Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международный туризм как сфера экономической деятельности…..5
1.1. Экономическое содержание понятия «международный туризм»….5
1.2. Международный туризм – сектор мировой экономики…………...14
Глава 2. Меркантилистский подход к международному туризму……………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Актуальность темы работы. В современном мире индустрия туризма представляет собой активно развивающуюся отрасль в сфере международной торговли услугами. Роль, которую играет туризм на мировом рынке, увеличивается с каждым годом. Это обусловлено возрастающим влиянием туризма на экономику государства.
Международный туризм - это третья крупнейшая экспортная отрасль (на первом месте нефтедобывающая промышленность, на втором – автомобилестроение; их удельный вес в сфере мирового экспорта составляет 11% и 8,6% соответственно). Международный туризм является весьма неравномерной отраслью, это связано, прежде всего, с разным уровнем социально-экономического развития государств и регионов. Западноевропейские страны больше других повлияли на развитие международного туризма. На данный момент высоко развит туризм в юго-восточной Азии. За подобным развитием международных туристических связей последовало формирование большого количества международных фирм, которые призваны существенно улучшить работу данной отрасли. Многими высокоразвитыми странами Запада - Швейцарией, Австрией, Францией - благосостояние было по большей части построено на доходах от туризма.
Характерная черта международного туризма заключается в том, что большую часть услуг в этой сфере производят при минимальных затратах на месте. При этом с экономической точки зрения мировой экономики международному туризму отводится огромное значение. Туристическая отрасль является экономическим форвардом, который дает значительную сумму добавленной стоимости.
Цель работы – рассмотреть международный туризм с позиции меркантилизма.
Задачи работы:
В современном мире туризм проявляется в различных формах и отношениях.
1. Процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам — путешествие.
2. Сфера занятости населения. Сейчас туризм дает работу 6% трудоспособного населения всего мира.
3. Сфера экономики, которая вышла в тройку лидеров наравне с нефтяным и автомобильным бизнесом.
4. Сфера деятельности людей в свободное время, отражающая одну из их фундаментальных потребностей: в восстановлении и развитии жизненных сил — физических, интеллектуальных и психических
В настоящее время существует некоторая неопределенность, разнородность в подходах к определению экономической сущности туризма и отсутствие унификации в его понятийном аппарате, несмотря на то, что еще в XIX в. организованный туризм начал приносить экономическую выгоду государствам, а в мировой экономике туристическая деятельность является динамично развивающейся и высокодоходной.
В научной литературе, национальных и международных нормативных документах понятие «международный туризм» подразумевает форму проявления туризма, заключающуюся в участии граждан зарубежных государств (нерезидентов) в туристической деятельности.
Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью, что удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического и социального развития нашего общества. Наиболее характерными тенденциями развития международного туризма являются
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 219 с.
2. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2013. – 409 с.
3. Брич В. Управление рисками в туристическом бизнесе [Электронный ресурс] / В. Брич, С. Крамарчук // Научные записки. – 2010. – №2. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NZTNPU/ geogr/2010_2/4/002Brich.pdf
4. Буценко И.Н. Международный туристический рынок: динамика развития и основные участники / И.Н. Буценко, Д.С. Кулакова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 1. – С. 98-105.
5. Быстров С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. — СПб.: Издат. дом Герда, 2016. – 219 с.
6. Воронцова Е. А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. – 2015. – № 1. – С. 59–67.
7. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учеб. / Н.А. Восколович. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУ: Теис, 2011. – 214 с.
8. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2014. – 519 с.
9. Зайцева В. М. Туризм и глобализация в современном мире / В.М. Зайцева, О. М. Корниенко // Вестник Запорож. Нац. Ун-та. (укр.) – 2012. – № 2. – С. 55–65.
10. Квартальнов В.А. Международный туризм: политика развития: учеб. пособие / В.А. Квартальнов, А.А. Романов. — М., 2011. – 311 с.
11. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.