Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы краудсорсинга 7
1.1 Краткое описание и история возникновения краудсорсинга 7
1.2 Модель использования краудсорсинга 13
1.3 Оценка эффективности краудсорсингового проекта 18
Выводы: 23
Глава 2. Мировой опыт внедрения краудсорсинга 24
2.1 Области практического применения модели краудсорсинга 24
2.2 Мировой опыт становления краудсорсинга в малом и среднем бизнесе 33
Выводы 38
Глава 3. Перенос краудсорсинга на Российский рынок 40
3.1 Развитие Краудсорсинга в России 40
3.2 Успешный пример использования краудсорсинга на российском рынке 45
3.3 Мнение представителей малого и среднего бизнеса в России 55
3.4 Особенности внедрения краудсорсинга в российских компаниях малого и среднего бизнеса 66
Выводы 68
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 76
В современном мире взаимодействие информации и знаний в бизнесе является одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе. В настоящее время существует множество традиционных способов по разработке идей и концепций в компаниях. Именно поэтому способность организации быстро, четко и эффективно реагировать на изменения во внешней среде дает компаниям преимущество перед конкурентами. Для того чтобы предприятиям быть в наибольшей степени гибким, необходимо использовать инновации. Основной проблемой с которой сталкиваются малые и средние предприятия – это высокая конкуренция со стороны крупных компаний, так как у них есть возможность получать положительный эффект от масштаба, также сокращать издержки, что позволяет в наибольшей степени удовлетворять запросам клиентов. Исходя из этого малые и средние предприятия просто не могут конкурировать с крупными компаниями, что говорит о том, что именно средний и малый бизнес в наибольшей степени зависит от непрерывных инноваций, так как именно они дают возможность быть более гибкими.
Краудсорсинг широко известен во всем мире, множество зарубежных компаний используют данную методику при решении различного рода задач, однако на российском рынке лишь несколько компаний смогли применить инновационную систему, данные компании являются крупными, в то время как малый и средний бизнес совсем не адаптирован под использование инновационной системы. Именно поэтому в данной работе будет рассмотрена проблема адаптации к российской специфики мировой практики краудсорсига для среднего и малого бизнеса.
Актуальность данной работы заключается в том, что в России малые и средние предприятиям необходимо иметь преимущество для конкуренции на рынке, в связи с тем, что за последние годы по различным причинам экономического и политического характера наблюдается ужесточение конкуренции, следовательно появляется все больше и больше независимых друг от друга предприятий. Конкурентное преимущество может быть достигнуто с помощью использования инноваций, однако инновационный путь основан не только на интеллектуальном и творческом потенциале работников, но и всего общества. Раскрыть данный потенциал позволяет новая для российского рынка технология – краудсорсинг.
Название представленной работы: «Адаптация практик краудсорсинга к особенностям малого и среднего бизнеса в российской деловой среде». Формат работы: исследовательская работа. Проблематика исследования заключается в том, что в России существует недостаточная развитость использования краудсорсинга в малом и среднем бизнесе. В зарубежных странах данная инновационная система используется компаниями различного размера, что позволяет им быть конкурентоспособными. Объектом исследования стали компании действующие на территории Российской Федерации среднего и малого размера.
Целью исследовательской работы является проверка гипотезы о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинга.
Задачи исследования:
• Провести обзор литературы для получения информации о теории и практики использования модели краудсорсинга;
• На основе обзора литературы и интервью составить схему процесса использования модели;
• Выделить основные критерии оценки эффективности краудсорсинговых проектов;
• Выявить основные используемые в мировой практике механизмы использования краудсорсинга;
• Выявить основные этапы и основные особенности современного состояния внедрения краудсорсинга в практику российских компаний;
• Рассмотреть успешные примеры внедрения краудсорсинга в практику российских компаний крупного бизнеса и выявить факторы успешности этого внедрения;
• С помощью опроса выборки респондентов оценить восприятие российскими компаниями малого и среднего бизнеса факторов способствующих и противодействующих внедрению краудсорсинга;
• С учетом полученных результатов сделать вывод и принять или опровергнуть гипотезу о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинга, а также дать несколько практических рекомендаций по внедрению для МСП.
Данная выпускная квалификационная работа будет состоять из трех основных разделов. В первой главе будет рассмотрена теоретическая основа. Она подразумевает под собой подробное описание инновационного метода, будут описаны западные точки зрения на модель, схема использования, а также методы определения эффективности. Вторая глава будет посвящена анализу зарубежных практик. Для начала будут разобраны различные сферы применения, а затем рассмотрены принципы и статистика использования модели в малом и среднем бизнесе на западе. В последней части данной выпускной квалификационной работы будет проведен анализ примера использования модели в России, определены причины использования и даны рекомендации непосредственно анализируемой компании, на основе рассмотренных зарубежных практик. Также будет проведен опрос среди малых и средних предприятий для получения результатов о готовности российских предпринимателей в малом и среднем бизнесе использовать краудсорсинг, после чего будут сопоставлены цели и мотивы использования краудсорсинга на западе с полученными результатами от российской фокус группы. В качестве логического завершения, будет сделан вывод, эффективен ли перенос «западной» системы на российский рынок и готовы ли российские предприниматели к инновациям. Также будет ясно, стоит ли принять российскому бизнесу данную модель или ее опровергнуть.
Результатом данной работы станет подтверждение или опровержение гипотезы о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинга. Результаты исследования могут быть востребованы как крупным, так и малым и средним бизнесом, так как желающих воспользоваться краудсорсингом с каждым днем становится все больше и больше.
Суммируя все вышеизложенное в работе, необходимо вновь взглянуть на цель работу, которая заключалась в проверка гипотезы о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинг. Для того чтобы опровергнуть или согласиться с данной гипотезой было необходимо провести исследование, в работе было выполнено качественное исследование, по результатам которого гипотеза была подтверждена.
В первой главе был проведен анализ литературы, который показал особенности краудсорсинга и дал полное понимание его процесса. Помимо этого была разработана программа по внедрению краудсорсинга в бизнес и создана диаграмма взаимодействия участников краудсорсинга на основе глубинного интервью с экспертом в области краудсорсинга и анализа зарубежной литературы. Также в первой главе рассказывается как правильно оценивать эффективность краудсорсингового проекта, что крайне важно для понимания, так как оказалось, что лучший способ оценки проектов заключается в проведении оценки по первичным показателям. По итога Главы 1 читателю обозначена актуальность темы исследовательской работы, более того были рассмотрены теоретические и методологические аспекты, механизм работы краудсорсинга (пошаговая схема имплементации метода в бизнес), а также дана модель анализа эффективности. Результаты полученные по итогам Главы 1 в последующем были использованы для практических рекомендаций, составленных для компаний малого и среднего бизнеса в России.
Вторая глава заключалась в рассмотрении иностранных практик в сфере краудсорсинга. В данной главе были приведены примеры использования краудсорсинга в различных сфера деятельности как в крупных компаниях, так и в средних и малых, что дало понимание на сколько краудсорсинга популярен за рубежом. Также в этой главе были предоставлены результаты по собранной информации о краудсорсинге в малых и средних предприятиях. Как оказалось после анализа вторичных данных, краудсорсинг популярен среди МСП, однако для подтверждения информации было сделано мини- исследование, которое заключалось в анализе десяти случайно выбранных малых и средних предприятий за рубежом. Данные 10 компаний прошли опрос, из которого можно сделать предположение, что краудсорсинг в действительности используется в малых и средних зарубежных предприятиях. С помощью Главы 2 было доказано, что краудсорсинг широко используется за рубежом и компании различного размера внедряют его в свой бизнес.
Третья глава подразумевает под собой рассмотрение краудсорсинга на российском рынке. Для начала было рассмотрено положение краудсорсинга в России, в ходе которого выяснилось, что краудсорсинг достаточно популярен среди крупных компаний. Также был приведен пример внедрения краудсорсинга на российском рынке в компании Сбербанк. С помощью данного примера можно увидеть, как крупные компании используют краудсорсинг в своей деятельности и какой положительный эффект он дает предприятию на территории Российской Федерации. Также были рассмотрены основные ошибки использования краудсорсинга в Сбербанке (данные ошибки были выявлены с помощью обзора литературы из Главы 1) для того, чтобы было четкое понимание почему краудсорсинг за рубежом используется в большей мере. После этого было проведено эмпирическое исследование для подтверждения или опровержения гипотезы о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинга. Исследование основывалось на получении качественных данных от 50 российских малых и средних предприятий. По итогам исследования было выяснено, что МСП в России готовы к использованию краудсорсинга, однако существует ряд аспектов, которые пугают предпринимателей в данном методе.
После того как гипотеза была подтверждена, на основе полученных результатов от респондентов и Главы 1, было разработано несколько рекомендаций по внедрению краудсорсинга в компании малого и среднего размера в России. Для проведения проекта по определению готовности российских малых и средних предприятий использовать краудсорсинг был составлен опрос, на основе которого были сделаны выводы.
Основным выводом работы является подтверждение гипотезы, которая являлась целью исследовательской работы. Также на основе обзора литературы и анализа данных были составлены схемы по внедрению краудсорсинга и сделаны практические рекомендации, которые помогут малым и средним предприятиям использовать краудсорсинг на практике в большей мере.
Данная исследовательская работа может являться отправной точкой для последующего анализа развития краудсорсинга в России. В наибольшей степени будет интересно рассмотреть какие факторы влияют на успех компании в использовании краудсорсинга. Для этого необходимо провести повторное эмпирическое исследование в данной области.
Необходимо отметить, что цель исследовательской работы была достигнута и гипотеза о готовности малого и среднего бизнеса в России к использованию инновационного метода краудсорсинга подтверждена.
1. Асмалов Григорий. Принципы краудсорсинга/ Асмалов Григорий [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий. – Режим доступа: https://te-st.ru/2013/04/02/crowdsoursing-asmolov.
2. Бельский А. Краудсорсинг-технологии в онлайне: полевые исследования и социальный мониторинг, 2013 [Электронный ресурс] // Slideshare.net. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/Crowdsourcing_ru/million-agents?ref=http://crowdsourcing.ru/video/kraudsorsingtexnologii_v_offlajne_polevye_issledovaniya_i_socialnyj_monitoring.
3. Борисова С.И. Практическая польза краудсорсинга/ Борисова С.И.// Интернет-маркетинг. - 2013. – Т. 3. - №75. – С. 184-192.
4. Булавкина Л.В. Краудсорсинг на службе маркетинга/ Булавкина Л.В.// Маркетинговые Коммуникации. - 2012. – Т. 4. – №70. – С. 201-203.
5. Выявление нарушений на выборах с помощью краудсорсинга [Электронный ресурс] // Сайт «Портал крауд-сервисов» . – Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/venesuelskie_smi_primenyayut_kraudsorsing_dlya_monitoringa_narushenij_na_vyborax.
6. Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И. Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. - No 40.
7. Голубев Егор Викторович. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления/ Голубев Егор Викторович// Науковедение. — 2014. — Т. 5, № 24.
8. Гуревич А. ФОМ начинает работу с новыми технологиями основанных на принципах Краудсорсинга, 2013 [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.ru. – Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/kak_fom_ispolzuet_kraudsorsing
9. Дембо О.Л. Рынок маркетинговых исследований в России: старые тренды и новые вызовы [Электронный ресурс] // Wciom.ru. – Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/nayka/gr2014/presentations/7/Grushin-2014_Dembo_sek7.pdf.
10. Долженко Р.А Некоторые вопросы организации внешних краудсорсинговых проектов для проработки актуальных для бизнеса проблем/ Р. А Долженко//Управленец. – 2014. - №5. – С. 10-14.
11. Долженко Р.А. Возможности мотивации участников краудсорсингового проекта / Р. А Долженко//Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. - №5. – С. 119-128.
12. Долженко Р.А. Возможности формирования стратегии организации с использованием краудсорсинга / Р. А Долженко//Проблемы теории и практики управления. – 2014. - №4. – С. 125-129.
13. Долженко Р.А. Ключевые вопросы эффективного использования краудсорсинга в России: вовлечение участников и многосторонние платформы / Р. А Долженко//Вестник Алтайской науки. – 2015. - №2. – С. 129-138.
14. Золотарев А. Новый краудсорсинг-проект Сбербанка «Розничный офис: комфорт и качественный сервис» [Электронный ресурс]/ Золотарев А.– Режим доступа: http://www.1sn.ru/68619.html.
15. Карта краудсорсинга [Электронный ресурс] // Сайт crowdsourcing. – Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/crowdmap.
16. Кораблинова И.А. Краудсорсинг в деятельности современных компаний: теоретико- методологический аспект [Электронный ресурс]/ Кораблинова И.А. // Universum: Экономика и юриспруденция. - 2014. Т. 1 №. 2. — Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/823.
17. Краудсорсинг-технологии в оффлайне: полевые исследования и социальный мониторинг [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.ru. –Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/video/kraudsorsingtexnologii_v_offlajne_polevye_issledovaniya_i_socialnyj_monitoring.
18. Краудсорсинговая конституция [Электронный ресурс] // Сайт «Портал крауд-сервисов» – Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/end-icelands-crowdsourced-constitution.
19. Кто такие фасилитаторы? [Электронный ресурс] // Сайт «Витология» . – Режим доступа: http://witology.com/blog/zorin/52/?sphrase_id=40709.
20. Лихачев Е.Ф. Ключевые элементы, необходимые для успеш- ной реализации краудсорсинга // Новая российская экономика: движущие силы и факторы: материалы межд. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и магистрантов / под ред. А.А. Костровой; Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2015. – 156 с.
21. Лихачев Е.Ф. Методические аспекты реализации успешного краудсорсингового проекта/ Е.Ф. Лихачев//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5. - С. 472-479.
22. Материалы краудсорсинговой платформы Witology [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://witology.com/blog/karelov/116/.
23. Москвичев Антон Алексеевич. Оценка эффективности проектов, предусматривающих внедрение краудсорсинга/ Москвичев Антон Алексеевич – Управление корпоративными финансами , 2013. -№58. – C. 253-259.
24. Обзор: пять антикоррупционных приложений для борьбы с мелким взятничеством [Электронный ресурс] // Сайт Теплица социальных техлогогий. – Режим доступа: https://te-st.ru/2013/05/08/5-anticorruption-apps.
25. Организационное развитие [Электронный ресурс] // Сайт libma. – Режим доступа: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/organizacionnoe_povedenie_uchebnik_dlja_vuzov/p11.php.
26. Пономарев С.В. Краудсорсинг - технология создания виртуальных сообществ / С.В. Пономарев //Вестн. Перм. ун-та. Сер. Политология. - 2011. - № 3. - С. 107-121.
27. Сбербанк объявил войну очередям в отделах[Электронный ресурс] // Сайт AT Consulting . – Режим доступа: http://www.at-consulting.ru/for_media/media/sberbank-obyavil-voynu-ocheredyam-v-otdeleniyakh.
28. Сбербанк поделился своим опытом применения краудсорсинга [Электронный ресурс] // Сайт banker.ru. – http://bankir.ru/novosti/20121022/sberbank-podelilsya-svoim-opytom-primeneniya-kraudsorsinga-10029835.
29. Сивакс Анна Николаевна. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий [Электронный ресурс] / А. Н. Сивакс // Науковедение. — 2015. — Т. 7, № 41. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf.
30. Albors J., J.Ramos, J. Hervas New learning network paradigms: Communities of objectives, crowdsourcing, wikis and open source /J. Albors, J. Ramos, J. Hervas // International Journal of Information Management, 2008. – №28. – P. 94-202.
31. Azzam T., M.R. Jacobson Finding a Comparison Group: Is Online Crowdsourcing a Viable Option? / T. Azzam, M.R. Jacobson // American Journal of Evaluation, 2013. – Vol. 34. – №3. – P. 372-384.
32. Blanka S. Human Participant Research Guidelines, 2013. [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.org. – Режим доступа: http://www.crowdsourcing.org/document/human-participant-research-guidelines/23543.
33. Brabham D. Crowdsourcing: A Model for Leveraging Online Communities // The Routledge Handbook of Participatory Cultures, 2011 [Электронный ресурс] // Dbrabham.files.wordpress.com/. – Режим доступа: http://dbrabham.files.wordpress.com/2011/03/brabham_handbook_crowdsourcing.pdf
34. Chiu Chao-Min. What can crowdsourcing do for decision support? / Chao-Min Chiu. - Decision Support Systems, 2014. -№65. – P. 40-49.
35. Dietmar Wechsler. Crowdsourcing as a method of transdisciplinary research—Tapping the full potential of participants / Dietmar Wechsler- Futures, 2014. -№60. – P. 14-22.
36. Dinesh K. Gupta, Veerbala Sharma. Exploring crowdsourcing: a viable solution towards achieving rapid and qualitative tasks/ Dinesh K. // Library Hi Tech News. – 2013. - Vol. 30. - Iss 2. – P.14.
37. Empirical investigation on Kickstarter.com: master thesis / Delyan Peyankov. – Rotterdam, 2013. – P. 70.
38. Esposti С. Crowdsourcing and Crowdfunding …A Global Industry Perspective [Электронный ресурс] // Digitalmalaysia.my. – Режим доступа: http://www.digitalmalaysia.my/wp-content/uploads/2013/06/CarlEsposti-DMNationalCrowdsourcingConf.pdf
39. Estellés–Arolas E. Towards an integrated crowdsourcing definition / E. Estellés–Arolas, F. González–Ladrón–de–Guevara / Journal of Information Scienceю, 2012. – Vol. 20. – №10. – P. 189-201.
40. Fossel B. The Eagle has landed: mobile crowdsourcing, 2010 [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.org. – Режим доступа: http://www.crowdsourcing.org/document/the-eagle-has-landed-mobile-crowdsourcing/1860
41. Gatautis R. Crowdsourcing application in marketing activities / R. Gatautis, E. Vitkauskaite // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. - №110. – P. 1243-1250.
42. Geiger David. Task Recommendation in Crowdsourcing Systems/ David Geiger.// Springer. – 2015.
43. Haichao Zh, Dahui L., Wenhua H. Task Design, Motivation, and Participation in Crowdsourcing Contests // International Journal of Electronic Commerce. 2011. Vol. 15. Iss. 4. P. 57—88.
44. Hekman Erik, Rogier Brussee. Crowdfunding and Online Social networks: CARPE 2013 Research paper / Hekman Erik, Rogier Brussee. – Manchester, 2013. – P. 22.
45. Hirth M. Analyzing costs and accuracy of validation mechanisms for crowdsourcing platforms / M. Hirth, T. Hoßfeld, P. Tran–Gia // Mathematical and Computer Modelling, 2013. – Vol. 57. – P. 2918-2932.
46. Howe Jeff. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business / Howe Jeff.// Crown Publishing Group. - 2008. – P.10.
47. Howe Jeff. The Rise of Crowdsourcing/ Jeff Howe // Wired. 2006. Iss. 14.06. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html
48. Majchrzak A. Towards an information systems perspective and research agenda on crowdsourcing for innovation / A. Majchrzak- Journal of Strategic Information Systems, 2013. -№22. – P. 257-268.
49. Merton, Robert K. The Matthew Effect in Science / Merton, Robert K.// Science. – 1968. - P.56-63
50. Mollick Ethan. The dynamics of Crowdfunding: An exploratory study: Research paper / Mollick Ethan. – Philadelphia, 2013. – P. 16.
51. Owyang J. How the world’s biggest brands and companies are opening up to consumer creativity / Owyang J. // The state of crowdsourcing 2015. – 2015. – P. 1-18.
52. Prpic John. How to work a crowd: Developing crowd capital through crowdsourcing / John Prpic. – Business Horizons, 2015. -№58. – P. 77-85.
53. Ries Eric. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses / Ries Eric.- Crown Business, 2011. – 320 p.
54. Simmons J.P., Nelson L.D., Galak J., Frederick Sh. Intuitive Biases in Choice versus Estimation: Implications for the Wisdom of Crowds // Journal of Consumer Research. 2011. Vol. 38. Iss. 1. P. 1—15.