Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


География региональной гражданской авиации в России

Работа №143181

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 5
1.1 Подходы к исследованию географии региональной авиации 5
1.2 Нормативно-правовые основы развития отрасли 7
1.3. Методика исследования 11
Глава 2. Особенности вовлеченности регионов России в систему региональной авиации 13
2.1 Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы региональной авиации России 16
2.2 Территориальная структура авиастроительного комплекса России 20
2.3 Авиапассажирские кластеры России 24
Глава 3. Трансформация географии авиационных связей Южного кластера за период 1990 – 2019 гг. 32
3.1 Трансформация межкластерных связей Южного авиационного кластера за период с 1990 по 2019 гг. 34
3.2 Трансформация внутрикластерных связей Южного авиационного кластера за период с 1990 по 2019 гг. 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 49


На российском рынке пассажирских авиаперевозок можно выделить три основных субъекта: авиакомпании, аэропорты и государство.
Одной из отличительных черт российского авиа-бизнеса является тренд на его концентрацию. За постсоветский период количество региональных авиамаршрутов, значительно сократилось, основная часть пассажиропотока теперь проходит через Московский авиационный узел, который стал основным хабом, завязавшим на себе большую часть пассажирских авиаперевозок России.
На данный момент лишь около четверти от всех пассажиров на внутренних авиалиниях перевозятся, минуя Москву, такая необходимость в постоянных пересадках создает трудности для жителей регионов, негативно сказывается на качестве жизни россиян и препятствует динамичному развитию экономики как страны в целом, так и отдельных регионов в частности. Также недостаточная обеспеченность регулярным стабильным авиасообщением между региональными столицами вынуждает часть россиян пользоваться железнодорожным или автомобильным транспортом, так как такие виды транспорта не только дешевле, но и зачастую быстрее.
С 1991 года произошло закрытие аэропортов во всех федеральных округах России, а их общее количество уменьшилось почти в шесть раз, с 1450 до 242.
Парк региональных воздушных судов во многом изношен и требует замены. В советское время внутренний спрос на региональные самолеты полностью покрывался за счет собственного производства (АН-24, АН-24, ЯК-40, ЯК-42 и др.), однако уже в 1990-е годы финансирование и как следствие разработка новых опытных моделей были заметно сокращены, тогда на российский рынок зашли крупные иностранные производители, такие как: Bombardier, Embraer, ATRи др. За постсоветский период зависимость российских авиакомпаний от иностранной техники с каждым годом лишь увеличивалась, а такие отечественные попытки импортозамещения как SSJ-100 не увенчались особым успехом.
В новых реалиях, в которых мы все оказались, разработка и распространение отечественных самолетов, а также создание сети как магистральных, так и регулярных региональных авиалиний по всей стране для формирования новой логистической и потребительской систем является одним из вопросов национальной безопасности, которому безусловно должно уделяться повышенное внимание и финансирование.
Объект исследования– региональная гражданская авиация в России.
Предмет исследования – география региональной гражданской авиации в России.
Цель исследования – изучить географию региональной гражданской авиации в России в целом и на конкретном региональном примере.
Задачи исследования:
1. сформировать и актуализировать теоретико-методологическую базу исследования;
2. проанализировать опыт исследования географии региональной гражданской авиации в России;
3. выделить нормативно-правовые основы развития региональной авиации в России;
4. рассмотреть динамику пассажиропотока, пассажирооборота и количества аэропортов России за постсоветский период;
5. выделить особенности вовлеченности регионов России в систему региональной авиации;
6. выделить и обосновать выбор наиболее привлекательного авиационного кластера для подробного рассмотрения и проследить трансформацию географии его авиационных связей;
7. произвести классификацию аэропортов выбранного кластера.
В работе используются следующие методы: сравнительно-географический, картографический с применением ГИС, исторический.
Теоретической основой стали работы отечественных исследователей: Тархова С. А., Неретина А. С., Васильцовой А. Н., Иевлевой С. В., Горна И. В., Котова Н. А.Скрылевой Е. В., Соболева Л. Б. Горбунова В. П., а также нормативно-правовые документы Российской Федерации.
Информационной базой исследования стали данные Росавиации, открытые данные аэропортов и авиакомпаний России, интернет-страницы компаний, агрегирующих информацию о гражданской авиации.
Структуру работы образуют введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список литературы и приложение. В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы исследования, во второй главе представлены особенности вовлеченности регионов России в систему региональной авиации, в третьей главе более подробно рассмотрен Южный авиационных кластер и трансформация его межкластерных и внутрикластерных связей за период с 1990 года по 2019 год.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы в целом была достигнута – география региональной гражданской авиации в России изучена в целом и на конкретном примере, для более подробного изучения был выбран Южный авиационный кластер, задачи работы выполнены.
Произошла гиперцентрализация роли Москвы на общероссийском уровне, также увеличили свою долю в общем пассажиропотоке аэропорты юга России и Санкт-Петербург. В настоящее время уже сформировано два крупнейших центра тяготения авиапассажиров – Москва и Санкт-Петербург и происходит формирование третьего такого центра – Сочи. В то время как формируются крупные центры тяготения авиапассажиров, постепенно происходит деградация сети региональных аэродромов и аэропортов и закрытие региональных авиакомпаний – увеличивается монополизированность рынка.
Государство оказывает посильную помощь в поддержании существующего положения вещей на рынке гражданской региональной авиации путем выделения субсидий и дотаций авиакомпаниям и аэропортам, однако данных мер поддержки не хватает для развития. Свой вклад вносят и крупные компании, разрабатывающие месторождения на севере страны, они зачастую выступаю инвесторами при реконструкции или строительстве аэропортов, а также являются учредителями региональных авиакомпаний, например, аэропорт Сабетта на северо-востоке полуострова Ямал был открыт в 2015 году благодаря совместным усилиям властей региона и компании Газпром Авиа.
Авиастроительный комплекс России кажется перспективным. Помимо большого числа военных воздушных судов в настоящее время активно производятся и проектируются гражданские региональные и магистральные самолеты – SSJ-100 и МС-21. В будущем, данные воздушные суда смогут во многом потеснить таких гигантов как Boeingи Airbusна отечественном, а, возможно, и зарубежном рынках. Все основные проблемы с импортными запчастями либо уже решены, либо будут решены в ближайшее время – первый полностью отечественный SSJ-100 поступит в серию уже в 2023 году. Также формируются крайне перспективные авиастроительные районы – Байкальский и Дальневосточный, так как именно там расположены флагманские авиапредприятия, выпускающие SSJ-100 и МС-21, также одним из перспективных районов кажется Южный, так как он имеет более длительную историю, чем районы, расположенные на востоке России, и также специализируется на сборке самолетов и вертолетов.
За постсоветский период произошло увеличение доли аэропортов Южного авиационного кластера в общем пассажиропотоке России с четырех до девятнадцати процентов. Столь значимому увеличению поспособствовали несколько факторов. Во-первых, в 2014 году в Сочи была проведена Зимняя Олимпиада, под которую реконструировали и построили множество инфраструктурных объектов, в том числе и аэропорт, после чего курорты вблизи Сочи стали более привлекательными и престижными и, как следствие, стали притягивать большее число состоятельных туристов, которые предпочитают самолет поезду. Во-вторых, в 2018 году в России проходил Чемпионат Мира по футболу, который непосредственно затронул Южный авиационный кластер. На его территории Мундиаль проходил в Сочи и в Ростове-на-Дону, что однозначно стало точками роста. В-третьих, в 2014 году Крым вошел в состав России и стал активно интегрироваться в единую транспортную сеть страны, за 2014-2015 гг. произошел бурный рост числа авиамаршрутов из Симферополя и, как следствие, увеличился пассажиропоток.
На основе проведенного исследования, автором была проведена классификация аэропортов Южного авиационного кластера по количеству внутрикластерных авиаконтактов между аэропортами в 2019 году. Классификация приведена в таблице три. Получилось разделить аэропорты на семь групп. Лидером, ожидаемо, оказался Сочи. Обращают на себя внимание группы номер пять и три, так как они выделились не только количественно, но и качественно. В шестую группу вошли аэропорты, изолированные от внутрирегиональной сети, а в седьмую закрытые аэропорты.
Подытоживая, можно сказать, что региональная гражданская авиация в России переживает не самые простые времена, в рыночных условиях региональные авиаперевозки не всегда конкурентоспособны и нуждаются в субсидиях со стороны государства, однако в последние годы предпринимаются попытки развития авиасети и авиастроительного комплекса, что наталкивает на мысль, что в будущем региональная гражданская авиация в России будет развиваться.



1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон от 19 марта 1997 г. [ред. от 14 марта 2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.
2. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 02 марта 2018 г. №215 [ред. от 25 дек. 2021, с изм. от 07 янв. 2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — №11. — Ст. 1630.
3. О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети: постановление Правительства Рос. Федерации от 25 дек. 2013 г. №1241 [ред. от 21 дек. 2021, с изм. от 01 янв. 2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — №52. — Ст. 7219.
4. О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 нояб. 2021 г. №3363-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — №50. — Ст. 8613.
5. Котов Н. А. глава 10,1 // История гражданской авиации России. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 2007.
6. Хрущев А.Т.География промышленности СССР. М.: Мысль, 1986. 416 с.
7. Горн И.В. Организационно-экономические механизмы развития региональных авиаперевозок на современном этапе консолидации авиатранспортной отрасли: дис. канд. экон. наук: И.В. Горн. – М., 2007. – 189 с.
8. Иевлева, С.В. Региональные авиакомпании в условиях неопределенности рынка пассажирских перевозок: дис. канд. экон. наук: С.В. Иевлева. − Сыктывкар, 2006. – 119 с.
9. Скрылева, Е.В. Развитие организационно-экономических механизмов повышения эффективности региональных авиаперевозок: дис. канд. экон. наук: Е.В. Скрылева. – Москва, 2019. – 147 с.
10. Васильцова А.Динамика гражданского авиастроения на советском и постсоветском пространстве: региональный аспект // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Естественные науки. 2019. No 4. С. 72–83.
11. Васильцова, А. Н. Территориальная структура гражданского авиастроительного комплекса России / А. Н. Васильцова // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2021. – Т. 85. – № 5. – С. 648-662.
12. Горбунов, В. П. Анализ практики и перспективы государственной поддержки региональной авиации / В. П. Горбунов // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества : Сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 50-летию МГТУ ГА, Москва, 25–26 мая 2021 года. – Москва: ИД Академии Жуковского, 2021. – С. 427-430.
13. Княжский, А. Ю. Необходимость развития региональной авиации России / А. Ю. Княжский, А. П. Плясовских, Н. А. Шатраков // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. – 2019. – № 3. – С. 8-16.
14. Неретин, А. С. Территориальная структура пассажирского авиационного транспорта в Европейской России / А. С. Неретин // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2017. – № 6. – С. 19-38.
15. Неретин, А. С. Транспортная доступность курортов Черноморского побережья России / А. С. Неретин // Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии: X Международная молодёжная школа-конференция, Курск, 24–28 мая 2017 года / Институт географии РАН. – Курск: 11-й ФОРМАТ, 2017. – С. 34.
16. Рослякова, Н. А. Внутренние авиационные перевозки: исследование динамики и прогнозы развития региональной авиации / Н. А. Рослякова, К. Н. Ролецкая // Друкеровский вестник. – 2019. – № 3(30). – С. 211-219.
17. Скрылева, Е. В. Российский опыт стимулирования развития региональных авиаперевозок / Е. В. Скрылева // Транспортное дело России. – 2018. – № 6. – С. 379-382.
18. Скрылева, Е.В. О дискретной конкуренции на российском рынке пассажирских авиаперевозок / Е.В. Скрылева // Транспортное дело России. − 2019. − No 1 (140). − С. 231-233.
19. Соболев, Л. Б. Региональная авиация России / Л. Б. Соболев // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17. – № 1(472). – С. 99-115.
20. Тархов, С. А. Изменение авиатранспортной связности городов России в 1990-2015 гг / С. А. Тархов // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2018. – № 2. – С. 5-26.
21. Тархов, С. А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения) / С. А. Тархов. – Москва; Смоленск: Ойкумена, 2015. – 154 с.
22. Аэропорт Анапа // [Электронный ресурс] URL: https://aaq.aero
23. Аэропорт Владикавказ // [Электронный ресурс] URL: https://vladikavkazaero.ru
24. Аэропорт Геленджик // [Электронный ресурс] URL: https://www.gdz.aero
25. Аэропорт Грозный // [Электронный ресурс] URL: https://vaynahavia.com
26. Аэропорт Краснодар // [Электронный ресурс] URL: https://krr.aero
27. Аэропорт Магас // [Электронный ресурс] URL: https://airportmagas.ru
28. Аэропорт Махачкала // [Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.aero
29. Аэропорт Минеральные Воды // [Электронный ресурс] URL: https://mvairport.ru
30. Аэропорт Нальчик // [Электронный ресурс] URL: http://nalchik-airport.ru
31. Аэропорт Ростов-на-Дону // [Электронный ресурс] URL: https://rov.aero
32. Аэропорт Симферополь // [Электронный ресурс] URL: https://new.sipaero.ru
33. Аэропорт Сочи // [Электронный ресурс] URL: https://aer.aero
34. Аэропорт Ставрополь // [Электронный ресурс] URL: https://www.aeroport-stavropol.ru
35. ВСМПО-АВИСМА // [Электронный ресурс] URL:https://www.vsmpo.ru/ru
36. Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК) // [Электронный ресурс] URL: https://www.uacrussia.ru/ru
37. Росавиация // [Электронный ресурс] URL: https://favt.gov.ru
38. Cirium // [Электронный ресурс] URL: https://www.cirium.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ