Введение 3
Глава I. Особенности становления культа Радегунды из Пуатье 16
Глава II. Святость и Власть в раннесредневековой Галлии 32
Заключение 43
Список использованных изданий источников и литературы 45
Приложение 54
Святая Радегунда из Пуатье (518—587 гг.) — дочь короля тюрингов Бертахара, основательница монастыря Святого Креста. Культ святой Радегунды, возникший предположительно после ее смерти, вплоть до начала XX века был одним из самых популярных во Франции. На примере культа св. Радегунды в работе рассматривается проблема агиографии как исторического источника, ранее обсуждавшаяся в трудах таких известных историков как Ж. Болланд, И. Делаге, П. Браун, Р. Ван Дам, Д. Крюгер.
Источники
Рассказы о жизни и деяниях Радегунды представлены в произведениях нескольких раннесредневековых авторов: историка и епископа Григория Турского, его друга и поэта (также епископа) Венанция Фортуната, а также монахини Баудонивии из основанного Радегундой монастыря Святого Креста в Пуатье. Все три автора входили в близкое окружение Радегунды. Сочинения Григория Турского, Венанция Фортуната и Баудонивии относятся к разным литературным жанрам, и образы королевы и монахини из Пуатье, представленные в них, во многом не похожи друг на друга.
Григорий Турский рассказывает про Радегунду из Пуатье в сочинении «Decem Libri Historiarum», которое создавалось на протяжении многих лет пребывания Григория на посту епископа города Тура, вплоть до 594 года, и в собрании «Libri octo Miraculorum», а именно в «Liber in Gloria Martyrum» и «Liber de Gloria Confessorum». Точные даты создания текста «Liber in Gloria Martyrum» неизвестны, возможно, согласно работе Р. Ван Дама, это произошло между 587 и 588 годами, то есть в последние годы жизни Радегунды, кончина которой наступила, предположительно, около 587 года. Сочинение «Liber de Gloria Confessorum» благодаря наличию в тексте описания похорон Радегунды возможно датировать после 587 года.
Григорий Турский пишет о Радегунде не только как об историческом персонаже, но и как об одной из многочисленных святых Церкви, которые своими чудесами подобны Иисусу Христу, что должно убедить читателя принять Церковь как тело Христово. Рассказы о чудесах святых в трудах Григория Турского — часть большого наставления Григория, который придает каждому рассказу о чудесах свою собственную значимость.
Два текста VI века, известные как жития Радегунды, написаны ее современниками. «Vita Radegundis» было написано Венанцием Фортунатом предположительно после 587 года. Второе житие Радегунды
(предположительно созданное как продолжение текста Венанция Фортуната), было написано монахиней Баудонивией между 609 и 614 годами. Сочинение Баудонивии, в котором Радегунда и ее окружение представлены неотделимыми от монастыря Святого Креста, может быть отнесено к текстам, положившим основание жанру «Gesta abbatum», возникшему в монастырях для утверждения новых отношений монастырей и общества и пересмотра их историй. Согласно созданному ею тексту, Баудонивия была знакома с житием Радегунды Венанция Фортуната, однако неизвестно, был ли ей знаком текст «Decem Libri Historiarum» авторства Григория Турского — епископа, который, как уже отмечалось, имел тесные связи с городом Пуатье и монастырем Святого Креста, а также был дружен с Венанцием Фортунатом...
В данном исследовании проведен сравнительный анализ образов святой Радегунды из Пуатье на основе раннесредневековых агиографических сочинений Григория Турского, Венанция Фортуната, и монахини Баудонивии. Показано, что трансформация образов святой Радегунды неотделимо связана с изменениями характера взаимоотношений Церкви и власти в королевстве Меровингов, возникновением, становлением и изменением культа святых в раннем средневековье.
Во введении дается краткий обзор источников и историографических сочинений, посвященных культу святой Радегунды. Указывается на изменение характера исследований, последовательно рассматривавших Радегунду как святую (работы представителей Церкви), как исторического персонажа (работы XIX века) и как объект гендерных исследований. Прослеживается изменение методологии исторических исследований, переход к сравнительному анализу текстов на рубеже XIX-XX веков и “лингвистическому повороту” во второй половине XX века.
Первая глава посвящена сравнительному анализу сочинений Григория Турского, Венанция Фортуната, и монахини Баудонивии на основании которого делается вывод о том, что различия образов Радегунды в указанных сочинениях, в значительной степени, определяются политическими событиями, связанными с трансформацией отношений Церкви и власти в меровингском королевстве.
Во второй главе проводится анализ иных сочинений Венанция Фортуната посвященных святой Радегунде и приводится краткий обзор исторических событий, связанных с появлением данных сочинений, подтверждающий необходимость рассмотрения образов Радегунды в контексте политической истории раннего средневековья и становления культа святых.
Проводится сравнительный анализ текстов «Vitae sanctae Radegundi» и текстом «Vita sancti Arnulfi» и указывается на то, что топосы, использованные при создании образа и становления культа святой Радегунды, позднее используются в «Vita sancti Arnulfi» для создания культа святого Арнульфа как основателя рода Каролингов.
Делается общий вывод о том, что составители житий святых раннего средневековья стремились подчеркнуть неразделимость власти и святости для утверждения легитимности королевского правления.
1. Blockley R. C. The History of Menander the Guardsman: Introductory, Essay, Text, Translation and Historiographical notes. Liverpool: Francis Cairns (Publications) Ltd, 1985.
2. De Vita S. Radegundis libri II / Ed. by B. Krusch // MGH. SRM. T. 2. Hannover,1888.
3. Gregorius Turonensis. Libri historiarum X / Ed. by B. Krusch, W. Levison // MGH. T. 1,1. Hannover, 1951.
4. Gregorii episcopi Turonensis libri octo Miraculorum / Ed. by B. Krusch // MGH. SRM. T. 1-2. Hannover, 1885.
5. Procopius Caesariensis. Opera Omnia. Vol II. De Bellis Libri V-VIII / Rec. J. Haury, G. Wirth, Leipzig: Teubner, 1963.
6. Smith R. P. The Third Part of the Ecclesiastical History of John, Bishop of Ephesus. Oxford: Oxford University Press, 1860.
7. Venantii Honori Clementiani Fortunati presbyteri italici Opera poetica / MGH. AA. T. 4, 1. Berolini, 1881.
8. Venance Fortunat, Poemes. Tome II: Livres V - VIII. Texte etabli et traduit par Marc Reydellet. Paris: Les Belles Lettres, 1998.
9. Vita Arnulfi Episcopi Mettensis, ed., B. Krusch // MGH. SRM, T. 2, pp. 426446.
10. Бикеева Н. Ю. Minima omnium minimarum: Баудонивия — монахиня и агиограф эпохи меровингов // Адам & Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. А. Ю. Серегиной; отв. ред. А. В. Стогова. М.: ИВИ РАН, 2017. № 25. с. 288-305.
11. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о
o сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
12. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / Пер. с англ. М., 2004.
13. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи / Пер. С англ. Л.И. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2013.
14. Викторов А. Е. Влияние монастырей на создание Vita Sancti Arnulfi // Ноябрьские чтения-2020: Сборник статей по итогам XII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт- Петербург, 5-6 декабря 2020 г., 2021, С. 62-67.
15. Гарнак А. Церковь и государство до образования государственной церкви //Theologia teutonica contemporanea. Германская мысль конца XIX - начала XX в. о религии, искусстве, философии: Сб. произведений / Сост., предисл., комм., пер., заключит. Статья Фокина И. СПБ.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006...103