форм социального страхования от периода зарождения подобной традиции до наших дней. Целью работы является выявление проблематики и ключевых трудностей, которые прослеживаются в современной системе внедрения обязательного медицинского страхования на территории России.
Следует отметить, что для достижения поставленной цели необходимо достичь следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать и обосновать теоретическое понятие, сущность обязательного медицинского страхования и его ключевые принципы;
2. Целостно исследованию основные аспекты истории и правового регулирования обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;
3. Обосновать сущность и взаимосвязь между субъектами обязательного медицинского страхования, их права и ключевые обязанности;
4. Проанализировать роль и полномочия участников обязательного медицинского страхования, их права и обязанности;
5. Исследовать цели, задачи и функции Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;
6. Исследовать защиту прав и ответственность граждан в системе обязательного медицинского страхования;
7. Выявить и проанализировать актуальные проблемы обязательного медицинского страхования на современном этапе развития государственной программы, а также обозначить пути решения этих проблем, предложить пути их решения.
Объектом исследования – это коннотация общественных отношений, которые возникают в процессе регулирования регламентированного правового статуса, определения целей и задач деятельности субъектов и участников обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования – обоснование норм права, рассмотрение практики их применения в русле обязательного медицинского страхования.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: А.А. Очурдяпова, А.А. Пронских, В.Т. Корхмазов, Е.А. Соболева, Е.Г. Потапчик, И.М. Шейман, К.А. Хлынов, О.А. Гооге, О.Ф. Понкратова, С.В. Шишкин и т.д.
Основными методами, использованными в работе, стали: метод анализа, метод синтеза, сравнительно-правовой метод, метод анализа литературы.
Нормативную основу исследования составили следующие законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (в ред. от 14.06.2022) «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и т.д.
Эмпирической основой исследования стали следующие материалы судебной практики: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой», Решение № 2-1034/2020 2-1034/2020~М-549/2020 М-549/2020 от 20 мая 2020 г. по делу № 2-1034/2020, Решение № 2-390/2020 2-390/2020~М-122/2020 М-122/2020 от 6 июля 2020 г. по делу № 2-390/2020 и т.д.
Работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка используемых источников, перечня принятых терминов, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенный в ходе исследования анализ ключевых целей и функций обязательного медицинского страхования на территории современной Российской Федерации позволит сделать следующие выводы, на основании которых возможно определить сущность участников социального страхования, основные аспекты деятельности различных субъектов, а также принципы, на базе которых осуществляется предоставление медицинской помощи в нашем государстве.
Примечательным является то, что за все время существования нашей страны, аспекты медицинского страхования прошли несколько этапов своего становления. Интересно, что первые элементы зарождения страхования граждан прослеживались еще во второй половине XIX века, развиваясь при этом в период существования Российской империи. В период развития Советского Союза медицинское страхование также существовало, но претерпело ряд изменений, что было связано с идеологическими устремлениями государства в обозначенный исторический период. После 1991 года на территории Российской Федерации отмечается трансформация подходов к определению ключевых контуров социального страхования в области медицины.
Принятие Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в 1991 году стало началом развития идеи обязательного медицинского страхования в стране. Примечательным является то, что рассматриваемый закон является формой развития норм социального страхования в современной России. Именно начиная с 1991 года, начинает стабилизироваться базисная система социального страхования, которая относится непосредственно к медицине. Поэтому закон от 1991 года является во многом основополагающим. Последующие Федеральные законы в рассматриваемой отрасли иллюстрируют собой скорее надстройки нормативно-правовых актов, направленных на некоторые аспекты модернизации и улучшения системы социального страхования для граждан в области системы здравоохранения.
Следует отметить, что в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации участвуют три ключевых участника: застрахованные лица, страхователи и страховщики. Застрахованные лица имеют право на бесплатное получение медицинской помощи и выбор врача и медицинской организации, а также обязаны обращаться за помощью с предъявлением полиса страхования или документа, удостоверяющего личность. Страхователи обязаны уплачивать страховые взносы за своих работников и информировать их о доступных программах страхования, а страховщики должны обеспечивать предоставление медицинской помощи застрахованным лицам, управлять финансовыми средствами и информировать их о правилах их правах и обязанностях.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются основными инструментами реализации государственной политики в области здравоохранения, направленной на обеспечение всесторонней защиты здоровья населения.
Исходя из анализа целей, задач и функций Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, можно заключить, что эти учреждения играют важную роль в обеспечении доступности и качества медицинской помощи для всех граждан. Главная цель их работы заключается в создании системы, гарантирующей каждому человеку возможность получения медицинской помощи в соответствии с законом и общественными стандартами.
Благодаря проведенному обзору правового статуса граждан в системе обязательного медицинского страхования позволяет сделать вывод необходимо сделать вывод о необходимости усиления механизмов защиты прав пациентов и повышения ответственности со стороны органов здравоохранения.
Пациенты имеют право на доступ к качественной медицинской помощи и лекарствам, особенно в случаях, когда их жизнь и здоровье находятся под угрозой. Важно обеспечить эффективный механизм защиты прав пациентов, чтобы они могли получать необходимое лечение и медикаменты в соответствии с их потребностями и медицинскими показаниями. Наряду с этим, ответственность граждан в системе обязательного медицинского страхования заключается в соблюдении правил и обязательств, предусмотренных законодательством и медицинскими нормами. Граждане также должны активно использовать свои права и обращаться за помощью в случае нарушения их медицинских прав.
На современном этапе развития государства имеется ряд проблем в системе обязательного медицинского страхования, которые требуют незамедлительного внимания и решения. В качестве проблем в работе выделены: неэффективное использование ресурсов, недостаточный контроль за качеством медицинской помощи, сложности доступа к медицинским услугам, а также бюрократические препятствия и недостаточное использование информационных технологий.
Основными путями решения проблем предложены: внедрение современных методов управления, улучшение контроля и мониторинга, оптимизация системы ОМС и повышение качества предоставляемых услуг. Кроме того, необходимо активное использование информационных технологий для улучшения доступа к медицинской помощи и повышения эффективности управления данными.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6.10.2022, № 0001202210060013.
2. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О негосударственных пенсионных фондах» // Российская газета, 13.05.1998, №90.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (в ред. от 14.06.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета, 21.07.1999, №139.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета, 23.07.1999, №142.
5. Федеральный закон от 15.01.2001 №167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Российская газета, 20.12.2001, №247.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Российская газета, 29.07.2006, №165.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 23.11.2011, №263.
8. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета, 14.04.2010, №78.
9. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, 03.12.2010, №274.
10. Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» // Российская газета, 07.12.2011, №275.
11. Федеральный закон от 14.07.2022 №236-ФЗ «О фонде пенсионного и социального страхования в Российской Федерации», https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404891633/
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.101.2011 № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082678/
13. Федеральный закон от 28.06.1991 № 1499-I (ред. от 24.07.2009)«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 04.07.1991, №27, ст.920 (утратил силу).
14. Закон от 6.03.1861 «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах», https://cgon.rospotrebnadzor.ru/istoriya/istoriya-sanitarnogo-prosveshcheniya/stanovlenie-i-razvitie-sanitarnogo-prosveshcheniya-v-rossii-/iz-istorii-stanovleniya-i-razvitiya-strakhovoy-meditsiny-v-rossii/
15. Закон от 23.06.1912 «Об обеспечении рабочих на случай болезни» // Собрание узаконений Российской империи, № 141, ст. 1229.
16. Декларация Народного комиссара труда от 30.10. (12.11.) 1917), http://museumreforms.ru/node/13732
17. Декрет от 3.10.1918 «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, С. 1249-1259.


Материалы судебной практики
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой», https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73290377/
19. Решение № 2-1034/2020 2-1034/2020~М-549/2020 М-549/2020 от 20 мая 2020 г. по делу № 2-1034/2020, https://sudact.ru/regular/doc/aDOn1DlGfwlQ/
20. Решение № 2-390/2020 2-390/2020~М-122/2020 М-122/2020 от 6 июля 2020 г. по делу № 2-390/2020, https://sudact.ru/regular/doc/0xySfboZllgT/
21. Решение от 16 июня 2022 г. по делу № А60-10225/2022, https://sudact.ru/arbitral/doc/HyJkCVyH9z6X/
22. Решение № 2-317/2020 2-317/2020(2-4085/2019;)~М-3382/2019 2-4085/2019 М-3382/2019 от 26 февраля 2020 г. по делу № 2-317/2020, https://sudact.ru/regular/doc/5AZ83Tt6ySYj/

Литература
23. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. М: Проспект, 2020, 184 с.
24. Белогай А.Ю. Анализ государственного участия в финансировании здравоохранения в России // Финансы и кредит: приоритеты и векторы движения, 2022, С.1064-1070.
25. Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Чилилов А.М. Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году // Менеджер здравоохранения, 2021, С.74-78.
26. Корхмазов В.Т. О проблемах и перспективах обязательного медицинского страхования в России // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики, 2022, С.599-618.
27. Костырин Е.В., Саакян О.О. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: экономико-правовой взгляд // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2023, № 12 (часть 3), С. 440-445
28. Николаева А.В. Роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных гарантий граждан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023, С.240-243.
29. Очурдяпова А.А., Гооге О.А. Современное состояние системы обязательного медицинского страхования В Российской Федерации // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, 2019, С.189-192.
30. Пронских А.А, Хлынов К.А. Благотворительные организации помощи нуждающимся по материалам журнала «известия по Санкт-Петербургской Епархии» (1895-1915) // Христианское чтение, 2022, С.329-341.
31. Сазанова Н.В. Социальный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Вестник евразийской науки, 2022, Т. 14, № 1. С.24-29.
32. Соболева Е.А. Эволюция модели финансирования здравоохранения в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019, С.67-75.
33. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М: Проспект, 2020, 480 с.
34. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Федяева О. А. Первая программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам: предпосылки создания и история развития. Научные записки молодых исследователей, 2021, С.5-13.
35. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России 2022–2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУ, 2022, С.4-21.
36. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ, 2019, Т. 5, № 4, С. 4-19.
37. Шишкин С.В., Шейман И.М., Потапчик Е.Г., Понкратова О.Ф. Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития. М., 2019. 100 с.

Электронные ресурсы
38. В РФ дефицит медработников по итогам 2023 года составил почти 100 тыс. человек, https://tass.ru/obschestvo/20358475
39. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 448556-8 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», ach.gov.ru
40. Опрос Центра социального проектирования «Платформа» и компании «Онлайн Интервьюер», https://medvestnik.ru/content/news/Tret-oproshennyh-rossiyan-stalkivalis-s-korrupciei-v-zdravoohranenii.html
41. Роль негосударственных медицинских организаций в обеспечении доступности и качества медицинской помощи: Материалы заседания Совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 20 мая 2021 года) // Аналитический вестник, 2021, 76 с.
42. Федеральная налоговая служба, https://www.nalog.gov.ru/rn
43. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, https://arfoms.ru/NEWS_2023/22_04_2_1.pdf

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ