ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПАНИИ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 8
1.1. Долевое и долговое финансирование как способы привлечения капитала в компанию 8
1.2. Исследование способов долевого финансирования для принятия решения
по изменению структуры собственности компании 10
1.2.1. IPO. Первичное публичное размещений акций 11
1.2.2. M&A. Сделки слияний и поглощений 13
1.2.3. Венчурный капитал 15
1.2.4. Капитал «бизнес-ангелов» 17
1.2.5. Акционерный краудфандинг 19
1.3. Сравнение инструментов долевого финансирования как способов изменения структуры собственности компании 22
Глава 2. ОТРАСЛЬ ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКИ И РЫНОК КАРШЕРИНГА 33
2.1. Экономика совместного потребления как новая экономическая модель 33
2.2. Анализ рынка каршеринга: история развития, особенности и драйверы 35
2.3. Позиции компании «Делимобиль» на рынке каршеринга в России 41
2.4. Структура собственности компании «Делимобиль» 43
2.5. Причины несостоявшегося IPO компании «Делимобиль» 45
2.5. Альтернативы для компании «Делимобиль» при трансформации структуры собственности 48
Глава 3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА КОМПАНИИ «ДЕЛИМОБИЛЬ» 51
3.1. Оценка предпосылок и операционных показателей в рамках анализа
будущего развития компании 51
3.2. Оценка бизнеса компании «Делимобиль» при выходе на IPO и при M&A ...55
3.3. Анализ стратегических инициатив и рекомендации для топ-менеджмента
компании «Делимобиль» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы 70
Приложения 76
Приложение 1. Отзыв компании «Делимобиль» на прикладной проект 76
Приложение 2. Финансовая модель стратегической инициативы выхода на IPO 77
Приложение 3. Финансовая модель стратегической инициативы M&A 78
Исследование способов трансформации собственности и их влияния на оценку бизнеса — одна из наиболее популярных тем для анализа в финансовом менеджменте ввиду того, что этот вопрос актуален не только в академической среде, но и на практике. Финансисты не однозначны в своих мнениях о том, к чему приведет то или иное решение по трансформации собственности, и как это в конечном итоге скажется на стоимости компании. Более того, зачастую не ясен и момент, когда принимать то или иное решение.
Сложившаяся ситуация и информационный фон вокруг компании «Делимобиль» является ярким примером такой проблематики. В 2021 году каршеринговый сервис подал заявку на проведение IPO на Нью-Йоркской бирже, однако уже после публикации проспекта эмиссии и проведенной работы инвестиционного банка «Делимобиль» заявил о переносе «из-за рыночных условий». Актуальность данного прикладного проекта заключается в том, что после объявления о переносе сроков IPO компании «Делимобиль» внешняя экономическая и геополитическая ситуация в мире и в России в 2022 году сильно изменилась. На данный момент менеджмент компании не понимает, стоит ли вообще рассматривать такую стратегическую инициативу, как выход на IPO, в 2022 году или же имеет смысл сконцентрироваться на иных вариантах трансформации структуры собственности с целью привлечения дополнительного капитала.
Целью прикладного проекта для компании «Делимобиль» является разработка рекомендаций для топ-менеджмента компании по выбору варианта трансформации структуры собственности.
Для достижения этой цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую базу долевых методов финансирования;
2. Выявить причины невыхода компании «Делимобиль» на IPO в 2021 году;
3. Выбрать наиболее подходящие для компании «Делимобиль» способы долевого финансирования на базе изучения теоретической базы существующих методов, финансового анализа компании и ее внешнеэкономического фона;
4. Оценить стоимость компании «Делимобиль» при реализации тех или иных стратегических инициатив по изменению структуры собственности;
5. Предоставить управленческие рекомендации на основе оценки текущей стоимости компании «Делимобиль» при реализации тех или иных стратегических инициатив по изменению структуры собственности.
Данное исследование может быть полезно в практической деятельности, связанной с корпоративными финансами и оценкой стоимости бизнеса компаний из отраслей шеринг- экономики, а также служить отправной точкой для дальнейших исследований в области трансформации собственности.
Методами исследования прикладного проекта являются:
• теоретический анализ различных форматов финансирования компании;
• финансовый анализ состояния бизнеса и макроэкономического фона в стране;
• финансовое моделирование и количественная оценка отобранных стратегических инициатив;
• общий анализ для построения итоговых рекомендаций для топ-менеджмента компании.
В ходе данного прикладного проекта использовалась учебная и академическая литература, современные научные статьи в области корпоративных финансов. Для поиска драйверов и операционных метрик по оценке внешнеэкономического фона использовалась открытая финансовая информация, взятая из опубликованных маркетинговых отраслевых исследований консалтинговыми компаниями. При построении прогнозной финансовой модели бизнеса «Делимобиль» за основу были взяты база данных «СПАРК» и проспект эмиссии, опубликованный самой компанией перед предполагаемым выходом на IPO в конце 2021 года. Основные вычисления производились в Microsoft Excel.
Результатом данного эмпирического исследования станут рекомендации для топ- менеджмента компании для построения стратегического плана развития компании в области изменения структуры собственности.
В Главе 1 «Финансирование компании: основные способы и их характеристики» будут рассмотрены существующие способы финансирования организации, особый акцент будет сделан на долевом типе финансирования, так как именно он подразумевает трансформацию структуры собственности компании. Также будут проанализированы способы финансирования в зависимости от жизненного цикла организации. Такой теоретический анализ поможет сделать выводы о том, какие вообще существуют возможности для компании «Делимобиль» на данный момент с точки зрения привлечения капитала взамен на долю в компании.
В Главе 2 «Отрасль шеринг-экономики и рынок каршеринга» будет проведен анализ среды, в которой ведет свою деятельность «Делимобиль». Это необходимо для того, чтобы понять, как вообще работает бизнес-модель в шеринг-экономике, за счет чего бизнес монетизируется, насколько популярен каршеринг в России, как он развивался и где его будущее. Также в рамках этой главы будут сделаны акценты на самой компании «Делимобиль», а именно на пути развитии, почему вопрос выхода на IPO стал актуальным и что помешало реализовать такую инициативу в 2021 году. Будут рассмотрены финансовые показатели и метрики компании, чтобы понять, насколько организация вообще устойчива к внешней среде и какие у нее есть проблемы. На этом же этапе станет понятно, на каком этапе жизненного цикла находится «Делимобиль» и, как следствие, какие стратегические инициативы существуют в рамках реализации задачи по долевому финансированию.
В Главе 3 «Оценка бизнеса компании «Делимобиль» на базе исторических данных, опубликованных в проспекте эмиссии, будет произведена оценка стратегических инициатив с помощью построения финансовой модели и будущих денежных потоков компании. Каждый тип долевого финансирования компании имеет свои особенности, в первую очередь, отличается структура управления компанией, различаются средства достижения цели, сама цель также может быть изменена в зависимости от размера привлеченного финансирования. Именно поэтому в Главе 3 будет проанализировано, куда именно стратегически пойдет компания «Делимобиль», и как в зависимости от этого будут меняться поставленные в организации цели. На базе полученной финансовой модели дисконтированных денежных потоков и терминальной стоимости компании будет произведена оценка бизнеса при выборе той или иной стратегической инициативы. Та опция, при которой стоимость бизнеса будет наибольшей, и будет наиболее предпочтительной для реализации в компании «Делимобиль». На базе этих выводов будут построены рекомендации для организации.
Целью консалтингового проекта для компании «Делимобиль» является разработка рекомендаций для топ-менеджмента компании по выбору варианта трансформации структуры собственности.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
1. В ходе анализа теоретической базы долевых методов финансирования было идентифицировано семь возможных форм: IPO, M&A, венчурный капитал, капитал «бизнес-ангелов», акционерный краудфандинг, мезонинное финансирование и финансирование SBIC. В дальнейшем анализе не рассматривалось мезонинное финансирование и финансирования SBIC вследствие непопулярности таких способов трансформации структуры собственности на рынке России;
2. В ходе финансового анализа компании «Делимобиль» были выявлены две основные причины, исходя из которых было принято решение отложить выход на IPO. Первач причина: не была закрыта книга заявок в связи с тревожными финансовыми показателями, которые не вселяли инвесторам уверенность в будущем росте стоимости компании. Вторая причина: неблагоприятный внешнеэкономический фон за счет роста стоимости комплектующих для автомобилей и, как следствие, увеличение цены обслуживания и приобретения новых автомобилей, что требовало паузы для финансовой переоценки компании;
3. В ходе сопоставления выводов из теоретического и финансового анализа были сделаны выводы о том, что такие формы долевого финансирования, как капитал «бизнес-ангелов», венчурные инвестиции и акционерный краудфандинг для компании не актуальны, в первую очередь, вследствие их применимости на начальных стадиях жизненного цикла организации, а также из-за недоверия зарубежных фирм российскому бизнесу; наиболее актуальные стратегические инициативы — IPO и M&A;
4. В ходе финансового моделирования стоимости компании «Делимобиль» на конец 2022 года были получены следующие результаты: при реализации стратегической инициативы по выходу на IPO стоимость бизнеса составила 742 млн.долл., при реализации стратегической инициативы по продаже доли бизнеса оценка варьируется от 761,7 млн. долларов при пессимистичном сценарии до 1 024,9 млн. долларов при оптимистичном. При этом базовая оценка данной стратегической опции составляет 857,6 млн. долларов. Стоит отметить, что согласно построенным финансовым моделям стратегическая инициатива выхода на IPO все равно будет менее привлекательной даже в сравнении с самым негативным сценарием продажи доли экосистеме «ВКонтакте»;
5. По итогам анализа были предоставлены управленческие рекомендации для топ- менеджмента компании «Делимобиль»: рассмотреть вариант по привлечению долевого финансирования посредством продажи части доли компании крупному IT гиганту, пересмотреть операционную стратегию развития компании в сторону более сдержанного роста автопарка, сконцентрироваться на развитии компании на внутреннем рынке.
Данное исследование может быть полезно в практической деятельности, поскольку направлено на поиск решения для конкретной задачи и для конкретного клиента. Благодаря усилиям, проделанным в этой работе, компания «Делимобиль» сможет иначе подойти к вопросу о выборе источника долевого финансирования и, как следствие, произвести трансформацию структуры собственности таким образом, чтобы этот шаг был максимально эффективен с финансовой точки зрения.
1. «АвтоВАЗ», Audi и Mercedes увеличивают цены из-за санкций [Электронный ресурс] // Ura.News. — URL: https://ura.news/news/1052535682 (дата обращения: 28.03.2022).
2. Аммосов Ю. Венчурный капитализм: от истоков до современности, - СПб.: РАВИ, 2004.
3. Бизнес-ангелы [Электронный ресурс] // Borovic. — URL:
https://www.borovic.ru/index_p_7_p_4.html (дата обращения: 16.02.2022).
4. Брейли Р. Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Брейли Р. Майерс С. Олимп-Бизнес, 2016.
5. «ВКонтакте» усилил направление поддержки малого и среднего бизнеса
[Электронный ресурс] // Adindex. — URL:
https://adindex.ru/news/digital/2022/03/14/303269.phtml (дата обращения:
20.03.2022).
6. Возможен откат в 2011 год: что аналитики ждут от рынка рекламы в 2022 году
[Электронный ресурс] // Vc. — URL: https://vc.ru/marketing/392856-vozmozhen- otkat-v-2011-god-chto-analitiki-zhdut-ot-rynka-reklamy-v-2022-godu (дата
обращения: 30.03.2022).
7. Волков А. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. Издательство Вершина. 2006.
8. «ВТБ Капитал» купил миноритарную долю во владельце каршеринга «Делимобиль» за $75 млн [Электронный ресурс] // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/newsroom/karera-i-svoy-biznes/431407-vtb-kapital-kupil- minoritarnuyu-dolyu-vo-vladelce-karsheringa (дата обращения: 09.03.2022).
9. Годовая инфляция в России ускорилась до 16,7% [Электронный ресурс] // Vedomosti. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/04/06/916972- godovaya-inflyatsiya-v-rossii-uskorilas-do-167 (дата обращения: 30.03.2022).
10. «Делимобиль» нашел новый путь на биржу [Электронный ресурс] // Cnews. —
URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-12-15_delimobil_nashel_novyj (дата
обращения: 09.03.2022).
11. «Делимобиль» отложил IPO из-за плохого спроса на бумаги [Электронный ресурс] // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/445323-delimobil- otlozil-ipo-iz-za-plohogo-sprosa-na-bumagi (дата обращения: 14.03.2022).
12. «Делимобиль» решил перенести IPO из-за «рыночных условий» [Электронный ресурс] // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/finansy/445123-delimobil-resil- perenesti-ipo-iz-za-rynocnyh-uslovij (дата обращения: 14.03.2022).
13. Завадовская В. Как посчитать справедливую стоимость компании по модели
DCF. [Электронный ресурс] // Bcs-express. — URL: https://bcs-express.ru/novosti- i-analitika/kak-poschitat-spravedlivuiu-stoimost-kompanii-po-modeli-dcf (дата
обращения: 02.04.2022).
14. Ильяшенко А. Что такое венчурные инвестиции и как они помогают компаниям найти деньги в самом начале работы [Электронный ресурс] Mc.Today. — URL: https://mc.today/venchurnye-investitsii/ (дата обращения: 22.02.2022).
15. Инвестиционный тизер и меморандум [Электронный ресурс] // Mkpcn. — URL: https://mkpcn.ru/services/finans-consalting/investicionnyj-tizer-i-memorandum (дата обращения: 16.02.2022)....64