Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования языковой репрезентации медиаконцептов 8
1.1. Медиаконцепт как ключевое понятие медиалингвистики 8
1.1.1. Особенности современных цифровых медиа 8
1.1.2. Медиадискурс и медиатекст: соотнесение понятий 11
1.1.3. Медиаконцепт как особый вид концепта 16
1.1.4. Компоненты и свойства концепта 20
1.1.5. Механизм формирования медиаконцепта в медиатекстах 25
1.2. Основные подходы к изучению концептов в лингвистике 27
1.2.1. Лингвокультурологический подход 27
1.2.2. Лингвокогнитивный подход 30
1.3. Ценностный компонент концепта: определения, характеристики, особенности
языковой репрезентации 32
1.3.1. Определение феномена ценности с точки зрения гуманитарных дисциплин:
лингвистика, философия, психология 32
1.3.2. Оценочность как языковая категория 37
1.3.3. Языковые средства формирования оценки в англоязычных текстах 40
1.3.4. Ценностная картина мира англофонного социума 42
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Исследование медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на материале текстов англоязычных цифровых медиа 47
2.1. Алгоритм исследования медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 47
2.2. Понятийное содержание медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 49
2.3. Выделение периферийного слоя медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на основе доминант ценностного компонента 54
2.3.1. Individualism 55
2.3.2. Privacy 58
2.3.3. Comfort 59
2.3.4. Materialism 60
2.3.5. Effectiveness 62
2.3.6. Relationships 65
2.3.7. Nature 68
2.3.8. Self-care 70
2.3.9. Environmental Consciousness 74
2.3.10. Описание периферийного слоя медиаконцепта IDEAL LIFFESTYLE 75
2.4 Описание макроструктуры медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 77
2.4.1. Чувственный образ 77
2.4.2. Информационное содержание 79
2.4.3. Интерпретационное поле 80
Выводы по второй главе 87
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Список лексикографических источников 94
Список источников языкового материала и принятых сокращений 96
В современном информационном обществе постоянное развитие средств массовой коммуникации и совершенствование доступных им и активно используемых технологических средств привело к существенному увеличению влияния медиа на все аспекты общественной жизни. На данный момент они признаются первичным агентом социализации, именно благодаря их деятельности люди получают информацию о происходящих в мире и локальных сообществах событиях. Не вызывает сомнений и то, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на мнения и настроения своей аудитории, прививая ей определенные представления и установки, таким образом также являясь одним из средств манипуляции массовым сознанием.
Вследствие этого возникает необходимость в исследовании феномена, порожденного медиа для влияния на общественное мнение и ставшего их неотъемлемой составляющей, каковым представляется медиаконцепт.
Актуальность данной работы обосновывается (1) перспективностью исследования единицы современной медийной картины мира в рамках современной лингвистической парадигмы, (2) очевидной антропоориентированностью выбранного медиаконцепта, а также (3) тенденцией обращения к понятию медиаконцепта исследователями ряда гуманитарных наук, таких как философия, культурология и психология.
В качестве объекта исследования выступает медиаконцепт IDEAL LIFESTYLE. Предмет исследования - специфика языковых средств репрезентации данного медиаконцепта в англоязычных цифровых медиа.
Цель данной выпускной квалификационной работы магистра - выявить, какие языковые средства выбирают авторы текстов для актуализации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с целью воздействия на реципиента.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить взаимодействие феноменов медиадискурса, медиатекста и медиаконцепта в современной лингвистической парадигме;
2. Исследовать понятие, структуру и признаки медиаконцепта, а также различные методологические подходы к его изучению;
3. Рассмотреть категорию ценности с точки зрения разных гуманитарных дисциплин;
4. Разработать алгоритм выявления репрезентации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE в текстах англоязычных цифровых медиа;
5. Выделить номинативное ядро медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с помощью дефиниционного анализа;
6. На основе текстов из англоязычных цифровых медиа выявить ценностные доминанты периферии медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE и основные группы языковых репрезентантов данного медиаконцепта;
7. Проанализировать стилистическую специфику единиц языковой репрезентации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE;
8. Описать макроструктуру медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE.
Материалом для исследования послужили 70 текстов общим объемом более 400 000 знаков, относящихся к тематике образа жизни и отобранных из 10 англоязычных цифровых медиа, в число которых вошли Forbes, Cosmopolitan, Vogue, Elle, W Magazine, Esquire, Goop, The Resident, Men’s Health и Women’s Health. Все исследуемые тексты были опубликованы в период с января по апрель 2023 года...
Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении средств языковой репрезентации, применяемых в англоязычных цифровых медиа для формирования медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с целью воздействия на реципиента. В качестве языкового материала для исследования было отобрано 70 текстов тематики образа жизни с совокупным объемом более 400 000 знаков, опубликованных на сайтах популярных англоязычных цифровых медиа.
Вопрос выделения языковой репрезентации и моделирования медиаконцепта на основе публикаций рассматривался с позиции лингвистической концептологии в русле лингвокогнитивного направления; для анализа аксиологического компонента медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE применялись элементы лингвокультурного подхода.
Опираясь на теоретические положения о природе медиаконцепта и механизмов его формирования в медиадискурсе, в рамках данной работы были выделены ядерные и периферийные когнитивные признаки медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE, описана макроструктура исследуемого медиаконцепта. Для этого был проведен дефиниционный анализ прямого номинанта медиаконцепта, когнитивно-интепретационный анализ языкового материала отобранных из англоязычных цифровых медиа текстов.
С помощью изученных дефиниций номинанта медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE удалось выявить ключевые семемы, составляющие его ядерный слой: свойственный как одному человеку, так и группе людей; типичный для человека; жилье человека; имущество человека; работа человека; привлекательные для человека занятия; поведение и мировоззрение человека; наилучший вариант из всех возможных; существующий лишь в виде представления. Однако при актуализации медиаконцепта в медиатекстах этот ядерный слой оказывается вытеснен другими когнитивными признаками, определяющимися аксиологическим компонентом медиаконцепта.
Анализ отобранных медиатекстов тематики образа жизни показал, что периферийный слой медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE формируется на основе ценностных доминант: Individualism, Privacy, Comfort, Materialism, Effectiveness, Relationships, Nature, Self-care и Environmental Consciousness. В исследуемых медиатекстах были выделены 543 единицы языковой репрезентантации медиаконцепта, заключающие в себе оценку этих ценностных категорий и характеризующие когнитивные признаки медиаконцепта.
Построение макроструктуры медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE включило в себя распределение выделенных когнитивных признаков по таким структурным компонентам как чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле, что позволило получить представление о когнитивном содержании рассматриваемого медиаконцепта.
В результате данного исследования мы пришли к следующему выводу: во- первых, языковая репрезентация медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE определяется аксиологическим компонентом медиаконцепта; во-вторых, эффект воздействия на реципиента в медиатекстах тематики образа жизни реализуется благодаря утилитарной и регулятивной зонам медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE, представляющим собой самые объемные составляющие его когнитивного содержания.
Настоящее исследование соответствует современной лингвистической антропоцентрической парадигме, а полученные в ходе работы результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения механизмов формирования медиаконцепта в медиатекстах и миромоделирующего потенциала медиаконцепта. Перспективным направлением представляются исследования актуализации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на материале текстов различных типов медиа, что позволит выявить более полную языковую картину мира, существующую в коллективном сознании англоязычного социума.
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно -смысловое пространство языка : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2010. - 288 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова : Синергетика языка, сознания и культуры. М. : Academia, 2002. - 391 с.
3. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М. : Наука, 1984. - С. 5-23.
4. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M. : Academia, 1997. С. 267-279.
5. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд- во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 103 с.
6. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно - функциональные характеристики: автореферат дис. кандидата филологических наук. М. : 2007. - 25 с.
7. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций . Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 235 с.
8. Бочоришвили Т. Г. Проблема объективности ценности: диссертация ... кандидата философских наук. Тбилиси : 1988. - 149 с.
9. Бюиссанс Э. Ж. Л. Абстрактное и конкретное в лингвистических фактах: речь - дискурс - язык // Полит. наука. 2016. №3. - С. 209-216.
10. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М. : ОЛМА-Пресс, 2005. - 377 с.
11. Виноградов С. Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Меж-дунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. - С. 93-97.
12. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М. : Наука, 1985. - 228 с.
13. Воркачев С. Г. и др. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. - 399 с.
14. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. №11 (160). - С.91-94.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд. М. : УРСС, 2007. - 137 с...(77)