Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа №143112

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Феномен театрализации музейного пространства как объект научных исследований 7
1.1 Анализ источниковедческой базы исследования 7
1.2 Теоретические основы и причины возникновения феномена
театрализация 23
Глава II Современные формы театрализации музеев
Санкт-Петербурга 33
2.1 Театрализация в музеях Санкт-Петербурга: обзор и систематизация
современного опыта 33
2.2 Театрализация литературно-мемориальных музеев: анализ Музея
А.Ахматовой в Фонтанном Доме 41
2.3 Музейная театрализация: актуальная культура в пространстве
традиционного музея 52
Заключение 59
Список литературы 64
Список электронных ресурсов 70
Список иллюстраций 71
Иллюстрации


Важное место в музее XXI века занимает проблема театрализации музейного пространства, когда художественно-декоративными,
драматургическими, театральными, артистическими средствами
актуализируется, переосмысляется и интерпретируется музейная информация, музейный предмет, а экспозиция обретает «новое прочтение».
Феномен театрализации музейного пространства объединяет многие тенденции, развивающиеся в музейном мире наших дней. К ним относится разработка специфического «языка музея», культурное развитие личности, «антропологический» подход в актуализации памяти, усиление роли зрелищных, игровых, мистериально-обрядовых практик, формирование «музея участия» как сложного коммуникативного и интерактивного пространства.
В основе музейной театрализации лежит принцип социогуманитарного познания - особый тип постижения мира через интерпретационное знание- истолкование, знание-переживание, знание-чувствование . Гуманитарная, то есть диалоговая природа музея раскрывает его личностноформирующее назначение как пространства встречи, взаимодействия и сотворчества. Театрализация в музее становится областью междисциплинарного сотрудничества музейных специалистов, художников, дизайнеров, педагогов, социологов, режиссеров, театроведов, актеров.
Самая простая и одновременно самая существенная задача музея - включить человека в пространство культуры, открыть радость познания и творчества. В миниатюрном музее М.Зощенко, в необозримых залах Эрмитажа, в этнографических и научно-технических экспозициях мы находим неизменный и неиссякаемый источник вдохновения - прошлое, которое не молчит, но ведет диалог с современностью.
«Метод» музея мы бы хотели выразить словами нидерландского философа и историка Йохана Хёзинги, для которого встреча с историей, с «исторической сенсацией» была подобна музыкальному переживанию или поэтическому вчувствованию. Прорыв в подлинное историческое событие, непосредственный контакт с прошлым даёт «почти экстатическое постижение того, что сам я более не существую, что переполненный до краев, я перетекаю в мир, находящийся вне меня; это прикосновение к сути вещей, переживание Истины посредством истории» . Цель и стремление историка - сохраняя верность истине и трезвость в оценке событий - воссоздать образ прошлого.
Такая позиция отвечает современному взгляду на музей как на живую, меняющуюся художественную среду, пространство диалога и познания, где прошлое длится и интерпретируется, факты истории обретают значение в актуальной культуре, влияют на человека, формируют его мировоззрение.
Современный музей отличается «антропологической», гуманитарной направленностью. Субъектом музея становится уже не массовая аудитория, но личность - познающая мир и себя, способная к творческому и критическому мышлению. Объектом музея называется не только материальное, но и нематериальное, духовное наследие - социокультурный опыт, духовные ценности, смыслы, идеи. Ключевым положением в рамках нашего исследования становится утверждение Е.А.Розенблюма что музей и музейная экспозиция есть «не иллюстрация к учебнику, а инструмент формирования и совершенствования личности» .
Музейная театрализация является объектом внимания и интереса современных исследователей и специалистов, однако тема взаимодействия музея и театра изучена недостаточно. Характерно, что существует разнообразная музейная практика в области театрализации музея. Она выражается во внутренней драматургии экспозиции, в ее дизайне и внешнем оформлении; в музейной интерактивности и событийности, во взаимодействии и синтезе языков культуры в пространстве музея.
Актуальность темы выпускной работы обусловлена обширным использованием театральных средств и элементов в современной музейной практике, вниманием исследователей и специалистов к данной проблеме, а также социокультурными процессами, влияющими на актуализацию знания, и, как следствие, ведущими к новому пониманию музея как коммуникативного пространства культуры и специфической художественной среды.
Целью исследования является комплексное изучение феномена музейной театрализации на примере музеев Санкт-Петербурга.
Для осуществления поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
— систематизировать литературу, отражающую различные подходы
к изучению феномена музейной театрализации. Так как данный вопрос относится к междисциплинарной области знания, будет проанализирована музееведческая, культурологическая,
театроведческая литература;
— рассмотреть соотношение понятий «театр», «театральность» и «театрализация» в системе культуры, конкретизировать понятие «музейной театрализации»;
— выявить причины повсеместного появления данного феномена в музейной практике;
— исследовать существующие формы музейной театрализации на примере музеев Санкт-Петербурга;
— проанализировать театрализацию в пространстве современного литературно-мемориального музея;
— осмыслить музейную театрализацию во взаимодействии с актуальной культурой и пространством традиционного музея.
Объектом исследования является феномен театрализации музейного пространства Санкт-Петербурга.
Предметом исследования являются современные формы театрализации музейного пространства.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов исследования:
— методы систематизации и теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
— методы сбора эмпирической информации (обзор музейных экспозиций и выставок);
— методы сравнительного и искусствоведческого анализа экспозиции;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен театрализации преобразовывает музей, эмоционально-образно воздействует на способ восприятия мира и действительности.. В этом плане музей и театр, в сущности, едины - они используют приемы остранения, представления, деавтоматизации взгляда, продленного
рассматривания и нового видения вещей. Это пространства особой художественной коммуникации - направленной не только на передачу информационного сообщения, но на сотворчество и самокоммуникацию , которая приводит к перестройке, преобразованию, формированию личности, активизации внутреннего диалога как возможности прислушаться к самому себе в условиях современного «информационного шума».
Изучение и систематизация литературы по данной теме позволила очертить проблемное поле и выявить основные подходы к осмыслению музейной театрализации в аспекте современного социогуманитарного знания.
Взгляд на музей сквозь призму театрализации по-новому раскрывает такие процессы как интерактивность, событийность, расширение коммуникативных форм и методов взаимодействия с социумом; проектирование музейного пространства и технологий его освоения, актуализацию музейного знания, художественное осмысление музейной экспозиции. Выходя за рамки музееведения, мы входим в область культурологических исследований зрелищности, театрального и игрового начал, определяем театрализацию как тенденцию возврата к древним ритуальным и коллективным практикам, к синкретическим формам культуры.
Феномен театрализации неразрывно связан с философским, культурологическим и эстетическим концептом театральности. Прежде всего, театральность связана с античным образом театра («театрон») - «места, где публика смотрит на действие, которое ей показывают из другого пространства» ; театр определен как особая точка зрения на событие, взгляд из «иного» пространства.
Парадокс театральности заключается в противоположности ее значений - это и полная иллюзия, и искусная игра, всецело повторяющая, отражающая реальность . Поэтому для определения музейной театрализации в работе введен условный параметр «шкалы естественности», которая может проявляться как «тотальная» искусственность и конструирование мира как декорации и оболочки, но и как максимальное приближение к реальности и раскрытие ее глубинных, подлинных смыслов.
Кроме того, театральность определяется как особый язык культуры, набор знаков, символов, жестов, тонов и интонаций, который преобразует литературный текст «всей полнотой внешней, пространственной образности» . Это позволяет говорить о существовании целого спектра языков культуры, которые воплощаются и взаимодействуют в пространстве музея.
Таким образом, в контексте музея театрализация как производная от театральности выступает посредником музейной коммуникации, условием встречи и диалога человека - с культурой, с прошлым, с обществом, с самим собой. Этот прием музейной интерпретации связан с «оживлением» исторического прошлого, преобразованием предметной, социальной, духовной реальности.
В работе рассмотрены основные причины экспансии театральных элементов в музейном пространстве, связанные с социальными запросом демократического общества, тенденцией образования через игру и развлечение, трансформации музея в «событийное», интерактивное пространство, актуализация нематериального наследия.
Во второй главе исследования были рассмотрены современные формы театрализации в музеях Санкт-Петербурга. Использование разработанной И.А.Щепетковой типологии музейной театрализации позволило систематизировать опыт петербургских музеев.
Особое внимание мы уделили интерактивным формам театрализации, которые привносят в структуру экспозиции элементы и знаки из других «языков культуры», позволяют зрителю полнее ощутить визуальную составляющую экспозиции, сделать ее «объемной», многомерной, «осязаемой». Такой подход крайне эффективно применяется в научно-технических, промышленных, зоологичских музеях, когда посетитель получает возможность «пережить» полученные знания, применить их на практике. В данном контексте рассмотрены Центральный музей связи им. А.С.Попова, Музей художественного стекла, Музей «Мир воды Санкт- Петербурга», Музей городского электротранспорта и др.
Мы выявили запрос современного посетителя не только на «музей участия», но и на личный музей, камерный и «домашний», где творческая коммуникация и общение есть естественное продолжение культуры быта и повседневности, особого мироощущения. Эту традицию творческих домов и усадеб в Петербурге длят музеи-квартиры, где также концентрировалась культурная жизнь Петербурга XIX - начала XX веков. Это литературно-мемориальные музеи Ф.М.Достоевского, А.Ахматовой, М.М.Зощенко, музеи- квартиры актеров Самойловых, Н.А.Римского-Корсакова, Музей-усадьба Г.Р.Державина, Дом-музей Ф.И.Шаляпина.
Новаторские подходы к дискуссионной форме театрализованной, костюмированной экскурсии сегодня применяет Музей повседневной культуры «Ленинград 1945-1965 гг. Двадцать лет после войны» в программе «Вечер в Ленинграде», а также проект «Музейный квартал». В этих проектах дидактический монолог традиционной экскурсии сменяется на форму театрализованной интеллектуальной беседы.
Объектом более детального и глубокого анализа нашей работы стал Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, где мы выделили три основных формы театрализации пространства. Прежде всего, это сохранение и интерпретация мемориального пространства и предметов, насыщение экспозиции смыслами и символами, метафорами и ритмами, работа с цвето¬световыми эффектами, с внутренней драматургией экспозиционного нарратива. Память об А.Ахматовой и ее эпохе - это, прежде всего, литературное творчество, поэтому в музее создана литературная экспозиция - инсталляция как попытка музейными и художественными средствами осмыслить творчество поэта. Данную литературную экспозицию мы сравнили с литературной экспозицией А.А.Блока. Кроме того, при музее А.Ахматовой существует Маленький театр Фонтанного Дома, спектакли которого интерпретируют музейные материалы, истории, предметы. Мы называем жанр документального театра в музее одной из перспективных форм взаимодействия музея и театра.
Наконец, на примере проекта Д.Каварги «По ту сторону низшей нервной деятельности», реализованного в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», мы проанализировали попытку соединить актуальную культуру и традиционную экспозицию. Такой эксперимент не только привлек внимание широкой аудитории, вызвал дискуссию, оживил пространство Музея истории НИИ экспериментальной медицины, но и вскрыл глубокие проблемы, существующие в музее. Художник переосмыслил их через «антропологический» подход к построению экспозиции, работой с образом академика И.П.Павлова, попыткой посмотреть на медицинский эксперимент его глазами; посредством расширения контекста художественными элементами Д.Каварга постарался преодолеть фрагментацию и разрозненность материалов в экспозиции, а также ввел критический, ценностный взгляд на экспериментальную медицину, поставил вопрос о медицинской этике, что дало зрителю возможность по-новому взглянуть на экспозицию.
Данная работа наметила широкий спектр будущих направлений исследования сложного и многогранного феномена театрализации музейного пространства.



1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л., М., 1959.
2. Андреева И.М. Театральность в культуре / И.М.Андреева. Ростов н/Д., 2002.
3. Барбой Ю.А. К теории театра. СПб, 2008.
4. Барт Р. Работы о театре. М., 2014.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра Т.1: От истоков до середины XX века: Изд. 2-е, испр. М., 2011.
7. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? М., 2014.
8. Бурдина С.А. Театрализованная деятельность - средство формирования эмоциональной отзывчивости ребенка // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2016. С. 97-101.
9. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды СПБГУКИ. СПб, 2015. Т.212. С.189-196.
10. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий / Музей и современность. Сб. научных трудов НИИ культуры. М., 1989.
11. Грибкова Г.И., Гордеева Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности // Международный академический вестник. Уфа, 2015. №3(9). С. 51-55.
12. Давыдова И.С. Театральность как феномен культуры // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцен. СПб, 2007. №40. С.61-66.
13. Дебор Г. Общество спектакля. М., 1999.
14. Денисова И.В., Именнова Л.С. Зрелищные формы в музее как тенденции современности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.
2011. №24. С.622-625.
15. Дженкс Ч. Зрелищный музей - между храмом и торговым центром: осмысление противоречий / Пинакотека. 2001. №12. С.5-15.
16. Дукельский В. Пространство публичного одиночества / Музей и личность: сборник статей. М., 2007. С. 6 - 15.
17. Евреинов Н. Театр как таковой / Евреинов Н. Демон театральности. М., 2002.
18. Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ. Краснодар, 2012. №84. С. 1-10.
19. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб, 2001.
20. Камерон Д. Музей: храм или форум? / Музейное дело: музей- культура-общество: сб. науч. тр. М., 1992. С.259-275.
21. Карманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. СПб, 2012. № 2. С.171-178;
22. Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер: Конспект лекций. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001.
23. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре / Педагогический аспект // Автореф. дис. ... д. пед. н. Л., 1991.
24. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.
25. Краснова Е.Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь // Вопросы музеологии. СПб, 2012. №1. С. 31-34.
26. Кримп Д. На руинах музея. М., 2015.
27. Ляшко А.В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека / Музей-зритель. XXI век. Матер.конф. к 80-летию Научно-просветительского отдела ГЭ. СПб, 2006. С.122-129.
28. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - Архитектура - Дизайн. Тенденции формирования. М., 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ