Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная форма как творческий принцип в кинематографе 1890-х—1920-х годов

Работа №143039

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

музыка

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Немое кино и музыкальный театр 9
1.1. Жорж Мельес экранизирует французскую оперу 10
1.2. Русская опера и кино Российской империи 16
Пиковая дама (1910) 19
Пиковая дама (1916) 23
1.3. В диалоге с Рихардом Вагнером: фильмы Фрица Ланга 28
Contra Wagner: «Нибелунги» 30
Pro Wagner: «Метрополис» 34
Глава II. Немое кино и инструментальная музыка 45
2.1. Викинг Эггелинг, Вальтер Руттман, Ганс Рихтер: опыт анимации 45
Ритм 21 47
Диагональная симфония 49
Lichtspiel Opus I-IV 55
2.2. Симфония большого города 60
Заключение 73
Список литературы 76

В теоретических работах о кинематографе, написанных в 1920-1930-е годы как теоретиками кино, так и режиссерами, часто можно встретить музыкальную терминологию. Сергей Эйзенштейн в теории монтажа использовал термины «тональный», «ритмический», «обертонный», Абель Ганс определил кино как «музыку света». Борис Эйхенбаум к строению фильма применял заимствованные из музыки термины «фраза» и «период» («кинофраза», «кинопериод»). Не только в теории, но и на практике художники тесно соприкасались с музыкальным искусством. В 1920-е годы появилось множество кинокартин, стремившихся так или иначе реализовать принципы строения музыкального произведения.
Уже в конце XX века Дэвид Бордуэлл, авторитетный американский исследователь, в статье «Музыкальные аналогии» поставил под сомнения эти практики , аргументируя свое мнение тем, что музыкальное искусство есть «система систем», состоящая из мотивов, мелодий, гармонии, разделения «ведущего голоса и аккомпанемента». В кино же подобную иерархию элементов реализовать сложно, уверяет Бордуэлл.
Примеры, которые разбирает исследователь, действительно сложно соотнести с музыкальной формой напрямую — «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Падение дома Ашеров» Жана Эпштейна, «Бесчеловечная» Марселя Л’эрбье, «Колесо» Абеля Ганса. По отношению к двум последним фильмам Бордуэлл делает «разоблачающий» вывод: все операции с темпом и ритмом монтажа обусловлены не желанием реализовать музыкальную композицию, а всего лишь ходом сюжета, ведь в картинах рано или поздно наступает необходимость показать движение машин или быструю смену кадров для определенного аффекта . В этом аспекте можно возразить исследователю: а что если сюжеты фильмов подобраны таким образом, чтобы в них неизбежно появились машины, локомотивы, мелькающие постеры; чтобы оказалось пространство для операций с темпом и ритмом монтажа? Составление сюжета по особым требованиям характерно многим формам искусства, в частности — опере. Что если в таком случае процесс написания сценария приближается по сути к написанию оперного либретто, задача которого — подогнать сюжет под реализацию заданной формы?
За скобками исследования, хоть и вскользь упоминая, Бордуэлл оставляет абстрактные и неигровые картины, носящие названия музыкальных форм и жанров, такие как «Диагональная симфония» Викинга Эггелинга.
С другой стороны существуют исследования, которые не отказывают немому кинематографу в музыкальности. Британский исследователь Пол Таберхэм в книге об авангардном кино пишет, что на сегодняшний день термин «визуальная музыка» (англ. visual music), безусловно, устарел, однако по отношению к пионерам в области абстрактной анимации (Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг, Ганс Рихтер) все еще актуален, так как отражает суть их идей . Мария Тереза Арфини, испанский музыковед, анализирует произведения Рихтера, Эггелинга и Руттмана как музыкальные и показывает , что музыкальная форма в них действительно имеет место, а также подчеркивает, что Руттман и Эггелинг имели познания в теории музыки и владели игрой на инструменте (Эггелинг играл на фортепиано, а Руттман — на скрипке и виолончели), а Ганс Рихтер изучал контрапункт в классе Ферруччо Бузони...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На рубеже XIX-XX веков человечество еще не определилось с тем, что из себя представляет кинематограф — блажь изобретателей или серьезных прорыв в культуре? Одни люди относились к новому феномену с опаской, как к проявлению стремительно несущегося технического прогресса , другие горячо приветствовали изобретение киноаппарата и принялись живо развивать производство «движущихся картинок». Когда же стало понятно, что кино с человечеством остается всерьез и надолго, появились вопросы — искусство это или развлечение ? В чем состоит специфика кино? Чем оно должно отличаться от старших искусств — театра, литературы, фотографии, а чем может у них научиться? За первые тридцать лет XX века кино училось у фотографии быть движущимся слепком с реальности; у театра и литературы училось постановке и рассказыванию историй. В 1920-е годы настал черед активно учиться у музыки быть абстрактным и универсальным искусством.
Справедливости ради, музыка была с кино всегда — по меньшей мере в качестве сопровождения киносеансов . В данной работе было показано, что опера, как старшее искусство, с первых игровых фильмов делилась с кинематографом сюжетами, сценариями (либретто) и даже костюмами. Позже опера стала подсказывать кинокомпозиторам стратегии для создания оркестровых партитур к фильмам; и сами кинокартины к середине 1920-х годов нередко стали приближаться к оперному хронометражу, а иной раз и в несколько раз превышать его.
Абстрактное кино, расцвет которого пришелся на 1920-е годы, показало, что «чистая музыка» может многое дать «чистому кино». Увлечение абстрактными формами, попытки передать движение чистых форм в изобразительном искусстве приводило художников и кинематографистов к изучению музыки — универсального языка искусства. В анимации художникам удалось действительно воплотить типовые музыкальные формы — во второй главе данной работы были показаны образцы кино, снятого в сложной трехчастной форме, в сонатной форме. Кроме того, вдохновленный музыкой в кино сформировался собственный жанр неигрового кино — симфония большого города. Анализ нескольких ярких произведений в этом жанре показал, что в целом они немного общего имеют с музыкальной симфонией, однако основные идеи — работа с формами, движением, с инструментовкой — были заимствованы именно из нее.
В данном исследовании не были затронуты вопросы взаимодействия немого кино и балетного искусства. Они тоже представляются достаточно обширными, хотя бы в связи с творчеством Чарльза Чаплина, которого Виктор Шкловской в одной из своих статей сравнил с премьером среди танцевального ансамбля.
С приходом звука в кинематограф его связи с музыкой стали только укрепляться. Появилось больше возможностей для выстраивания музыкальной драматургии фильмов, ведь теперь музыка записывалась на одной пленке с фильмом, а значит, требовала меньше сил и ресурсов на свое исполнение; на новом уровне расцвели произведения абстрактной анимации, созданные по заветам Вальтера Руттмана для уже существующих музыкальных произведений. Дальнейшей областью исследований связей музыкальной композиции и кинематографической могут стать произведения раннего звукового кино, такие как, например, хорроры студии Universal («Дракула», «Мумия» и другие), сценарии которых поразительным образом напоминают либретто больших опер XIX века.


1. Arfini M. T. Abstract Film as Viewable Music: Early Experiments of Hans Richter, Walther Ruttmann and Oskar Fischinger / Maria Teresa Arfinic // Music in Art, vol. 38, No. 1-2, Images of Music-Making and Cultural Exchange between the East and the West (Spring-Fall 2013) — P 213-222.
2. Altman R. The Silence of the Silents / Rick Altman // The Musical Quarterly, vol. 80, No. 4, 1996. — P 648-718.
3. Aufderheide P. Documentary Film: A Very Short Introduction / Patricia Aufderheide. Oxford University Press, 2007. — 158 [11] p. — ISBN: 978-0-19-518270-5.
4. Balthazar S. L. The Forms of Set Pieces / Scott L. Balthazar // The Cambridge Companion to Verdi / ed. by. S.L. Balthazar. — Cambridge University Press, 2004. — P. 47-68.
5. Bartig K. Restoring Pushkin: Ideology and Aesthetics in Prokofiev's Queen of Spades / Kevin Bartig // The Journal of Musicology, vol. 27, No. 4, Fall 2010. — P. 460-492.
6. Bordwell D. The Musical Analogy / David Bordwell // Yale French Studies, Cinema/Sound, № 60, 1980. — P 141-156.
7. Bribitzer-Stull M. Understanding the Leitmotif: from Wagner to Hollywood Film Music / Matthew Bribitzer-Stull. — Cambridge (UK) : Cambridge University Press, 2015. — 331 [24] p.
8. Brockmann S. A Critical History of German Film / Stephen Brockmann. — Rochester : Camden House, 2010. — 522 p. — ISBN 978-1-57113-468-4.
9. Bruce Elder R. Harmony and dissent: film and avant-garde art movements in the early twentieth century / R. Bruce Elder. — Wilfrid Laurier University Press, 2008. — 480 p. — ISBN 978-1-55458-028-6.
10. Bullerjahn C. Von der Musik zur Filmmusik: Stummfilm-Originalkompositionen der zwanziger Jahre / Claudia Bullerjahn // Musik der zwanziger Jahre / hrsg. von W. Keil. — Georg Olms Verlag, 1996. —S. 281-316.
11. Cavendish Ph. The Hand That Turns the Handle: Camera Operators and the Poetics of the Camera in Pre-Revolutionary Russian Film / Philip Cavendish // The Slavonic and East European Review, vol. 82, No. 2, April 2004. — P 201-245.
12. Cook M. Visual Music in Film, 1921-1924: Richter, Eggeling, Ruttmann / Malcolm Cook // Music and Modernism; ed. by Charlotte de Mille. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2011. — P 206-228.
13. Dahlhaus C. Richard Wagner’s Music dramas / Carl Dahlhaus ; translated from German by M. Whittall. — Cambridge (UK) : Cambridge University Press, 1979. — 161 p. — ISBN 0-521-22397-0.
14. Elsaesser Th. Film History and Visual Pleasure: Weimar Cinema / Thomas Elsaesser // Cinema History. Cinema Practice / ed. by P. Mellencamp, Ph. Rosen. — Los Angeles : The American Film Institute, 1984. — ISBN 0-89093-592-0. — P. 47-84.
15. Elsaesser Th. Metropolis / Thomas Elsaesser. — London: British Film Institute Publishing, 2000. — 87 p. — ISBN 0-85170-777-7...(92)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ