Введение 3
Глава 1. Влияние феминистских движений на формирование гендерной политики МО 6
1.1.Феминизм, как идейно-политический феномен: история возникновения 6
1.2 Гендерная дискриминация на примере политических, социальных и экономических аспектов. 12
1.3 Предпосылки создания институтов международных организаций по защите прав женщин 16
Глава 2. Создание вспомогательных органов и гендерной политики современных международных организаций 20
2.1 ООН – возникновение вспомогательного органа «ООН: Женщины» 20
2.2 Гендерная политика НАТО: предпосылки и история возникновения 30
2.3 Формирование гендерной политики ОБСЕ 34
Глава 3. Деятельность международных организаций в сфере гендерной политики. Современная практика и дальнейшие тенденции. 39
3.1 Современная деятельность ООН (на примере Швеции и Турции) и оценка ее эффективности 39
3.2 Реализация гендерной политики НАТО (на примере Афганистана) и оценка ее эффективности 48
3.3 Реализация гендерной политики ОБСЕ (на примере Косово) и оценка ее эффективности 55
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложения 77
Долгое время женщины были ограничены в своих правах во всех сферах общественной жизни. Со второй половины XIX века шла интенсивная борьба за равенство. Развитие феминистических движений позволило женщинам без страха отстаивать свои права и самое главное – женщины получили право быть услышанными. За последние двадцать лет изучения данной проблемы стали известны теоретические основы явления, а также разработаны способы борьбы, находящиеся прежде всего на законодательном уровне.
Многие международные организации не остались в стороне. Такие организации, как ООН, НАТО и ОБСЕ активно практикуют свою гендерную политику. Причиной этому является то, что это данные действия благоприятно способствуют развитию движения за права женщин, выдвинув его на международный уровень. Также следует уточнить, что участие женщин в вопросах мира и безопасности может привнести значительный вклад в устранение гендерных дискриминаций на данной почве, поскольку опыт самих женщин будет более эффективным в данных случаях.
В 2010 году был создан вспомогательный орган ГА ООН – «ООН Женщины». Основной целью данного органа являлось объединение и улучшение качества работы различных подразделений ООН, которые затрагивали проблемы данной сферы; а также устранение гендерных дискриминаций путём разделения их на несколько сфер, принимая участие в каждой: насилие по отношению к женщинам, экономическое неравенство, положение женщины в структурах власти. На сегодняшний день организация работает над данными аспектами и это дает свои плоды.
НАТО является одной из крупнейших организаций, которая вносит свой вклад в защиту прав женщин. Помимо основных аспектов борьбы за женские права, НАТО также интегрирует женщин в рамках самой организации, давая возможность непосредственного участия в различных вопросах организации. В годовом отчете Генерального секретаря НАТО за 2012 год отмечается, что «на НАТО лежит обязанность быть ведущим защитником прав женщин» . Кроме того, отдельно утверждалось, что НАТО должна укреплять культуру интеграции женщин в рамках всей организации, в том числе и на руководящие посты.
ОБСЕ также задействована в борьбе против гендерных дискриминаций. Программа по гендерным вопросам участвует во всех проектах и мероприятиях ОБСЕ, она предоставляет рекомендации для учета гендерной проблематики во всех аспектах. Одной из основных целей организации является равноправие женщин и мужчин. Программа по гендерным вопросам также сотрудничает с Департаментом людских ресурсов, чтобы сотрудничать и двигаться по Стратегии ОБСЕ по обеспечению гендерного равенства к 2026 году. Особое внимание ОБСЕ уделяет ситуациям на работе, таким как харассмент и различные притеснения. Поскольку это является довольно актуальной проблемой по сей день несмотря на то, что осведомленность о данной проблеме сильно возросла благодаря движениям за права женщин, увеличению числа женщин на рабочих местах, повышению уровня женского образования, а также принятию ООН Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Борьба с подобными проблемами может привести к устойчивому прогрессу в устранении гендерного неравенства.
Таким образом, тема данной работы является актуальной и перспективной для дальнейших исследований.
Цель работы: дать оценку формированию политики международных организаций по защите прав женщин (на примере ООН, НАТО и ОБСЕ).
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать основные этапы развития феминизма как идейно-политического феномена;
2.Дать оценку становления гендерной политики выбранных международных организаций;
3. Выявить основные направления гендерной политики ООН, НАТО и ОБСЕ на примере деятельности отдельных стран.
Объектом данного исследования является гендерная политика по защите прав женщин, предметом исследования – гендерный аспект деятельности международных организаций-ООН, НАТО и ОБСЕ.
Основу списка литературы составили монографические исследования иностранных авторов. Среди них следует выделить Криса Бисли, австралийского исследователя, КейтМиллет, известную американскую писательницу, а также Карена Оффена, американского историка, чьи научные и аналитические труды заложили прочную основу для изучения и дальнейшего понимания термина «феминизм». В частности, были детально изучены научные результаты их работ под названиями «WhatisFeminism?», «Whyistherenofeminismaftercommunism?» и «Sexualpolitics». Помимо этого, большой вклад в изучение привнесла работа французской писательницы Симоны де Бовуар «Второй пол». Бовуар являлась одной из первых эпистемологов, поставивших вопросы гендера как научно-философскую проблему. В работе были также задействованы труды Ф. Энгельса и К. Бэрри, что составило теоретическую часть работы.
Источниковая база исследования главным образом опирается на Документы международных организаций (ООН, НАТО, ОБСЕ): доклады, резолюции, решения, внутренние инструкции, обзоры, публикуемые на их сайтах. В свою очередь, материалы публикаций в новостных источниках и энциклопедиях, таких как Britannica, в сети Интернет представляют собой материалы для изучения событий, на которых проводится анализ деятельности организаций. В работе также использованы выступления лидеров и официальных лиц (Элеонора Рузвельт и др.), законодательные материалы рассматриваемых стран (информация с официальных сайтов правительств, ответственных министерств), статистические источники (данные с сайтов ООН, OurWorldinData, TheWorldBank и др.).
Методы, используемые в исследовании. Историко-системный метод помог исследовать развитие движения феминизма, а также результаты этого движения в хронологическом порядке. Помимо этого, благодаря данным методам мы смогли проследить хронологию зарождения гендерной политики выбранных международных организаций. Метод системного анализа использовался для выявления факторов, оказывающих влияние на зарождение гендерной политики выбранных международных организаций, а также выявления их взаимосвязанности. Метод кейс-стади – метод активного проблемно-ситуационного анализа – использовался для рассмотрения отдельных кейсов в третьей главе, где показывается составляющая часть и эффективность гендерной политики выбранных международных организаций.
Структура настоящей работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе уделяется внимание основным течениям феминизма, хронологически расписаны волны феминизма, а также четыре основных движения феминизма, отличающиеся по своей идеологии. Помимо этого, в первой главе рассматриваются основные предпосылки начала гендерной политики со стороны международных организаций. Во второй главе рассматривается историческая составляющая работы, в которой мы можем проследить хронологически создание гендерной политики таких международных организаций, как ООН, НАТО и ОБСЕ. Третья глава посвящена рассмотрению конкретных кейсов, в которых выбранные международные организации проводили свою гендерную политику, а также оценивается ее успешность. Заключение подводит итог проделанной работе.
В настоящее время мы можем наблюдать, что проблема гендерной дискриминации занимает важное место в мировой повестке. Международные организации и национальные правительства предпринимают действия по устранению данной проблемы. Большую роль в этом процессе занимает влияние феминистского движения. Начиная с девятнадцатого века феминистки активно боролись за свои права и поднимали тему дискриминации по признаку пола. В первой главе мы рассмотрели то, как хронологически менялся курс борьбы за равные права, а также как улучшалась ситуация. Феминистское движение сыграло решающую роль в повышении осведомленности общества о нарушении прав женщин. Был выдвинут тезис, что данная проблема остро влияет на мир и общую стабильность. Благодаря тому, что проблему гендерной дискриминации начали активно изучать, были выявлены определенные сферы, в которых существует укоренилось гендерное неравенство: политическая, экономическая и социальная.
В начале двадцатого века были созданы первые международные организации по правам женщин. Данные организации служили платформами для женщин, чтобы те могли объединяться, требовать равных прав и возможностей. Также существование подобных организаций поспособствовало межгосударственному сотрудничеству, в котором женщины обменивались идеями и опытом. Помимо этого, данные организации активно взаимодействовали с другими международными организациями, такими как Лига Наций на момент ее создания, а позже с Организацией Объединенных Наций. Благодаря этому проблема гендерного неравенства стала объектом обсуждений на международном уровне.
Организация Объединенных Наций с момента своего создания занималась вопросами гендерного неравенства. На основании проделанного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что несмотря на долгую историю гендерной политики ООН и существование многочисленных подразделений и органов с этим связанных, в начале двадцать первого века была создана структура «ООН-Женщины», в которую были объединены такие организации, как Отдел по улучшению положения женщин, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) и Канцелярия Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (ОСАГИ). Создание «ООН-Женщины» имело большое значение для продвижения гендерного равенства во всем мире. Деятельность данной структуры мы рассмотрели на примере сотрудничества с правительством Турции. Мы выявили ключевые аспекты, которые были предприняты для улучшения ситуации с гендерным равенством в стране. Также, благодаря статистическим данным, мы смогли проследить, как поменялась ситуация в течение нескольких лет. Далее мы определили ключевые причины такого медленного прогресса и подчеркнули значимость деятельности структуры «ООН-Женщины».
В нашем исследовании мы также определили, что Организация Объединенных Наций (ООН) сыграла значительную роль в формировании гендерной политики таких международных организаций, как НАТО (Организация Североатлантического договора) и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Это объясняется рядом причин. Прежде всего, широкое содействие ООН гендерному равенству, которое отражается в принятии таких ключевых документов, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и Пекинская декларация, создало нормативную базу, в которой подчеркивается важность расширения прав женщин. Это повлияло на то, что НАТО и ОБСЕ стали интегрировать их в свою политику и деятельность. Во-вторых, взаимодействие ООН с НАТО и ОБСЕ в рамках сотрудничества способствовало обмену знаниями в продвижении гендерного равенства. Кроме того, хочется отдельно выделить такой нормативный акт, как резолюция 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности. В резолюции конкретно рассматривается воздействие вооруженных конфликтов на женщин и необходимость их участия в предотвращении, разрешении конфликтов и процессе миростроительства. ОБСЕ и НАТО, в свою очередь, приняли резолюцию. Благодаря этому организации включили в свои структуры, отвечающие обеспечение безопасности, участие женщин в процессах принятия решений, а также направили свое внимание в сторону данной концепции – «Женщины, мир и безопасность». Помимо этого, мы можем проследить в нашей работе, как создавались институты внутри вышеперечисленных организаций, которые отвечали за вопросы гендерного равенства. К примеру, НАТО учредила должность Специального представителя по вопросам женщин, мира и безопасности, также был создал Комитет по гендерным перспективам. В то время внутри ОБ-СЕ были созданы такие органы, как Отдел по гендерным вопросам в составе офиса Генерального секретаря ОБСЕ, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, а также Специальный представитель по гендерным вопросам.
Деятельность НАТО и ОБСЕ в сфере гендерного равенства мы рассматриваем в нашей работе на примерах таких стран, как Афганистан и Косово, ведь именно на их примере, в связи со спецификой культуры и исторических событий, четко демонстрируется гендерная политика выбранных организаций.
Гендерная политика НАТО, проводимая в Афганистане, характеризуется созданием трех основных структур: Группа по взаимодействию с женщинами, Группа по восстановлению провинций и Советник по гендерным вопросам. В первую очередь, деятельность данных институтов была направлена на установление контакта с местными женщинами и оказание им помощи. Помимо этого, сбор стратегической информации об окружающей местности также являлся целью. Местных жительниц привлекали к помощи в борьбе с гендерным неравенством. Гендерная политика НАТО в Афганистане нередко подвергается критике. Одно из основных замечаний заключается в том, что осуществление мер по обеспечению гендерного равенства было ограниченным и неэффективным. На примере имплементации такого института, как Группы по взаимодействию с женщинами, мы выявили основные проблемы. Сиппи Азарбайджани-Могаддам, международный консультант и социолог, работа которой базируется на конфликтных и постконфликтных ситуациях, в том числе и в Афганистане, высказалась насчет неэффективности таких групп. Во-первых, члены групп не обладали достаточными знаниями об афганском правительстве и его программах, помимо этого они очень плохо владели языком. Переводчиков также не хватало, что еще больше затрудняло ситуацию. Помимо этого, мы также не можем объективно оценивать эффективность деятельности данных групп, поскольку они не были регламентированы и не имели четких целей.
Деятельность ОБСЕ в рамках Миссии в Косово также была связана с разрешением вопросов гендерного неравенства. В ходе исследования мы выявили основные программы, в создании которых принимала участие Миссия. Также мы можем прийти к выводу о том, что Миссия является вполне успешной, в том числе и потому, что она продолжается и сегодня.
Подводя итог, хочется упомянуть, что гендерная политика выбранных для исследования международных организаций в настоящее время идет полным ходом. «ООН-Женщины» проводят свои операции в разных уголках нашей планеты, оказывая поддержку национальным правительствам улучшать положение женщин. Также проводятся Миссии ОБСЕ и Миссии НАТО, в которых затрагиваются вопросы женщин, мира и безопасности. В каждом отдельном государстве существуют индивидуальные условия. Уровень гендерного неравенства варьируется от ситуации в Афганистане, до ситуации в странах Северной Европы. Безусловно, в связи с этим каждое государство требует по отношению к себе особый подход и разработку механизмов по улучшению ситуации с равенством. Однако, несмотря на это, мы можем выделить основные механизмы по защите прав женщин, которые требуются каждому государству, и могут быть введены при поддержке выбранных международных организаций в рамках их миссий.
1. Введение в Конституцию пунктов, устанавливающих обязанность заботиться о соблюдении прав человека и меньшинств. Реализация законов и стратегий, способствующих гендерному равенству.
2. Содействие гендерному равенству посредством образования: содействие образованию девочек и борьба с гендерными стереотипами и предубеждениями в сфере образования. Большее просвещение школьников в исторические аспекты, касающиеся феминизма и борьбы за женские права.
3. Перманентный сбор статистических данных и проведение анализа для выявления областей, где присутствует гендерное неравенство.
4. Содействие гендерному равенству в экономической сфере: создание равных возможностей на рабочих местах, включая доступ к занятости. Помимо этого, проведение лояльной политики, касающейся отпуска по уходу за ребенком.
5. Поощрение участия женщин в политической жизни, увеличение числа женщин на политических должностях.
6. Осуществление мер по предотвращению насилия по признаку пола и борьбе с ним. Социальная помощь, создание и/или увеличение центров помощи для женщин. Введение уголовной наказуемости за насилие в любом его проявлении.
7. Информационно-пропагандистская деятельность для упразднения стереотипов и продвижения гендерного равенства.
Дальнейшее прогнозирование деятельности международных организаций в области гендерной политики получилось бы неточным, поскольку у каждого государства есть своя проблемная сфера, или же несколько. К тому же, в мире все очень быстро меняется. Однако есть некоторые общие тенденции, которые мы можем упомянуть. Основываясь на исследованном пути развития деятельности выбранных международных организаций, можно прийти к умозаключению, что в будущем данные организации, вероятно, будут уделять все большее внимание интеграции гендерных аспектов в свою политику и программы. Также проводимые операции будут видоизменяться, опираясь на результаты мониторинга, проводимого этими же организациями, в случаях выявления неэффективности. Помимо этого, благодаря большей открытости и толерантности общества, ООН и другие организации, в рамках своей гендерной политики, станут больше признавать и бороться с пересекающимися формами дискриминаций, такие как раса, этническая принадлежность, возраст и сексуальная ориентация.
1. Годовой отчет Генерального секретаря (2012) / Текст: электронный // Организация Северо-атлантического Договора, 2013. – URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_94220.htm (дата обращения - 01.05.2023).
2. Доклад Генерального секретаря ООН: укрепление институциональных механизмов для
обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (2011) A/66/120 / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // Объе-диненные Нации: цифровая библиотека. – URL: https://digitallibrary.un.org/record/708101?ln=ru#record-files-collapse-header (дата обращения – 04.05.2023).
3. Доля женщин в парламенте Турции, 2014-2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://datacatalog.worldbank.org/search/dataset/0037712/World-Development-Indicators(дата обращения: 12.05.2023).
4. Индекс гендерного неравенства – Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/gender-inequality-index (дата обращения: 27.05.2023).
5. Информация о Комиссии по положению женщин / Текст: электронный // Организация Объединенных Наций. – URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/doc20170821_220226.pdf (дата обращения: 10.05.2023)
6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/ru/treaty-bodies/cedaw/introduction (дата обращения: 02.05.2023).
7. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (2011) / Текст: электронный // Совет Европы. – URL: https://rm.coe.int/16806b0687(дата обращения: 12.05.2023).
8. Новый специальный представитель по правам женщин, вопросам мира и безопасности // Организация североатлантического договора [Электронный ресурс]. URL:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_89672.htm? (дата обращения: 06.06.2023).
9. Парижская Хартия для Новой Европы (1990) / Текст: электронный // Организация по Безо-пасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/4/39520.pdf (дата обращения – 07.05.2023)
10. Пекинская декларация, принятая четвертой Всемирной конференцией по положению жен-щин (1995) / Текст: электронный // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml (дата обращения: 11.05.2023)
11. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ОБСЕ 2004 ГОДА ПО ПОДДЕРЖКЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА MC.DEC/14/04 / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/5/8/23298.pdf (дата обращения: 08.05.2023)
12. Рабочая группа представителй гражданского общества по вопросам реформирования секто-ра безопасности и Рабочая группа по вопросам развития образования в рамках Консорциу-ма «Партнёрство ради мира», пособие «Гендерное обучение в вооруженных силах» Женева: ДКВС, Консорциум ПРМ, 2016, стр.3 URL: https://www.dcaf.ch/sites/default/files/publications/documents/DCAF_TGIM_RUS_web.pdf (да-та обращения 07.05.2023)
13. Резолюция 1325 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4213-м заседании 31 октяб-ря 2000 года S/RES/1325 (2000) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1325(2000) (дата обраще-ния – 04.05.2023).
14. Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании 20 декаб-ря 2001 года S/RES/1386 (2001) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UN Documents. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/57/PDF/N0170857.pdf?OpenElement(дата обращения - 14.04.2020)
15. Резолюция 1820 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5916-м заседании 19 июня 2008 года S/RES/1820 (2008) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/391/46/PDF/N0839146.pdf (дата обращения – 04.05.2023).
16. Резолюция 1888 (2009), принятая Советом Безопасности на его 6195-м заседании 30 сен-тября 2009 года S/RES/1888 (2009) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/534/48/PDF/N0953448.pdf?OpenElement (дата обращения – 04.05.2023).
17. Резолюция 2106 (2013), принятая Советом Безопасности на его 6984-м заседании 24 июня 2013 года S/RES/2106 (2013) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://wps.unwomen.org/pdf/2106/UNSCR-2106-RU.pdf (дата обращения – 04.05.2023).
18. Резолюция 2122 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7044-м заседании 18 октяб-ря 2013 года S/RES/2122 (2013) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://wps.unwomen.org/pdf/2122/UNSCR-2122-RU.pdf (дата обращения – 04.05.2023).
19. Резолюция 2242 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7533-м заседании 13 октяб-ря 2015 года S/RES/2242 (2015) / Организация Объединенных Наций. Резолюции. – Текст: электронный // UNDocuments. – URL: https://wps.unwomen.org/pdf/2242/UNSCR-2242-RU.pdf (дата обращения – 04.05.2023).
20. РЕШЕНИЕ № 7/09 УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ MC.DEC/7/09/Corr.1* / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Со-трудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/8/294521.pdf (дата обращения: 09.05.2023)
21. РЕШЕНИЕ № 7/14 НЕДОПУЩЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН MC.DEC/7/14/Corr.11 / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/d/b/149816.pdf (дата обращения: 10.05.2023)
22. РЕШЕНИЕ No. 14/05 РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОНФЛИКТОВ, РЕГУ-ЛИРОВАНИИ КРИЗИСОВ И ПОСТКОНФЛИКТНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ MC.DEC/14/05/Corr.1 / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудниче-ству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/7/a/70196.pdf (дата обращения: 09.05.2023)
23. РЕШЕНИЕ No. 15/05 НЕДОПУЩЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН MC.DEC/15/05/Corr.1 / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/9/6/70203.pdf (дата обращения: 09.05.2023)
24. РЕШЕНИЕ No. 305 ОБСЕ PC.DEC/305 (1999) / Текст: электронный // Организация по Безо-пасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/9/6/28799.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
25. Рождение ООН: что решили - и чего не смогли решить - участники конференции в Думбар-тон-оксе[Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2018/10/1341292 (дата об-ращения - 01.05.2023).
26. Финальный отчет третьей Обзорной конференции ОБСЕ по вопросам гендерного равенства 27-28 октября 2020 г., С. 52 / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Со-трудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/0/488671.pdf (дата обращения: 09.05.2023)
27. Хельсинский Заключительный Акт первого саммита глав государств и правительств госу-дарств-участников СБСЕ (1975) / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf (дата обращения – 07.05.2023)
28. Что такое БДИПЧ? / Текст: электронный // Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/8/a/523850_0.pdf (дата обращения: 08.05.2023)
29. “Women in Every Country” The First International Congress of Women’s Rights Paris, 1878 [Электронныйресурс]. URL: http://www.womeninworldhistory.com/TWR-17.html (датаобра-щения: 01.05.2023).
30. A Training of Trainer’s Manual for Prosecutors and Judges Preventing and Combating Violence against Women and Domestic Violence / Text: electronic // Academy of justice. – URL: https://rm.coe.int/tot-manual-for-prosecutors-and-judges-eng/1680a1ac54 (датаобращения: 23.05.2023).
31. Abortion [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/abortion (дата обращения: 01.05.2023).
32. AboutUNWomen / Текст: электронный // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.unwomen.org/en/about-us/about-un-women (дата обращения: 01.05.2023)
33. AboutUNWomen / Текст: электронный // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.unwomen.org/en/about-us/about-un-women (дата обращения: 10.05.2023)
34. Achieve gender equality and empower all women and girls // Measuring progress towards the Sustainable Development Goals [Электронныйресурс]. URL: https://sdg-tracker.org/gender-equality(датаобращения: 05.05.2023).
35. Advancing Gender Equality and Women’s Leadership in Political and Business Life Project [Электронныйресурс]. URL: https://eca.unwomen.org/sites/default/files/2022-02/Women%20Lead%20project%20brifing%20note.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
36. Afghanistan National Development Strategy | The Embassy of Afghanistan, Washington, D.C. [Электронныйресурс]. URL: https://www.embassyofafghanistan.org/page/afghanistan-national-development-strategy/ (дата обращения: 20.05.2023).
37. Assembly Support Initiative in Kosovo meets on gender equality [Электронныйресурс]. URL: https://www.osce.org/kosovo/54393 (датаобращения: 24.05.2023).
38. Bebber, R. The Role of Provincial Reconstruction Teams (PRTs) in Counterinsurgency Opera-tions: Khost Province, Afghanistan – Text: electronic // Small Wars Journal, 2008 – P. 6. – URL: https://smallwarsjournal.com/blog/journal/docs-temp/131-bebber.pdf (датаобращения - 20.05.2023).
39. Bi-SC Directive 40-1: Integrating UNSCR 1325 and Gender Perspectives in the NATO Command Structure Including Measures for Protection in Armed Conflict from August 2012 № 12-TT300077 / North Atlantic Treaty Organization. – Text: electronic // Supreme Headquarters Al-lied Powers, Europe. – URL: https://www.nato.int/issues/women_nato/2012/20120808_NU_Bi-SCD_40-11.pdf (датаобращения – 07.05.2023)
40. Chan A. Are Women More Emotional Than Men? Not Really, Study Finds [Электронныйресурс]. URL: https://www.ibtimes.com/are-women-more-emotional-men-not-really-study-finds-3324258 (дата обращения: 01.05.2023).
41. Charlesworth, H., Chinkin C. The creation of UN Women. - Canberra, Australia: RegNet research paper series, 2013. – C. 6-36.
42. CHARTER OF THE UNITED NATIONS AND STATUTE OF THE INTERNATIONAL COURT OF JUSTICE, adopted in 1945 / United Nations. – Текст: электронный // UN Treaties. – URL: https://treaties.un.org/doc/publication/ctc/uncharter.pdf (датаобращения: 02.05.2023).
43. Committee on Women in NATO Forces [Электронныйресурс]. URL: https://www.nato.int/ims/2001/win/04-history.htm (дата обращения: 05.05.2023).
44. Communique of the London Conference about Afghan Leadership, Regional Cooperation, International Partnership, 28 January 2010 / Text: electronic // Islamic Republic of Afghanistan. – URL: https://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/d-af/dv/af-london_conf_jan10/af-london_conf_jan10en.pdf (датаобращения: 20.05.2023).
45. Concept Note for Engagement 16 Days of Activism against Gender-Based Violence Against Women & Girls 25 November - 10 December 2022 / Text: electronic // UN Women. – URL: https://www.unwomen.org/sites/default/files/2022-09/UNiTE-campaign-2022-concept-note-en.pdf (датаобращения: 14.05.2023).
46. Consolidated Summary of the OSCE/ODIHR Human Dimension Seminar on the Promotion of Women's Participation in Society (1997) / Text: electronic // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/e/a/19758.pdf (датаобращения: 08.05.2023)
47. Convention on the Elimination of all Forms of Discrimination - Philippine Commission on Wom-en [Электронныйресурс]. URL: https://pcw.gov.ph/convention-on-the-elimination-of-all-forms-of-discrimination/ (дата обращения: 02.05.2023).
48. Convention on the political rights of women, adopted in 1953/ United Nations. – Текст: элек-тронный // UN Treaties. – URL: https://treaties.un.org/doc/treaties/1954/07/19540707%2000-40%20am/ch_xvi_1p.pdf (датаобращения: 02.05.2023).
49. Convention on the Rights of the Child / Text: electronic // United Nations, 1989. – URL: https://www.coe.int/en/web/compass/convention-on-the-rights-of-the-child (датаобращения: 03.05.2023).
50. Declaration by the Heads of State and Government of the Nations contributing to the UN-mandated, NATO-led International Security Assistance Force (ISAF) in Afghanistan / Text: elec-tronic // North Atlantic Treaty Organization. – URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_68722.htm(датаобращения: 20.05.2023).
51. Declaration of Sentiments - Women’s Rights National Historical Park (U.S. National Park Ser-vice) [Электронныйресурс]. URL: https://www.nps.gov/wori/learn/historyculture/declaration-of-sentiments.htm (дата обращения: 01.05.2023).
52. Declaration on the Elimination of Discrimination against Women, adopted in 1967/ United Na-tions. – Текст: электронный // UN Treaties. – URL: https://www.eods.eu/library/UNGA_Declaration%20Women_1967_en.pdf (датаобращения: 02.05.2023).
53. Declaration on the Elimination of Violence against Women [Электронныйресурс]. URL: https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/declaration-elimination-violence-against-women (дата обращения: 01.05.2023).
54. Declaration on the Elimination of Violence against Women, adopted in 1993 / United Nations. – Текст: электронный // UN Treaties. – URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/eliminationvaw.pdf (датаобращения: 03.05.2023).
55. Domestic Violence Against Women in Turkey Summary Report (2014) / Text: electronic // Hacettepe University. – URL: https://cssplatform.org/wp-content/uploads/2019/04/Summary-report-of-Research-on-DV-in-Turkey.pdf (датаобращения: 12.05.2023).
56. Female engagement teams: who they are and why they do it [Электронныйресурс]. URL: https://www.army.mil/article/88366/female_engagement_teams_who_they_are_and_why_they_do_it (дата обращения: 17.05.2023).
57. FGM in the Middle East [Электронныйресурс]. URL: https://www.equalitynow.org/fgmc_in_middle_east/ (дата обращения: 01.05.2023).
58. Final report of OSCE Supplementary Implementation Meeting (1999) / Text: electronic // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/6/b/19590.pdf (датаобращения: 08.05.2023)
59. Gaziantep Women-only Center: Providing Livelihood Support [Электронныйресурс]. URL: http://www.ilo.org/ankara/projects/WCMS_647261/lang--en/index.htm (дата обращения: 27.05.2023).
60. Gemelli M. C. United Nations Development Fund for Women (UNIFEM) [Электронныйресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/United-Nations-Development-Fund-for-Women (дата обращения: 02.05.2023).
61. Gender Economic Inequality [Электронныйресурс]. URL: https://inequality.org/facts/gender-inequality/ (дата обращения: 01.05.2023).
62. Gender Equality by Country 2023 [Электронныйресурс]. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/gender-equality-by-country (дата обраще-ния: 10.05.2023).
63. Gender Equality in Kosovo [Электронныйресурс]. URL: https://luxdev.lu/files/documents/Genre_KSV_vF_(1).pdf (дата обращения: 22.05.2023).
64. Gender Equality in Political Leadership and Participation in Turkey project [Электронныйресурс]. URL: https://eca.unwomen.org/sites/default/files/Field%20Office%20ECA/Attachments/Publications/2020/07/WPP_Brochure_ENG-min.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
65. Gender equality in Sweden [Электронныйресурс]. URL: https://swedishgenderequalityagency.se/gender-equality-in-sweden/ (дата обращения: 27.05.2023).
66. Gender inequalities &education : IIEP’s activities [Электронныйресурс]. URL: https://www.iiep.unesco.org/en/our-mission/gender-inequalities-education (дата обращения: 01.05.2023).
67. Gender Wage Gap is 15.6% in Turkey, according to the joint study by ILO Turkey Office and TURKSTAT [Электронныйресурс]. URL: http://www.ilo.org/ankara/news/WCMS_757055/lang--en/index.htm (дата обращения: 12.05.2023).
68. Global Gender Gap Report 2022 [Электронныйресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2022/in-full/2-5-gender-gaps-in-political-representation/ (дата обращения: 01.05.2023).
69. Global Gender Gap Report 2022, С. 343 [Электронныйресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2022.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
70. Goal 5: Achieve gender equality and empower all women and girls // United Nations [Электрон-ныйресурс]. URL: https://www.un.org/en/civil-society/goal-week-goal-5-gender-equality (дата обращения: 05.05.2023).
71. Hamid Karzai says Afghanistan aid teams must go / Text: electronic // BBC News, 08.02.2011. – URL: https://www.bbc.com/news/world-south-asia-12400045 (датаобращения - 20.05.2023).
72. History of the United Nations [Электронныйресурс]. URL: https://www.un.org/en/about-us/history-of-the-un (дата обращения: 02.05.2023).
73. Iceland leads the way to women’s equality in the workplace // The Economist [Электронныйре-сурс]. URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2020/03/04/iceland-leads-the-way-to-womens-equality-in-the-workplace(дата обращения: 01.05.2023).
74. International Alliance of Women [Электронныйресурс]. URL: https://uia.org/s/or/en/1100044101 (дата обращения: 01.05.2023).
75. International Council of Women (ICW) [Электронныйресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/International-Council-of-Women (дата обращения: 01.05.2023).
76. Kosovo - CPIA Gender Equality Rating [Электронныйресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/kosovo/cpia-gender-equality-rating-1-low-to-6-high-wb-data.html (дата обращения: 24.05.2023).
77. Kosovo Program for Gender Equality 2020-2024 / Text: electronic // Republic of Kosovo. – URL: https://abgj.rks-gov.net/assets/cms/uploads/files/AGE%20Kosovo%20Program%20for%20Gender%20Equality%202020-2024.pdf (датаобращения: 24.05.2023).
78. Labour Act of Turkey No. 4857 of 22 May 2003, C. 9 [Электронныйресурс]. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/64083/77276/%20F75317864/TUR64083%20English.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
79. Law No. 6284 TO PROTECT FAMILY AND PREVENT VIOLENCE AGAINST WOMEN / Text: electronic // Laws Turkey. – URL: http://www.lawsturkey.com/law/law-to-protect-family-and-prevent-violence-against-woman-6284 (датаобращения: 27.05.2023).
80. Leadership and political participation in Türkiye [Электронныйресурс]. URL: https://eca.unwomen.org/en/where-we-are/turkey/leadership-and-political-participation (дата обращения: 12.05.2023).
81. LEAGUE OF NATIONS COMMITTEE FOR THE STUDY OF THE LEGAL STATUS OF WOMEN REPORT ON THE PROGRESS OF THE ENQUIRY (adopted on January 10th, 1939) // Series of League of Nations Publications V. - C.S.F.25(1). - С. 1-2.
82. League of Nations, The Convenant of the League of Nations, 1919 [Электронныйресурс]. URL: http://www.refworld.org/docid/3dd8b9854.html (дата обращения: 01.05.2023).
83. Makamson C. ‘The League is Dead. Long Live the United Nations.’ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalww2museum.org/war/articles/league-of-nations (дата обращения: 02.05.2023).
84. MichelleBacheletJeria [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/en/about-us/high-commissioner/past/michelle-bachelet-jeria (дата обращения: 22.05.2023).
85. Mission in Kosovo / Text: electronic // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/c/4/143996_3.pdf (датаобращения: 22.05.2023).
86. Mulli S. Gender Equality Architecture Reform (GEAR) Campaign - FEMNET [Электронныйре-сурс]. URL: https://femnet.org/2010/08/gender-equality-architecture-reform-gear-campaign/# (дата обращения: 05.05.2023).
87. National Action Plan for The Women of Afghanistan (NAPWA) 2007-2017 / Text: electronic // Islamic Republic of Afghanistan. – URL: https://evaw-global-database.unwomen.org/-/media/files/un%20women/vaw/full%20text/asia/national%20action%20plan%20for%20the%20women%20of%20afghanistan/national%20action%20plan%20for%20the%20women%20of%20afghanistan%202007%20to%202017.pdf (датаобращения: 20.05.2023).
88. NATO & Kosovo: Kosovo one year on - The conduct of the air campaign [Электронныйресурс]. URL: https://www.nato.int/kosovo/repo2000/conduct.htm (дата обращения: 27.05.2023).
89. NATO. ISAF’s mission in Afghanistan (2001-2014) [Электронныйресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_69366.htm (дата обращения: 17.05.2023).
90. Ortiz-Ospina E., Roser M. Economic inequality by gender // Our World in Data. 2018. [Элек-тронный ресурс]. URL: https://ourworldindata.org/economic-inequality-by-gender (дата обра-щения: 01.05.2023).
91. OSAGI - About the Office of the Special Adviser to the Secretary-General on Gender Issues and Advancement of Women [Электронныйресурс]. URL: https://www.un.org/womenwatch/osaginew/aboutosagi.htm (дата обращения: 03.05.2023).
92. OSCE Mission in Kosovo launches campaign against domestic violence, assists institutions [Электронныйресурс]. URL: https://www.osce.org/kosovo/88727 (датаобращения: 24.05.2023).
93. OSCE Mission in Kosovo supports municipal gender equality officers [Электронныйресурс]. URL: https://www.osce.org/kosovo/47900 (датаобращения: 23.05.2023).
94. Partner spotlight: Sweden [Электронныйресурс]. URL: https://www.unwomen.org/en/partnerships/donor-countries/top-donors/sweden (дата обращения: 11.05.2023).
95. Refworld | No Guarantees: Sex Discrimination in Mexico’s Maquiladora Sector [Электронный-ресурс]. URL: https://www.refworld.org/docid/3ae6a7f110.html (дата обращения: 01.05.2023).
96. Report of the Fourth World Conference on Women 1995 / United Nations. – Текст: электронный // UN Documents. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/273/01/PDF/N9627301.pdf?OpenElement (датаобращения: 03.05.2023).
97. Report of the World Conference of the United Nations Decade for women: equality, development and peace 1980 / United Nations. – Текст: электронный // UN Documents. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N80/222/80/PDF/N8022280.pdf?OpenElement (датаобращения: 02.05.2023).
98. Report on Shelters for victims of Domestic Violence in Kosovo (2019) / Text: electronic // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: https://www.osce.org/files/Report%20on%20Shelters%20for%20victims%20of%20domestic%20violence%20in%20Kosovo_eng.pdf (датаобращения: 23.05.2023).
99. Report on the 11th Annual Session, Berlin 2002 / Text: electronic // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: https://www.oscepa.org/en/documents/annual-sessions/2002-berlin/summary-report-3/282-2002-berlin-annual-session-report-english/file (датаобращения: 08.05.2023)
100. Resolution establishing the Commission on the Status of Women, E/RES/2/11 of 21 June 1946, point 1 / United Nations. – Текст: электронный // UN Women. – URL: