Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К САМООБВИНЕНИЮ

Работа №142984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Проблема исследования отношения к смерти в связи со склонностью к самообвинению 8
1.1 Проблема самоотношения в психологии 8
1.2 Понятие самообвинения и его роль в структуре самоотношения 17
1.3 Феномен смерти в психологии и отношение к смерти 21
1.4 Самообвинение и отношение к смерти 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1 Постановка проблемы 32
2.2 Методы и методики исследования 33
2. 3 Процедура исследования 36
2.4 Описание выборки исследования 37
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 38
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Особенности проявления самообвинения у молодых людей, склонных и не склонных к нему 39
3.2 Сравнительный анализ данных по методикам «Отношение к смерти», «Страх смерти» и «Методике исследования самоотношения» 46
3.3 Корреляционный анализ показателей отношения к смерти, страха
смерти и самоотношения у молодых людей, склонных и несклонных к самообвинению 50
ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Феномен смерти интересовал человечество во все времена. С эпохи античности он находился в поле рассмотрения философов. В настоящие дни проблема смерти изучается представителями различных научных дисциплин: врачами, биологами, антропологами, психологами. Развивается отдельная отрасль исследований, посвященных смерти – танатология.
Психология впервые стала рассматривать проблему смерти в начале XX веке. З. Фрейд в ранних своих работах мало касается этой проблемы и считает, что в бессознательном страх смерти не представлен, так как у человека нет опыта переживания, чего-либо, что могло бы дать представление об уничтожении жизни [34]. В более поздних трудах он вводит понятие Танатос – инстинкт смерти, влекущий человека к саморазрушению [36]. Большой интерес тема смерти представляет для экзистенциального подхода, где смерть рассматривается как одна из конечных данностей человеческого бытия. Страх смерти присутствует как базовый компонент любого другого страха в жизни каждого человека. От отношений человека с этой экзистенциальной данностью во многом зависит его психологическое благополучие, либо принятие ответственности за свою жизнь и проживание её осознанно, либо фрустрация и психопатология [47]. В. Франкл считает, что именно осознание конечности жизни придает ей смысл, помогает человеку наиболее полно использовать данные ему возможности [33]. В рамках теории управления смыслом (P.T. Wong, G.T. Reker, G. Gesser) разработана типология отношения человека к смерти, основанная на том, какое значение человек ей приписывает, как смотрит на этом явление. Такое отношение может быть наиболее адаптивным – нейтральным, резко негативным или, наоборот, положительным, в случае если человек не видит смысла в жизни и начинает вкладывать его в смерть, смерть становится важнее жизни [81].
В отечественной психологии на сегодняшний день проблема отношения к смерти не является широко разработанной, но интерес к ней возрастает. Большинство исследований отношения к смерти затрагивает либо подростковый возраст в связи с проблемой подростковых суицидов, либо старческий в связи с непосредственной близостью этой темы для пожилых людей. Отношение к смерти молодых людей изучено в меньшей степени. Между тем, становление жизненных смыслов, происходящее в этом возрасте, тесно связано с осознанием конечности жизни, что делает проблему отношения к смерти актуальной для молодых людей. Слабо изученным является вопрос взаимосвязи отношения к смерти с самоотношением индивида, в частности, с самообвинением как фактором самоотношения. Однако отношение человека к самому себе является одним из важнейших компонентов его жизненных отношений. Это порождает проблему данного исследования– изучение специфики отношения к смерти у молодых людей, имеющих установку на самообвинение, которая сопровождается отрицательными эмоциями в адрес своего «Я», чувством вины за свои неудачи, устойчивыми аффективными комплексами, тревожностью и аутоагрессией.
Цель исследования: выявление особенностей отношения к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению.
Объект исследования: самоотношение молодых людей, отношение к смерти и страх смерти у молодых людей, склонных к самообвинению.
Предмет исследования: Специфика отношения к смерти у молодых людей склонных и несклонных к самообвинению.
Гипотезы исследования:
1. Отношение к смерти у молодых людей склонных к самообвинению будет отличаться по сравнению с отношением к ней людей не склонных: у молодых людей, склонных к самообвинению, страх смерти менее выражен.
2. Молодые люди, склонные к самообвинению, могут рассматривать смерть как бегство или как избавление.
3. У молодых людей, склонных к самообвинению, мысли о смерти появляются как реакция на фрустрацию.
Выборку исследования составили 60 молодых людей (18—25 лет) из разных регионов России, 30 из которых имеют склонность к самообвинению, 30 – не имеют.
Методы исследования: анкетирование, тестирование (с использованием методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, опросников «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти»), контент-анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Структура работы:
В первой главе проводится теоретический анализ проблемы самоотношения в психологии и самообвинения, как фактора отношения человека к себе, а также проблема феномена смерти в психологии и отношения к смерти. Раскрываются понятия «самоотношение», «самообвинение», описываются различные типы отношения к смерти.
Вторая глава посвящена описанию процедуры исследования и обоснованию выбора методик исследования.
В третьей главе анализируются и интерпретируются данные, полученные в ходе исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, выдвинутые нами гипотезы нашли своё подтверждение. Действительно, отношение к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению имеет свою специфику. У молодых людей, склонных к самообвинению, менее выражен тип отношения к смерти «Страх смерти» по сравнению с несклонными. Тип отношение к смерти «Принятие смерти как бегства» имеет связи с самоотношением молодых людей, склонных к самообвинению, в то время как у молодых людей, несклонных к самообвинению, этот тип не связан с их отношением к себе. У несклонных к самообвинению молодых людей, в отличие от склонных, страх перед внутриличностными последствиями смерти связан с компонентами их самоотношения. В ответах на незаконные предложения у молодых людей были обнаружены мысли о смерти в эмоционально-неблагоприятных ситуациях, тогда как у нескольких к самообвинению молодых людей подобных мыслей не появляется.
Есть основания полагать, что установка на самообвинение, сопровождаясь чувством вины, фиксацией на негативных переживаниях, преувеличением масштаба своих неудач и приписыванием себе негативных качеств, может обусловливать более низкий страх перед смертью. Представления о низкой ценности собственной личности для себя и окружающих может провоцировать у склонных к самообвинению молодых людей отношение к смерти как к варианту выхода из сложных ситуаций.
Результаты данного исследования могут быть применены на практике в работе с молодыми людьми, имеющими склонность к самообвинению. Преодоление установки на самообвинение, коррекция отношения к себе у молодых людей может помочь предотвратить у них аутоагрессивное поведение, найти способы совладания с жизненными трудностями, не связанные с рассмотрением смерти, как бегства от них.
Дальнейшее изучение проблемы может заключаться в расширении диапазона используемых методов, в том числе проективных, для более детального определения отношения к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению, а также содержательных характеристик самообвинения.



1. Агадзе Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: Наука, 1989. 189 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. 338 с.
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Пер. с фр.; общ. ред. С.В. Оболенской; предисл. А.Я. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992. 528 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под ред. В.Я .Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.
7. Джеймс У. Психология. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. 320 с.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: РБПК «Белинкоммаш», 1993. 99 с.
9. Колышко A.M. Психология самоотношения: учебное пособие. Гродно: Гродненский государственный университет, 2004. 102 с.
10. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. 367 с.
11. Кроссли М. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов / Пер. с англ. О.В. Гритчиной. Харьков: Гуманитарный центр, 2013. 284 с.
12. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Пер. c англ. К. Семенов, В. Трилис. М.; Киев: София, 2001. 316 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
14. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
15. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 1998. 480 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 316 с.
17. Меннингер К. Война с самим собой / Пер ; пер. Ю. Бондарева. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 480 с.
18. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Институт социологии РАН, 1995. 39 с.
19. Мясищев В.Н. Психология отношений : Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.: НПО; «Модэк», 1995. 356 с.
20. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие. Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. 99 с.
21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
22. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
23. Перлз Ф. Практика гештальттерапии / Пер. М.П. Папуша М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. 408 с.
24. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
25. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / Под ред. А. Чудова. М.: Издательство АН СССР, 1957. 328 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
27. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Пер. с англ. О. Исаковой. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. 347 с.
28. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. 206 с.
29. Соколова Е.Т Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство МГУ, 1989. 215 с.
30. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
31. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983. 284 с.
32. Федерн П. Вклады в анализ садизма и мазохизма / Пер. с нем. Ижевск: ERGO, 2012. 84 с.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
34. Фрейд 3. Истерия и страх / Пер. с нем. А.М. Боковикова М.: СТД, 2006. 319 с.
35. Фрейд З. Психоанализ: сборник / Пер. с нем. М.: АСТ; Астрель, 2011. 956 с.
36. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: сборник / Пер. с нем. СПб.: Азбука-Классика, 2009. 280 с.
37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер., авт. вст. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. 447 с.
38. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника; общ. ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. 269 с.
39. Фромм Э. Душа человека / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. 430 с.
40. Фром Э. Искусство любить / Пер. с англ. М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2012. 223 с.
41. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2006. 450 с.
42. Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза. СПб.: Лань, 1997. 238 с.
43. Чеснокова И.И, Шорохова Е.В. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
44. Шорохова Е.В. Проблема сознания в психологии и естествознании. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. 363 с.
45. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.
46. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения / Пер. с англ. Л.А. Хегай. М.: ИАП, 2001. 256 с.
47. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М., Класс, 2005. 576 с.
48. Яценко Т.С., Педченко А.В. Религиозная вера в свете глубинной психокоррекции. Киев: Издательство НПУ имени М.П. Драгоманова, 2013. 305 с.
49. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23–34.
50. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. 2011. № 1. С. 54–65.
51. Брябрина Т.В., Гилберт А.И., Штрахова А.В. Опыт контент-анализа суицидальных высказываний в сети Интернет лиц с различным уровнем суицидальной активности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 35–49.
52. Гаврилова Т.А. Проблема детского понимания смерти // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2009_4_1429.pdf (дата обращения: 16.05.2017).
53. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 73–76.
54. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. № 4. С. 80–84.
55. Горнаева С.В. Теоретические подходы к изучению вины и стыда // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. № 20. С. 123–126.
56. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. 1989. М.: Наука, 1989. С. 114–135.
57. Емалетдинов Б.М. Возрастная динамика смысла жизни человека // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. Вып. № 3. С. 215–219.
58. Козлова Н.С., Алтухова Л.В. Гендерные различия в переживании чувства вины // Universum : психология и образование. 2015. № 11–12 (20). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2823 (дата обращения: 16.05.2017).
59. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и самоотношение // Вестник Забайкальского государственного университета. 2009. № 5. С. 110–117.
60. Кудрявцев И.Б. Смысловая типология суицидов // Суицидология. 2013. №2 (11). Т. 4. С. 2–7.
61. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 251–350.
62. Лифтон Р., Ольсон Э. Жизнь и умирание // Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития: реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1980. С. 64–92.
63. Некрут Н.С. Мазохизм и его взаимосвязь с ограниченными возможностями здоровья субъекта // Science Time. 2015. № 6 (18). С. 372–379.
64. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси : Мицниереба, 1974. С. 45–51.
65. Файфель Г. Смерть – необходимая переменная в психологии // Экзистенциальная психология: сборник статей : пер. с англ. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. С. 72–88.
66. Фрейд 3. Истерия и страх / Пер. с нем. А.М. Боковикова // Фрейд 3. Учебное издание: В 10 т. М., 2006.
67. Шутова Л.В. Отношение к смерти лиц юношеского возраста //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7. Т. 51. С. 199–201.
68. Чистопольская К.А., Ениколопов С.В. Адаптация методик исследования отношения к смерти у людей в остром постсуициде и в относительно психологическом благополучии // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 2. С. 35–42.
69. Чистопольская К.А., Ениколопов С.В.Теория управления страхом смерти: основы, критика и развитие // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 125–142.
70. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // С. Г. Якобсон, Г. И. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 34–41.
71. Абдулгалимва С.А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями : автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 22 с.
72. Коновальчук И.С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. псих, наук. Киев, 1992. 25 с.
73. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: дис. ... канд. псих, наук: 19.00.01. М., 1989. 202 с.
74. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка : дис. ... канд. псих, наук : 19.00.01. М, 1987. – 156 с.
75. Anthony S. The discovery of death in childhood and after. New York: Basic Books, 1972.
76. Diggory J., Rothman D. Values destroyed by death // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1961. Vol. 63. № 1. P. 205–210.
77. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. 1967. Vol. 38. № 4. P. 1025–1034.
78. Rosenzweig S.The picture-association method and its application in a study of reactions to frustratio // Journal of Personality. 1945. Vol. 14/ P. 3–23.
79. Skinner B.F. Humanism and behaviorism // The Humanist. 1972. № 32 (4). P. 18–20.
80. Klein M. A contribution to the theory of anxiety and guilt // The international journal of psycho-analysis. 1948. Vol. 29. P. 113–123.
81. Wong, P. T., Reker G. T., Gesser G. Death-attitude profile-revised: A multidimensional measure of attitudes toward death // Death anxiety handbook : Research, instrumentation, and application / R. Neimeyer (Ed.). – N.Y.: Taylor and Francis, 1994. P. 121–148.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ