Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА

Работа №142920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы114
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВЫХ ИДЕЙ В АНТИЧНОСТИ 13
1.1. Зарождение идеи гражданского общества в полисе 13
1.2. Сократические идеи Платона 16
1.2. Влияние Аристотеля на формирование идеи гражданского общества .. 21
1.4. Космополитизм стоиков и киников 25
1.5. Цицерон и римская правовая традиция 27
1.6. Влияние идей Аврелия Августина 30
Глава 2. ПОЛИТИКО-ГРАЖДАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ 35
2.1. Божий мир (Pax Dei) 35
2.2. Борьба за инвеституру, интеллектуалы и право на неповиновение 39
2.3. Вступающее в свои права Новое время 42
2.4. Христианская республика (Res publica Christiana) 46
Глава 3. ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫХ» ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ В НОВОЕ ВРМЯ И
ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ 49
3.1. Контекст Нового времени и заря Просвещения 49
3.2. Английская мысль 50
3.3. Французская мысль 57
3.4. Построение Америки: британец и француз 65
3.5. Немецкая ветвь мысли 72
Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЁ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 82
4.1. Социалистические и марксистские мысли 82
4.2. Дискурс юридического позитивизма 84
4.3. Левый эголитарный либерализм: теория и право 88
4.4. Либертарианство 91
4.5. Публичное пространство, гражданство и мультикультурализм 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

В современном мире существует большое количество международных организаций по миростроительству (peacemaking), например, ООН, ЮНЕСКО, Корпус мира, Интерпис и др. Установившийся относительный стабильный мир позволял как публичному и коммерческому, так и некоммерческому сектору гражданского общества воплощать всё более амбициозные проекты. Договоры о технологическом обмене, сотрудничество университетов, глобальные цепочки производства, трансграничные финансовые инструменты уже стали вполне естественными, базисными явлениями в жизни нового поколения. Система правовой защиты позволяет защищать человека не только от недоброжелательных людей, но и от целых корпораций или даже государств. То, что сейчас кажется устойчивой очевидностью, когда-то было «очередной» мыслью в «философском пространстве» дискуссии. Идеи о «вечном» мире, верховенстве закона, естественном праве, равенстве граждан, политическом участии, защите частной собственности, парламентаризма, общественной безопасности, свободы гражданских ассоциаций легли в основу теоретических положений о гражданском обществе и гражданском мире.
Тем не менее, после определённых событий, а именно: эпидемия COVID-19, крупные военные действия в Сирии, Украине, Ираке, Ливии Югославии, Конго, военная напряжённость в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансовые и банковские кризисы и пр. - стало очевидным, что большое «благое» институциональное нагромождение современного мира весьма хрупко.
Идея гражданского общества, верховенства права, защита прав человека и пр. представляет из себя более чем двух тысячелетний единый гражданско- правовой и политический дискурс. Начинаясь в культуре Античности, сквозь Средневековье, Новое Время, Просвещение и Новейшую историю гражданско-правовой дискурс развивался в лоне западноевропейской и
англосаксонской традиции. Это единое пространство философских и теоретических высказываний, аргументации, комментариев, диспутов невозможно понять без герменевтических методов.
Российская Федерация, не смотря на тысячелетнюю правовую, историческую и культурную преемственность, является относительно молодым государством, вставшим на путь демократии. Гражданские понятия «надёжно закреплены» на самом высоком правовом уровне. Преамбула Конституции Российской Федерации содержит посыл по утверждению к как конституционной ценности понятий «права и свободы человека, гражданский мир и согласие»1. Статья 80.2 содержит в себе утверждение, что глава государства «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране». Однако, упомянутый нами отрывок статьи не имеет содержательного толкования. В официальных комментариях Конституции поддержание гражданского мира представляется лишь как предикатная характеристика «создания условий для мирного демократического развития»2.
За прошедшие 30 лет российское общество продемонстрировало, что нельзя так просто взять и перенять общественный институт. Попытка строить по «чужим» лекалам закономерно привела к институциональному дизайну «не по размеру». Наши западные партнёры из «недружественных» стран с почти догматической уверенностью исповедуют веру в то, что гражданское общество в своей полноте невозможно вне рамок современной либеральной демократии. Они также неоднократно заявляли о том, что в России гражданско-правовые институты превращаются в государственную фикцию, а активные члены гражданского общества якобы либо репрессируются и бегут из страны, либо вынуждены молчать. Осознавая всю идеологичность и напыщенность подобных обвинений, на наш взгляд, необходимо трезво взглянуть на гражданское общество, на его историю и развитие.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования нам удалось выделить следующие этапы развития политико-философской мысли гражданского общества: этап античности, который может быть разделен на полисную, римскую и августиновскую ветвь, этап средневековья, подразделяемый на ветвь конфронтации церковных и светских политических структур, ветвь реформационного, контр-реформационного и научного переосмысления, этап Нового времени и Просвещения, также подразделяемого на национальные «школы», этап современности, начиная от марксистских до мультикультуралистких идей.
Этап античности характеризуется созданием общего публичного пространства общения и полемики, где люди, неотягощённые насущным хозяйственными бременем решают вопросы общего сожития. Именно в ходе этого этапа понимание добродетельного и гражданского сливаются, образуя единую политико-этическую связку гражданства. Сократовский императив познания себя приобретает больший масштаб, когда познание собственного этоса народа является необходимым знанием для создания законодательства естественных прав. Такие законы понимаются как нечто священное и непреложное, т.к. они продиктованы не «соглашением», а природой (естеством). Такая единая система должна приводить к благой и самой лучшей жизни, которая возможна только в рамках «правильного» политического устройства.
С появлением Христианства внимание людей переключается на небесное гражданство, в котором вечный любящий Владыка всесовершенно управляет миром. Если люди не могли наладить мир самостоятельно, то служители Бога вмешивались в этот процесс, заставляя клясться на святынях о сохранении мира и благополучия. Небесное гражданство позволяло преодолевать земные различия, как бы собираясь в новую христианскую семью, у детей которой (народов) мог быть свой христианский гражданско- правовой режим республики. Однако это гражданство не требует отречения от земного. Достойные владыки, которые берегут стадо Христово, отгораживают его от разбойников-«хищников», являются абсолютно легитимными правителями. В противном случае, если правитель начинает посредством власти претворять в жизнь порок, раздор и суету, то такому правителю следует неповиноваться. Растущее влияние светской власти, а также попытки Церкви отстоять собственные претензии, привели к созданию «третьей» стороны, которая составила основу современного гражданского сообщества. Некоторые из интеллектуалов становятся на сторону светской власти, отстаивая претензии на абсолютную светскую власть для монархов. Такой процесс секуляризации открыл дорогу религиозному и интеллектуальному плюрализму. Не выдержав внутренних противоречий, в западной церкви началась реформация.
Эпоха географических открытий, широкой морской торговли, первых промышленных революций позволили накопить политический вес городским буржуа. В период Нового времени на сцену выходит новая линия противостояния между гражданским обществом и государством (чаще всего в лице монарха). На этом фоне начинают развиваться новые представления о договоре между людьми, о естественном состоянии, о правах человека, об общественной безопасности, о праве на частную жизнь, о взаимных обязательствах властей и граждан. В нашей работе указан широкий спектр эволюции данных концепций.
На современном этапе, когда мир пребывает в нестабильном состоянии, понимание основ гражданского мира составляет важную часть не только общественной, но и частной жизни. Представление об общем пространстве, о долге, о неравенстве, о поддержке неимущих предполагает определённые нравственные и этические установления. Это связывает представление о достоинстве и правах человека (даже поверженного врага), способность ценить и уважать чужое, отличающееся от нашего мнение, относиться как собрату, как к соучастнику одной [гражданской] семьи, как об этом писали ещё в античности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гражданский мир представляет из себя особый политико-правовой режим, обеспечивающий стабильное, публичное и открытое взаимодействие граждан, действующих в духе согласия и доверия.
...


1. Августин. О граде Божием// Блаженный Августин. Творения в 4 т. 3 Т., СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс. 1998. - 595 с.
2. Августин. О порядке. // Блаженный Августин. Творения в 4 т. 1 Т.,Спб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс. 2000. - 742 с.
3. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 256 с.
4. Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. Т. 1/ Сост. Н. М, Гольдберг. Под общ. ред. Б. Э. Быховского. Пер. с англ. М., «Мысль», 1968. —519 c.
5. Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. Т. 2/ Сост. Н. М, Гольдберг. Под общ. ред. Б. Э. Быховского. Пер. с англ. М., «Мысль», 1969. — 445 с.
6. Античная литература / под. ред. А.А. Тахо- Годи - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1986. - 464 с.
7. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинически мыслителей (Диоген, Антисфен, Кратет, Керкид, Дион и пр.) / отв. ред. А.А. Тахо-Годи - М.: Издательство Наука, 1984. - 399 с.
8. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 424 с.
9. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. В.В. Бибихина - М.:Ад Маргинем Пресс, 2017. — 416 с.
10. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом,1996. — 672 с.
11. Арендт Х. Ответственность и суждение / Пер. с английского Д. Аронсона, С. Бардиной, Р Гуляева. М.: Издательство Института Гайдара, 2013
• 352 с.
12. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.4 / Пер с древнегреч.; Общ. ред.
А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
13. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо / ред. А.И.Воронов - М.: Знание, 1962
• 48 с.
14. Батиев Л. В. К вопросу о соотношении ius и lex в в истории правовых учений // Философия права. 2014. №3 (64). - сс. 11-15
15. Бек У, Шнайдер Н. Открывая космополитизм для общественных наук: исследовательская повестка дня // Полития. 2013. №3 (70). - сс.6-30
... всего 159 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ