Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению неологизмов в современной лингвистике 7
1.1. Понятие неологизма в современном русском языке 7
1.1.1. Определение понятия «неологизм» 7
1.1.2. Классификации неологизмов 9
1.1.3. Способы образования неологизмов 13
1.1.4. Соотношение понятий «неологизм», «окказионализм» и
«потенциальное слово» 15
1.2. Неологизмы в лексикографии 17
1.3. Современное состояние неологии и неографии 22
Выводы 25
Глава 2. Характеристика неологизмов лексико-тематической группы «Социальные сети» 27
2.1. Первичный отбор единиц для опроса 27
2.2. Характеристика проведённого опроса 28
2.2.1. Характеристика информантов 28
2.2.2. Результаты 29
2.3. Функционально-семантический анализ полученных единиц 30
2.3.1. Сторис 31
2.3.2. Мем 34
2.3.3. Лайк 38
2.3.4. Твит 43
2.3.5. Буллинг 46
2.3.6. Хэштег 49
Выводы 54
Заключение 56
Список литературы 59
Словари и справочники 62
Интернет-источники 64
Приложения 65
Приложение 1. Образец анкеты 65
Приложение 2. Характеристика информантов 68
Приложение 3. Результаты эксперимента 70
Приложение 4. Примеры контекстов из Национального корпуса русского языка 71
Приложение 5. Мини-словарь неологизмов из лексико-тематической группы
«Социальные сети» 79
XXI век можно охарактеризовать веком активнейшего развития всех сфер человеческой деятельности. Помимо того, что происходит в настоящем времени, т. е. факты наблюдаемые, изменения также происходили в течение всего существования общества, что зафиксировано в многочисленных работах по истории, социологии и т. д.
Изменяющиеся реалии приводят к тому, что в языке, непосредственно связанном с данными реалиями, возникает необходимость появления новых наименований. В связи с этим многие исследователи современного русского языка отмечают необходимость фиксировать, анализировать и классифицировать подобные явления, претендующие на пополнение словарного состава. В области лингвистики новые явления пока что не имеют достаточно чётко сформулированной терминологии, поскольку по отношению к новым словам могут использоваться такие термины, как новообразование, неообразование, неологизм, окказионализм, потенциальное слово, инновация, новая номинация и др. Многие исследователи приходят к выводу о том, что «признавая термины «инновация», «новшество», «новообразование», «неологизм» синонимами, стоит признать, что между ними нельзя поставить знака равенства» (Мельник 2015). Так как число неологизмов увеличивается с каждым годом, они постепенно становятся частью процесса развития языка, в частности на их основе формируются лексико-тематические и лексикосемантические группы, которые мало изучены и практически не зафиксированы в современных толковых словарях.
Поэтому целесообразным видится определение базового терминологического аппарата, выявление различий между схожими терминами, а также анализ истории исследований новых слов в отечественной лингвистике, анализ их семантики и функционирования в русском языке. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объектом настоящего исследования послужили неологизмы лексико- тематической группы «Социальные сети».
Предметом исследования являются особенности семантики и функционирования новых лексических единиц, входящих в состав лексикотематической группы «Социальные сети», в русском языке.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить особенности значения и употребления неологизмов лексико-тематической группы «Социальные сети» в современном русском языке, выявить сферы и частотность их употребления, а также определить степень закреплённости их в активном словарном запасе носителей русского языка.
В соответствие с вышеизложенной целью в данной выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
1) Описать теоретическую базу исследования;
2) Провести опрос среди носителей языка;
3) Составить выборку неологизмов, используя результаты опроса;
4) Структурировать и классифицировать полученный материал;
5) Провести функционально-семантический анализ лексических единиц;
6) Выявить сферы и частотность употребления данных единиц, а также определить степень закреплённости их в активном словарном запасе носителей русского языка;
7) Сформировать на основе анализа мини-словарь из исследуемых единиц.
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный, сравнительный, дистрибутивный, метод семантического анализа, а также метод функциональной характеристики.
Материалом послужили неологизмы лексико-тематической группы «Социальные сети», полученные в результате ассоциативного эксперимента.
Теоретическая значимость заключается в том, чтобы внести теоретический вклад в развитие современной неологии, а также составить описание неологизмов лексико-тематической группы «Социальные сети» в системе русского языка.....
Итак, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ теоретической литературы по теме позволил сформировать теоретическую базу, необходимую для исследовательской главы, а также выявить основные проблемы, связанные с изучением неологизмов. Необходимость изучения новых фактов в словарном составе языка достаточно давно существует в отечественном языкознании, поэтому данная работа в том числе не уступает по актуальности. Нами были рассмотрены основные понятия таких наук, как неология и неография, становление которых произошло только во второй половине XX века. Особое внимание было уделено неологизмам - новым словам, выражениям или новым значениям старых слов. Они номинируют социальные, политические, экономические и др. явления, называют реалии мира, который находится в постоянном процессе развития. Появляются новообразования в результате словообразовательной и семантической деривации, а также заимствования из других языков. Стоит отметить, что новые слова зачастую образуются из существующего в языке лексического и словообразовательного материала в соответствии с продуктивными способами.
Был также произведён анализ классификаций неологизмов, наиболее распространённой из которых является деление на общеязыковые и авторские или индивидуально-стилистические. Общеязыковые неологизмы в свою очередь можно поделить на языковые, лексические и семантические в зависимости от способа из образования.
Таким образом, неологизмы предоставляют исследователям-лингвистам большое количество материала для изучения, не теряя актуальности, а, наоборот, набирая её с каждым годом в связи с увеличением темпа развития общества.
Вторая глава исследования посвящена изучению неологизмов в лексикотематической группе «Социальные сети». Помимо вышеупомянутой актуальности изучения неологизмов, социальные сети - это непрерывно развивающаяся категория, связанная с непосредственной жизнью общества. Это позволяет утверждать, что исследование в рамках совмещения двух подобных активно меняющихся сфер релевантно для русского языка и как родного, и как иностранного. Первым этапом было проведение опроса среди носителей русского языка на вопрос того, какие из представленных сорока двух единиц ЛТГ «Социальные сети», по их мнению, могут считаться неологизмами. В опросе приняло участие 60 человек разных возрастных категорий из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а результатом стало 16 единиц, которые набрали более 50% ответов, а значит могут потенциально считаться неологизмами.
Для более подробного анализа были взяты единицы, набравшие более 70% ответов (за исключением слов «блогер» и «фолловер», которые уже были проанализированы нами в курсовой работе третьего курса): сторис, мем, лайк, твит, буллинг, хэштег. Результаты анализа показали, что данные слова, вошедшие в русский язык в последние пару десятилетий, активно используются носителями, но не зафиксированы в русскоязычных словарях, поскольку на обновление словарного состава требуется определённое количество времени. Однако для формирования дефиниции недостаточно только обратиться к языку его происхождения, необходимо также проанализировать контексты и употребление носителями языка, в котором функционирует неологизм; в связи с этим нами были проанализированы словари на языке оригинала - английском. В результате нами был сформирован мини-словарь, который в дальнейшем может быть включён в состав какого-либо словаря современных слов или неологизмов русского языка.
Таким образом анализ в практической части исследования позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, на данный момент на русский язык достаточно большое влияние оказывает английский язык, что прослеживается в количестве заимствованных оттуда слов. На это следует обращать внимание при работе с аудиторией, поскольку данной связью может обусловливаться как хорошее и полное понимание единиц, например в англоязычной аудитории, так и недостаточное в случае работы с учениками, не изучавшими языки германской ветви индоевропейской языковой семьи. Во-вторых, большое количество неологизмов, активно использующихся носителями, не зафиксировано в русскоязычных словарях, однако для формирования дефиниции недостаточно только обратиться к языку его происхождения, необходимо также проанализировать контексты и употребление носителями языка, в котором функционирует неологизм....
1. Алаторцева С. И. Проблемы неологии и русская неография: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01. - СПб, 1999. - 40 с.
2. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке - М.: Просвещение, 1973. - 226 с.
3. Буцева Т. Н. Итоги развития и современное состояние неологического направления русской академической лексикографии // Русская академическая неография (к 40-летию научного направления): Матер. Междунар. конф. - СПб, 2006. С. 7-14.
4. Буцева Т. Н. О названии словарей новых слов русского языка в аспекте эволюции их содержания // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6. Ч. 2. С. 85-89.
5. Винокур Г. О. Маяковский - новатор языка / Г. О. Винокур; предисл. К. А. Фатеевой. - Изд. 3-е. - М.: Либроком, 2009. - 133 с.
6. Гак В. Г. Новые слова и новые словари // Новые слова и словари новых слов. Л.: Наука, 1983. С. 15-29.
7. Гальцева А. А. Неологизмы XXI века // Концепт. 2014. - Спецвыпуск
№ 13. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neologizmy-xxi-veka (дата
обращения: 05.04.2022)
8. Денисенко Ю. Ф. Типы неологических словарей ИЛИ РАН и формирование их системности // Русская академическая неография (к 40-летию научного направления): Матер. Междунар. конф. - СПб, 2006. С. 39-46.
9. Диброва Е. И. «Современный русский язык. Часть I» - М.: «Слово», 2003. - 189 с.
10. Дубенец Э. М. Лексикология современного английского языка: лекции и семинары. Пособие для студентов гуманитарных вузов. // М.: «Глосса- Пресс», 2002.
11. Земская Е. А. Окказиональные и потенциальные слова в русском словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. Самарканд, 1972. С. 19-28.
12. Касаткин Л. Л. «Русский язык». - М.: «Речь», 2014. - 609 с.
13. Катлинская Л. П. Живые способы создания русских слов. - М.: Прометей, 1995. - 168 с.
14. Клобуков Е. В. Словообразование // Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. М. 2009.
15. Котелова Н. З. Введение // Словарь новых слов русского языка (середина 50-х - середина 80-х годов. СПб, 1995. С. 4-11....40