Введение 3
1. Музыка и развлечения в детском саду 5
1.1.Значение музыки в повседневной жизни детей 5
1.2.Работа музыкального руководителя с воспитателем группы. 6
1.3. Виды развлечений, роль музыки в них. 8
1.4. Театрализованные музыкальные представления как один из основных видов искусства для детей. 9
2. Влияние концертов на воспитание у детей музыкальной культуры и любви к музыке. 12
3. Разработать план одного из музыкальных развлечений в детском саду. 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Организация занятий музыкой для малышей и дошкольников опирается на определенные теоретические принципы и методические подходы, нацеленные на развитие музыкальных способностей, восприятия музыки и творческого мышления у детей. Важным аспектом является осознание важности музыкального воспитания в раннем возрасте для общего развития ребенка. Музыка способствует эмоциональному, моторному, речевому развитию, развитию фантазии и воображения, а также формированию художественного вкуса и эстетического восприятия мира.
Методические основы включают в себя выбор подходящих инструментов, игр и упражнений, адаптированных к возрастным особенностям детей. Важно создавать разнообразные музыкальные задания, которые побуждают детей активно участвовать, развивают их слуховое восприятие, музыкальный слух и чувство ритма.
Труды Н.А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и других исследователей подчеркивают важность знакомства детей с миром музыкальной культуры и развития их чувствительности к музыке.
Музыка как вид искусства предоставляет бесконечные возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, отражая различные оттенки чувств и переживаний. Она не только обогащает внутренний мир человека, но и способна вызывать и формировать эмоциональные реакции и оценки, формирующие интересы и потребности личности.
Особое внимание в процессе воспитания детей уделяется организации праздников, направленных на стимуляцию разнообразных эмоций и чувств, важных для развития личности. Праздники объединяют различные виды искусства – музыку, словесное искусство, танец, драматизацию, изобразительное искусство, способствуя развитию у детей эстетического восприятия мира вокруг них.
Музыка, играющая ключевую роль в праздниках, объединяет различные виды искусства, создавая особую эмоциональную атмосферу, соответствующую центральной теме праздника.
Цель исследования заключается в изучении особенностей организации и проведения музыкальных развлечений в детском саду.
Объект исследования – изучение организации и проведения музыкальных мероприятий, игр и занятий с музыкой для детей дошкольного возраста в детском саду.
Предметом исследования будет являться сами дети, их восприятие и реакция на музыкальные развлечения, а также эффективность использования музыки как средства воспитания и развития в детском саду.
Организация музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста основывается на определенных теоретических и методических принципах, которые направлены на развитие музыкальных способностей, восприятия и творческого мышления у детей.
Одним из ключевых теоретических аспектов является понимание значимости музыкального воспитания в раннем возрасте для всеобъемлющего развития ребенка. Музыка стимулирует развитие эмоциональной сферы, моторики, речи, фантазии и воображения, а также способствует формированию художественного вкуса и эстетического восприятия мира.
Методические основы организации музыкальной деятельности включают в себя выбор подходящих инструментов, игр и упражнений, адаптированных к возрастным особенностям детей. Важно создавать разнообразные музыкальные ситуации, способствующие активному участию детей, развивающие их слуховое восприятие, музыкальный слух и ритмические навыки.
Таким образом, теоретические и методические основы организации музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста направлены на создание благоприятной музыкальной среды, способствующей всестороннему развитию и раскрытию музыкального потенциала каждого ребенка.
Праздничные мероприятия в детском саду играют ключевую роль в формировании жизненного опыта малышей. Это не только время веселья и отдыха, но и возможность для духовного роста и вдохновения детей. В рамках эстетического воспитания особое внимание уделяется различным аспектам, таким как музыка, природа, игры и развлечения. Звуки музыки могут захватить внимание детей и вызвать у них отклик. Наблюдение за животными и забота о них помогают детям лучше понимать окружающий мир. Игры и развлечения удовлетворяют естественные потребности детей в общении, развитии и радости.
Важно постепенно развивать эстетические впечатления, чтобы сформировать у детей разностороннее эстетическое восприятие. Для этого необходимо расширять кругозор малышей через прогулки, игры, чтение художественной литературы, рисование и знакомство с музыкой. Руководство процессом эстетического воспитания должно быть хорошо продумано, начиная с самого раннего детского возраста и протекать плавно на протяжении всех этапов детства.
Понимание и осмысленное восприятие музыки считается одним из наиболее активных способов погружения в ее мир, поскольку это стимулирует внутренний мир детей, их чувства и мысли. Без осознанного восприятия музыки как искусства невозможно говорить об ее влиянии на духовное развитие детей и подростков. Важно, чтобы дети научились слышать музыку как содержательное искусство, переносящее в себе человеческие чувства, идеи и образы жизни.
1. Агаджанян Н.А., Тель Б.И., Циркин Б.М. и др. Физиология человека: Курс лекций: В 2 т.- Алма-Ата: Жана Арка, 1992.
2. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М.: Просвещение, 1961.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
4. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.1.
5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 030900 «Дошкольная педагогика и психология» и 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» / А. Н. Зимина. - Москва : Творческий центр Сфера, 2010. - 319 с. : табл.; 20 см.; ISBN 978-5-9949-0178-6
6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, - с. 231.
7. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Издательство «Мозаика» - Синтез, Москва, 2005 г.
8. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. – Издательский центр Академия. 2000 – 240 с.
9. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.