Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный маркетинг как фактор формирования общественного здоровья: экономико-социологический анализ

Работа №142989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Исследования особенностей процесса формирования общественного здоровья в социологии и общественных науках 7
1.1 Основные подходы к определению понятия “здоровье” 7
1.2 Общая характеристика факторов, формирующих общественное здоровье 13
1.3 Социально-экономические факторы формирования общественного здоровья 17
1.4 Общественное здоровье как фактор экономического развития 21
2. Социальный маркетинг как фактор формирования общественного здоровья 27
2.1 Общие характеристика понятия “социальный маркетинг” 27
2.2 Социальный маркетинг в общественном здоровье 32
3. Оценка эффективности социального маркетинга в поддержании общественного здоровья: социологический анализ 36
3.1 Общая оценка эффективности социального маркетинга в сфере общественного здоровья 36
3.2 Оценка эффективности конкретной кампании социального маркетинга в сфере общественного здоровья на примере привлечения молодежи к волонтерской деятельности в период первой волны пандемии COVID-19 45
Заключение 55
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75


Здоровье как личное, так и общественное, а также методы его повышения, становится предметом дискуссий не только среди представителей медицины и смежных с ней дисциплин, но и социологов, экономистов, особенно в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Проблема изучения формирования общественного здоровья и способов его повышения стоит перед обществом со времени развития капитализма, поскольку в эпоху развития производства становится ясно, что общественное здоровье - один из факторов экономического развития государства, его оплот . Действительно, высокий уровень общественного здоровья оказывает непосредственное влияние на демографические показатели государства, например, повышая рождаемость. Тем самым формируются демографические дивиденды –то есть продукты, произведенные крупной группой молодых людей, рожденных в период демографического роста. Помимо этого, общественное здоровье оказывает прямое влияние на рост ВВП. Именно поэтому общественное здоровье может и должно служить объектом изучения экономической социологии. Однако, в настоящий момент отечественному изучению общественного здоровья и его факторам посвящены в основном работы социологии медицины. Такой подход упускает из виду экономические аспекты общественного здоровья. Важность изучения общественного здоровья экономической социологией в том числе подчеркивается зарубежными авторами и экспертами ВОЗ (например, Sharma, S., Misra, R., TammyB.,ChrisB.).
Научное сообщество, изучающее проблемы общественного здоровья с разных сторон, сходятся на том, что его уровень находится под влиянием множества как внешних, так и внутренних факторов . Большинство исследователей особенно выделяют значение социально-экономических факторов.
Следовательно, для повышения уровня общественного здоровья, государство должно грамотно и эффективно использовать инвестиции в сферу общественного здоровья, которая включает в себя не только институты здравоохранения, но и всю социальную сферу в целом.
Одним из инструментов повышения общественного здоровья, в том числе, является социальный маркетинг. Технологии социального маркетинга начали активно применяться с середины двадцатого века для решения различных социальных проблем. Одной из сфер применения социального маркетинга является область общественного здоровья. Социальный маркетинг в сфере здравоохранения приобретает все большую популярность, поскольку способен менять поведение людей на добровольной основе, создавая устойчивые тенденции развития общества, не прибегая к запретительным мерам, которые в долгосрочной перспективе зачастую являются бесполезными.
Однако, несмотря на широкое применение социального маркетинга, среди экспертов не существует однозначного мнения об его эффективности в сфере общественного здоровья . В связи с этим возникает проблема оценки эффективности применения социального маркетинга в сфере общественного здоровья.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, потребностью в изучении уровня эффективности социального маркетинга в процессе формирования общественного здоровья. На сегодняшний день данная технологии также активно применяется на фоне эпидемии новой коронавирусной инфекции, однако в открытом доступе нет информации о том, насколько она эффективна.
Итак, целью данного исследования является анализ эффективности социального маркетинга в формировании общественного здоровья.
Из цели вытекают следующие задачи:
• Проанализировать социально-экономические факторы, влияющие на формирование общественного здоровья;
• Определить социально-экономическую значимость уровня общественного здоровья;
• Проанализировать основные подходы к определению и изучению социального маркетинга;
• Выявить особенности и эффективность влияния социального маркетинга на процесс формирования общественного здоровья.
Объект исследования - процесс формирования общественного здоровья в России.
Предмет– роль социального маркетинга в процессе формирования общественного здоровья в России.
Работа анализирует основные подходы к определению понятия «общественное здоровье» и его роль в формировании экономического развития государства и общества. Также будут рассмотрены факторы, влияющие на формирование общественного здоровья. Отдельно будет рассмотрена технология социального маркетинга в сфере общественного здоровья, выделены основные ее особенности. Также, для достижения поставленной цели работы будет проведено эмпирическое исследование эффективности социального маркетинга в формировании и повышении общественного здоровья с использованием метода экспертного интервью. Также будет рассмотрена и изучена отдельная кампания социального маркетинга по привлечению молодежи к волонтерской деятельности в период первой волны новой коронавирусной инфекции, в качестве метода исследования будет использована фокус-группа с волонтерами-медиками. Социальный маркетинг в данном исследовании рассмотрен через призму системной теории Лумана Н. Основная исследовательская гипотеза – социальный маркетинг в сфере общественного здоровья демонстрирует высокую эффективность только при соблюдении определенных принципов – грамотный выбор целевой аудитории и корректная форма передаваемой информации целевой аудитории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы стоял анализ эффективности социального маркетинга в формировании общественного здоровья. Для понимания процесса формирования общественного здоровья, важности его изучения и решения первой задачи исследования, в работе были рассмотрены такие понятия как «здоровье», «общественное здоровье», рассмотрены основные подходы к их изучению – со стороны социологии медицины (Парсонс Т.) и со стороны социологии здоровья (Иллич И., Гидденс Э.). Сделан вывод о том, что для современных реалий наиболее подходящим подходом является неклассический или подход социологии здоровья, поскольку он признает важность социальной обусловленности формирования здоровья. Исходя из понимания состояния «здоровья» было определено понятие «общественное здоровье» - функциональное состояние социальной системы, определяемое медикостатистическими и демографическими показателями, находящееся под влиянием множества факторов. Данный подход к определению позволяет оценивать уровень общественного здоровья с помощью объективных показателей – демографических и статистических, что является несомненным преимуществом.
Анализ литературы позволил выявить классификацию факторов формирования общественного здоровья. Было выяснено, что по мнению исследователей социально-экономические факторы оказывают наибольшее влияние на формирование общественного здоровья. Помимо прочего, социально-экономические факторы также можно отнести к категории экзогенных, что говорит о возможности влияния на них. В связи с этим, социально-экономические факторы представляют наибольший интерес для анализа социальными науками.
Для решения второй задачи в продолжении первой главы, общественное здоровье было также рассмотрено в качестве ресурса социально-экономического развития государства. Высокое общественное здоровье имеет социально-экономические преимущества, которые влияют не только на личную жизнь отдельного человека. Улучшение здоровья населения способствует большей продуктивности трудовой деятельности граждан, увеличению личных сбережений и повышает социальную стабильность в обществе. Повышение уровня общественного здоровья влечет за собой повышение уровня ВВП, а также получению демографических дивидендов. Было выяснено, что в связи со значимостью уровня общественного здоровья для социально-экономического развития общества и государства острым вопросом являются способы его поддержания. Со стороны государства это, прежде всего, грамотные инвестиции в социальную сферу, что также было подтверждено эмпирическим исследованием.
Для решения третьей задачи, связанной с анализом подходов к определению и изучению социального маркетинга во второй главе в качестве метода повышения и поддержания общественного здоровья были рассмотрены особенности понятия социального маркетинга в целом, и социального маркетинга в сфере общественного здоровья в частности. Проанализировав механизмы его работы, было выявлено, что социальный маркетинг использует технологии «классического» маркетинга в своей работе, а именно теорию обмена, сегментацию аудитории, конкуренцию, «маркетинговую структуру», ориентацию на потребителя и постоянный мониторинг.
Для решения четвертой задачи был проведен анализ соответствующей литературы, который продемонстрировал недостаток знания об эффективности социального маркетинга несмотря на его широкую распространенность, однако обнаружил ряд предположений, на которых было выстроено исследование. Прежде всего, было принято решение провести ряд экспертных интервью с целью получения экспертной оценки текущего уровня общественного здоровья, факторов на него влияющих, а также возможных методов его (общественного здоровья) поддержания и повышения. Был также затронут фактор социального-маркетинга.
Для рассмотрения эффективности отдельной кампании социального маркетинга в сфере общественного здоровья была проведена фокус-группа с волонтерами-медиками, которые приняли участие в добровольческой деятельности в больницах в период первой волны пандемии новой коронавирусной инфекции. Теоретической моделью послужила коммуникативная теория Лумана Н. На ее основании было решено проверить, насколько сообщения социального маркетинга успешно доходили и влияли на решение молодежи стать волонтерами.
Результаты исследований говорят об эффективности социального маркетинга, как отдельной технологии, однако, экспертами было подчеркнута необходимость наличия благоприятных социально-экономических условий для успешного применения технологии социального маркетинга. То есть, сам по себе социальный маркетинг не может быть эффективен без учета внешних условий для адаптации продвигаемого поведения. Также, волонтерами было подмечено, что кампании социального маркетинга должны быть направлены на тех людей, которые уже проявляют интерес к продвигаемому поведению. Было высказано предположение о невозможность эффективного применения социального маркетинга для продвижения волонтерства среди лиц, не проявляющих интерес к данной теме в принципе.
Таким образом, можно говорить о некоторой эффективности социального маркетинга в сфере общественного здоровья для продвижения общественно полезного поведения, однако, его эффективность находится в зависимости от социально-экономических факторов, и для достижения наивысшего уровня общественного здоровья необходимо обращать внимания прежде всего на них. Однако, социальный маркетинг способен привлечь к желаемому поведению лиц, которые уже проявляли к нему интерес и готовы к его адаптации. Можно говорить о необходимости параллельной работы над улучшением социально-экономических условий жизни граждан и совершенствованием технологии социального маркетинга с учетом всех особенностей целевой аудитории.
Таким, образом, основная исследовательская гипотеза о том, что социальный маркетинг в сфере общественного здоровья способен приносить значимые результаты только при соблюдении определенных маркетинговых принципов – грамотном выборе целевой аудитории и корректной форме передаваемой информации целевой аудитории подтвердилась. Действительно, данные особенности и соответствие им влияет на эффективность кампаний социального маркетинга, что было подтверждено как анализом литературы, так и проведенным эмпирическим исследованием.
Данная работа представляет собой промежуточный анализ проблематики эффективности социального маркетинга в сфере общественного здоровья. В дальнейшем полученные результаты качественного исследования могут быть использованы для разработки программы количественного исследования и при формулировании новых вопросов респондентов.



1. Ван Сюй, А.В. Петров. СМИ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ COVID-19 В ШИЦЗЯЧЖУАНЕ, ПРОВИНЦИЯ ХЭБЭЙ, КНР) // Общество. Среда. Развитие. 2021. №1. C. 103-107.
2. Всемирная организация здравоохранения, URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions (Дата обращения: 09.05.2021).
3. Гафиатулина Н. Х. Социальное здоровье личности в контексте теории социологического органицизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2009. №5. С. 22-25.
4. Гидденс Э. Социология. 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
5. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью [Электронный ресурс] / пер. М.С. Добряковой. Ч. 2. Контроль над информацией и социальная идентичность // Социологический форум. 2001. URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf (дата обращения: 03.05.2021).
6. Димов В. М. Здоровье как социальная проблема // Социо-гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 181–188.
7. Дмитриева Е. В. От социологии медицины к социологии здоровья // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 51-57.
8. Доброродний Д. Г, Черняк Ю. Г. Медикализация как социокультурный феномен и предмет междисциплинарного исследования // Философия и социальные науки. 2012. № ½. С. 82-88.
9. Европейское региональное бюро ВОЗ, URL: https://www.euro.who.int/ru/data-and-evidence/evidence-resources/core-health-indicators-in-the-who-european-region/core-health-indicators-in-the-who-european-region-2019.-special-focus-health-2020 (Дата обращения: 15.03.2021).
10. Инстаграм-аккаунт организации «Волонтеры-медики». URL: https://www.instagram.com/volmedic/ (Дата обращения 03.03.2021).
11. Комитет по здравоохранению Ленинградской области. URL: https://health.lenobl.ru/ru/about/common_sovet/pacient_prava/volonter/ (Дата обращения: 27.03.2021).
12. Короленко А. В. Факторы общественного здоровья: опыт социологического исследования (на материалах Вологодской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. №1. С. 89 – 101.
13. ЛуманН. Введение в системную теорию. М.: Издательство «Логос», 2007. – 360 с.
14. Лядова А. В. Особенности становления социологии медицины как междисциплинарного научного направления // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №1. С. 42-61.
15. Мешков Николай Иванович, Мешков Дмитрий Николаевич Мотивация личности как ключевая проблема психологии // ИТС. 2015. №1 (78), с. 37-43.
16. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. И. Лисицин. 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 496 с.
17. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. И. Лисицин. - 2-е изд., перераб. и доп.Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010.512 с.
18. Овруцкий А. В. Социальный маркетинг в зеркале экономической социологии // Социодинамика. 2018. №7. C. 32-49.
19. Плотников А. В. Онлайн-коммуникации в маркетинге // Московский экономический журнал. 2018. №5. С. 336-340.
20. Рагимова О. А. Теоретические основы определения понятия здоровья // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. №2. С. 41-47.
21. Ревич Б. А. Детерминанты общественного здоровья в российской Арктике и на приарктических территориях // Проблемы прогнозирования. 2017. № 1. С. 50–60.
22. Савельева Ж.В. Здоровье и болезнь в контексте социологической теории: специфика интерпретаций // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 22. С. 202-206.
23. Тагаева Т.О., Гильмундинов В.М. Статистический анализ влияния факторов риска на ухудшение общественного здоровья // Проблемы прогнозирования. 2015. №1. С. 105–118.
24. Томилин К. В. Социальная реклама // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. №5-1.С. 123-129.
25. Фомина А. В., Бреусов А. В., Чирков В. А., Бреусов Р. А. Категория «Социальное здоровье населения» в общественном здоровье и здравоохранении // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2013. №1. С. 106-111.
26. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
27. Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю.В.Веселова и А.Л. Кашина. СПб.: Нестор-История, 2012. 760 с.
28. Andreasen A. R. Marketing social marketing in the social change marketplace // Journal of Public Policy and Marketing, vol. 21, 2002. P. 3–13.
29. Andreasen, A. R.. The Life Trajectory of Social Marketing: Some implications // Marketing Theory, Vol. 3. 2003. N. 3. P. 293–303.
30. Bloom D.E., Canning D., Sevilla J. The effect of health on economic growth: a production function approach // World Dev, vol. 32. 2004. Issue 1. P. 1-13. URL: https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0305750X03001943?via%3Dihub (Дата обращения: 05.05.2021).
31. Burgard, Sarah A, Katherine Y Lin. Bad Jobs, Bad Health? How Work and Working Conditions Contribute to Health Disparities // The American behavioral scientist, vol. 57. 2013. N. 8. P. 1105 – 1127.
32. California Prevention Training Center. URL: https://www.stdhivtraining.org/YSMT_socmarketing.html#:~:text=Social%20marketing%20is%20the%20use,approach%20to%20changing%20human%20behavior (Датаобращения 11.04.2021).
33. Cheng, Hong, P. Kotler, N. Lee. Social Marketing for Public Health: Global Trends and Success Stories, 2009. 450 pp.
34. Clougherty, J. E., Souza, K., Cullen, M. R. Work and its role in shaping the social gradient in health // Annals of the New York Academy of Sciences, vol. 1186, 2010. P. 102–124.
35. Dyakova M, Hamelmann C, Bellis MA, Besnier E, Grey CNB, Ashton K et al. Investment for health and well-being: a review of the social return on investment from public health policies to support implementing the Sustainable Development Goals by building on Health 2020. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2017. 88 pp.
36. Ferrie, J. E. et al. Employment status and health after rivatization in white collar civil servants: prospective cohort study // BMJ (Clinical research ed.), vol. 322. 2001. C. 647-651. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC26544/ (Дата обращения: 04.04.2021).
37. French J. Social Marketing and Public Health.. 2-е изд. Oxford: Oxford University Press, 2017. 243 pp. URL: https://oxfordmedicine.com/view/10.1093/med/9780198717690.001.0001/med-9780198717690 (Дата обращения: 10.04.2021).
38. Glen J. Nowak, Bruce G. Gellin, Noni E. MacDonald, Robb Butler. Addressing vaccine hesitancy: The potential value of commercial and social marketing principles and practices // Vaccine, vol. 33, 2015. Issue 34. P. 4204-4211.
39. Granovetter M. The strength of weak ties // American Journal of Sociology. Vol. 78. 1973. Issue 6. P.1360–1380.
40. Grier, Sonya, Carol A Bryant. Social marketing in public health // Annual review of public health, vol. 26. 2005. P. 319-339.
41. High-Level Commission on Health Employment and Economic Growth. Working for health and growth: investing in the health workforce. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2016. 74 pp.
42. Huber, Machteld et al. How should we define health? // BMJ (Clinical research ed.) vol. 343. 2011. P. 235-237.
43. Jin, R. L. et al. The impact of unemployment on health: a review of the evidence // CMAJ : Canadian Medical Association journal = journal de l’Associationmedicale Canadienne, vol. 153. 1995. N. 5. P. 529-540.
44. Kawachi I, Subramanian SV. Neighbourhood influences on health. // Journal of epidemiology and community Health. 2007. N. 1. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2465584/ (Дата обращения: 11.04.2021).
45. Lynch JW, Kaplan GA, Salonen JT. Why do poor people behave poorly? Variation in adult health behaviors and psychological characteristics by stages of the socioeconomic life course // Social Science and Medicine, vol. 44. 1997. P. 809–819.
46. Marmot M, Allen JD, Goldblatt P, Boyce T, McNeish D, Grady M et al. Fair society, healthy lives: the Marmot review. London: UCL Institute of Health Equity, 2010. 232 pp.
47. OurWorldInData.org. URL: https://ourworldindata.org/health-meta (Датаобращения 01.05.2021).
48. Philip Kotler and Gerald Zaltman. SocialMarketing: AnApproachtoPlannedSocialChange // JournalofMarketing, vol. 35. 1971. N. 3. P. 3-12.
49. Rebecca Firestone, Cassandra J Rowe, Shilpa N Modi, Dana Sievers. The effectiveness of social marketing in global health: a systematic review // Health Policy and Planning, vol. 32. 2017. Issue 1. P. 110–124.
50. Sharma. S., Misra. R. Impact of Demographic Dividend on Economic Growth: A Study of BRICS and the EU // International Studies, vol. 52. 2015. P. 99–117.
51. TheFutureofthePublic’sHealthinthe 21stCentury. Washington (DC): National Academies Press (US), 2002. 536 pp.
52. WiebeG. D. Merchandising Commodities and Citizenship on Television // Public Opinion Quarterly, vol. 15. 1951. N. 52. P. 679-691.
53. Wilkinson, Richard G., and Michael Marmot, eds. Social determinants of health: the solid facts. 2nd ed. World Health Organization, 2003. 31 pp.
54. William C. Cockerham, Alfred Rütten and Thomas Abel. Conceptualizing Contemporary Health Lifestyles: Moving beyond Weber// The Sociological Quarterly, vol. 38. 1997. N. 2. P. 321-342.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ