ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКая деятельность и Методы ее визуализации
§ 1.1. Современные тенденции и проблемы музейно-туристической деятельности
§ 1.2. Классификация методов визуализации музейно-туристической деятельности
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА.
§ 2.1. Всеволожский район. Краткий исторический экскурс
§ 2.2. Анализ текущего состояния музейно-туристической деятельности во Всеволожском районе Ленинградской области
§ 2.3. Обзор применяемых методов визуализации во Всеволожском районе
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Всеволожского района С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
§ 3.1. Функциональная модель и основные направления деятельности музейно-туристического центра Всеволожского района
§3.2. Программа комплексной визуализации музейно-туристической деятельности во Всеволожском районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
Развитие туристической индустрии Ленинградской области имеет важное стратегическое значение как для экономики региона, так и для формирования национальной и культурной идентичности. Становление внутреннего и въездного туризма невозможно без модернизации туристической инфраструктуры в сфере услуг, в том числе, средств коллективного размещения, общественного питания, сервисов самих объектов туристического интереса, а также создания путевых сервисов, облегчающих ориентирование туриста в пространстве. В эпоху визуальной культуры ведущая роль в организации музейно-туристической деятельности отводится средствам визуальной коммуникации, как главному каналу взаимодействия.
Объектом настоящего исследования является музейно-туристическая деятельность во Всеволожском районе Ленинградской области.
В качестве предмета исследования рассмотрены существующие методы визуализации музейно-туристической деятельности, их классификация и применение этих методов в современной практике.
Цель исследования: структурирование существующих методов визуализации музейно-туристической деятельности и создание методики использования данных методов для анализа и развития туристического потенциала территории на примере создания музейно-туристического центра Всеволожского района.
Настоящее исследование посвящено исследованию феномена музейного туризма, а также методам визуализации музейно-туристической деятельности как в целом так и на примере Всеволожского района. В работе рассматриваются перспективы создания музейно-туристического центра во Всеволожском районе, осуществлен анализ применяемых и возможных методов визуализации музейно-туристической деятельности на примере Всеволожского района Ленинградской области.
Актуальность темы исследования обусловлена появлением и постоянным развитием технологий, современными тенденциями актуализации историко-культурного наследия, формирующими национальную и культурную идентичность.
Музейно-туристическая деятельность – актуальная тенденция на стыке музейной деятельности и туризма, особенно отчетливо и ярко проявилась в последнее время, на фоне стремительного развития информационных технологий. И эта тенденция проявляется в тектонических изменениях довольно консервативного музейного сообщества, происходящих на всех уровнях. Музейное сообщество вынуждено искать новые методы привлечения туристов и организации музейной деятельности. Ввиду высокой значимости и наглядности для человеческого восприятия визуальной информации, немаловажную роль в этом процессе играют методы визуализации музейно-туристической деятельности.
Тема организации музейно- туристической деятельности и методов ее визуализации только начинает осмысляться и рассматриваться как отечественными, так и зарубежными авторами. Научно-исследовательская литература по данной теме крайне обширна и, помимо монографий, представлена сборниками по результатам многочисленных конгрессов, конференций и круглых столов, а также бюллетенями, регулярно издаваемыми профильными общественными организациями. Эволюцию музейно-туристической деятельности и ее предпосылки подробно рассматриваеют в своих исследованиях Левочкина Н.А., Романчук А.В. Большинство авторов рассматривает проблемы визуализации к контексте конкретного ограниченного пространства или узкой тематики – отдельной выставки, тематической экспозиции, конкретного культурного объекта, не обращаясь к всему комплексу музейно-туристической деятельности: Чуклина Т.И., Босова Л.Л., Роем Д., Симбирцева Н.А., Тихонова М., Семенов И. Г. Лишь ограниченное число российских авторов напрямую поднимает тему музейно-туристической деятельности широко, обращаясь к разным ее аспектам: Дукельский В.Ю., Никонова А.А. Вопросов визуализации музейно-туристической деятельности в своих работах так или иначе касаются исследователи экологии визуальной культуры: Колесникова Д.А., Вирильо П. С каждым годом появляются все новые издания, в которых авторы обращаются к проблемам визуализации музейно-туристической деятельности с позиции территориального брендинга: Анхольт С., Кейт Динни, Визгалов Д.В., Ясько С.Е., Кузнецова Л. А., Шаромов А., Громова Е, Замятин Д. Н., Калиева О.М., Лухменева Е.П., Нагорняк Т. Л., Никифорова Г.Ю. Ряд авторов особо отмечает ведущую роль музеев и туристских информационных центров в вопросах комплексного брендирования территорий: Чернякина О.А., Дукельский В.Ю. Ряд отечественных и зарубежных авторов касаются темы визуализации с позиций экономических и политических трендов - Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор, Громов А.Б., Гордин В.Э., Карпова Г.А., Хорева Л.B. Ежегодно проводится международная конференция по музейному маркетингу, так или иначе затрагивающая тему визуализации музейно-туристической деятельности, проводятся круглые столы. Включению музеев и учреждений музейного типа в практики культурного туризма посвящена программа ежегодного Круглого стола «Музей и проблемы «культурного туризма», реализуемого в Государственном Эрмитаже с 2002 года. На протяжении четырнадцати лет тема Круглого стола не утрачивает своей актуальности.
Новизна настоящего исследования заключается в предложенной автором двухфакторной классификации методов визуализации деятельности культурных объектов и использовании данной классификации для анализа конкретных примеров. Впервые в рамках настоящего исследования теоретические и практические основания визуализации музейно-туристической деятельности рассмотрены применительно к конкретной территории – Всеволожскому району Ленинградской области, и на основе данного рассмотрения разработана концепция создания Всеволожского музейно-туристического центра. Аналогичная схема может быть применена при создании музейно-туристических центров в других районах. Предлагаемая в исследовании методика классификации методов визуализации музейно-туристической деятельности может стать теоретической основой и, в некоторой степени, практическим руководством для команды специалистов – историков, краеведов, архитекторов, сотрудников музеев и менеджеров, дизайнеров.
На основе предложенной классификации в данной работе проведен анализ ныне существующей визуализации музейно-туристической деятельности на примере культурных достопримечательностей Всеволожского района Ленинградской области. Так же данный подход использован при разработке проекта музейно-туристического центра всеволожского района.
Предложенная классификация может стать удобным инструментом для сотрудников как музейных учреждений, так и информационно-туристических центров, использоваться для разработки стратегии привлечения туристического потока, развития культурного- туристического потенциала как конкретных учреждений, так и всего региона в целом.
Основная часть исследования состоит из трех глав. В первой главе проведен теоретический анализ концепции создания музейно-туристического центра Всеволожского района, а также предложена авторская классификация методов визуализации деятельности учреждений культуры и туризма, информации о культурных объектах с учетом актуальных тенденций и информационных технологий.
Вторая глава исследования посвящена анализу музейно-туриснтической деятельности Всеволожского района Ленинградской области, на основе предложенной в первой части классификации методов существующей музейно-туристической деятельности. Рассмотрены и проанализированы типичные недочеты и ошибки в применяемых подходах к визуализации музейно-туристической деятельности Всеволожского района. Выявлены слабые места и очерчена перспектива развития и использования визуальных технологий в сфере культурного туризма во Всеволожском районе.
В третьей главе исследования предложена концепция развития музейно-туристической деятельности, включающая проект создания музейно-туристического центра во Всеволожском районе. За основу проекта взята предложенная в первой части концепция музейно-туристического центра, сформулированная с учетом современных тенденций музейно-туристической деятельности, рассмотренных в разрезе классификации методов визуализации деятельности культурных объектов.
В результате анализа современного состояния музейно-туристической деятельности Всеволожского района Ленинградской области и его историко-культурного потенциала были решены поставленные в работе задачи:
1. Осуществлён комплексный анализ методов визуализации. Предложена и проведена классификация методов визуализации, используемых в музейно-туристической деятельности.
2. Проведен анализ текущего состояния музейно-туристической отрасли Всеволожского района Ленинградской области. Выявлены сильные и слабые стороны, а также определены тенденции развития методов визуализации музейно-туристической деятельности, используемых во Всеволожском районе.
3. Разработан проект музейно-туристического центра в г. Всеволожск. Выбраны и обоснованы оптимальные методы визуализации, для реализации этого проекта.
Полученные результаты дают возможность расширить теоретические и практические представления о методах визуализации в музейно- туристической деятельности. Выводы диссертационной работы могут использоваться в преподавании общих и элективных курсов по музеологии и туризму.
1. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. – М.: Кудиц – Образ, 2004. – 272 с.
2. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. Изд-во: Вильямс, 2005.
3. Багдасарова Н.А. Ресурсное обоснование организации культурного туризма в историко-археологическом музее-заповеднике «Эребуни» Ереван, 2014. - 54 с.
4. Босова Л.Л. Информационные моделирование и современные методы визуализации информации, презентация http://www.myshared.ru/slide/814533/
5. Бурдье Пьер, Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб. : Алетейя; М. : Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с. - («Gallicinium»).
6. Визгалов Д. В. Брендинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. — с. — ISBN 978-5-8130-0157-4
7. Визгалов Д. В. Индикативное планирование в развитии территорий. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2007.
8. Визгалов Д. В. Маркетинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с.
9. Визгалов Д. В. Методы оценки муниципальных программ. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
10. Визгалов Денис «Совмещение несовместимого. Промышленный туризм может эффективно работать на благо городов и территорий» // Независимая газета. — 2009. — 24 апреля.
11. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А.С. Шестакова под ред. В.Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004
12. Громова Е., Брендинг территорий. - «Рекламные идеи» №6 2011 с.110-119
13. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. Москва, Инфра-М, 2006.
14. Дукельский В.Ю. От музейной организации к музейной фирме // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Сборник статей. - М., 2002.
15. Дукельский В.Ю., Город как преддверие музея // Музей и регион. М., 2011, с. 269-291
16. Дукельский В.Ю., Музей в системе коммуникаций территориального образования // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. М., 2010, с. 85-97
17. Дукельский В.Ю., Музейный туризм – панацея или соблазн? // Музей и туризм. Петрозаводск, 2002
18. Дукельский В.Ю., Региональная культурная политика: в поисках оснований // Музей и регион. М., 2011, с. 11-35
19. Желязны, Дж. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям. Издательство: Манн, Иванов и Фербер., 2011
20. Жуков К. История Невского края с древнейших времен до конца XVIII века – СПб., 2010.
... Всего источников –68