ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В СТРУКТУРАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
Введение
Глава 1 Оценка персонала в контексте истории и её современного статуса
1.1 Понятие оценки персонала………………………………..…... ………....…………..6
1.2 История зарождения и развития феномена……………………………………….….9
1.3 Методы оценки персонала
1.3.1 Оценка персонала через традиционные инструменты ….……..……………17
1.3.2. Современные методы оценки персонала…………..………………………..24
Глава 2 Практика применения оценки персонала и векторы роста для государственных структур
2.1 Применение ассессмента
2.1.1 В коммерческих компаниях ………………...…………………………………31
2.1.2 В государственных структурах Соединенных Штатов Америки ………..…37
2.1.3 В структурах институтов Европейского Союза………………………………44
2.1.4 В Российской Федерации…
2.2 Использование инструментов независимой оценки – применение методов на практике
Заключение
Список используемых источников
Построение эффективной модели приема на работу сотрудников и оценки эффективности их работы в дальнейшем становятся фундаментальными базами, на которых и создаются инструменты современного управления персоналом. Международные консалтинговые компании, глобальные организации, подобные Международной Организации Труда, изучают вопросы создания, регулирования и дальнейшей поддержки единой системы, определяющей работу человека в любой структуре. Такие понятия как объективность, беспристрастность и отход от оценочных суждений с точки зрения не стандартизированных подходов являются основными и самыми важными для HR специалиста в любой компании, которая стремится к последовательному улучшению показателей компании.
Такие корпорации, как Apple, P&G, PepsiCo начиная с 2000-х годов вводят ступени проверки новых претендентов на должности без участия кадровых департаментов- с помощью серий тестов, основанных на игровых механиках, заданиях формата multiplechoice и, что важнее- фактически без участия человека, анонимизации анкет соискателей .
Как видно, глобальные мировые фирмы десятилетия используют и улучшают свои методы в области кадровой политики. Что же в век тотального изменения самой идеи анализа человека как эффективной части больших структур делают еще большие, собирающие в себе и несоразмерные с любыми компаниями по числу сотрудников, самые долгие по своей устойчивости организации- государства?
Бюрократия, сложность в изменении деталей системы, так как изменяется и весь государственный аппарат зависят от социальных, политических и экономических факторов, а сами структуры часто становятся объектами критики. В этой связи подобные проблемы переходят в предмет обсуждения специалистов по менеджменту, устойчивому развитию, психологии и международных отношений все чаще.
Время меняется, большинство стран перенимают опыт транснациональных и глобальных компаний в сфере управления. Некоторые государства меняют саму философию управления, нанимая на работу не рядовых сотрудников (как говорят “винтиков” любого департамента, управления, министерства), но эффективных менеджеров и кейс-брейкеров- то есть людей, которые могут и управлять, и сами принимать участие в проектах широкого спектра.
Мир XXI века уже не так ценит знания (хотя опыт в той или иной деятельности и сейчас зависит от наукоемкости и технологичности процессов ), но умение быстро применять не приобретенную, выученную, а полученную и обработанную буквально в тот же момент информацию.
В этой связи меняется и представление о том ряде компетенций (набора навыков), который должен иметь поступающий на государственную службу человек с опытом и без.
Актуальность данной дипломной работы стоит в самом понимании современных тенденций и образа жизни- если коммерческие структуры развиваются и развивают общество в соответствии с запросами сегодняшнего дня, то государство, как инструмент больше социального взаимодействия, стремится к устойчивости и как структура противится изменениям. В данный же момент все больше стран переходят на систему независимой оценки сотрудников своих структурных подразделений, и задача новых советников, экспертов и последователей сохранить ту устойчивость и стабильность государственных институтов, за которую и ценят данные многонациональные объединения, но и создать условия для роста, переквалификации работников.
Цель данной дипломной работы- дать рекомендации по созданию единой методологии в рамках оценки государственных служащих в Российской Федерации и за рубежом.
Задача данной дипломной работы состоит в:
• изучении большого объема материалов научного характера в сферах менеджмента, психологии, политологии, социологии, международных отношений, а также интервью, автобиографических и научно-популярных изысканий для выявления схожих или различных историй успеха и провала внедрения новых управленческих методик в мире;
• проведении анализ-сравнения применения оценки персонала в государственных органах США, РФ и структурах Европейского Союза;
• проведении эмпирического опыта, связанного с выявлением эффективности оценки персонала государственной службы Российской Федерации и их дальнейшей эффективностью с течением времени;
• доказательстве соответствия проведения оценки персонала и эффективности работы, используя опыт коммерческих компаний и стран.
Это поможет далее представить концентрированную информацию по тому, что уже было сделано в рамках работы над компетенциями в различных сферах. Далее, на основе полученных данных необходимо представить объединенную картину для единой универсальной (то есть независимой от политического режима, культурных особенностей и социального расслоения общества и кадров, даже образования) системы. Также в рамках исследований будет составлен понятийный аппарат, а также представлена краткая инструкция по работе с оценкой для сотрудников департамента кадров, где привлечение независимых экспертов невозможна по ряду причин.
В методику работы будут включены также анализ, то есть изучение различий инструментария оценки персонала, опрос и эмпирические опыты в рамках работы с сотрудниками ведомств, государственных компаний и коммерческих структур смежных сфер для доказательства эффективности работы оценки персонала как вспомогательного инструмента как при приеме на работу, так и тогда, когда сотрудник является частью государственной структуры (когда он/она имеют статус чиновника на территории своей страны).
Оценка персонала, появившиеся в том или ином виде еще в конце XIX века, сегодня переживает новый виток развития. Государственные органы и международные организации перенимают опыт компаний, которые создали свои системы в конце 90-х, только в последние 15 лет.
Актуальность данной работы еще раз была подтверждена тем большим объемом данных, которые существуют как в формах дискуссий, уставных документов и исследований, но не были представлены в виде взаимосвязей до этой работы. Государственные органы и глобальные интернациональные институты и дальше будут развивать оценку персонала как само собой разумеющиеся возможность для контроля и уточнения мнений и эффективности сотрудников.
В этой работе был рассмотрен и проанализирован исторический процесс развития феномена, его международный и комплексный характер, было исследовано, как правительство Соединенных Штатов Америки первым начало применять систему оценки на государственных должностях и их дальнейшее развитие в 70-х годах XX века и уже в наше время. Также были показаны сильные и слабые стороны системы оценки эффективности сотрудников институтов Европейского Союза, где с одной стороны оценка является формой мотивации с бонусами и возможностью повышения, а с другой никак не соотносится с работой органов, где поступление кадров идет через национальные департаменты. В Российской Федерации, напротив, четкая и жесткая система разработана благодаря Федеральным Законам и Указам Президента РФ, которая существует для всех сотрудников Министерств и Департаментов, но, как показывает практика, линейные руководители запрашивают независимую оценку персонала с целью увидеть более детальные измерения по компетенциям чиновников и принять долгосрочное решение.
Проведенные эксперименты позволили доказать соответствие проведения оценки персонала с эффективностью сотрудников. Используя не самую уникальную и современную модель оценки персонала «Метод 360 градусов» было принято решение о переводе и повышении двух сотрудников на должности в другие подразделения, что в будущем увеличит и эффективность, и мотивацию отдельных сотрудников и структуры в целом.
Универсальные рекомендации для государственных органов и международных организации состоят в основном в изменении фундаментального представления о том, зачем и к каким последствиям приводит применения инструмента:
• в рамках работы властного аппарата вне зависимости от его состава его членов (национальные республики, муниципалитеты или целые государства, как в случае с ЕС) и особенностей работы необходимо внедрить систему независимой внеструктурной оценки, а также формы обратной связи. Все это позволит быстро пресекать все возможные рабочие конфликты, а также увеличить эффективность работы государства или международной структуры;
• постепенно добавить новые методы поощрения и наказания сотрудников за тот или иной процент успеха в рамках общих знаний и важнейших компетенций неличностного характера, отойти от возможности уволить или понизить человека в связи с недостатком личных качеств, а предложить базовую систему для перераспределения работников в департаменты и отделы, наиболее соответствующие отдельному сотруднику;
• вводить новые стандарты в рамках Международной Организации Труда, которые позволят на своей основе создавать свои ассессмент-центры для государственных чиновников и специалистов как в рамках страны или интернационального объединения, так и во «внешнем контуре»- в формате международных конференций/площадок для обмена опытом;
• поощрять кросс-факультативное изучение систем оценки персонала в государственных и международных структурах, а также внедрять практики компаний в функционал властных институтов.
У государств и квазигосударственных объединений есть выбор: двигаться по традиционному бюрократическому методу, наращивая аппарат и в конечном итоге прийти к коллапсу, как это было в случае с СССР в 1980-х годах («кризис номенклатуры»), или, смотря на опыт корпораций и транснациональных компаний, применять новейшие методы приема на работу, а также непрерывной оценки профессиональных качеств, личных компетенций и желаний. Все данные дают четкое основание полагать, что в течение ближайших 15-20 лет они приблизятся к идеальной ситуации в кадровой политике и будут применять правильный, современный инструментарий для блага и государств, и самих сотрудников.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // СЗ РФ. – 1994. – №31. – Ст.4398
2. Закон Российской Федерации "О системе государственной службы Российской Федерации" от 2004 № 79 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
3. Закон Российской Федерации "О системе государственной службы Российской Федерации" от 2003 № 58 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
4. Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 2007 № 825 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
2. Статья из сборника произведений разных авторов:
5. Алехина И. Морально-этические аспекты управления: практические рекомендации. М.: Дело. – 2007
6. Демин Ю.М. Аттестация персонала. СПб.: Питер. - 2008
7. Никитин, Андрей Сергеевич; Серебренников, Сергей Сергеевич. Теория менеджмента: Учебник для вузов // С. 182-183. — 464 с.
8. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М.: Центр стратегических разработок, 2018.
3. Статья из сборника тезисов/материалов конференции:
9. Ельчанинов Д.В. Система антикризисного управления персоналом // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Российский рынок труда: новации, проблемы, перспективы развития». -Пенза. 2007. - С. 44-47
10. Сардарян А.Р. Технология оценки персонала методом «360-градусной аттестации» // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Развитие современных технологий менеджмента». Киров. -2006.
4. Статья в журнале:
11. Батурин Николай Алексеевич, Вучетич Евгений Викторович, Костромина Светлана Николаевна, Кукаркин Борис Александрович, Куприянов Евгений Андреевич, Лурье Евгений Валентинович, Митина Ольга Валентиновна, Науменко Анна Сергеевна, Орел Екатерина Алексеевна, Полетаева Юлия Сергеевна, Попов Алексей Юрьевич, Потапкин Алексей Анатольевич, Симоненко Светлана Игоревна, Синицына Юлия Дмириевна, Шмелев Александр Георгиевич Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году) // Организационная психология. 2015. №2.
12. В. В. Горощенко. Оценка персонала как основной инструмент мотивации труда // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. 2016. №8.
13. Гаврилкина Юлия Владимировна Понятие и назначение оценки персонала на государственной гражданской службе Российской Федерации // Власть. 2014. №6.
14. Гусарева Надежда Борисовна, Царитова Кристина Герасимовна, Дятлова Ольга Викторовна Оценка персонала на основе модели компетенций // Бизнес в законе. 2016. №6.
15. Кунец Т.С. Оценочные процедуры в управлении персоналом: 38.03.03.СПб. 2018.
16. Лезина Т.А., Юркова А.Д. Анализ требований работодателей к цифровым компетенциям сотрудников // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 5. С. 1623–1632.
17. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48—52.
18. Мизинцева Мария Федоровна, Сардарян Анна Романовна Проблемы использования современных методик оценки персонала // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2009. №2.
19. Павлова Арияна Егоровна Российский и зарубежный опыт оценки персонала // Проблемы Науки. 2016. №22 (64).
20. Павлова Арияна Егоровна Российский и зарубежный опыт оценки персонала // Проблемы Науки. 2016. №22 (64)
21. Рычихина Наталья Сергеевна, ЭлкхидерМутазМохамедОмер Управление персоналом международной конгломератной компании // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. №2 (54).
22. Фролова В.Ю. Моделирование и анализ бизнес-процесса оценки персонала//"Национальный исследовательский университет
23. Фролова В.Ю."Высшая Школа Экономики", Пермский филиал, факультет бизнес-информатики. 2014.
24. Шакирова Р.К., ЦарегородцевЕ.И. Институциональная среда региональных инноваций в аграрной сфере: кадровый аспект // Тренды и управление. – 2016. – № 3. – С. 287-302.
5. Статья, размещенная в интернете:
25. Наиль Байназраов 10 технологических профессий будущего, которым нужно учиться уже сейчас. // URL: https://rb.ru/list/ne-prospi/ (дата обращения 10.05.19)
26. ОтветпользователяEdmond Lau, инженера корпорации Google// How are performance reviews done at Google? What are they used for? URL: https://www.quora.com/How-are-performance-reviews-done-at-Google-What-are-they-used-for (дата обращения 20.05.19)
27. РагхуКришнамурти. Оценка персонала по методу корпорации GeneralElectric// URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/p13959/ (дата обращения: 05.11.18)
28. Разуваева Э. Е., Константинова О. В. Исследование особенностей организации материального стимулирования труда работников банка на примере Новомосковского отделения Сбербанка России // Успехи в химии и химической технологии. 2007. №11 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-organizatsii-materialnogo-stimulirovaniya-truda-rabotnikov-banka-na-primere-novomoskovskogo-otdeleniya (дата обращения: 10.05.2019).
Office of Personnel Management (OPM), 5 CFR 430.204-208// United States Code URL:https://www.customsmobile.com/regulations/expand/title5_chapterI_part430_subpartB_section430.204 (датаобращения 25.10.18)
6. Статья, в иностранном журнале:
29. Cappelli, P., &Conyon, M. J. (2018). What Do Performance Appraisals Do? ILR Review, 71(1), 88–116.
30. Cramer, P. (2004). Storytelling, narrative, and the Thematic Apperception Test. // New York: Guilford Press.
31. Decotiis, Thomas & Petit, Andre. (1978). The Performance Appraisal Process: A Model and Some Testable Propositions.// Academyofmanagementreview. AcademyofManagement. 3. 635-46.
32. Dijk, Dina & M. Michal, Schodl. (2015).// PerformanceAppraisalandEvaluation.
33. Donna Morris. Death to the Performance Review: How Adobe Reinvented Performance Management and Transformed Its Business// URL:https://www.adobe.com/content/dam/acom/en/aboutadobe/pdfs/death-to-the-performance-review.pdf (дата обращения 11.03.19)
34. Drucker, P., The Practice of Management, Harper, New York, 1954// Heinemann, London, 1955
35. Essays, UK. (November 2018). Historical Background Of Performance Appraisal ManagementEssay.//URL:https://www.ukessays.com/essays/management/historical-background-of-performance-appraisal-management-essay.php?vref=1
36. Executive Order 13866 Adjustments Of Certain Rates Of Pay// URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/pay-leave/salaries-wages/retroactive-pay-executive-order-2019-adjustments-of-certain-rates-of-pay.pdf (дата обращения: 20.05.19)
37. Fastré GM, van der Klink MR, van Merriënboer JJ. The effects of performance-based assessment criteria on student performance and self-assessment skills.// AdvHealthSciEducTheoryPract. 2010;15(4):517–532.
38. Fletcher, Clive. Performance appraisal and management: The developing research agenda.// JournalofOccupationalandOrganisationalPsychology
39. Henry A. Murray: Thematic Apperception Test. //Harvard University Press, Cambridge 1943, S. 21.
40. IBM Business Conduct Guidelines.// Armonk, NY: International Business Machines Corporation, 2015.
41. Ira V Blake. Performance Management in Lilly Europe. CASE -Referenceno. 401-033-1// CranfieldSchoolofManagement (2001)
42. Jha, Srirang. (2009). Management Philosophy of Peter F. Drucker: A Critique.
43. Kassim, H. (2004). The Kinnock Reforms in Perspective: Why Reforming the Commission is an Heroic, But Thankless, Task.// PublicPolicyandAdministration, 19(3), 25–41.
44. Kurt Penberg. BMW Performance appraisal Report// URL: https://www.academia.edu/6684524/BMW_Performance_appraisal_Report_by_kurt_penberg (дата обращения: 05.12.18)
45. Lebuda, Izabela &Glăveanu, Vlad Petre. (2019)//The Palgrave Handbook of Social Creativity Research.
46. Maeve P. Carey. The Senior Executive Service: Background and Options for Reform// Congressional Research Service 7-5700 2012
47. MohdHarizMohd Adam.// Performance Appraisal (The Coca Cola Company - U.S.) URL: https://www.academia.edu/8310795/Performance_Appraisal_The_Coca_Cola_Company_-_U.S._ (дата обращения 05.04.19
48. Ongaro, E. (2013). The administrative reform trajectory of the European Commission in comparative perspective: Historical new institutionalism in compound systems.// PublicPolicyandAdministration, 28(4), 346–363.
49. Performance Management: A Guide for Evaluating & Managing Performance. A GUIDE FOR MANAGING & EVALUATING PERFORMANCE//GeorgiaHumanTechResources
50. Pulakos, E., Hanson, R., Arad, S., &Moye, N. (2015). Performance Management Can Be Fixed: An On-the-Job Experiential Learning Approach for Complex Behavior Change.// IndustrialandOrganizationalPsychology, 8(1), 51-76.
51. Ren, Hong & Gray, Barbara & Kim, K.-H. (2009).// Performance of International Joint Ventures: What Factors Really Make a Difference and How?. JournalofManagement
52. Schwab, Donald P.; Heneman, Herbert G.; Decotiis, Thomas A. (1975).//"Behaviorally Anchored Rating Scales: A Review of the Literature". PersonnelPsychology. 28 (4): 549–62
53. Shraddha Bajracharya. "Performance Appraisal Methods," //Businesstopia, January 11, 2018.
54. SudiApak, SeferGümüş, GökhanÖner, HandeGülnihalGümüş, Performance Appraisal and a Field Study// Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 229, 2016, 104-114
55. Theriault, Sean M. (February 2003). "Patronage, the Pendleton Act, and the Power of the People". //The Journal of Politics. 65 (1): 50–68
56. URL: https://www.usa.gov/federal-agencies/office-of-management-and-budget (дата обращения 01.09.18)
57. Western Governors University. Critical incident method of performance appraisal//Course MATH 309.3.1-03 URL: https://www.wgu.edu /file/6069687/Critical-incident-method-of-performance-appraisal/ (дата обращения: 10.09.18)
58. XhavitIslami, EnisMulolli, Naim Mustafa. Using Management by Objectives as a performance appraisal tool for employee satisfaction// Future Business Journal, Volume 4, Issue 1, 2018, 94-108