Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

Работа №14285

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1067
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-11
Глава I. Теоретические основы ранневизантийской эстетики
1.1. Предвизантийская эстетика II-III вв 12-19
1.2. Проблемы и противоречия ранневизантийской эстетики 20-24
1.3. Ранневизантийская эстетика III-VII вв 25-33
Глава II. Христианизация внешнего вида человека
11.1. Иконография человека 33-44
11.2. Мужской костюм 44-58
11.3. Женский костюм 58-68
Глава III. Описание людей в письменных источниках Ранней Византии
111.1. Иоанн Малала, Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский 69-75
111.2. Немезий Эмесский 75-77
Заключение 78-79
Библиографический список 80-88
Приложения 89-94


Актуальность исследования. В настоящее время истории поздней античности и ранней Византии уделяется особое внимание. Во многом причиной этому является то, что Византия была государством, которое сочетало в себе удачное географическое положение (перекресток между Западом и Востоком) и удивительное смешение римской, греко-эллинистической и христианской культур. Помимо этого, данная эпоха стала временем трансформации человеческого общества. В связи с этим, внимание историков всегда обращено к истории и культуре Византии.
Но, тем не менее, некоторые аспекты до сих пор остаются не достаточно изученными. Например, это касается эстетики Ранней Византии, а также вопросов, касающихся системы ценностей византийцев, их мировоззрения. Хотя существует ряд крупных работ, посвященных данному вопросу, нас интересует ответ на вопрос, какое место занимало понимание прекрасного в си¬стеме ценностей византийцев, какую роль в этом сыграло языческое наследие и христианская картина мира. Оценивая современное состояние мировой истории и культуры, мы даем оценку мировоззрению византийцев и понимаем, что, во многом, именно византийское наследие стало основой современной культуры.
В зарубежной историографии наша тема изучена глубже, чем в современной российской историографии, поэтому данная тема не теряет актуальности уже долгое время.
Источниковая база исследования. Работа опирается в основном на письменные и изобразительные источники. Письменные источники можно классифицировать на:
- произведения ранневизантийских светских историков (Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского и др.);
- произведения церковных историков (Григория Нисского, Макария Египетского и др.);
- произведения византийских хронистов («Хронография» Иоанна Малалы, «Хроника» Марцелина Комита, «Пасхальная хроника»).
Особо важным источником для нас является «Хронография» Иоанна Малалы - всемирная хроника, начало которой в единственно сохранившейся рукописи отсутствует и которая доводит описание событий до 565 г. «Хронография» Иоанна Малалы является первой из дошедших до нас всемирной хроникой, созданной в Византии. Полный греческий текст (за исключением начального фрагмента) сохранился в списке XII века, хранящемся в Оксфорде. «Хронография» была переведена на старославянский язык (предположительно в X веке) с более раннего списка, чем оксфордский, и известна по из¬влечениям в составе различных русских средневековых хронографических компиляций.
Структура хроники хронологически разбита на 18 книг. В книгах 1, 2 и 4 излагается древнейшая история, в основном - это пересказы греческих мифов (о борьбе богов с гигантами, о Зевсе и Кроне, о Семеле, о Ио, о Персее, Эдипе и др.). В 3-й книге излагается библейская история, в 5-й - история Троянской войны, в которой Малала следует средневековой версии Диктиса Критского (автора I-II вв., произведение которого «Описание Троянской войны» в средневековье считалось дневником участника осады Трои). Затем повествуется о персидских царях, лидийском царе Крезе, о македонских царях и начале Рима (кн. 6), о Ромуле и Реме и первых римских царях до Тарквиния (кн. 7), о преемниках Александра Македонского - Птолемеях и Селевкидах (кн. 8). Книги 9 - 12 излагают историю Юлия Цезаря и римских императоров от Октавиана Августа до Констанция Хлора, а затем - римских и византийских императоров от Константина Великого до Юстиниана (кн. 13 - 18).
Еще один важный источник - «Хроника» Марцеллина Комита . Марцеллин Комит составил труд, который охватывает период от вступления на престол императора Феодосия I (379 г.) до первых лет царствования императора Юстиниана I (534 г.). Преобладающие мотивы хроники - отношение Марцеллина к событиям в Иллирике и в Константинополе. Марцеллин в значительной мере является образцом ярко выраженного позднеантичного имперского сознания, подпитанного успехами юстиниановской реставрации. В центре внимания находится все-таки Константинополь. Это императорская резиденция, центр управления империей. Это августейший, царственный, священный город. Фиксируются факты построек важных общественных сооружений - цистерн и терм, форума Феодосия в Гелианах, св. Софии, городских стен, портиков и башен, императорских статуй и др. Информации о строительстве в других городах практически нет, если не считать Дары , но это место, возможно, является интерполяцией. О епископах Востока говорит¬ся достаточно много: об Иоанне Златоусте, о Нестории, о Евфимии и Македонии, о епископах провинций. Выделяется тематический подраздел о теологических сочинениях тех или иных авторов Востока и Запада. Специфический тематический ряд образуют рассказы о землетрясениях - их в хронике 15. Характерно, что все они четко относятся к городам. Такие специфические городские бедствия, как пожары, фиксируются в хронике 14 раз. Хроника Марцеллина - важный источник информации для изучения вторжений в империю варваров - гуннов, остготов и болгар . Именно Марцеллин обратил внимание на расширение Западной империи на восток. Ему же принадлежит знаменитое впоследствии утверждение о падении Западной Римской империи в 476 г. вместе со свержением Ромула Августула. Марцеллин не демонстрирует симпатий к сенаторам и знати вообще. Отмечается скорее настороженность по отношению к высшим слоям как гражданской, так и военной знати. К плебсу он совершенно равнодушен. Отношение Марцеллина к церкви - официально-государственное.
Хроника Марцеллина Комита - одна из наиболее информативных и связанных с имперской политической традицией. Вместе с тем, она является частью интересного и достаточно редкого культурного феномена - латинской позднеантичной исторической традиции на почве Ранней Византии, Константинополя.
Также важным источником стали «Война с персами», «Война с вандалами» и «Тайная история» Прокопия Кесарийского . Прокопий Кесарийский - самый крупный ранневизантийский историк. Он являлся советником знаменитого византийского полководца Велизария и участвовал в походах против персов, вандалов и остготов. Прокопий описывает Юстиниана, его жену, полководца Велизария, особенности жизни императорского двора и, что самое главное, походы византийской армии. Для нашей работы стало важным описание воинов.
Труд Немезия Эмесского «О природе человека» является попыткой со-здания антропологической системы с точки зрения новой, христианской философии. Трактат посвящен разъяснению человеческой сути, судьбе и роли Бога в этом. Данный источник позволил нам оценить то, как византийцы понимали душу.
Помимо перечисленных источников основополагающим для нас также стало произведение «О Юстиниане» Агафия Миринейского . Агафий являлся византийским поэтом и историком. Его сочинение продолжает линию повествования Прокопия Кесарийского и охватывает период с 552 по 558 гг., содержит описание войн с готами, франками, гуннами, персидских войн и дает информацию по истории, религии и даже этнографии. Для нас этот источник ценен тем, что Агафий дает не только описание события и его причины, но и делает акцент на персоналиях. Он описывает психологические особенности личностей, мотив их поступков и иногда внешность.
Изобразительные источники представлены монетами, иконами и фресками.
Степень изученности темы. Тема традиционно рассматривается в российской и зарубежной историографии.
В зарубежной историографии большую ценность имеет исследование Дженифера Болла «Византийский костюм» . В Византии существовали две наложенные друг на друга системы одежды: семиотическая, в которой платье отражало ранг и богатств, а также модной системой, в которой платье было основано на желании выглядеть определенным образом. В этой книге рассказывается о платье с VIII в. по XI в., но в ней дана информация и о костюме более раннего времени, описано в каких условиях развивалось византийское представление о внешнем виде человека.
Питер Браун в своей книге «The making of Late Antiquity» рассматривает значительные изменения, которые произошли в классическом мире между поздним вторым и началом четвертого века. Новый элитизм в религии имел свою параллель в обществе в целом, и широкая поляризация богатых и бедных развивалась, произошло резкое различие между правителями и управляемыми. Эта книга позволяет нам рассмотреть влияние раннего христианства на византийское общество.
Том «Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life» посвящен истории, топографии и памятникам Константинополя, столицы Византийской империи и одного из величайших городских центров, когда-либо известных во времена поздней античности и средневековья. Он со-держит 21 документ, который исходит из международного семинара, который проходил в Стамбуле в 1999 году.
Сборник разделен на восемь разделов, в которых рассматриваются раз-личные взаимосвязанные темы: от топографии до ритуала и идеологии, археологии, религиозной и светской архитектуры, патронажа, коммерческой жизни, социальной организации, женских ролей, общин, градостроительства и планирования.
В отечественной историографии дореволюционной России большое значение имеют переводы источников, особенно церковных авторов (например, перевод Моисея (Гумилевского) «Духовных преподобных бесед о совершенстве» Макария Египетского ). А также монументальный труд Н.П. Кондакова «Иконография Богоматери». «Иконография Богоматери», вышедшая впервые в 1914-1915 годах в двух томах - итог исследований учено¬го, проводившихся в течение целого ряда десятилетий. Эта монография является одним из крупнейших исследований Н.П. Кондакова, и, несомненно, лучшим, даже в наши дни, сочинением, посвященным истории иконографических типов Богоматери. Кондаков не просто сделал обзор иконографических типов Богоматери, но и на основании стилистического соотношения источников, их исторической связи определил их характер и значение, но не для настоящего для Никодима Павловича времени, а именно для времени византийского.
Еще одной основой нашей работы стала книга Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии» . В своей работе автор разобрал складывание главных тем христианства на основе ранних византийских и славянских памятников: живописи, фресок, икон, лицевых рукописей.
Что касается более поздних исследований, то очень важна работа В.В. Бычкова «Византийская эстетика. Теоретические проблемы» . В книге исследуется система основных категорий византийской эстетики в процессе ее исторического развития, выявляется своеобразная роль искусства и эстетического в миропонимании византийцев. Эта книга, представляющая собой пер¬вое исследование в советской литературе по данной теме, построена на оригинальном материале византийских трактатов, большей частью впервые вводимых в эстетическую науку.
Из современных исследований данной темы стоит отметить работы Н.Н. Болгова «Поздняя античность: история и культура» , а также работы Н.Н. Болгова в соавторстве с Ю.Н. Сбитневой и Н.С. Будаевой «История одежды и костюма в Византии» , а также с Т.В. Смирницких и Ю.Н. Сбитневой «Частная жизнь женщины в Византии» . Эти работы позволяют ре¬конструировать повседневную жизнь византийцев.
Несмотря на достаточно обширное количество исследований, работ исторического плана, подобных нашей, еще не было сделано, что и обосновывает своевременность настоящего исследования.
Целью работы является изучение представлений о мире и человеке в Ранней Византии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть вопросы предвизантийской эстетики, условия возникновения непосредственно византийской эстетики;
2) охарактеризовать проблемы и противоречия византийской эстетики;
3) описать ранневизантийские представления о прекрасном в IV-VII вв.;
4) проанализировать иконографию человека;
5) описать мужской и женский костюмы;
6) проследить особенности в описании людей, основываясь на письменных источниках.
Хронологические рамки исследования охватывают период с III по VI века н.э.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Балканского п-ова, Малую Азию, о-ва Эгейского моря.
Объект исследования ранневизантийские представления о мире и человеке.
Предмет исследования историческая эволюция античного религиозного и эстетического мировоззрения в ранневизантийское христианское.
Методологической основой исследования является цивилизационный подход, который позволяет понять и оценить закономерности в развитии сложных систем.
Также в основе нашей работы лежит принцип комплексной оценки источника и его анализ путем постановки ему вопросов и попытки проникнуть в самую суть источника (Л.Февр, М. Блок). Комплексный подход позволил нам на основе разных источников всесторонне изучить историческую реальность рассматриваемого периода и охарактеризовать ее.
Методы. Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить сравнения в становлении и развитии ранневизантийской эстетики, костюма, религиозных убеждений; ретроспективный метод позволил определить связь античного и ранневизантийского мира; историко-типологический метод позволил нам выявить общие черты в различных исторических источниках; системный метод позволил составить комплексную картину прошлого, основываясь на связях интересующих нас конкретных элементов.
Научная новизна исследования.
1. Используя комплексный подход при анализе исторических источников, впервые систематизированы знания о представлениях византийцев о душевной и телесной красоте.
2. Определена специфика византийской книжной миниатюры.
3. Впервые рассматривается влияние тех или иных событий на повседневную жизнь обычных византийцев.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Апробация материалов и выводов работы была проделана в виде ряда докладов на международных, всероссийских и региональных научных конференциях в Белгороде, Пскове, Борисоглебске, а также отражена в ряде публикаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было выяснить особенности ранневизантийских представлений о мире и человеке, был установлен ряд исследовательских задач, в результате чего мы можем сделать следующие выводы.
В эпоху раннего христианства апологеты не останавливались на позиции чистого эстетизма. Они любовались телом как произведением искусства, но не забывали и о душе и пошли здесь значительно дальше классической античности. Душа же у любого человека родственна Богу, поэтому христиане призывают с уважением и любовью относиться ко всякому человеку в единстве его души и тела.
На первом этапе христианству необходимо было отказаться от античного культового эстетизма, чтобы затем, наполнив все его компоненты новыми значениями, осознать их уже как свои и обосновать их культовую необходимость. Чтобы прийти к средневековому более глубокому, чем античный, эстетизму, новой культуре пришлось пройти эстетическое «очищение», отказаться от созданных до неё эстетических ценностей, вернуться назад к эстетике природы создать на базе платонизма и профетизма эстетику духа и только затем, на новом уровне опять реабилитировать эстетику художественной деятельности, наполнив её новым духовным содержанием. Процесс этот протекал не одно столетие и сопровождался сложными духовными и социальными конфликтами. Начало ему положили именно апологеты.
С течением времени происходило укоренение мысли, что внешняя красота обманчива, она часто скрывает сущность, причем часто она не дает увидеть нечто злое. Человек должен заботиться, прежде всего, о красоте своей души, т. е. о нравственных помыслах и делах. Всё это находило отражение во внешних репрезентациях.
В сакральных и светских изображениях постепенно оформились новые принципы иконографии человека, среди главных черт которой выделяются: фронтальность, иератичность позы, бледность кожи, восточно-средиземноморский расовый тип, закрытость тела. Складывается символика цвета. Устанавливается и догматизируется канон священных изображений евангельского и основанного на нем годичного праздничного цикла.
Культурные, духовные изменения касались и обычных жителей Византии. В повседневной жизни простых людей важнейшее значение имела «революция в одежде», приведшая к смене парадигм в костюме - на смену античным драпировочным одеждам пришел сложный кроено-шитый костюм. Это было вызвано определенной ориентализацией и варваризацией ранневизантийского общества.
А, проанализировав письменные источники, мы приходим к выводу, что историки и философы действительно стремились дать комплексную оценку окружающей их действительности. Мы узнаем, как выглядели те или иные люди, чем руководствовались в своих поступках, как люди относились друг к другу. Византийские источники действительно богаты на подобный материал, но что самое главное, они богаты не просто статическим описанием, а историческими и психологическими оценками.



1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. - М.: Арктос- Вика-пресс, 1996. - 256 с.
2. Афинагор. Прошение о христианах. О воскресении мёртвых / Пер. П. Преображенского. - 2-е изд. СПб: Алетейя, 1999. - 57 с.
3. Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер. В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. - СПб.: Axioma, 1995. - 176 с.
4. Лактанций. Божественные установления / Пер. В. М. Тюленева. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 512 с.
5. Макарий Египетский. Духовные преполезные беседы о совершенстве / Пер. Моисея (Гумилевского). - 4-е изд. Сергиев Посад: Изд-во Московской Духовной Академии, 1904. - 228 с.
6. Марцеллин Комит. Хроника / Пер. Н.Н. Болгова. - Белгород: Бел- ГУ, 2010. - 240 с.
7. Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. Ф. Владимирского под ред. М.Л. Хорькова. - М.: Канон+, 2011. - 314 с.
8. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой. под ред. Г.Г. Литаврина. - М.: Наука,1993. - 576 с.
9. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник / Пер. Г. М. Прохоров. - СПб.: Алетейя, 2002. - 864 с.
10. Ириней Лионский. Творения / Пер. П. Преображенского. - М.: Благовест, 1996. - 640 с.
11. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Избранные сочинения / Пер. А. А. Столярова. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - 448 с.
12. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе / Пер. А. Ю. Брату-хина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. - 256 с.
13. Филон Иудей. О жизни созерцательной / Пер. М. Елизаровой // Тексты Кумрана. - 1971. - № 1. - С. 376-391.
14. «Экфрасис» Христодора Коптского / Пер. Болгова Н.Н., Синицы М.М. // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2012. - № 13. - С.19-31.
15. The Chronicle of John Malalas / Translation by Elizabeth Jeffreys, Mi¬chael Jeffreys, Roger Scott et al. - Melbourne: Australian Association for Byzan¬tine Studies, 1986. - 371 p.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Arnheim M.T.W. The senatotial aristocracy in the later Roman Empire. - Oxford, 1972. - 246 p.
2. Bagnall R.S. Egypt in Late Antiquity. - Princeton, 1993. - 389 p.
3. Ball J.L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in 8 - to 11 century painting. - N.Y.: Palgrave MacMillan, 2005. - 400 р.
4. Balthasar H. U. Herrlichkeit. Eine theologische Asthetik. - Einsideln,1962. - 215 s.
5. Beckwith J. The Art of Constantinople. - L., 1961. - 187 р.
6. Blockley R.C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Ro¬man Empire. Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus. II. Text, Translation and Historiographical Notes. - Liverpool, 1983. - 711 p.
7. Brown Peter. Religion and Society in the Age of Saint Augustine. - N.Y., 1972. - 392 p.
8. Brown Peter. The Making of Late Antiquity. - L., 1978. - 466 р.
9. Brown Peter. The World of Late Antiquity. AD 150-750. - L., 1971. -216 р.
10. Bruhn J.A. Coins and Costume in Late Antiquity. - Wash., 1993. - 72 р.
11. Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life.
Papers from the International Workshop held at Boga/ici University, Istanbul, 7-10 April 1999 / Ed. by Nevra Necipoglu. - Leiden: Brill, 1999. - XVI, 366 p.; 88 illus.
12. Cameron A. The Byzantines. - L.: Routledge, 2006. - 296 p.
13. Casel O. Das christliche Opfermysterium. Zur Morphologie und Theolo- gie des eucharistischen Hochgebetes. - Koln, 1968 - 339 s.
14. Chronology of the Byzantine Empire. - L.: Palgrave Macmillan, 2006. -
442 p.
15. Cormack R. Byzantine Art. - Oxf.: Oxford Univ. Press, 2000. - 248 p.
16. Croke B. Count Marcellinus and His Chronicle. - Oxf.: Oxford Universi¬ty Press, 2001. - XVI+300 p.
17. Dalton O.M. Byzantine Art and Archaeology. - N.Y.: Dover Publica¬tions Inc., 1961. - 754 p.
18. Du Cange Ch.F. Historia Byzantina. - Brussel, 1964. - 988 p.
19. Grabar A. Christian Iconography. A Study of its Origins. - Princeton:
Univ. Press, 1980. - 174 p.
20. Hunger H. Byzantinische familie // Osterreichen archive fur kirchenecgt.
- Wien, 1967. - 413 p.
21. Jensen M. Face to Face: The Portrait of the Divine in Early Christianity.
- Fortress, 2005. - 260 р.
22. Kazhdan A. Women at home // DOP. 52. 1998. - 430 p.
23. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian
bis zum Ende des Ostromischen Reiches. - Munchen, 1891. - 235 p.
24. Lowden J. The Beginnings of Biblical Illustration // Imaging the Early
Medieval Bible / Ed. J. Williams. - Univ. Park (Pa.), 1999. - Р. 49.
25. Mango C. Daily life in Byzantium // Jahrbuch der Osterrei chischen Byzantinistik. - Bd. 31. Hbd. 1. 1981. - 939 p.
26. Weiss H. F. Untersuchungen zur Kosmologie des hellenistischen und palastinischen Judentums. - Berlin, 1966. - 169 s.
27. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб., 1997. - 416 с.
28. Байе Ш. Византийкое искусство. - СПб., 1888. - 328 с.
29. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.
30. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Альбом. - Л.-М., 1966. - 392 с.
31. Банк А.В. К вопросу о роли Сирии в формировании византийского искусства // Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. - М., 1967.- С. 77 - 83.
32. Беляев Н.М. Очерки по византийской археологии. Фибула в Византии // Seminarium Kondakovianum. - Вып. 4. - Прага, 1929. - С. 307-312.
33. Беляев Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Reqiel d'etudes dediees a la memoire de N. P. Kondakov. I. - Pragve,1926. - С. 201-226.
34. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. - М., 2002. - 177 с.
35. Болгов Н.Н. Эволюция позднеантичного костюма в Северном Причерноморье как проявление культурного континуитета // Из истории античного общества. Вып. 9-10. - Н. Новгород: ННГУ, 2007. - С. 207-216.
36. Болгов Н.Н.. Литовченко Е.В., Смирницких Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития. Матери¬алы IX Региональной НПК. Т. 1. - Белгород, 2007.
37. Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. - Белгород: БелГУ, 2009. - 88 с.
38. Болгов Н.Н.; Сбитнева Ю.Н.; Будаева Н.С. История одежды и костюма в Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 96 с.
39. Болгов Н.Н.; Смирницких, Т.В.; Сбитнева, Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 170 с.
40. Будур Н. История костюма. - М., 2001. - 480 с.
41. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. - М.: Наука, 1977. - 322 с.
42. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М.: Ладомир, 1995. - 400 с
43. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука, 1991. - 328 с.
44. Васильев А.А. История Византии. - Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1998. -301 с.
45. Васильев А.А. История Византийской империи. - Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1998. - 564 с.
46. Гийу А. Византийская цивилизация. - Екатеринбург: У - Фактория, 2007. - 545 с.
47. Грабар А. Император в византийском искусстве. - М.: Ладомир, 1999. - 328 с.
48. Грыжанкова М.Ю. Ранний византинизм как феномен средневековой культуры. - Саранск, 2002. - 310 с.
49. Гукова С.Н. Богоматерь с символами евангелистов // ВВ. № 64 (89).2005.
50. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В. Композиция костюма. 2-е изд. - М., 2004. - 432 с.
51. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. - М., 2001. - 160 с.
52. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Искусство, 1996. -315 с.
53. Дмитриевский А. Богослужебные одежды. - М., 1999.
54. Долоцкий В.М. О священных одеждах // Христианское чтение, 1848.
55. Дудникова Г.П. История костюма. - Ростов-на-Дону, 2001. - 416 с.
56. Евсеева JI.M. Традиции Константинополя и Рима в иконографии ветхозаветного цикла мозаик Сицилии // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. - М., 2005
57. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. - СПб.: Изд-тво Государственного Эрмитажа, 1997. - 109 с.
58. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. 3-е изд. - М.: РИПОЛ классик, 2006. - 287 с.
59. История Византии. Т. 1. Византийские хронисты / отв. ред. С.Д. Сказкин - М.: Наука, 1967. - 524 с.
60. Каплан М. Византия. - М.: Вече, 2011. - 416 с.
61. Каплан М. Золото Византии. - М.: Астрель, 2002. - 176 с.
62. Киприан Карфагенский. Об одежде девственниц // Творения. - М.: Паломник, 1999. - С.191-208.
63. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 528 с.
64. Комеч А.И. Взгляды христианства II-IV столетий на эстетическую выразительность архитектурной формы // Культура и искусство Византии. -Л., 1975. - С. 54-77.
65. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. - Одесса, 1876. - 276 с.
66. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. - М., 2005. - 230 с.
67. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. - Т. 1. - М.: Паломник, 1998. - 320 с.
68. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства. - Прага: Институт Кондакова, 1929. - 426 с.
69. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. - СПб.: Алетейя, 1998. - 255 с.
70. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. - СПб.: Алетейя, 1996. - 446 с.
71. Курбатов Г.Л. Ранняя Византия IV-VII вв. - позднеантичное общество // Вестник СПбГУ. - Сер. 2, вып. 2. - СПб., 2001.
72. Курбатов Г.Л.. Византия в VI столетии. - Л.: Учпедгиз, 1959 - 136 с.
73. Курбатов Г.Л.. История Византии. - М.: Издательство МГУ, 1984.- 726 с.
74. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.
75. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М.: Искусство,1986.
76. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы- парадигмы в византийской культуре. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. - 362 с.
77. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. - СПб.: Алетейя, 1997. - 256 с.
78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Высшая школа, 1963. - 584 с.
79. Мерцалова М.Н. Костюм различных времён. - М., 1993. - 545 с.
80. Неклюдова Т.П. История костюма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- 448 с.
81. Оргиш В.П. Истоки христианства: культурно-исторический генезис / Под ред. Е.М. Бабосова. - Мн., 1991. - 279 с.
82. Османкина Г.Ю. Мировоззренческие основы формирования ранне-христианской культуры Византии в IV-VI вв. - Автореф. канд. дисс. - Нижневартовск, 2000. - 20 с.
83. Пайкова А.В. Четвероевангелие Раввулы (VI в.) как источник раннехристианского искусства // ПСб. 29 (92). 1987. - С.176-179.
84. Панченко Б.А. О «Тайной истории» Прокопия // Византийский временник. - 1896. - Т. 2. - С. 24-57, 340-371.
85. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии / вступ. ст. Г.В. Вздорнова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.
86. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.
87. Покровский Н.В. Памятники византийской иконографии и искус¬ства // ХЧ. 1893, сент.-окт. - С. 185-221; нояб. -дек. - С. 385-404.
88. Поляковская М.А.; Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. - Свердловск: УрГУ, 1989. - 320 с.
89. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима. - М.: Центрполиграф, 2003. - 216 с.
90. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. - СПб.: Типография Скороходова, 1896. - 257 с.
91. Сайгушкина Т.П. Символика цвета в христианском искусстве // Символ в религии и философии. - Севастополь, 2005. - С. 183-189.
92. Самуткина Л. А. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Малалы. - Иваново: Изд-во ИванГУ, 2001. - 143 с.
93. Сорочан С.Б. Византия. Парадигмы быта, сознания, культуры. - Харьков: Майдан, 2011. - 952 с.
94. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. - 482 с.
95. Тиль Э. История костюма. - М.: Легкая индустрия, 1997. - 103 с.
96. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 730 с.
97. Удальцова З. В. Из византийской хронографии VII в. // Византийский временник. -1984. - Т. 45. - С. 60-65.
98. Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы // Византийский временник. - 1971. - Т. 32 - С. 3-23.
99. Удальцова З.В. Византийская культура. - М.: Наука, 1988. - 289 с.
100. Успенский Ф.И. История Византийской империи. - Т. 1. - М.: Астрель, 2001. - 822 с.
101. Чекалова А.А., Даркевич В.П. Культура Византии IV-XII вв.: быт и нравы. Прикладное искусство. - М.: Либроком, 2010. - 125 с.
102. Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. - СПб.: Алетейя, 1997. - 332 с.
103. Шпенглер О. Закат Европы. - В 2 т. - М.: Мысль, 1998. - 612 с.
104. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. -
414 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ