Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ INTERNATIONAL TOURISM AS A PART OF FOREIGN CULTURAL POLICY IN MODERN FRANCE

Работа №143126

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение3
Глава 1. Институциональный и нормативно-правовой аспекты внешней культурной политики Франции. 10
1.1. Понятие внешней культурной политики в научном и политическом дискурсе Франции 10
1.2 Нормативно-правовая основа внешней культурной политики Франции 16
1.3. Акторы внешней культурной политики Франции24
Глава 2. Международный туризм как направление внешней культурной политики Франции в начале XXI века32
2.1. История развития международного туризма в контексте внешней культурной политики Франции.32
2.2. Нормативно-правовой аспект международного туризма во Франции.39
2.3. Основные операторы международного туризма во внешней культурной политике Франции47
Глава 3. Практический аспект использования международного туризма во внешней культурной политике Франции.56
3.1. Особенности реализации туристического направления внешней культурной политики Франции в начале ХХI века.56
3.2. Использование французского опыта организации международного туризма как инструмента внешней культурной политики в Российской Федерации...61
Заключение67
Список использованных источников и литературы71


В настоящее время культура играет всё большую роль в международных отношениях, так как это эффективный инструмент, способный сглаживать политические конфликты, стабилизировать межгосударственные отношения, объединять людей разной этнической, социально-политической, религиозной принадлежности. Кроме того, использование культуры позволяет сформировать позитивный образ государства за рубежом, укрепить его влияние и авторитет на международной арене. В связи с этим современные государства обращаются к национальной культуре для достижения своих политических целей, что способствует развитию отдельного направления международной деятельности государств, получившего название внешней культурной политики. Каждое государство по-своему вырабатывает свою внешнюю культурную политику, учитывая национальные традиции, исторические особенности, специфику экономико-политического, социокультурного развития и прочие факторы.
Франция является одним из государств, наиболее активно занимающихся реализацией внешней культурной политики. Её направления разнообразны и традиционно включают художественное, образовательное, научное, языковое сотрудничество. Однако в последние годы в связи с бурным развитием самой туристской отрасли и успехами в ней Франции в спектр основных направлений внешней культурной политики этой страны все активнее включается международный туризм – явление, приобретающее в современном мире всё более широкие масштабы и оказывающее влияние на экономическое, культурное и общественное развитие государств. Известно, что Франция является мировым лидером в области международного туризма. Об этом убедительно свидетельствуют цифры: Франция находится на первом месте в мире по количеству посещающих страну иностранных туристов – в 2016 году их число составило 84, 5 миллиона. Однако представляется важным проследить, насколько эта сфера деятельности используется Францией для продвижения своих внешнеполитических интересов и, как в свою очередь, успехи внешней культурной политики оказывают влияние на увеличение количества прибывающих в страну туристов. Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы связана с одновременным возрастанием роли культурной политики в международных отношениях и развитием феномена международного туризма, оказывающего воздействие на современное общество.
Целью данной работы является определение места и роли международного туризма во внешней культурной политике современной Французской Республики.
В связи с этим основными задачами являются:
 Изучение понятия внешней культурной политики во французском научном и политическом дискурсе;
 Исследование нормативно-правовой основы и акторов внешней культурной политики Франции;
 Изучение истории международного туризма во Франции в контексте внешней культурной политики;
 Определение нормативно-правовой базы международного туризма во Франции и его основных операторов;
 Выявление характерных особенностей международного туризма как направления внешней культурной политики Франции;
 Исследование возможностей для применения в других странах (в частности, в России) французского опыта обращения к международному туризму при реализации задач внешней культурной политики.
Объектом исследования является внешняя культурная политика Франции, а предметом – международный туризм в качестве одного из направлений внешней культурной политики Франции.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009 года до настоящего времени, поскольку в этом году была осуществлена реформа в управлении внешней культурной политики Франции, а также реформа в сфере международного туризма. Таким образом, современная французская модель управления внешней культурной политикой приобрела свой окончательный вид именно в 2009 году. В части исследования, посвященной истории развитии международного туризма во Франции рассматривается период с середины XIX века, так как именно этот период принято считать началом зарождения международного туризма.
Методологическая основа исследования. Методы исследования, применяемые в работе, включают аналитический, институциональный, статистический и сравнительный методы. Аналитический метод применялся для исследования понятия «внешней культурной политики» в научном и политическом дискурсе Франции, для определения нормативно-правовой базы международного туризма и его особенностей как направления внешней культурной политики. Институциональный метод использовался для изучения операторов внешней культурной политики и международного туризма во Франции. Статистический метод применялся для изучения текущего состояния международного туризма во Франции. Сравнительный метод позволил сопоставить вклад различных акторов внешней культурной политики в организацию международного туризма во Франции.
Степень научной разработанности проблемы. Выбранная тема исследования недостаточно широко представлена в научной литературе из-за её новизны. Как правило, в литературе рассматриваются либо вопросы формирования внешней культурной политики Франции в целом, либо исследуется международный туризм, но вне контекста внешней культурной политики. Вопросы формирования внешней культурной политики Франции, её характерные особенности подробно рассматриваются в монографии Ю.В. Николаевой «Актуальные проблемы внешней культурной политики Франции в начале XXI века», в работах С.И. Косенко, а среди французских исследователей - в работе Алена Ломбара ««Международная культурная политика: французская модель перед лицом глобализации». Кроме того, современной внешней культурной политике Франции и ее актуальным проблемам посвящены статьи таких авторов, как Ф. Мартель, А. Мирлесс и А. Англад, Э. Лемье. В этих статьях дан характеристика основных направлений, форм и акторов внешней культурной политики Французской Республики, выявлены ключевые проблемы.
Исторические аспекты международного туризма во Франции и особенности управления им затронуты в статьях Э. Леалля, А. Монферрана и А. Бертонетта. Эти работы позволяют судить об особенностях развития французского туризма, определить, в результате чего Франция смогла стать одним из признанных мировых лидеров по числу посещающих ее туристов.
Феномен международного туризма в современном мире рассматривается в работах В.И. Новичкова, С.Е. Корнеева и О.В. Викуловой. Среди французских авторов на этом вопросе сосредотачивают своё внимание Б. Дутьон и С. Манду. Данные работы дают представление о том, как осуществляется правовое регулирование деятельности в сфере международного туризма, как выстроена система управления им во Франции и в других странах. Кроме того, Б. Дутьон и С. Манду обращают особое внимание на вопрос использования современных информационных технологий в сфере международного туризма.
Источниковая база выпускной квалификационной работы обширна и может быть разделена на группы актовых и нарративных источников. К актовым источникам относятся следующие. Во-первых, международные документы в области туризма, в частности, принятые Всемирной туристской организацией и регламентирующие развитие этой отрасли. Среди них - Манильская и Гаагская декларации по мировому туризму, Этический кодекс туриста – основополагающие документы Всемирной туристской организации.
Во-вторых, национальные стратегии Франции в области туризма, как то «Шесть мер для повышения роли французского туризма», и двусторонние договоры, заключенные Францией с другими странами в области туризма, например, Соглашение о сотрудничестве в области туризма между Францией и Филиппинами 2015 года. Также стоит отметить французские законы о туризме, как, например, Кодекс по туризму, Закон о развитии и модернизации туристических служб 2009 года.
В-третьих, документы Французской Республики в области внешней культурной политики, например, программа МИД Франции по развитию внешней культурной политики «Культурная дипломатия и дипломатия влияния», программа «Внешнеполитическая деятельность государства». Также можно отметить документацию Национальной Ассамблеи, например, документ «Эволюция сети культурных учреждений за рубежом: 17 предложений для того, чтобы усилить влияние Франции».
Также к группе документальных источников следует отнести международные документы, посвященные вопросам культурного сотрудничества, принятые международными организациями ЮНЕСКО, ЕС, международной организацией Франкофонии, как, например, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Европейская культурная конвенция 1954 года, Шенгенское соглашение 1985 года.
К нарративным источникам относятся материалы государственных и общественных институтов Франции - Министерства иностранных дел и развития, Министерства культуры и коммуникации, Национального совета по туризму, Французского института, организации по продвижению туризма “Atout France” и т.д., опубликованные на их официальных сайтах и позволяющие подробно изучить особенности практической организации туризма во Франции, его управления и развития.
Новизна темы работы заключается в исследовании международного туризма, в первую очередь, в качестве направления внешней культурной политики Франции, а не как сектора экономики. Как правило, существующие научные работы либо затрагивают экономические аспекты международного туризма, либо рассматривают внешнюю культурную политику в целом, упоминают международный туризм, но подробно не рассматривают его роль и положение во внешней культурной политике Франции. Таким образом, данная работа отличается новизной подхода к рассмотрению международного туризма.
Обратимся теперь к структуре работы. Работа состоит из 3 глав, каждая из которых, в свою очередь, разделена на параграфы. В первой главе раскрывается понятие внешней культурной политики в научном и политическом дискурсе Франции, а также уделяется внимание акторам внешней культурной политики и изучаются её нормативно-правовые основы. Вторая глава посвящена истории развития международного туризма во Франции в контексте её внешней культурной политики, основным операторам международного туризма и его нормативно-правовым источникам. Третья глава выявляет основные проблемы, стоящие перед развитием международного туризма в качестве направления внешней культурной политики Франции, а также определяет возможность для использования существующего французского опыта в других странах, в первую очередь, в России.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время феномен международного туризма имеет всё большое значение в мире, оказывая влияние на социально-экономический аспект жизни общества, а также на его политическую составляющую, являясь инструментом для внешней культурной политики государств.
Проведенная нами работа позволила рассмотреть понятие внешней культурной политики в научном и политическом дискурсе современной Франции. Изучив это понятие, мы пришли к выводу о том, что реализация целей внешней культурной политики на практике предваряла научное исследование этого явления. Также из-за отсутствия комплексных теоретических трудов, посвященных внешней культурной политике, французские исследователи не выработали общий понятийно-категориальный аппарат. В свою очередь, государственные акторы Франции также не пришли к единому определению для внешней культурной политики, что повлияло на существование сразу нескольких терминов в документации различных институтов – «культурная дипломатия», «внешняя культурная политика», «культурное излучение/распространение» «дипломатия влияния».
Если говорить о главных направлениях внешней культурной политики Франции на современном этапе, то ими являются лингвистическая политика, аудиовизуальное направление, научное сотрудничество и международный туризм, который в последние годы начал занимать все более и более значимое место среди ее приоритетов.
Далее было проведено исследование нормативно-правовой основы и акторов внешней культурной политики Франции. В результате мы приходим к нескольким выводам. Во-первых, характерной особенностью внешней культурной политики Франции является большое количество концептуальных и договорных источников, действующих на различных уровнях. С одной стороны, отсутствие единой концепции внешней культурной политики, участие различных акторов в её формировании позволяют сделать управление внешней культурной политикой более гибким, децентрализованным, но, с другой стороны, - эта особенность мешает её исследованию.
Во-вторых, система управления внешней культурной политикой Франции характеризуется большим числом акторов, которые представлены как государственными институтами, так и общественными, неправительственными учреждениями. Государственные институты, такие, как Министерство иностранных дел и Министерство культуры и коммуникации, традиционно играют главную роль в формировании стратегии внешней культурной политики и её реализации на практике. Однако в настоящее время мы наблюдаем возрастание роли общественных организаций, что говорит о происходящем в данный момент процессе либерализации и децентрализации французской культурной политики.
Также в настоящей работе была изучена история международного туризма в контексте французской внешней культурной политики. История международного туризма во Франции насчитывает около 150 лет, хотя точную дату его зарождения определить невозможно, так как первоначально поездки людей за границу носили неорганизованный характер. Сначала вопросами развития международного туризма занимались только общественные организации или органы государственной администрации, но на местном уровне. Государство начинает проявлять интерес к этой сфере лишь в 20-е годы XX века, однако первоначально его деятельность ограничивается лишь внутренним уровнем, так как, в первую очередь, учитывался экономический эффект от международного туризма. Однако к 80-м годам государство начинает рассматривать туризм ещё и в качестве направления внешней культурной политики, что повлияло нас создание специализированных организаций, нацеленных на продвижение Франции как туристического направления.
Далее нами была определена нормативно-правовая основа международного туризма как направления внешней культурной политики, а также рассмотрены его основные операторы. Были рассмотрены два вида источников внешней культурной политики Франции - документация национального уровня - стратегии и концепции различных государственных институтов, а также международные правовые акты. В национальных стратегиях развития международного туризма в настоящее время делается особый акцент на работе над туристическим брендом Франции, который необходим для усиления культурной привлекательности Франции за рубежом и повышения интереса к ней среди иностранных туристов. Международные правовые акты, представленные документацией международных туристических организаций и многосторонними договорами, напрямую не регулируют вопросы внешней культурной политики, однако оказывают косвенное влияние на её реализацию, создавая более благоприятные условия для международного сотрудничества в сфере туризма. Среди международных нормативно-правовых актов двусторонние договоры в большей степени способствуют реализации задач внешней культурной политики, так как предусматривают сотрудничество между государствами по широкому ряду направлений.
Что касается операторов международного туризма во Франции, то важно подчеркнуть, что управление международным туризмом в стране достаточно децентрализовано, что согласуется с французской моделью внешней культурной политики. Эта особенность французской модели туризма не мешает реализации задач внешней культурной политики, а, наоборот, позволяет быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере международного туризма. В результате Франция в течение уже долгого времени остаётся мировым лидером в сфере туризма, успешно представляет свой туристический бренд, демонстрируя при этом наиболее привлекательные для иностранных туристов элементы своей культуры.
Автором были проанализированы характерные особенности международного туризма в рамках внешней культурной политики Франции и возможности применения французского опыта в Российской Федерации. Основными характерными чертами международного туризма во внешней культурной политике Франции являются продвижение французского туристического бренда через использование современных технологий в этой сфере - разработка сайтов и мобильных приложений, позволяющих заинтересовать иностранных туристов разнообразными возможностями для их пребывания во Франции; проведение маркетинговых исследований и разработка дифференцированных подходов к каждой из стран, учитывая их социокультурные и экономические особенности; взаимное влияние нескольких направлений культурной политики и в результате развитие новых форм туризма – лингвистического туризма, ремесленного туризма, экологического туризма. Кроме того, важно выделить создание стратегий, ориентированных на практический результат - как правило, французские концепции в сфере развития международного туризма содержат перечень конкретных программ, которые должны быть осуществлены.
Для успешного развития международного туризма Российская Федерация может обратить внимание на французский опыт. Во-первых, представляется важным повысить роль маркетинговых исследований в создании позитивного имиджа страны за рубежом и увеличить финансирование этой сферы деятельности, направив средства на развитие Национального маркетингового центра по туризму. Далее, можно было бы расширить сеть местных туристских офисов для более успешного распространения информации о стране среди иностранных туристов, а также добавить к их задачам организацию культурных мероприятий. Также представляется важным акцентировать внимание на использовании интернет-технологий в сфере туризма, усовершенствовать существующие сайты, посвященные туризму в Российской Федерации, а также разработать мобильные предложения, которые могли бы предоставлять необходимую информацию иностранным туристам о возможностях их пребывания в России.
Таким образом, мы видим, что международный туризм занимает важное место во внешней культурной политике Франции, являясь успешным инструментом для распространения её культурного влияния и создании позитивного образа страны на международной арене. Использование французского опыта реализации внешнеполитических задач через международный туризм может оказаться полезным и для Российской Федерации, обладающей значительным потенциалом в этой области.




Документы
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=283702
2. Всемирная конвенция об авторском праве
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7229/
3. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 года
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hague54.pdf
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы»
URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1
5. Декларация принципов международного культурного сотрудничества
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml
6. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 года
URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=295160
7. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам 1996 года
URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=295480
8. Европейская конвенция об охране археологического наследия
URL: http://docs.cntd.ru/document/1900043
9. Европейская конвенция об охране аудиовизуального наследия 2001 года
URL: http://docs.cntd.ru/document/901909726
10. Европейская конвенция о совместном кинематографическом производстве
URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=090000168007bd52
11. Европейская культурная конвенция 1954 года
URL: http://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/09000016800645e8
12. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf
13. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах
URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm
14. Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации
URL: http://docs.cntd.ru/document/901813689
15. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
16. Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 года
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16768;dst=100007
17. Осакская декларация по туризму.
URL: http://docs.cntd.ru/document/901756803
18. Основные направления политики России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010)
URL: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent
19. Парижская конвенция по охране промышленной собственности
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5111/
... Всего источников – 39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ