ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Сущность, виды и формы адаптации персонала 6
1.2 Управление процессом адаптации и оценка ее результатов 16
1.3 Особенности адаптации персонала медицинского профиля 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОГБУЗ «ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» 31
2.2 Анализ кадровых процессов и системы управления персоналом ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» 40
2.3 Исследование актуальной системы адаптации персонала ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» 48
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОГБУЗ «ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ» 54
3.1 Разработка проекта по совершенствование адаптации персонала 54
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных
мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования. Современная экономическая ситуация существенно изменила подход к управлению человеческими ресурсами. Появление новых, предъявляемые к самому работнику, его квалификации, способностям быстро адаптироваться в современных условиях. В связи с этим подход к адаптации как к элементу системы управления персоналом вызывает необходимость выработки оптимальной технологии управления.
Изменения требований современной медицины к профессионалам, в соответствии с приоритетными необходимость в специалистах нового уровня, требуют изменения личностных качеств медицинских работников.
Качество работы сестринского персонала стало одним из ключевых факторов, определяющих экономическое положение лечебно-профилактического учреждения. Характер адаптации медицинского персонала в лечебном учреждении отличается значимыми особенностями, поскольку в это же время происходит и первое включение их в трудовую деятельность.
Как категория трудовых самоопределения. Это влияет на деятельность учреждений здравоохранения и общество в целом. Современная медицина достигла огромных успехов в клинике, при этом налицо продолжительный кадровый кризис за счет текучести кадров, связи с этим процессы привлечения молодых кадров и их адаптации являются для учреждений здравоохранения весьма актуальными.
Практическим подходом к решению этой проблем, является разработка программ по закреплению молодых специалистов на местах, сопряженного с ускорением процесса адаптации к труду выпускников учебных заведений, их высокой мотивированностью к профессиональному развитию, приверженности организации, а также с обеспечением удовлетворения работодателей качеством профессиональной подготовки молодых специалистов.
Степень разработанности темы. К изучению социальной и социально - трудовой адаптации в условиях современного российского общества обращались такие отечественные исследователи как: Е.М. Авраамова, Л.В. Бабаева, П.П. Великий, Л.А. Гордон, И.С. Дискин, Т.И. Заславская, П.С. Кузнецов, Н.М. Римашевская, М.В. Ромм, Т.А. Ромм, Е.В. Руденский, В.О. Рукавишников, Е.Г. Ясин, Л.В. Корель, П.М. Козырева, Н.Е. Тихонова, В.В. Петухов, Т.И. Горина, А.С. Готлиб, М.А Шабанова, И.Ф. Девятко, Н.И. Лапин, В.С. Магун, Г.П. Бессокирная, А.Л. Темницкий и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между имеющимися теоретическими и практическими разработками в области адаптации труда персонала и состоянием системы аттестации медицинского персонала ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Объект исследования: ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Предмет исследования: процесс адаптации персонала медицинского профиля в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Цель исследования: разработка проекта совершенствования системы адаптации персонала медицинского профиля в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы адаптации персонала в теории и практике управления персоналом;
2. Анализ системы управления персоналом в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики;
3. Диагностика и анализ системы адаптации персонала медицинского профиля в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»;
4. Разработка и социально-экономическое обоснование проекта совершенствования системы адаптации персонала медицинского профиля в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена положениями организационной социальной психологии (Н.Е. Водопьянова, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут), положениями психологии адаптирующейся личности (Л.Г. Дикая, Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, А.А. Реан) и научными представлениями о социализации личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева).
Эмпирическая база исследования представлена внутренними нормативно-регламентирующими документами, данными статистической отчетности и первичного учета, статистическими сведениями, характеризующими деятельность ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Научно практическая значимость:
1. Выявлены проблемы в области адаптации персонала медицинского профиля на примере ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»;
2. Определены методы решения проблем в области адаптации труда персонала медицинского профиля на примере ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»;
3. Разработана программа совершенствования системы адаптации труда медицинского персонала на примере ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», представляющая практический интерес для учреждений подобного рода.
Методы исследования:
1) Анализ документов;
2) Методы индукции и дедукции, качественный и количественный методы, метод проектирования;
3) Методы интерпретации.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком использованной литературы, работа дополнена приложением.
Адаптация персонала представляет собой социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге. Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
Этап 2. Ориентация.
Этап 3. Действенная адаптация.
Этап 4. Функционирование.
Адаптация медицинских работников особенностью является то, что подавляющее большинство ее персонала составляют женщины, что создает характерный психологический климат с ярким доминированием эмоциональности во взаимоотношениях. Лояльность сотрудниц к медицинскому учреждению в максимальной климата в рабочем коллективе.
Дополнительное влияние на процесс адаптации медицинского персонала как положительное, так и отрицательное оказывают такие факторы, как:
-необходимость компенсировать недостаток трудового опыта, знаний и навыков, возникший вследствие перерывов, небольшое количество женщин- руководителей, способных оказать психологическую помощь и поддержку;
-излишняя эмоциональность и подверженность стрессам;
-излишняя стереотипность мышления.
Таким образом, деятельность медицинских работников имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации адаптационных мероприятий для новых профессиональных перемещениях. В связи с этим одним из ключевых условий выступает контексте их профессиональных и личностных качеств, а также эффективная адаптация.
ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» года в результате объединения самостоятельно существовавших учреждений врачебно-физкультурного диспансера и городского Центра здоровья на основании приказа по городскому отделу здравоохранения от 05.01.1993 г.
Структурными подразделениями Центра медицинской профилактики являются: отделение спортивной оздоровительное отделение;
организационно-методический отдел; Центр здоровья.
Анализ финансовых активов показал, что деятельность по оказанию услуг стала убыточной. Задолженности по расчетам с подотчетными лицами составили 23102,00 руб., с учредителем - 159425307,20 руб.
Таким образом, деятельность по Расчеты с учредителем потребовали сумму, в 113,5 раз превосходящую целевое финансирование.
ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики имеет достаточную численность персонала, Все эти и другие рассмотренные факторы позволяют говорить о достаточной эффективности персонала ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Цели системы адаптации персонала в ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» направлены на уменьшение стартовых издержек, снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников, сокращение текучести рабочей силы.
В ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» необходимо совершенствование существующей системы персонала, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи населению.
Система управления адаптацией персонала должна способствовать решению проблем связанных с тревожностью и неуверенностью,возможности позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
В целях осуществления корректного маршрутный график и план - график внедрения проекта.
В год минимальная экономия от экономический эффект от внедрения системы мотивации труда в последующие годы будет возрастать при условии поддержания этой системы в эффективном состоянии.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-М, 2007. - 168с.
3. Аширов Р.3. Экономика и организация здравоохранения [Текст]/ Р.З. Аширов.- Саранск: Красный октябрь, 2012. — 250 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом[Текст]: учебник для вузов/ Т.Ю. Базаров.- М.: Академия, 2011. - 224 с.
5. Баринов Н.А. Финансовая деятельность муниципальных предприятий [Текст]/ Н.А. Баринов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 2. - 342 с.
6. Блашенкова В. Как управлять женщинами[Текст]/В.Блашенкова.- М.: Добрая книга, 2014, 296 с.
7. Волкова Н. В. Социально-психологические особенности персонала как фактор организационной социализации и первичной адаптации[Текст] / Н. В. Волкова // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. Основной выпуск. 2012.- №1 (18) - С. 125-128.
8. Волкова, Н. В. Как стать «своим» в компании. Первичная адаптация персонала: ориентация на организационную культуру[Текст]/ Н.В. Волкова // Кадровик. -2012.- №6 - С. 180-185.
9. Володина Н. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы[Текст]/Н. Володина.- М.: Эксмо, 2012, 240 с.
10. Воропаева С. Программа развития навыков насколько это реально? [Текст]/ С. Воропаева // Управление развитием персонала 2013, №1
11. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности[Текст]/Л.Т. Гиляровская. - М.: ТК Велби, 2014.-360 с.
12. Голенков А.В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер[Текст]/ А.В. Голенков // Главная медицинская сестра. - 2013. - № 11. - С. 137-146.
13. Гузиева Е.В. Модернизация системы найма и аттестации работников на предприятиях лечебно-оздоровительной сферы[Текст]/ Е.В. Гузиева // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №2.
14. Гузиева, Е.В. Особенности системы управления трудом на предприятиях лечебно-оздоровительной сферы[Текст]/ Е.В. Гузиева // Экономика устойчивого развития. - 2011. - №5.-С.65-71.
15. Гузиева, Е.В. Особенности системы найма и аттестации персонала на предприятиях лечебно-оздоровительного профиля Краснодарского края [Текст]/ Е.В. Гузиева// Наука, творчество, инновации молодых ученых : материалы научно-практической конференции. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2015.-С. 96-102.
16. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей[Текст]/В.В. Гуленко.- М.: Астрель, 2014, 288 с.
17. Жданов, О.И. Право на психологически комфортные справедливые условия труда[Текст]/ О.И. Жданов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2011. - № 11. - С.37-39.
18.Захаров Д. Управляй текучестью персонала - или проиграешь[Текст]/ Д. Захаров // Кадровик: Трудовое право для кадровика. Кадровый менеджмент. Кадровое делопроизводство. Официальные документы и нормативные акты для кадровика. Рекрутинг для кадровика. - 2011. - № 4. - C. 113-121.
19. Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении [Текст]/Л.А.Зенина.-М.:Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
20. Иванова С. 50 советов по нематериальной мотивации[Текст]/С. Иванова.- М,: Альпина Паблишер, 2012, 238 с.
21. Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час[Текст]/С. Иванова.- М.: Альпина 2013, 269 с.
22. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами[Текст]/В.В. Кадифов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
23 . Карпов Л. Обучение профессиональной компетентности[Текст]/ Л.Карпов // Мир транспорта. - 2011. - № 1. - C. 144-151.
24. Казанцева Е. Адаптация персонала: современный взгляд[Текст]/ Е.Казанцева // Управление развитием персонала 2012.- №2.-С. 165-161.
25. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала[Текст]/А.Я.Кибанов.- М.: Проспект, 2013.¬80 с.
26. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации[Текст]/А.Я. Кибанов.- М.: Кнорус, 2013, 386 с.
27. Кибанов А. Я. Управление персоналом. Теория и практика[Текст]/А.Я. Кибанов.- М.: Проспект, 2012, 56 с.
28. Королев Н.Н. Социальный портрет молодого специалиста сферы здравоохранения. Региональный анализ[Текст]/ Н.Н. Королев // Фундаментальные исследования. - 2011 - № 9.-С. 66-72.
29. Королев Н.Н. Актуальные проблемы в работе молодого специалиста сферы здравоохранения[Текст]/ Н.Н. Королев // Монография. - Астрахань: «Полиграфком», 2014, 84 с.
30. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом[Текст]/А.И. Кочеткова.- М.: ЗЕРКАЛО, 2011, 520 с.
31. Кравченко, А. И. Концепции человеческих отношений[Текст]/А.И. Кравченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 257 с.
32. Краснова Н. Развитие персонала компании[Текст]/Н. Краснова.- М.: Московская Финансово-Промышленная Акадения,2011, 96 с.
33. Либерман Д.Жд. Психологические приемы управленца[Текст]/Д.Дж. Либерман.- М.: КноРус, 2010,240 с.
34. Миллер Д. Великолепная команда[Текст]/Д. Миллер.- М.: Весь, 2011, 160 с.
35. Одегов Ю. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход[Текст]/Ю. Одегов.- М.: Альфа-Пресс, 2011. - 752 с.
36. Попов Д.Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива[Текст]/Д.Г. Попов // Юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 26-29.
37. Пошерстник Н.В. Кадры предприятия[Текст]/Н.В. Пошерстник. - СПб.: Издательский дом Герда, 2016. - 656 с.
38. Пластинина Н. Текучесть кадров: причины и следствие, пути выхода из ситуации[Текст]/Н. Пластинина // Кадровик: Трудовое право для кадровика. Кадровый менеджмент. Кадровое делопроизводство. Официальные документы и нормативные акты для кадровика. Рекрутинг для кадровика. - 2011. - № 4. - C. 44-51.
39. Программа модернизации здравоохранения Белгородской области на 2012-2012 годы: Утверждена постановлением правительства Белгородской области от 28.03. 2012 № 114-пп // Белгород, 2012. - 188 с.
40. Романова О.А. Опыт экономической оценки учреждений здравоохранения[Текст]/О.А. Романова // Экономическая наука современной России. - 2013. - № 2. - С. 23-36.
41. Сафина Д.М. Формируем штат работников как команду единомышленников[Текст]/Д.М. Сафина //Российское предпринимательство.-2011.-№1.-С.31-36.
42. Самоукина, Н. Настольная книга директора по персоналу[Текст]/Н. Самоукина.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-331 с.
43. Свергун О.Ю. Адаптация к новой должности [Текст]/О.А Свергун// Справочник кадровика. - 2011. - № 4. - C. 129-132.
44. Сорокина Н.П. Оценка деятельности персонала[Текст]/Н.П. Сорокина // Справочник кадровика.-2013. - №1. - С.21- 24.
45. Сочивкина О.А. Экономические аспекты профессиональной адаптации персонала организации социальной сферы в современных условиях[Текст]/О.А. Сочивкина // Современные технологии управления 2011 №2.- С.127-131.
46. Сочивкина О.А Значение профессиональной адаптации для деятельности социальных организаций в современных условиях[Текст]/О.А. Сочивкина// Альманах современной науки и образования М.: Грамота, 2014, 189 с.
47. Толочек В. А. Современная психология труда[Текст]/В.А. Толочек.- СПб.: Питер, 2010. - 432 с. С. 72-78.
48. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент[Текст]/В.М. Цветаев.-М.: Проспект, 2010. - 160 с.
49.Чащин В.В. Маркетинг персонала как инструмент управления неопределенностью внутренней среды предприятия при адаптации персонала[Текст]/В.В. Чащин // Российское предпринимательство. — 2011. - № 4.- С. 85-90.
50.Хабров Ю.А. Больше новых и качественных социальных услуг[Текст]/Ю.А. Хабров // Социальная работа. - №3. - 2012. - С. 10¬12.
5 1 .Филиппов А.В. Работа с кадрами[Текст]/А.В. Филиппов.-М.: Экономика, 2015. -348 с.
52. Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития[Текст]/Т.П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - C. 123-129.
53. Фролова А. Роль наставничества в процессе прохождения испытательного срока[Текст]/А. Фролова // Менеджмент сегодня.-2015.-№6.- С.86-91.
54. Шмагина М. Подходы к адаптации нового сотрудника в компании[Текст]/М. Шмагина // Менеджмент сегодня.-2015.-№3.-127-133.
55.Экономика и управление здравоохранением[Текст]/ Под ред. Л.Ю. Трушкина. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 501 с.
56.Энкил Е.Н. Основные средства муниципальных предприятий[Текст]/Е.Н. Эекил // Экономический анализ. - 2013. - №4. - С. 54-59.
57. Юкарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных Учреждениях[Текст]/И.Н. Юкаев. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. - 197 с.
58. Юкина О.Л. Врач или менеджер? Проблемы российского здравоохранения[Текст]/О.Л. Юкина // Экономические проблемы. -2012. - № 21. - С.156-159.
59. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: [ Электронный ресурс] / М.С. Яницкий // Портал по психологии и социальной работе 26.02.2014.- Режим доступа: http//spf.kemsu.ru/portal/s_adapt.shtml.
60. Янченко, Е. Социально-трудовые отношения в развивающейся организации: перспективы управления [Текст]/Е. Янченко//Управление персоналом. - 2011. - № 1. - С. 40-46.
61. Ярмолаев А.П. Как обеспечить прибыльность российского здравоохранения: Вопросы и ответы[Текст]/А.П. Ярмолаев// Российское предпринимательство. - 2013. - № 6. - С. 42-51.