Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников

Работа №14292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость9000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
686
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников………………………...7
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО……………………………………………………………….7
1.2. Психолого-педагогические условия развития готовности старших дошкольников к обучению в школе……………………………………………16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе……………………………………………………………….23
2.1. Констатирующий этап..…………………………………………………….23
2.2. Формирующий этап…………………………………………………………33
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента……………………………………………….…………………….39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….


Актуальность темы исследования. Дошкольное детство – это период времени, в котором формируется основание будущей личности. Именно этот период детства становится главной ступенью начального изучения окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка рассматривается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Важным моментов в становлении и развитии этого опыта становится активность ребенка, в том числе и познавательная, раскрывающаяся в соответствующей деятельности. Проблема развития познавательной активности еще с давних времен занимала центральное место в исследованиях педагогов. Еще Ян Амос Каменский обратил свое внимание на исследование данной проблемы. Он считал, что активность детей позволяет им достигать многое в обучении. Важно правильно поддерживать их активность, включать детей в интересную наглядную деятельность
Актуальность развития познавательной деятельности детей на педагогическом уровне заявлена так, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие активной, инициативной и интеллектуально развитой личности ребенка, стремящейся к познанию явлений окружающего мира и овладению способами деятельности для достижения результатов.
Подготовка детей к успешному обучению в школе является приоритетной проблемой, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность и интерес, к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.
Степень научной разработанности темы. Проблема развития познавательной активности еще с давних времен занимала центральное место в исследованиях педагогов. Еще Ян Амос Каменский обратил свое внимание на исследование данной проблемы. Он считал, что активность детей позволяет им достигать многое в обучении. Важно правильно поддерживать их активность, включать детей в интересную наглядную деятельность.
К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения. Педагогическая практика каждодневно доказывает, что процесс обучения проходит плодотворнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. В педагогической теории данное явление отмечено как принцип активности и самостоятельности детей в обучении.
Исследованиями в данной области занимались отечественные психологи и педагоги такие как: П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др. и зарубежные – Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др. Современные психологи изучают разнообразные особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности исследуют Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина, процесс появления и развития детских вопросов – Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова. В работах В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова и др. В современных психолого-педагогических исследованиях раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательной активности в дошкольном возрасте. Ученые выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
Такие авторы, как Г.И. Щукина, О.А. Холодова, О.Л. Матюшкина, А.И. Савенков, Н.У. Садыкова, Е.А. Морозова и другие со своими множественными исследованиями о закономерностях и особенностях познавательной деятельности детей, ставят проблему познавательного развития на приоритетное место в процессе подготовки к обучению в школе.
Объект исследования – познавательная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс формирования познавательной деятельности старших дошкольников в условиях подготовки к школьному обучению.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить формирование познавательной деятельности старших дошкольников в условиях подготовки к школьному обучению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО;
2) проанализировать психолого-педагогические условия развития готовности старших дошкольников к обучению в школе;
3) провести опытно-экспериментальное исследование развития познавательной деятельности старших дошкольников при подготовке к обучению в школе;
4) проанализировать результаты исследования;
5) сделать выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования познавательной деятельности старших дошкольников автор делает следующие выводы:
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка, характеризуется наличием волевых усилий, регуляцией эмоциональных состояний, внутренней оценкой ситуаций, поступков и действий, закладываются основы нравственного поведения. В конце дошкольного детства у ребенка складывается картина мира и основы мировоззрения.
Познавательное развитие детей с возрастом существенно изменяется. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом .
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Авторская позиция состоит в том, что готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе.



1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е.А. Александрова: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 200 с.
2. Анохина Т.В. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание, 2009. - № 5. – С. 38 – 42.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
4. Баранова Э.А. Изучаем детские вопросы / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 13- 20.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2010. – 185 с.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
8. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
9. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24 – 26.
10. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
11. Вдохновение: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. И.Е. Федосовой. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2015. – 368 с.
12. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
13. Волошена, Е.А., Истратова, О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. Психологические науки, 2014. - № 9 (37). – С. 93-98.
14. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. – 519 с
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. С. 241.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: МГУ, 2008. – 367 с.
18. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
19. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
20. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
21. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
22. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
23. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
25. Деркунская В.А. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду / В.А. Деркунская // Детски сад от А до Я. - 2012. - № 10. – С. 160.
26. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432с.
27. Дубровина И.В. Готовность к школе. – М.: Академический проект, 2011. – 136 с.
28. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно- исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ / М.Н. Емельянова // Дошкольная педагогика: журнал, 2016. № 9. – С. 80.
29. Журавлева И.А. Всемирная история. История средних веков. Учебное пособие. – Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. – 214 с
30. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
31. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
32. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности / Е. Князева // Дошкольное воспитание: журнал, 2013. - № 10. – С. 25 – 28.
33. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ