Введение 2
Глава I: Теоретические подходы к изучению гендерной дискриминации на рынке труда 8
1.1. Дискриминация и гендерная дискриминация на рынке труда: основные концепции 10
1.2. Маскулинность и феминность в рамках проблемы гендерной дискриминации 22
1.3. Гендерное неравенство в социально-экономической структуре современного российского общества 26
Глава II. Гендерная дискриминация на рынке труда в сфере автобизнеса 32
2.1. Гендерное неравенство на рынке труда в сфере автобизнеса: анализ существующих материалов 32
2.2. Гендерная дискриминация в сфере автобизнеса в современной российской компании: социологический анализ 38
2.2.1. Описание экспертного интервью 38
2.2.2. Качественный анализ результатов интервьюирования 42
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Приложение 1. Анкета экспертного интервью 66
Приложение 2. Пример транскрипта интервью 67
Актуальность темы. В современном мире существует большое количество проблем, связанных с положением человека в обществе. Экономическая сторона жизнедеятельности человека выступает одной из превалирующих в том положении вещей, которые есть на сегодняшний день. На современном рынке труда проблемы, связанные с дискриминацией трудящихся по различным признакам, остаются одними из самых острых. Актуальность рассмотрения и изучения проблемы неравенства в сфере труда обусловлена в первую очередь тем, что неравенство в сфере социально-экономических отношений является основой экономического и социального неравенства (так как заработная плата является одной из главных составляющих доходов населения). Существует множество видов дискриминации, каждый из которых необычайно важен и нуждается в исследовании, однако вопрос гендерной дискриминации в современном мире стоит особенно остро.
Стереотипизация образа мужчины и женщины работника берет своё начало в далеком прошлом. Традиционное распределение ролей мужчин и женщин внутри семьи способствовало установлению иерархического, а также профессионального разделения мужчин и женщин в последствии уже на рынке труда. В современном мире трудящиеся продолжают сталкиваться с последствиями данного феномена. Динамические процессы, постоянно происходящие в обществе во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе, и в социально-экономической, привели к существенным трансформациям внутри социальной и экономической сфер. Эти изменения повлекли за собой модификации жизненных приоритетов в различных социальных группах. В том числе, изменения коснулись и системы распределения гендерных ролей между мужчиной и женщиной. На сегодняшний день, женщины наряду с мужчинами активно участвуют в экономической деятельности, и в качестве одного из основных жизненных приоритетов видят для себя карьерный рост.
Проблема гендерной дискриминации в современном российском обществе является одной из основных социальных проблем, получивших новую волну рассмотрения в последнее десятилетие. Неравенство в сфере труда выступает в качестве основы экономического расслоения и, следовательно, оказывает негативное влияние на позицию человека в социальной иерархии, приводит к зависимости от других членов домохозяйства или от государственных трансфертов, способствует снижению качества жизни и, как следствие, ограничивает свободу в принятии решений индивидом в экономической и других сферах жизнедеятельности общества. С юридической точки зрения, затрагиваются важные права человека: на равный доступ к работе, на равное вознаграждение за равный труд и т.д. Гендерная дискриминация в сфере труда представляет собой не только неравенство возможности доступа к профессиональной деятельности, но и дискриминацию при оплате труда. Это в свою очередь ещё раз подтверждает опасность развития неформального института дискриминации по признаку пола, что ведёт к неблагоприятным последствиям в социальной и экономической жизни общества.
Значимость рассмотрения проблемы профессиональной и трудовой сегрегации по признаку пола состоит главным образом в наличии глубокого противоречия между формальным (юридическим) равноправием и реальной ситуацией, складывающейся в сферах подготовки кадров и труда. Гендерная дискриминация выступает столпом противоречия между номинальным равноправием мужчин и женщин и реальным.
Наиболее ярким примером сферы трудовой деятельности, где присутствует феномен гендерной дискриминации, является автобизнес. Существует ряд предубеждений и стереотипов, что сфера, связанная с ремонтом, приобретением и продажей автомобилей – сугубо мужская, так как женщинам не предписываются глубокие технические знания, необходимые для работы со сложными механизмами. На практике эти предубеждения приводят к появлению профессиональной и трудовой сегрегации. Женщин искусственно вытесняют из автобизнеса, отдавая предпочтение специалистам мужского пола.
В итоге, мы сталкиваемся с необходимостью не только поднимать и исследовать проблему дискриминации в трудовых отношениях, но и искать причины возникновения и развития дискриминационных практик, а также разрабатывать и применять эффективные способы защиты граждан, подвергающихся дискриминации в сфере труда.
Степень разработанности проблемы. Проблематику гендерных взаимоотношений и дискриминации по половому признаку на рынке труда рассматривали и рассматривают как зарубежные, так и российские авторы. В классической социологии вопрос гендерных отношений рассматривали, в первую очередь, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс и И. Гоффман (само понятие «гендер» появилось гораздо позже). Дюркгейм, рассматривая особенности проблематики гендерных взаимоотношений, связывал данный гендерное неравенство с разделением труда в обществе, а именно, с моральной оценкой разделения труда. Дюркгейм, в рамках гендерной проблематики, также рассматривал брачную солидарность и подвергал критике специализацию экономических, политических, административных институтов и других сфер жизни. Г. Зиммель видел в подчиненном положении женщин серьезную проблему и уделял особое внимание исследованию влияния доминантной мужской культуры на автономное развитие женской идентичности. Т. Парсонс в рамках структурно-функционального подхода выделил основные социальные функции мужчин и женщин, что легло в основу выделения соответствующих социальных ролей. В рамках концепции интеракционизма И. Гофман рассматривал гендерные дифференциации с точки зрения социального взаимодействия, которое позволяло индивидам выражать свою гендерную идентичность, используя различные средства для этого. Э. Гидденс исследовал проблему гендерного неравенства с точки зрения стереотипов.
Большой вклад в развитие проблемы дискриминации непосредственно на рынке труда внёс Г. Беккер, который по праву считается одним из первооткрывателей в данной области социального знания. Он исследовал трудовую сегрегацию, выделяя в качестве дискриминационного критерия расовую принадлежность индивида. Он доказал экономическую невыгодность расовой дискриминации работников с равной производительностью труда. Также необходимо упомянуть теорию статистической дискриминации К. Эрроу и Э. Фелпса, базирующуюся на асимметричности информации на рынке труда. Фелпс выделял 2 ситуации при которых 2 работника, обладающих одинаковыми личностными качествами, но принадлежащие к разным социальным группам, будут оцениваться работодателем по-разному. Эрроу, в свою очередь, определил условия равновесия на рынке труда. Также он построил объяснительную модель, объясняющую, почему дискриминируемые работники с «плохими» признаками (по которым работника дискриминируют) имеют меньше мотивации инвестировать в свои навыки, развивать и повышать свою квалификацию. Р. Дж. Эренберг и Р. Смит в своих работах выделили основные формы гендерного неравенства, существующие на рынке – дискриминацию в оплате труда и профессиональную сегрегацию.
Из отечественных исследователей проблему гендерной дискриминации освещали в своих работах Е. Здравомыслова и А. Темкина. Они периодизировали становление и развитие отечественного научного знания в области исследования гендерного неравенства. Исследованием экономики труда и непосредственно рассмотрением особенностей рынка труда занимались С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова, Н. А. Волгин, З. А. Хоткина и другие. Однако свои рассуждения и исследования отечественные ученые зачастую базируют на уже устоявшихся зарубежных концепциях, модернизируя имеющиеся теории под российский рынок труда с учетом особенностей ситуации в РФ. Также важно отметить, что впервые о положении женщин в трудовой сфере заговорили Н. К. Крупская («Женщина-работница», 1901) и В. М. Хвостов («Женщина накануне новой эпохи», 1905). Данные работы впервые подняли проблемы отсутствия достаточного представительства женщин в рабочей среде.
Гендерная дискриминация на рынке труда в сфере производства, продажи, закупок автомобилей и сопутствующих товаров – область малоизученная. Эмпирические данные по данной проблематике редко носят научный характер. Все научные публикации содержат анализ зарубежных рынков. Данный факт говорит о критической необходимости проведения исследований для анализа актуальной ситуации относительно проблематики гендерной дискриминации в этой области рынка труда в России на сегодняшний день.
Цель работы. Анализ современных особенностей гендерной дискриминации на российском рынке труда. Область изучения – автомобильная сфера (на примере дилерского центра автомобилей).
Задачи работы:
1. Анализ основных теоретических подходов к изучению проблемы гендерного неравенства и гендерной дискриминации на рынке труда;
2. Изучение современных особенностей гендерной дискриминации на рынке труда в России;
3. Социологический анализ особенностей восприятия женщин-работников в автомобильном бизнесе в России (на примере компании в Санкт-Петербурге).
Объект исследования: социально-трудовые отношения на предприятиях в автобизнесе и гендерные факторы, определяющие их.
Предмет исследования: современные особенности гендерной дискриминации в сфере автобизнеса.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических подходов к изучению различных аспектов гендерной дискриминации на рынке труда;
2. Глубинное интервью с экспертами - руководителями отделов дилерского центра, выступающими в качестве работодателей;
3. Методы анализа данных: сравнительный анализ, анализ внутренних документов и статистики предприятий автомобильного бизнеса.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Проблема гендерной дискриминации на рынке труда остается актуальной и с каждым годом набирает популярность у исследователей. На данный момент не существует единого подхода к определению причин возникновения ситуации гендерного неравенства в сфере занятости, однако находит подтверждение факт экономической невыгодности дискриминации сотрудников. Также не существует единой теории, которая подтолкнула бы социологическую науку к определению способов преодоления данного феномена на рынке труда.
На современном российском рынке труда проблема гендерной дискриминации также остра. Несмотря на фактическое юридическое закрепление принципа равных возможностей у мужчин и женщин при трудоустройстве и оплате труда, на практике существуют неформальные барьеры, препятствующие продвижению женщин по карьерной лестнице. Автобизнес не является исключением.
В российском обществе устойчива идея о том, что автобизнес – сфера мужской занятости, даже несмотря на то, что руководители готовы набирать на нестандартные (по меркам традиционного деления) позиции женщин (автомеханики, специалисты по закупки автомобильных запасных частей и тд). Отсюда наличие проблемы профессиональной сегрегации и «стеклянного потолка». Более того, плотно закреплена концептуальная идея о том, что причиной низкого представительства женщин в сфере обслуживания автомобилей является отсутствие желания у молодых девушек получать профильное образование в данном сегменте. То есть, изначально предполагается, что женщина располагает меньшим человеческим капиталом, а, следовательно, менее продуктивна на рабочем месте.
Более того, несмотря на отсутствие формальных барьеров в трудовом законодательстве, автобизнес является сферой проявления неформальных дискриминационных практик. Образ женщины-работника в автомобильной сфере близок к традиционному, а барьеры в продвижении по карьерной лестнице сохраняются. Ярко проявляется профессиональная сегрегация: женщинам доверяют позиции, связанные с коммуникацией с клиентами и сотрудниками, обучающими практиками (например, hr-отдел занимается составлением программ адаптации и обучения новых сотрудников и традиционно состоит чаще всего полностью из женщин), обслуживанием стабильного функционирования дилерского центра и работой с документами. В то время как мужчин в приоритете рассматривают на позиции, связанные с техническими знаниями, с настойчивостью, продажами и т.д. И, несмотря на увеличение количества женщин, занятых в сфере автобизнеса, все еще существуют стереотипные представления о том, что женщины менее компетентны, менее стрессоустойчивы и подвержены влиянию ограничивающих убеждений.
В ходе социологического исследования была определена связь между полом работодателя и референтным полом соискателя. Этот факт также подтверждает закрепление проблемы гендерной дискриминации в сфере автобизнеса, поскольку на сегодняшний день количество руководителей мужского пола, а, следовательно, работодателей, значительно выше количества женщин на аналогичных позициях.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных компаниях в автомобильном бизнесе необходимо искать подходы к установлению гендерно-чувствительной корпоративной политики. Это поспособствует расширению рынка предложения рабочей силы, поможет максимально эффективно использовать ресурсы и повысить производительность труда внутри организации. Более того, гендерное-нейтральное управление поможет создать комфортную рабочую атмосферу и позволит женщинам наряду с мужчинами развивать свои профессиональные компетенции. Повышение степени вовлеченности женщин в управление компаниями не только создаст положительный имидж организациям, но и поспособствует развитию эффективного многостороннего управления и принесет дополнительные конкурентные преимущества.
Однако необходимо также заняться решением проблемы «стеклянного потолка», которая существует в мировоззрении современной работающей женщины в автобизнесе. Невозможно создать единую теорию, которая приведет к полному искоренению этого феномена, но компании, имеющие в своем арсенале руководителей женского пола, помогут создать мотивирующий образ успешной женщины. Автомобильным компаниям необходимо развивать гендерно-толерантный hr-бренд, чтобы наглядно демонстрировать истории успешного роста женщин внутри корпораций.
В заключение, хотелось бы также отметить, что проблема гендерной дискриминации на рынке труда в сфере автобизнеса требует комплексного подхода к ее решению. Чрезвычайно малое количество исследований в данной сфере делает проблему неравенства по признаку пола одной из самых острых на современном рынке труда в сфере автобизнеса. Поэтому на сегодняшний день необходимо развивать социологические исследования в данном направлении, накапливать эмпирический материал и постоянно обновлять его. Только этим способом можно получить возможность отслеживать динамику изменений в данном сегменте рынка занятости. Наличие подобного эмпирического материала приблизит исследователей рынка труда к определению причин возникновения проблемы неравенства по признаку пола в сфере занятости и поспособствует обнаружению способов преодоления проблемы гендерной дискриминации на рынке труда в сфере автобизнеса.
1. Абазиева К. Г. Статистическая методология оценивания гендерной асимметрии социально-экономических процессов в России: автореф. дис. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону. – 2011. – 53 с.
2. Айвазова С.Г. Гендерный дискурс в поле консервативной политики // Женщина в российском обществе. – 2017. – № 4 (85). – С. 3–13.
3. Алексеева Л.В. Дискриминация на рынке труда в Российской Федерации» // Наука и современность. – 2010.
4. Базуева Е. В. О генезисе гендерной власти / Е. В. Базуева // Актуальные проблемы современной гендерологии: материалы 56 ежегод. науч.-метод. конф. препод. и студентов «Университетская наука -региону». Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2011. – С. 9-13.
5. Баскакова М.Е., Соболева И.В., Чубарова Т.В. Социально-экономическая защищенность женщин в сфере труда // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 2. – С. 85-100.
6. Безрукова А.А. Гендерные исследования в России: проблемы становления и развития. – [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/gendernye-issledovaniya-v-rossii-problemy-stanovleniya-i-razvitiya (Дата обращения: 10.11.2021).
7. Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права Российской Федерации. // Конференция памяти профессора А.С. Пашкова. Сборник статей. СПб. – 1999. – С.75.
8. Веллем Л.А. Регулирование занятости женщин в переходной экономике России. // Вопросы философии. – №2. – 2010. – С. 17-19.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. – 1991. – С.56–65.
10. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. – 1999. – № 6. – С. 177−185.
11. Иванова, А. А. Социологические подходы к изучению гендерных отношений / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 667-670. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10050 / (Дата обращения: 20.10.2021).
12. Кабайкина О.В. Феминистское движение в исторической перспективе. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/feministicheskoe-dvizhenie-v-rossii-v-istoricheskoy-perspektive (дата обращения: 11.11.2021).
13. Калабихина И. Е. Гендерный фактор в экономическом развитии России: моногр. / И. Е. Калабихина. М.: МАКС Пресс. – 2009. – 240 с.
14. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: В 2 ч. – Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. – Ч. 1. – С. 562–605.
15. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – 496 с.
16. Константинова Д.С., М.М.Кудаева М.М. Дискриминационные различия в заработной плате в России // Дискуссия. – 2019. – вып.92. – стр. 38-46.
17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020. – п.2. – ст. 19.
18. Котоманова О.В. Гендерная дискриминация в сфере труда/ О.В. Котоманова. — Текст : непосредственный // Вестник Бурятского Университета. – 2010. – С. 274-281.
19. Крупская Н.К. Женщина-работница / Рос. соцалдемокр. рабочая партия ; [под ред. В. И. Ленина]. - [Мюнхен : Тип. "Искры", 1901]. - 24 с. - Без тит. л., описано по обл. - На обл. авт. не указан, установлен по изд. : Ленин В. И. Сочинения. - 3-е изд. - Т. 4.
... Всего источников – 48.