Данная работа является результатом четырехлетнего труда и представляет собой объединение нескольких самостоятельных научных исследований - четырех курсовых работ, которые я сдавал в конце каждого периода обучения на математико-механическом факультете СПбГУ со второго по пятый курсы. По результатам каждой главы написана отдельная статья и сделаны ряд докладов на международных и всероссийских конференциях.
Основной целью работы являлось решение нескольких механических задач: сравнение численного и аналитического решений при расчете деформации фермы, колебаний неоднородной ребристой пластины, расчет деформации композитной пластины под действием поверхностного заряда с использованием обоих методов исследования, задача о столкновении гиперскоростных частиц о пластины щита Уиппла, располагаемых на космических аппаратах. Численное решение рассмотренных задач выполнялось методом конечных элементов в программном комплексе Ansys. Вычисление математических выражений, полученных в ходе аналитических решений - в проприетарной системе компьютерной алгебры Wolfram Mathematica.
В современной промышленности, а также в авиационно-космическом машиностроении для облегчения массы основной конструкции часто используются тонкостенные элементы. В связи с этим обстоятельством, сразу встает вопрос о деформациях и возможном повреждении таких элементов при неизбежных столкновениях с внешними объектами. Поэтому, несомненно, весьма актуальными являются задачи, посвященные исследованиям деформаций и механизму разрушения тонких пластин (оболочек). Важная роль в решении таких задач отдается численному моделированию. Однако, для проверки достоверности полученных численных результатов, если это становится возможным, рекомендуется проводить аналитические, иногда приближенные. В данной работе в ряде задач (Главы 1 и 2) удалось получить аналитическое решение и провести сравнение аналитических и численных результатов.
Большее внимание в работе уделяется исследованиям деформации пластин, так как пластины играют важную роль в современном мире, они применяются во многих отраслях (строительстве, авиастроении, кораблестроении, ядерной, космической и многих других), часто являясь частью других конструкций: крыло самолета, обшивка здания, палуба и бортовые стенки корабля, стенки вагона. При этом все чаще отдается предпочтение неоднородным пластинам, которые обладают особыми свойствами и лучше подходят в определенных задачах. Широко используются композитные и армированные пластины, которые уже нельзя описывать однородной теорией. Неоднородные пластины - малоизученный объект в современной науке. Полная теория, которая бы описывала напряжения и деформации в таких телах не была разработана.
Непрекращающееся технологическое развитие ставит перед исследователями все более сложные задачи. Решение таких задач должно основываться на новых, еще не созданных, теориях и применять все достижения математического аппарата. Для прикладных задач наиболее часто прибегают к численному решению, как наиболее простому с точки зрения исследователя, но при этом, обладающему хорошей точностью. Одним из таких способов численного решения являются метод конечных элементов (FEM) и метод сглаженных частиц (SPH). Несмотря на высокую надежность таких решений, аналитические подходы все еще играют важную роль в решении любой задачи. Для решения прикладных задач лучше использовать оба метода исследования.
В первой главе работы был проведен сравнительный анализ деформации ферменной конструкции с использованием как аналитических, так и численных методов. Он показал хорошее совпадение результатов, полученных разными подходами. Во второй главе были исследованы деформации пластин при различных граничных условиях, был разработан метод аналитического подсчета частот колебаний неоднородных пластин с периодически изменяющимися параметрами. Третья и четвертая главы были посвящены исследованиям деформаций круглых композитных пластин под действием поверхностного заряда, а также защищенности космических аппаратов от мелкого высоко-скоростного космического мусора. Все эти задачи исследовались численными методами, при этом активно применялся аналитический подход. Полученные результаты свидетельствуют о том, что аналитические и численные расчеты должны проводиться в связке друг с другом, подтверждая достоверность исследований.
[1] Argatov I., Mishuris G. Contact Mechanics of Articular Cartilage Layers. Asymptotic Models. Springer. 2015. 335 p. ISBN:978-3-319-20082-8
[2] Bakhvalov N.S., Panasenko G. Homogenisation: Averaging Processes in Periodic Media: Mathematical Problems in the Mechanics of Composite Materials. Springer, 2013, 366 p. ISBN-13: 978-9401075060
[3] A. Cherniaev, I. Telichev, Meso-scale modeling of hypervelocity impact damage in composite laminates, Composites Part B 74 (2015) 95-103. http://dx.doi.org/10.1016Zj.compositesb.2015.01.010
[4] E.L. Christiansen, International Space Station (ISS) Meteoroid/Orbital Debris Shielding, Cosmonautics and Rocket Engineering, Russian Academy of Sciences, TsNIIMASH, 18 (2000) 166-180
[5] Colin J. Hayhurst, Iain H. Livingstone, Richard A. Clegg, Greg E. Fairlie, Numerical Simulation of Hypervelocity Impacts on Aluminum and Nextel/Kevlar Whipple Shields, Hypervelocity Shielding Workshop, TP031, 8-11 March 1998, Galveston, Texas
[6] B.G. Cour-Palais, J.L. Crews, A multi-shock concept for spacecraft shielding, Int. J. Impact Eng. 10 (1990) 135-146. http://dx.doi.org/10.1016/0734- 743X(90)90054-Y
[7] Fernandes G. R., Venturini W. S. Stiffened plate bending analysis by the boundary element method, Computational Mechanics, 2002, Volume 28, Issue 3, pp. 275-281.
[8] Filippov S.B., Naumova N.V. Vibrations and buckling of cylindrical shell made of a general anisotropic elastic material // Proc. of the 10th Shell Structures Theory and Applications Conference - CRC Press/Balkema, London, UK, 2013. Vol. 3, pp. 289-292.
[9] Fu J H M, Surface potential of a photoemitting plate, J. Geophys. Res. 76 10 2506-09, 1971.
[10] C.J. Hayhurst, R.A. Clegg, Cylindrically symmetric SPH simulations of hypervelocity impacts on thin plates, J. Impact Eng. 20 (1-5) (1997) 337-348. https://doi.org/10.1016/S0734-743X(97)87505-7
[11] F. Ke, J. Huang, X. Wen, Z. Ma, S. Liu, Test study on the performance of shielding configuration with stuffed layer under hypervelocity impact, Acta Astronaut. 127 (2016) 553-560 DOI: 10.1016/j.actaastro.2016.06.037.
[12] Kolesnikov E K and Yakovlev A B, Harnessing power from solar wind particles captured in the Van Allen belts, Acta Futura 3, 2009, 81-88.
[13] Korolev V S, Polyakhova E N and Pototskaya I Yu , Problem of control motion of solar sail spacecraft in the photogravitational fields , Nonlinear Systems. Teoretical Aspects and Recent Applications ed W Legnany and T E Moschandreou (London: IntechOpen), 2020, p 205.
[14] Madenci E., Guven I. The Finite Element Method and Applications in Engineering Using ANSYS, C.8, Springer, New York. 2006. pp. 403-412
[15] Meshcheryakov, Y.I., Konovalov, G.V., Zhigacheva, N.I., Divakov, A.K., Nechunaev, A.F., Strain Behavior of Aluminum Alloys Under Dynamic Compression and Tensile, Advanced Structured Materials, 2022, 164, p. 413-453 DOI: 10.1007/978-3-030-93076-9_21
... всего 34 источников