Введение 3
Глава 1. Организация государственной системы здравоохранения в Российской Федерации 7
1.1 Основная функция обязательного медицинского страхования (ОМС) 7
1.2 Достоинства и недостатки системы ОМС 15
1.3 Доступность и качество медицинской помощи в РФ 26
Глава 2. Особенности частной системы здравоохранения в России 32
2.1 Развитие рынка частных медицинских услуг 32
2.2 Развитие системы добровольного медицинского страхования в России 44
2.3 ДМС как фактор повышения качества медицинской помощи для пожилых 52
Глава 3. Отношение работников СПбГУ к медицинскому обслуживанию, в частности по системе ДМС (на основе эмпирического исследования) 62
3.1 Программа социологического исследования 62
3.2 Результаты исследования 65
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение 81
Чтобы прожить долгую и достойную жизнь, человек должен обладать хорошим уровнем психического и физического здоровья. Проблема доступной и качественной медицинской помощи касается всех жителей страны, она была и остается актуальной и требует серьезного рассмотрения. Каждый человек хочет чувствовать себя защищенным, получить своевременное и квалифицированное лечение, если у него возникнет заболевание, угрожающее жизни и здоровью.
В настоящее время здоровье жителей России оставляет желать лучшего. Повсеместно происходит увеличение числа сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, смертность от этих заболеваний остается на высоком уровне. Так, за 2016 год было выявлено 3 875 новых случаев злокачественных новообразований у детей в возрасте от 0 до 17 лет (3 734 случая в 2015 году) и 599 348 новых случаев злокачественных новообразований у взрослых (589 341 случая в 2015 году). За 2016 год от болезней системы кровообращения умерло 904,1 тыс. человек, от злокачественных новообразований – 295,7 тыс. человек. Большое число больных инфекционными заболеваниями, в особенности туберкулеза (в 2015 году зарегистрировано 84,5 тыс. человек с заболеванием активного туберкулеза, установленного впервые в жизни, в 2016 году – 78,1 тыс. человек) , вызывает тревогу здоровье детей и подростков. Продолжительность жизни населения страны остается довольно низкой (средняя продолжительность жизни в России в 2017 году составила 72,4 года). Причиной этих явлений является множество факторов, одним из которых является состояние медицинской помощи.
Сохранение и улучшение здоровья граждан страны является одной из главных задач любого государства. Решение данного вопроса показывает, насколько благополучным и развитым является общество. В России существует несколько способов получения гражданами медицинской помощи. Получение медицинской помощи осуществляется через систему государственного обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), платную (частную) систему оказания медицинской помощи и добровольное медицинское страхование (далее - ДМС). Каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки.
Статья 41 Конституции Российской Федерации говорит, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» . Также отмечается, что «Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.)». Таким образом, государство согласно закону гарантирует всем своим гражданам предоставление медицинской помощи. Реализация права гражданина на бесплатное медицинское обслуживание осуществляется посредством системы ОМС. Система ОМС, наряду с обязательным пенсионным и обязательным социальным страхованием, вместе образуют систему социального страхования, направленную на социальную защиту населения в России. По системе ОМС государство обеспечивает предоставление врачебной помощи каждому застрахованному лицу, независимо от его пола, возраста, социального статуса и места жительства.
Выбор способа медицинского обслуживания не ограничивается только государственной медицинской помощью. Множество проблем, имеющих место в бюджетной медицине, обуславливают стремительное развитие системы платного медицинского обслуживания. Число платных клиник с каждым годом все больше растет, что говорит о заинтересованности населения в качественной медицинской помощи, несмотря на высокую стоимость предоставляемых медицинских услуг. Каждый человек вправе самостоятельно решить - доверить свою жизнь и здоровье специалистам, работающим в государственных медицинских учреждениях, обратиться за необходимой услугой в платную клинику или обеспечить себя полисом ДМС. Принятие же оптимального решения зависит от конкретных запросов и потребностей клиента, ожиданий пациента от лечения, а также от его финансовых возможностей.
Большинство людей пользуются государственной системой здравоохранения и застрахованы по программе ОМС. Тем не менее, могут возникнуть случаи, когда полиса ОМС бывает недостаточно для разрешения проблемной ситуации человека. Особенно это касается незащищенных слоев населения (неработающих пожилых людей, детей, инвалидов), которые в вопросах здоровья целиком и полностью полагаются на действия государства. Часто случается, что ОМС не способно в полном объеме обеспечить качественными и доступными медицинскими услугами. Решением сложившейся проблемы может стать приобретение полиса ДМС.
Цель работы – определить место ДМС в российской системе здравоохранения, рассмотреть его как часть государственной системы здравоохранения, повышающей качество медицинской помощи, предоставляемой пожилым людям.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию государственной системы здравоохранения.
2. Выявить преимущества и недостатки медицинской помощи, получаемой населением России по полису ОМС.
3. Рассмотреть понятия качества и доступности медицинской помощи, от чего они зависят.
4. Рассмотреть организацию частной системы здравоохранения, в том числе системы ДМС, ее достоинства и недостатки.
5. Выявить на примере работников СПбГУ их отношение к медицинскому обслуживанию, в частности по системе ДМС.
6. Доказать, что ДМС может стать фактором повышения качества медицинской помощи для пожилых.
Объект исследования - система ДМС.
Предмет исследования– мнение работников СПбГУ о ДМС.
Научная разработанность темы. В настоящее время вопросы теории и практики медицинского страхования нашли отражение в трудах таких авторов, как И.А. Сударикова, Ю.Т. Ахвледиани, В.В. Шахов, А.П. Архипов, С.В. Ермасова, Л.Г.Скамай.
Проблемы развития системы ОМС в России представлены в трудах В.Д. Роика, Е.Г. Князевой, Е.Н. Валиевой, В.А. Шелякина, В.В. Фоменко, Ю.Т. Шарабчиева, Т.В. Дудиной, И.А. Гареевой.
Вопросы частной системы здравоохранения рассматриваются в трудах таких авторов, как С.В. Шишкин, Д.В. Михальченко, В.А. Шаховой, Е.Г. Потапчик, Е.В. Селезнева.
Проблемы развития ДМС, его преимущества и недостатки, возможные перспективы развития затрагиваются в трудах С.Ю. Ворониной, И.А. Судариковой, Л.К. Улыбиной, К.А. Гуриной, С.В. Шишкина, А.П. Архипова, К.К. Касимовского, Е.П. Жиляевой, Н.М. Заика, Б.И. Трифонова.
Методы исследования - для решения поставленных задач используется комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов:
1. Теоретический анализ трудов российских авторов, законодательных материалов, учебной и справочной литературы, интернет-источников, различных статистических данных;
2. Интервью со специалистами, занимающимися организацией ДМС;
3. Анкетный опрос для выяснения общественного мнения по проблеме отношения людей к медицинскому обслуживанию, в частности по системе ДМС.
Эмпирическая база исследования - Отдел социальной защиты работников СПбГУ.
Выборка - случайная - опрос мнения работников СПбГУ. Респонденты для опроса - работники СПбГУ в возрасте от 18 лет – 119 человек (99 человек женщин и 20 человек мужчин). Выборка формируется на основе согласия работников принять участие в опросе, проявивших к нему интерес.
Описание структуры работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 71 источника и приложения. В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, посвященные медицинскому страхованию, рассматривается система ОМС, ее преимущества и недостатки, понятия качества и доступности медицинской помощи. Во второй главе описывается организация частной системы здравоохранения, включающая в себя частные платные клиники и медицинские учреждения, обслуживающие по системе ДМС, раскрываются преимущества и недостатки частных платных клиник и ДМС, а также доказывается, что ДМС может стать частью государственной системы здравоохранения и фактором, повышающим качество медицинской помощи. В третьей главе представлена программа эмпирического исследования с описанием основных результатов. В работе использованы 2 таблицы. Количество страниц – 80.
Гипотезы исследования:
1. ДМС является востребованным способом получения медицинской помощи.
2. Получение полиса ДМС пожилыми людьми при выходе на пенсию улучшит качество предоставляемой им медицинской помощи.
Новизна работы состоит в обосновании ДМС в качестве механизма, дополняющего государственную систему здравоохранения и повышающего качество медицинского обслуживания пожилых граждан
Государство заботится об охране здоровья своих граждан, предоставляя им возможность получения медицинского обслуживания по системе ОМС. ОМС обладает рядом преимуществ, таких как равный для всего населения, бесплатный минимальный гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи по всей территории страны, право выбора лечебного учреждения, возможность вызова врача на дом и т.д.
Тем не менее, государственной система здравоохранения также не лишена большого числа недостатков. Проблемы в ОМС связаны как с организацией медицинского обслуживания, например, большие очереди на прием к врачу и в регистратуре, трудность записи на прием к специалистам, дефицит медицинских кадров, особенно в сельской местности, территориальная удаленность медицинских учреждений от места проживания пациентов, так и с процессом лечения, в частности, ожидание квот на лечение, невозможность сдать вовремя анализы, отсутствие необходимых лекарственных средств. Все это влияет на качество и доступность медицинской помощи и препятствуют равному доступу для всего населения к медицинской помощи. Существующие проблемы сказываются в первую очередь, на той категории населения, которая в вопросе здравоохранения целиком полагается на действия государства, а именно, слабозащищенной его части – пожилых, детей и инвалидов.
Стремление к поиску других способов получения качественной медицинской помощи, а также переход государства к рыночной экономике привели к тому, что в России, как и в других странах, стала развиваться негосударственная медицина в лице частных клиник и системы ДМС, которые взяли на себя наряду с государством ответственность за оказание медицинской помощи населению и сформировали тем самым, новую систему здравоохранения.
Платная медицина носит добровольный характер, к ней обращаются лишь те, кто может себе это позволить и те, кого не устраивает обслуживание в государственных больницах и поликлиниках. Тем не менее, рынок медицинских услуг расширяется, он проник уже в государственные лечебно-профилактические учреждения. Государственные учреждения здравоохранения также стали оказывать медицинские услуги на платной основе, чего раньше не было. Так, например, для того, чтобы сделать некоторые анализы крови или пройти УЗИ без ожидания и очереди, пациенту приходится платить. Несомненным преимуществом частных медицинских учреждений является качество и быстрота медицинского обслуживания, отсутствие очередей. Записаться к врачу можно в срочном порядке или даже посетить его в день записи. Отрицательным моментом остается высокая стоимость медицинских услуг. Так, несмотря на увеличивающийся с каждым годом объем платных медицинских услуг, нельзя сказать, что они доступны большому числу жителей страны. В основном визиты пациентов в частные клиники имеют разовый характер. Постоянными клиентами частных медицинских учреждений является небольшое число пациентов.
Еще одним способом получения медицинской помощи в России является приобретение полиса ДМС. ДМС - достаточно новый способ социальной защиты населения, получивший распространение совсем недавно параллельно с развитием частной медицины. В отличие от системы ОМС, участие в программе ДМС носит необязательный характер. В зависимости от нужд и потребностей клиента, его финансовых возможностей страховой компанией составляется и подбирается медицинская программа. При наступлении страхового случая (заболевания или травмы) клиент обращается в медицинское учреждение, закрепленное за страховой компанией, где ему предоставляют медицинские услуги, включенные в программу ДМС. При этом человек вправе сам выбрать для себя страховую компанию и лечебное учреждение, где он будет обслуживаться.
Одним из преимуществ системы ДМС является возможность получить услуги сверх установленных по полису ОМС, которые отличаются высоким качеством. При этом пациент получает медицинскую помощь по полису ДМС, когда ему удобно, не стоит в очереди на прием и не находится в списке ожидания нужной услуги. Страховая компания позволяет человеку выбрать содержание страховой программы и ЛПУ, где будет проводится лечение, а также нужного врача-специалиста. В страховой программе отображены только те услуги, которые необходимы пациенту, в соответствии с его желаниями и потребностями. Стоимость услуг по полису ДМС стоит дешевле услуг частных клиник, по качеству они сопоставимы друг с другом. Все это делает ДМС привлекательным в глазах потенциальных получателей медицинских услуг.
Изучение отношения работников СПбГУ к медицинскому обслуживанию, в частности по системе ДМС показало, что среди работников преобладают лица пожилого возраста. В целом они не удовлетворены медицинской помощью, предоставляемой по системе ОМС, довольны же медицинским обслуживанием в платных клиниках и по полису ДМС. Проведенный опрос показал, что система ДМС является востребована работниками СПбГУ, при этом чем старше работник, тем он больше нуждается в высококвалифицированной медицинской помощи, предоставляемой по полису ДМС.
Каждый человек в молодом возрасте должен подумать о своем собственном здоровье, предусмотреть возможные риски заболеваний, которые могут возникнуть в старости. Созданный на основе ДМС механизм накоплений к будущей пенсии может помочь в получении качественного медицинского обслуживания в пожилом возрасте. Отчисление ежемесячного процента от заработной платы в течение трудовой деятельности в государственный фонд ДМС поможет гражданам сформировать необходимый объем денежных средств, который будет потрачен на получение медицинской помощи по полису ДМС после выхода на пенсию дополнительно к полису ОМС, который предоставляет государство. Опрос работников СПбГУ показал, что чем моложе человек, тем выше его согласие ежемесячно отчислять дополнительный процент от заработной платы в государственный фонд, созданный специально для накопления финансовых ресурсов по системе ДМС.
Таким образом, механизм накоплений на основе системы ДМС имеет перспективы развития. Тем не менее, для ее введения государству требуется проведение ряда мероприятий. Прежде всего следует провести масштабные исследования, просчитать все возможные риски, а также экономический и социальный эффект от введения системы в действие. Государство должно определить перечень и объемы медицинских услуг, которые бы получал человек по полису ДМС при выходе на пенсию, дополнительно к услугам, предоставляемым полисом ОМС. Также следует провести работу с населением, повысить его информированность о необходимости заботы о собственном здоровье, показать преимущества от реализации данной системы.
Введение государством механизма накоплений на основе ДМС увеличит социальную защищенность граждан при выходе на пенсию, даст гарантию получения достойного медицинского обслуживания в старости. Полис ДМС расширит перечень возможных вариантов оказания медицинской помощи, уже предоставляемых населению по полису ОМС, повысит качество и быстроту оказания медицинских услуг. Пожилые люди получат возможность получить лечение, сопоставимое по качеству с частными медицинскими клиниками самым быстрым способом.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая[федер. закон №117-ФЗ: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. (с изм. и доп. от 23 апреля 2018 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 10.05.18 г.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации[федер. закон №326-ФЗ: принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г. (с изм. и доп. от 28 декабря 2016 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 18.01.18 г.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [федер. закон №323-ФЗ: принят Гос. Думой 01 ноября 2011 г. (с изм. и доп. от 07 марта 2018 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 08.04.18 г.
5. О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения[федер. закон №354-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2011 г. (с изм. и доп. от 28 декабря 2016 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 03.02.18 г.
6. О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов[закон Санкт-Петербурга №880-159 от 26 декабря 2017 г.: принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 20 декабря 2017 г.] / Справочно-правовая система «Гарант», версия от 23.04.18 г.
7. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [постановление Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 г. №1492 (с изм. и доп. от 21 апреля 2018 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 08.01.18 г.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [распоряжение правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008 г. (с изм. и доп. от 10 февраля 2017 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 26.03.18 г.
9. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования[приказ Минздравсоцразвития№158н от 28 февраля 2011 г. (с изм. и доп. от 11 января 2017 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 17.02.18 г.
10. Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи[приказ Минздравсоцразвития №406н от 26 апреля 2012 г.] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 13.02.18 г.
11. Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога [приказМинздрава РФ №290н от 02 июня 2015 г.] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 17.03.18 г.
12. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию[приказФФОМС №230 от 01 декабря 2010 г. (с изм. и доп. от 22 февраля 2017 г.)] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 06.03.18 г.
13. Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования [приказФФОМС №73 от 16 апреля 2012 г.] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс, версия от 19.04.18 г.
14. Александрова О.Ю., Нагибин О.А., Зотов В.В. Создание механизма реализации норм законодательства о доступности медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора, 2013, №6. С. 11-16.
15. Аристова Е.В., Волков Д.В. Проблемы и перспективы развития рынка платных медицинских услуг // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012, №2. С. 207-209.
16. Архипов А.П. О программах медицинского страхования // Финансы, 2013, №3. С.42-46.
17. Бондарь Ю.В. О содержании внутренних и внешних проблем в развитии добровольного медицинского страхования в России // Baikalresearchjournal, 2015, №3. С. 1-9.
18. Бударин С.С., Смирнова Е.В. Организация системы качества медицинской помощи в системе ОМС и ее экспертный потенциал // Вестник Росздравнадзора, 2016, №6. С. 13-23.
19. Воронина С.Ю. Добровольное медицинское страхование как механизм повышения качества медицинских услуг // Актуальные вопросы экономических наук, 2012, №28. С. 66-70.
20. Гареева И.А. Обязательное медицинское страхование: история и перспективы / И.А. Гареева. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014.
21. Гурина К.А., Улыбина Л.К. Проблемы развития добровольного медицинского страхования в России // Новая наука: стратегии и векторы развития. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Магнитогорск, 8 апреля 2017 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2017, №4. С.175-177.
22. Ермасов С. В. Страхование: учебник для бакалавров. – 5-е изд. / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. - М.: Изд-во Юрайт, 2015.
23. Ефимов О.Н. Социальное страхование в России: Учебное пособие / О.Н. Ефимов. - Саратов: Изд-во «Вузовское образование», 2014.
24. Журавлева Н.В., Лопаткин Д.С. Обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения // Финансы и кредит, 2013, №10. С. 63-66.
25. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. / под ред. Г.К. Оксенойт, С.Ю. Никитиной. – М.: Росстат, 2017.
26. Землячева О.А., Мерзликина Ю.В. Обязательное и добровольное медицинское страхование в России // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2015, №2. С. 68-73.
27. Злокачественные новообразования в России в 2016 году (заболеваемость и смертность) / под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. - М.: МНИОИ им. П.А.Герцена филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2018.
28. Испытано временем: 100 лет обязательному социальному страхованию в России (1912-2012): монография / А.В. Морозов и др.; Под общ ред. А.В. Морозова. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2012.
29. Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2014, №2, С. 130-142.
30. Касимовский К.К. Социально-экономические предпосылки развития частной медицины в России // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2012, №1. С. 85-86.
31. Касимовский К.К., Жиляева Е.П., Заика Н.М. Актуальные вопросы частного здравоохранения и добровольного медицинского страхования за рубежом // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2014, №2. С.34-35.
32. Князева Е.Г. Финансовые инновации в сфере медицинского страхования Российской Федерации: монография / Е.Г. Князева, Е.Н. Валиева, В.А. Шелякин, В.В.Фоменко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
33. Ковалева И.П. Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг // Актуальные вопросы экономических наук, 2015, №44. С. 149-159.
34. Михальченко Д.В. Социологический портрет медицинской услуги: монография / Д.В. Михальченко, И.В. Фирсова, Н.Н. Седова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011.
35. Народный взгляд на здравоохранение. Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. – М.: ООО Издат. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2015, №2. С. 27-33.
36. Общественное мнение – 2017. Ежегодник / под ред. Н. Зоркая. - М.: Левада-Центр, 2018.
37. Письменная Е.Е., Моженкова Е.М. Доступность и качество медицинских услуг в российской системе здравоохранения // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета, 2016, №2. С. 36-39.
38. Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? – СПб.: Питер, 2014.
39. Роик В.Д. Финансовые основы обязательного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и временной утраты трудоспособности: учебное пособие / В.Д. Роик. – М.: ИД «АТиСО», 2015.
40. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального страхования: Институты и страховые механизмы / В.Д. Роик. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
41. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / С.В. Шишкин и др. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.
42. Россия в цифрах. 2017: Стат. сб. / под ред. А.Е. Суринова. – М.: Ростат, 2017.
43. Севостьянова Е.В., Александрова М.Ю. Анализ рынка медицинских услуг в России // Инновационная экономика и общество, 2016, №2. С. 69-74.
44. Скамай Л.Г. Страховое дело: учебник / Л.Г. Скамай. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.
45. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: Стат. сб. / под ред. М.К. Сабельниковой, Е.Б. Фроловой. – М.: Росстат, 2017.
46. Страхование: Учеб. пособие. – 5-е изд. / под ред. Ю.Т. Ахвледиани, В.В. Шахова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
47. Сударикова И.А. Роль медицинского страхования в финансировании расходов на охрану здоровья // Страховое дело. – М.: Анкил, 2014, №7. С. 35-41.
48. Трифонов Б.И. Долгосрочное медицинское страхование как механизм защиты здоровья населения пенсионного возраста // Страховое дело. – М.: Анкил, 2012, №12. С. 13-21.
49. Шабунова А.А., Барсуков В.Н. Качество жизни и человеческий потенциал территорий // Проблемы развития территорий, 2015, №1. С. 76-86.
50. Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т.В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013, №4. С.16-34.
51. Шарифьянова З.Ф., Минигазимова Л.Ф., Мухаметьянова Л.Р. Добровольное медицинское страхование (ДМС) и обязательное медицинское страхование (ОМС); сравнительный анализ // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016, №5. С. 198-201.
52. Шаховой В.А. Развитие платных медицинских услуг в сфере здравоохранения: монография / В.А. Шаховой, Е.В. Бауд. – М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012.
53. Шишкин С.В., Попович Л.Д. Анализ перспективразвитиячастногофинансированияздравоохранения/ С.В. Шишкин, Л.Д. Попович. – М.: ИЭПП, 2009.
54. Шишкин С.В., Потапчик Е.Г., Селезнева Е.В. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития // Вопросы экономики, 2013, №4. С.94-112.
55. Аптечные сети предупредили о возможном росте цен на препараты // Журнал «Клиническая фармация». 2018. 27 фев. URL: http://clinical-pharmacy.ru/digest/farmacevtrinok/7095-aptechnye-seti-predupredili-o-vozmozhnom-roste-cen-na-preparaty.html(дата обращения: 22.02.2018).
56. Добровольное медицинское страхование (ДМС) (Медицинская страховка) // Страховая медицинская компания РЕСО-Мед. URL: https://spb.reso-med.com/police_omc/omc_glossary/?ELEMENT_ID=15172&letter=%2A(дата обращения: 07.05.2018).
57. Медицинские полисы – добровольный и обязательный // Фонд Общественное Мнение. 2015. 29 окт. URL: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/12367 (дата обращения: 22.03.2018).
58. Медицинский рейтинг 2017 // Деловой Петербург. URL: http://story.dp.ru/medranking#eys (дата обращения: 10.04.2018).
59. Минздрав пока не будет отменять вызов педиатров на дом // Газета Известия. 2016. 07 сен. URL: https://iz.ru/news/631023(дата обращения: 02.12.2017).
60. Мировая статистика здравоохранения 2014 г.: значительный рост продолжительности жизни // Всемирная организация здравоохранения. 2014. 15 мая. URL: http://www.who.int/ru (дата обращения: 15.03.2018).
61. Мониторинг работы органов государственной власти // Госконтроль.Ру. URL:http://www.goscontrol.ru/(дата обращения: 04.03.2018).
62. На время жалуетесь? Стоматологу дали 44 минуты на прием одного пациента, а терапевту - только 15 // Российская Газета. 2017. 19 янв.URL: https://rg.ru/2017/01/19/minzdrav-ustanovil-dlia-vrachej-normy-priema-pacientov.html.(дата обращения: 12.05.2018).
63. Народный рейтинг врачей, лечебных учреждений и медицинских услуг // ПроДокторов. URL: https://prodoctorov.ru/(дата обращения: 12.03.2018).
64. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru/for-citizens/about-oms/index.php?sphrase_id=73112(дата обращения: 07.03.2018).
65. Проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг. // Минздрав России. URL: https://old2015.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period(дата обращения: 07.02.2018).
66. С. Шишкин: Смертность трудоспособного населения в России в 4 раза превышает европейские показатели // Стратегия 2020. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/g11/news/32651073.html(дата обращения: 05.05.2018).
67. Сигналы о проблемах // Федеральная система мониторинга доступности здравоохранения «Доступная медицина». URL: http://доступнаямедицина.рф/complaints/(дата обращения: 04.03.2018).
68. Скворцова: дефицит программы госгарантий медпомощи в регионах превышает 150 млрд рублей // ТАСС информационное агентство. 2017. 06 дек. URL: http://tass.ru/obschestvo/4789372.(дата обращения: 01.03.2018).
69. Средняя продолжительность жизни в России впервые превысила 72 года // Российская газета. 2017. 14 авг. URL: https://rg.ru/2017/08/14/sredniaia-prodolzhitelnost-zhizni-v-rossii-vpervye-prevysila-72-goda.html(дата обращения: 15.04.2018).
70. Счетчик обращений граждан // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/(дата обращения: 12.05.2018).
71. Тарифы ОМС в регионах различаются в разы // Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье». 2017. 02 мая. URL: http://fondzdorovie.ru/news/detail.php?ID=2778&sphrase_id=2440. (дата обращения: 02.04.2018).