Введение 3
Глава 1. Мориока Кодзи: основные факты и направления исследований 10
1.1. Краткая биография Мориока Кодзи и основные труды учёного 10
1.2.Обзор теории управления предприятием Мориока Кодзи 16
Глава 2. Рецессия японской экономики 1990-х гг. и предопределившие её факторы в контексте теории Мориока Кодзи 25
2.1. Формирование «экономики мыльного пузыря» и её последствия 25
2.2. Рецессия 1990-х гг. в Японии: сферы воздействия и последствия 36
Глава 3. Кризис японского менеджмента в теории Мориока Кодзи 47
3.1. Проблемы в области управления персоналом и рабочее время 47
3.2. Акционерное общество и особенности корпоративного управления у
Мориока Кодзи (противопоставление Японии и США) 57
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 74
Анализируя японскую систему управления предприятием, одни исследователи обращают внимание на её социокультурные аспекты, такие как особенности менталитета и национального характера, другие - на формы организации производственных процессов и методы контроля качества, третьи - на форму организации корпоративного управления и осуществление прав акционеров, четвёртые - на способы организации бизнеса в форме финансово-промышленных групп и взаимодействие бизнеса с государством. Этот список можно продолжить, но вместо этого мы позволим себе обратить внимание на то, что японский менеджмент - антипод американской модели и система, которая широко известна во всём мире - формировался постепенно и прошел несколько этапов развития, изначально не имев ничего общего с современной системой.
В период ранней индустриализации японский рынок труда характеризовался высокой конкуренцией и текучестью кадров, руководство предприятий проводило чёткое различие по статусу между рабочими и управляющими, а рабочие не отличались трудолюбием и преданностью компании. Трудовые отношения были недолговечными из-за частых увольнений, независимо от размера предприятия1. В начале ХХ века, чтобы найти подходящих сотрудников для работы в качестве управляющего персонала, крупные фирмы начали набирать выпускников высших учебных заведений. Чтобы сохранить их и гарантировать их лояльность, руководство ввело такие практики, как периодическое повышение заработной платы, выплаты по окончании срока службы, оплачиваемый отпуск по болезни, корпоративное жилье и питание. Эти льготы, однако, предлагались исключительно менеджерам, но не рабочим.
В периоды войн и конфликтов правительство, нуждавшееся в заводских рабочих, ввело ряд норм, касающихся заработной платы. Среди прочего была установлена минимальная норма заработной платы и введено обязательное для всех сотрудников периодическое повышение заработной платы. После Второй мировой войны правительство отошло от указанных мер, и период высоких темпов экономического роста стал тем временем, когда начали формироваться современные практики, в том числе широко известные система пожизненного найма, система стажа, система обучения на рабочем месте и так далее2.
После краха «экономики мыльного пузыря» и углубления рецессионных процессов в 1990-е гг. в японской экономике, исследования, доказывающие эффективность японской системы управления предприятием, сменились критикой последней, ситуацию усугубляла и обострившаяся в Японии проблема «смерти от переутомления» или «кароси» (Ж^ЗД каро:си) и падение уровня жизни. Распаду японской системы управления предприятием и переоценке эффективности её практик в контексте уровня общего благосостояния японского населения и посвятил большую часть своих работ японский экономист Мориока Кодзи, теория которого рассматривается в данной работе.
Актуальность данного исследования обусловлена как общемировыми процессами трансформации экономики и производства, так и затянувшейся на тридцать лет рецессией в японской экономике, когда предприятиям становится всё сложнее конкурировать на внешних рынках. Реалии, которые рассматривал Мориока Кодзи, конечно, отличаются от современных условий, однако анализ его теории позволит выстроить более чёткое понимание японских теорий управления предприятием и рассмотреть, насколько рекомендации, которые даёт экономист, могут быть эффективны....
За период своей научной карьеры известный японский экономист Мориока Кодзи написал тринадцать книг, перевёл на японский язык семь монографий зарубежных авторов, а также написал большое количество статей и эссе1. Помимо детального рассмотрения японских практик управления экономист посвящал свои исследования трансформации японской экономики с начала 1980-х гг. Освещая в своих работах не только экономические, но и социальные аспекты деятельности японских предприятий, Мориока Кодзи выражал господствующие в то время критические взгляды на японскую систему управления, а также пытался найти идеальную систему, которая позволила бы вывести Японию из кризиса.
Указывая на то, что на всём протяжении послевоенной истории Японии в экономическом развитии главным приоритетом были высокие темпы роста, экономист утверждает, что этот приоритет стал одним из основных факторов, спровоцировавших усиление влияния крупных корпораций и становление «корпоративного общества», которое наряду с такими понятиями, как «корпоративный сотрудник», «постоянный сотрудник», «кароси» и «формальное собрание акционеров» раскрывает суть японской системы управления в теории Мориока Кодзи.
Это же «корпоративное общество», по мнению экономиста, способствовало образованию «экономики мыльного пузыря», которая завершилась затяжной рецессией 1990-х гг. 2 В случае «экономики мыльного пузыря» это заметно по тому факту, что после обвала цен на землю банки и другие финансовые институты не спешили с ликвидацией безнадежных долгов, ставших последствиями краха «экономики мыльного пузыря», в надежде на то, что цены на землю вновь возрастут, как только экономика начнет расти, но это лишь усугубило кризис3. Среди основных факторов, спровоцировавших возникновение «экономики мыльного пузыря» Мориока Кодзи выделяет внешние: финансовую дерегуляцию и повышение курса национальной валюты и внутренние - спекуляции на рынках ценных бумаг и недвижимости, а также пренебрежение рисками со стороны крупных финансовых институтов.
Период рецессии 1990-х гг. Мориока Кодзи характеризует как результат многочисленных банкротств финансовых институтов, которые стали следствием финансовых спекуляций и мошенничества в период «экономики мыльного пузыря». Экономист отмечает сложное положение, в которое попали малые и средние предприятия, оставшиеся без источников финансирования, а также снижение доходов населения, повлекшее за собой сокращение потребления. Стоит отметить, что, говоря о факторах, спровоцировавших ухудшение экономического положения в Японии, экономист выделяет в первую очередь финансовые спекуляции и пренебрежение рисками. При этом Мориока Кодзи игнорирует политический фактор, отразившийся в политическом кризисе 1993 - 1996 гг., падение эффективности фискальной политики и происходивший в рассматриваемый период процесс «кудока». Наконец, Мориока Кодзи игнорирует проблемы излишнего протекционизма со стороны японского государства, которые не раз поднимались другими исследователями.
Рассматривая японскую систему управления предприятием, Мориока Кодзи обращает внимание на формы занятости, которые стали основой дискриминации в японском обществе, на устоявшуюся структуру японского общества, где мужчины вынуждены отрабатывать неоплачиваемую сверхурочную работу, а женщины должны уходить с работы выйдя замуж, а потому не могут рассчитывать на успехи в карьере и довольствуются неполной занятостью. Акцентируя внимание на проблеме смерти от переутомления и снижении уровня благосостояния населения, Мориока Кодзи сосредотачивает внимание лишь на проблемных аспектах японской системы управления, игнорируя его признанные положительные стороны. Например, говоря об организации производства, экономист говорит о принципе «гэмба» 4 , который заставляет начальников участка брать на себя слишком много обязательств, а потому приводит к переутомлению, но не упоминает, что эта и другие практики вроде системы «Just in time» позволили японской продукции достичь высокой конкурентоспособности и непревзойдённого качества.....