Введение 5
Глава 1. Рынок акционерного капитала. Первичный публичный рынок. Основные понятия и процессы 8
1.1 Рынок акционерного капитала: основные понятия и структура 8
1.1.1 Рынок акционерного капитала (ECM) 8
1.1.2 Первичный рынок 10
1.1.3 Вторичный рынок 11
1.2 Основные участники первичного публичного рынка 11
1.2.1 Фирма-эмитент 11
1.2.2 Банки-андеррайтеры 13
1.2.3 Инвесторы 14
1.3 Основные процессы первичного публичного рынка 15
1.3.1 IPO, SPO и FPO 15
1.3.2 SPAC 19
1.4 Вспомогательные процессы первичного публичного рынка 21
1.4.1 Андеррайтинг 21
1.4.2 Дью-дилидженс 24
1.4.3 Роуд-шоу 27
1.4.4 Букбилдинг 28
Глава 2. Теоретическое обоснование первоначальной недооценки IPO. Обзор исследований 29
2.1 Основные направления исследований, объясняющих первоначальную
недооценку 29
2.2 Теории информационной асимметрии 30
2.2.1 Теория принципал - агент 31
2.2.2 Теория предварительной неопределенности 32
2.2.3 Теория букбилдинга (книги заявок) 33
2.2.4 Сигнальная теория 35
2.2.5 Теория проклятия победителя 36
2.2.6 Теория сертификации 37
2.2.7 Теория потерь предпринимательского богатства 38
2.3 Институциональные теории 39
2.3.1 Теория уклонения от судебных исков 39
2.3.2 Теория стабилизации цен 39
2.3.3 Теория налоговых выгод 40
2.4 Теории собственности и контроля 41
2.4.1 Теория закрепления управленческого контроля 41
2.4.2 Теория агентских издержек 42
2.5 Поведенческие теории 42
2.5.1 Теория информационных каскадов 42
2.5.2 Теория «горячих» и «холодных» рынков 43
Глава 3. Эмпирическое исследование 44
3.1 Формулировка гипотез исследования 44
3.2 Методология исследования 46
3.2.1 Описание выборки 46
3.2.2 Описание используемой в исследовании модели 47
3.2.3 Информация о переменных в модели 49
3.3 Описательная статистика переменных модели 51
3.4 Корреляционная матрица переменных модели 55
3.5 Регрессионный анализ и основные выводы 56
Заключение 60
Список литературы 63
Первичное публичное размещение (IPO) является одним из общепринятых механизмов привлечения финансовых ресурсов для развития компании. Суть данного механизма заключается в продаже части капитала широкому кругу инвесторов в обмен на денежные средства, которые, как правило, используются бизнесом для дальнейшего расширения и роста.
История данного процесса, как и в целом, понятие акционерного общества берут свое начало еще со времен Римской республики, в которой существовали так называемые publicani - прообраз современных публичных компаний. Подобно современным акционерным обществам, publicani были независимыми от своих членов юридическими лицами, собственность которых была разделена на акции. Есть свидетельства того, что эти акции были проданы публичным инвесторам и торговались на своего рода внебиржевом рынке, располагавшимся в римском форуме. Первое задокументированное первичное публичное размещение произошло в марте 1602 года, когда Голландская Ост-Индская компания предложила общественности купить собственные акции для привлечения капитала. Голландская Ост-Индская компания стала первой компанией в истории, выпустившей облигации и акции для широкого круга инвесторов.1
В России история фондового рынка и, в частности, рынка первичных публичных размещений началась в начале 1990-х годов - после развала СССР и перехода от плановой экономики к рыночной. В связи с этим фактом, практика проведения первичных публичных размещений в России не такая обширная, как в Европе, США или Китае, однако на сегодняшний день уже более 150 российских компаний провели IPO, что позволяет изучать формирующийся национальный опыт и особенности российского рынка.
Одним из ключевых направлений исследования первичных публичных размещений является оценка эффективности их ценообразования. В качестве фактора, отражающего эффективность ценообразования IPO, в данном исследовании, как и в подавляющем большинстве аналогичных работ, был выбран показатель первоначальной недооценки акций компании, проводящей IPO. Согласно данным профессора факультета финансов университета Флориды Джея Риттера (общепризнанного эксперта в области первичных публичных размещений), в среднем в процессе IPO цена размещения несколько ниже курса закрытия первого дня торгов: средняя величина недооценки с 1980 по 2021 год составила 18.9%, а сумма денег, «оставленных на столе» - 229.72 миллиардов долларов (выборка из 9086 IPO по всему миру). Сумма денег, «оставленная на столе», в свою очередь, определяется как рыночная цена закрытия в первый день торгов минус цена предложения, умноженная на количество предложенных акций (фактически это та сумма, которую фирма-эмитент «оставила» инвесторам). Похожее явление наблюдается и в механизмах российских первичных публичных размещений, однако недооценка IPO российских компаний пока значительно ниже, чем 18.9%. Подобная практика при проведении первичных публичных размещений получила название феномена первоначальной недооценки.
С учетом всего вышесказанного проблема идентификации характеристик первичных публичных размещений, влияющих на вероятность возникновения феномена первоначальной недооценки, является актуальной как в России, так и за рубежом.
Основной исследовательский вопрос данной работы можно сформулировать следующим образом: «Какие характеристики первичных публичных размещений российских компаний влияют на вероятность возникновения феномена первоначальной недооценки?». Основная цель данной выпускной квалификационной работы, соответственно, заключается в установлении взаимосвязи между характеристиками первичных публичных размещений российских компаний и вероятностью возникновения феномена первоначальной недооценки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научную литературу, исследования и статьи, посвященные первичному публичному рынку, его основным участникам и процессам, а также представить краткий обзор данной литературы.
2. Представить обзор исследований, посвященных теоретическому обоснованию первоначальной недооценки первичных публичных размещений, и на основе данного обзора выдвинуть ряд гипотез для эмпирического исследования.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками первичных публичных размещений российских компаний и вероятностью возникновения феномена первоначальной недооценки
4. Проанализировать полученные результаты исследований, сделать выводы и на их основе дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются российские компании, проводившие первичное публичное размещение. Предметом исследования является взаимосвязь характеристик таких первичных публичных размещений и вероятность возникновения феномена первоначальной недооценки.
Данная работа выполнена в формате эмпирического исследования, инструментами которого являются статистический и эконометрический анализ.
В выборку исследования вошли данные по 91 российской компании, которые проводили первичные публичные размещения в период с 2005 по 2021 год. Информация для составления выборки исследования была получена из следующих источников:
• База данных PREQVECA, включающая в себя все IPO, осуществленные российскими компаниями на российских и международных биржах с 1996 года по настоящий момент.
• Официальные проспекты эмиссии IPO.
• Информационная база Bloomberg....
Исследовательский вопрос данной работы был сформулирован следующим образом: «Какие характеристики первичных публичных размещений российских компаний влияют на вероятность возникновения феномена первоначальной недооценки?». Основная цель данной выпускной квалификационной работы, соответственно, заключалась в установлении взаимосвязи между характеристиками первичных публичных размещений российских компаний и вероятностью возникновения феномена первоначальной недооценки.
В первой главе был рассмотрен рынок акционерного капитала в целом, его структура и первичный публичный рынок, в частности. Далее были выделены и описаны основные участники первичного публичного рынка и приведен ряд теоретических исследований, направленных на объяснение феномена первоначальной недооценки в контексте взаимодействия его основных участников. После этого были рассмотрены основные процессы первичного публичного рынка (IPO, SPO, FPO) и SPAC сделки, как альтернатива классическому первичному публичному размещению. В конце главы приведены и описаны вспомогательные процессы IPO (андеррайтинг, дью-дилидженс, роуд-шоу, букбилдинг). Понимание этих процессов необходимо в контексте последующего теоретического исследования, направленного на объяснение феномена первоначальной недооценки.
Во второй главе было проведено теоретическое исследование существующих на данный момент работ, объясняющих тем или иным образом возникновение феномена первоначальной недооценки. Всего было приведено и описано 14 наиболее популярных и статистически обоснованных теорий, которые глобально были разделены на четыре группы: теории информационной асимметрии, теории владения и контроля, а также институциональные и поведенческие теории. В начало второй главы также была включена статистика по недооценке первичных публичных размещений по всему миру с 1981 по 2021 год.
В третьей главе на основе проведенного теоретического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
H1: Чем больше объем первичного размещения, тем ниже вероятность
возникновения недооценки.
H2: Чем выше курс размещения по сравнению с серединой ценового диапазона, тем выше вероятность возникновения недооценки.
H3: Чем больше ширина ценового диапазона в процентном выражении, тем выше вероятность возникновения недооценки.
H4: Вероятность возникновения недооценки выше, если размещение проходит в так называемый «горячий» период, когда рынок растет.
После чего была описана методология проведенного эконометрического исследования, а также приведена и проинтерпретирована описательная статистика и матрица корреляций переменных модели. В итоговую выборку исследования вошли данные по 91 российской компании, которые проводили первичные публичные размещения в период с 2005 по 2021 год. Информация для составления выборки исследования была получена из следующих источников:
• База данных PREQVECA, включающая в себя все IPO, осуществленные российскими компаниями на российских и международных биржах с 1996 года по настоящий момент.
• Официальные проспекты эмиссии IPO.
• Информационная база Bloomberg.
В конце третьей главы представлены результаты регрессионного анализа и сделаны основные выводы относительно выдвинутых ранее гипотез исследования.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты показывают, что вероятность возникновения феномена первоначальной недооценки тем ниже, чем больше объем размещения. Подобный эффект можно объяснить особенностью именно российского рынка первичных публичных размещений, поскольку все крупнейшие российские IPO, как правило, проводились компаниями - монополистами в своей отрасли, зачастую, с большой долей участия государства. Такие компании имеют стабильные и прогнозируемые денежные потоки, устойчивую рыночную репутацию и значительную долю рынка, что делает их стратегически значимыми и системообразующими. Эти фирмы, в случае возникновения каких-либо проблем, могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны государства, что снижает риск предварительной неопределенности для инвесторов IPO. Все вышеуказанные факторы приводят к снижению информационной асимметрии между фирмами-эмитентами и андеррайтерами, инвесторами и андеррайтерами, а также информированными и неинформированными инвесторами, следовательно, снижается и величина первоначальной недооценки. Другими словами, институциональные и частные инвесторы справедливо считают инвестиции в подобные компании на первичном рынке оптимальными с точки зрения диверсификации, снижения риска своих портфелей и получения гарантированной положительной доходности в будущем. Таким образом, повышенный спрос, вызванный уверенностью в будущих перспективах фирмы-эмитента, приводит к снижению первоначальной недооценки.
Исследование также показало, что вероятность возникновения первоначальной недооценки выше в так называемый «горячий» период, когда рынок в целом растет. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что теория «горячих» и «холодных» рынков действительно характерна для российского рынка IPO. Важно так же отметить, что данная теория статистически подтверждалась во многих других работах по данным из различных стран, что говорит о применимости рассматриваемой теории не только к российскому рынку, а в целом к мировому рынку IPO.
Помимо всего прочего, на вероятность возникновения первоначальной недооценки также влияет предварительная неопределенность, выраженная в ширине ценового диапазона размещения: чем выше ширина ценового диапазона в процентном выражении, тем выше вероятность возникновения недооценки. Подобный результат позволяет сделать вывод о том, что теория предварительной неопределенности характерна для российского рынка первичных публичных размещений. Другими словами, чем выше предварительная неопределенность относительно цены размещения, тем выше риски, связанные с этой самой неопределённостью, и тем большей компенсации, выраженной в величине первоначальной недооценки (доходности первого дня торгов), требуют инвесторы.
На основе проведенного исследования можно сделать ряд практических рекомендаций как для инвесторов, рассматривающих возможность инвестирования в первичные публичные размещения российских компаний, так и для самих фирм-эмитентов. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что частные непрофессиональные инвесторы могут выбирать IPO для инвестирования основываясь не на субъективной привлекательности фирмы-эмитента и собственного опыта, а исходя из количественных и качественных характеристик первичных публичных размещений. Инвесторам следует обращать внимание на объем размещения, его предварительную неопределенность (выраженную в ширине заявленного ценового диапазона), а также на общую конъюнктуру рынка в момент IPO. Фирмы-эмитенты, в свою очередь, благодаря выводам данного исследования могут повысить эффективность ценообразования собственных IPO путем снижения предварительной неопределенности относительно размещения и выбора удачного временного промежутка для выхода на IPO. Наконец, результаты данной работы могут быть полезны исследователям, заинтересованным в вопросах эффективности ценообразования IPO российских компаний, поскольку данная работа является одним из малочисленных исследований на российском рынке, при этом наиболее актуальным.
1. Андеррайтинг ценных бумаг. [Электронный ресурс] / Banki.ru. — Режим
доступа: https://www.banki.ru/wikibank/anderrayting_na_ryinke_tsennyih_bumag/
(дата обращения: 15.10.2021).
2. Ивашковская И.В., Харламов В.С. Эффективность ценообразования российских IPO / Ивашковская И.В., Харламов В.С. // Электронный журнал «Корпоративные финансы». - 2007. - №3, с. 53-56
3. Подготовка к IPO. [Электронный ресурс] / Московская биржа. — Режим доступа: https://ipoguide.moex.com/ru/section-2-1.html (дата обращения: 24.09.2021).
4. Рубцов Б.Б., Напольнов А.В. Мировой и российский рынки IPO: анализ
тенденций и перспектив развития. / Рубцов Б.Б., Напольнов А.В. //
Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2011. - №5, с. 60-69
5. Рынок акционерного капитала (ECM). [Электронный ресурс] / Finansistem. — Режим доступа: https://finansistem.com/ecm/ (дата обращения: 07.09.2021).
6. Рынок акционерного капитала в России. [Электронный ресурс] / Ваш казначей. — Режим доступа: https://vashkaznachei.ru/ecm-ili-rynok-akcionernogo-kapitala-v- rossii/ (дата обращения: 07.09.2021).
7. Словарь терминов. [Электронный ресурс] / Московская биржа. — Режим
доступа: https://ipoguide.moex.com/ru/section-5-3.html (дата обращения:
15.10.2021) .
8. Яковлев, Д.С. Коммерческие банки как андеррайтеры на рынке ценных бумаг. / Яковлев, Д.С. // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - №7, c. 198203
9. Advantage & Disadvantage of Equity Capital. [Электронный ресурс] / Chron
newspaper. — Режим доступа: https://smallbusiness.chron.com/advantage-
disadvantage-equity-capital-58005.html (дата обращения: 08.09.2021).
10. Allen, F., Faulhaber, G.R. Signalling by underpricing in the IPO market. / Allen, F., Faulhaber, G.R. // Journal of Financial Economics. - 1989. - Vol. 23(2), p. 303-323
11. Baron, D.P. A model of the demand for investment banking advising and distribution services for new issues. / Baron, D.P. // The Journal of Finance. - 1982. - Vol. 37(4), p. 955-976
12. Baron, D.P., Holmstrom, B. The investment banking contract for new issues under asymmetric information: Delegation and the incentive problem. / Baron, D.P., Holmstrom, B. // The Journal of Finance. - 1980. - Vol. 35(5), p. 1115-1138
13. Beatty, R.P., Ritter, J.R. Investment banking, reputation, and the underpricing of initial public offerings. / Beatty, R.P., Ritter, J.R. // Journal of Financial Economics. - 1986.
• Vol. 15(1), p. 213-232
14. Beatty, R.P., Ritter, J.R. Investment banking, reputation, and the underpricing of initial public offerings. / Beatty, R.P., Ritter, J.R. // Journal of Financial Economics. - 1986.
• Vol. 15(1), p. 213-232
15. Benveniste, L.M., Spindt, P.A. How investment bankers determine the offer price and allocation of new issues. / Benveniste, L.M., Spindt, P.A. // Journal of Financial Economics. - 1989. - Vol. 24(2), p. 343-361....56