Введение 3
Глава I. Образование в XXI веке 9
1.1. Понятие, сущность и функции современного образования 9
1.2. Педагогические технологии как неотъемлемая часть образования 22
1.3. Технологии развития критического мышления 29
1.4. Современные практики внедрения технологий развития критического мышления
в образовании 43
Вывод по главе 1 49
Глава 2. Эмпирическое исследование об осведомленности и готовности современной школы к использованию технологий развития критического мышления 52
2.1. Программа эмпирического исследования 52
2.2. Организация сбора данных 56
2.3. Результаты эмпирического исследования 58
Вывод по главе 2 62
Заключение 64
Литература и источники 69
Приложение 1. Гайд интервью 73
Приложение 2. Анкета 75
XXI век внес очень много изменений в нашу жизнь, которые не могли не коснутся и организаций образовательного процесса. В XX веке в образовании господствовал традиционный подход, который, как свидетельствуют публикации, формировал пассивную модель специалиста и был ограничен тем, что преподают. Сегодня же в образовании новые тренды: образование в течение всей жизни, самообразование, цифровизация и компетентностно - ориентированный подход, который в отличии от традиционного подхода, связывает результат образовательного процесса с формированием компетенции и ориентирован на формирование активной модели обучения. Самообразование становится неотъемлемой частью нашей жизни, и это не только потому, что обучение стало индивидуализированным («персонализированным»), но и потому что учимся мы сейчас на протяжении всей жизни. В силу этого возрастает роль позитивно-критического отношения к поступающей информации, и соответственно, возрастает необходимость развития критического мышления, которое раскрывает такие метакогнитивные способности и умения обучающихся, как самоконтроль, самооценка, умение четко спланировать собственную деятельность. И если не развивать критическое мышление, то как из всего массива мы выберем действительно полезные знания? Ответственность за образование теперь на обучающемся, и соответственно, обучающийся должен быть готов к анализу. Важно выбирать обучение осознанно, которое откликается собственным интересам, убеждениям и планам. Критическое мышление как аналитическое отношение к синкретическим информационным воздействиям способствует адекватной квалификации поступающих сообщений.
Отсюда вытекает вопрос: а смог ли образовательный процесс подстроиться под современного человека, поменялись ли педагогические методы и технологии. Для реализации индивидуально-ориентированной модели нужен новый ряд педагогических технологий: проблемное обучение, разноуровневое обучение, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно - коммуникационные технологии и другие.
Технология развития критического мышления относится к проекту «содержание школьного образования», содержание которого предполагает обновление стандартов образования: развитие навыков XXI века и новую грамотность, распространение современных воспитательных практик. Важно следовать стандартам образования, которые включают задачу развития метапредметных навыков: умение получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.
Для преодоления данной трудности необходимо выяснить, обучают ли учителей новым педагогическим технологиям, и может ли современная школа научить критически мыслить.
Степень разработанности темы
Критическое мышление рассматривается как навык XXI века, который входит в федеральный государственный образовательный стандарт и считается главным требованием к выпускнику школы. Но стоит отметить, что в современной философии образования и педагогике отсутствует ясная концептуализация понятия «критическое мышление». Авторы пытаются дать определение понятию «критическое мышление», и рассматривают его как навык ориентации человека в обществе модерна, то есть рассмотрение происходит через анализ особенностей общества модерна, что до конца не раскрывает самой сути критического мышления и его необходимости.
Использование информации в любой форме предполагает применение навыков критического мышления, отсюда следует, что его уровень и качество занимают первостепенное значение. Но у авторов, поднявших данную проблему, отсутствует определение понятия «критическое мышление». Также авторы отмечают преобладание традиционного типа обучения в школах и не разрабатывают стратегию распространения и применения технологии развития критического мышления в школах.
...
XXI век внес много изменений в нашу жизнь, которые также коснулись и организаций образовательного процесса. В XX веке, как свидетельствуют публикации, в образовании господствовал традиционный подход, который
формировал пассивную модель специалиста. Сегодня же в образовании преобладает компетентностный подход, который связывает результат образовательного процесса с формированием компетенции и ориентирован на формирование активной модели обучения. Важно также отметить, что лозунг «образование на всю жизнь» меняется на «образование в течение всей жизни». Все это задает такие тренды как непрерывное обучение и самообразование. Также с учетом технологического прогресса популярным становится цифровизация образования. Как теперь ориентироваться в новом и постоянно меняющимся мире, отсеивать полезное от бесполезного? В силу этого возрастает роль позитивно-критического отношения к поступающей информации, которое подразумевает анализ, рассуждение и опору на старый опыт.
Нами были рассмотрены подходы к определению понятия «образование». Было отмечено, что определений дано множество, так как о нем говорят с различных позиций. Объединяя рассмотренные определения, заключим: образование-
социальный институт, работающий на благо общества; услуга, подразумевающая работу в интересах человека и удовлетворяющая его образовательные потребности; процесс, который участвует в процессе социализации личности. Образование прошло 3 этапа развития: начиная с традиционного общества, где упор делался на трансляцию знаний, вторая стадия предполагала систему профессионального обучения, которая готовит специалистов в профессиональной области, и третья - постмодерна, в которой произошло множество изменений и трансформаций в процессе обучения.
Также нами были рассмотрены модели образования. Для своего исследования мы выделили модели, предложенные ЮНЕСКО, которые уделяют внимание в своей классификации элементам образовательной системы, и российскими исследователями Н. В. Бордовской и А. А. Реан, которые акцентируют внимание на организацию образовательного процесса. Были рассмотрены типы образования и их отличия: формальное, неформальное, информальное и цифровое. Исследователи описывают цифровое образование как «погружение всех субъектов в цифровую образовательную среду».
Рассмотрели подходы к определению понятия «критическое мышление», цель которого заключается в развитии независимого мышления, которое поможет быть обоснованным в суждениях и действиях. Развивая у себя критическое мышление, мы закладываем фундамент для ориентирования в современных и быстроменяющихся трендах. Считаем, что Бертран Расселл дал очень подробное определение, которое мы хотим представить: «способность к самостоятельному суждению; способность идентифицировать исходные посылки и ставить их под вопрос; открытость новому (даже если оно опровергает привычное); отказ от центральности своей позиции; привычка к беспристрастному суждению; привычка взвешивать данные» . Рассмотрели признаки критического мышления, выдвигаемые Дэвидом Клустером. Подробно были проанализированы технологии развития критического мышления, их стадии: «вызов», «осмысление», «рефлексия». Данные технологии предусматривают раскрытие метакогнитивных способностей и умений школьников, к которым относятся самоконтроль, самооценка, умение четко спланировать собственную деятельность, что подталкивает учащихся к самообразованию. Вышеперечисленные способности нужны человеку на протяжении всей жизни: в учебном процессе, в самообучении, в цифровом обучении, где важно обладать открытым умом, уметь сосредотачиваться и пользоваться приобретенной информацией, также рассматривать и принимать различные точки зрения на ситуации, и четко обосновывать логику своего мнения. Важно отметить, что технологии развития критического мышления способствуют нахождению своего собственного образовательного пути.
...
1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О. Андреев // Школьное планирование. - 2010. - №2. - С. 107-114.
2. Антипина Н.Л., Герасимова Г.И., Мурзина Е.В. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №2 (65). С. 42-49.
3. Березовин Н. А., Чепиков В. Т., Чеховских М. И. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие. 3-е изд., стер. Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2011. 336 с. ,с. 250-251.
4. Бизенков, Г.И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: автореф. Дис. Канд. пед. наук. М., 1953. - 16 с.
5. Бизяева А.А., Сорокун П.А. СОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ - Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2009. - 158с.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2000. 304 с. с. 65.
7. Васильева З.И., Седова Н.В., Буторина Т.С. и др. История педагогики и образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. / под ред. З.И. Васильевой. - 7е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 432с. - (Сер. Бакалавриат).
8. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога: [личностно ориентированные интерактивные стратегии обучения] / Е.А. Генике. - Москва: Сентябрь, 2008. - 176 с. - (Библиотека журнала 'Директор школы’; выпуск 5).
9. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи / Перевод с англ. Н.М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999.
10. Жукоцкая А.В., Черненькая С.В. Критическое мышление и его роль в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Вестник МГПУ. Философские науки. 2019. № 4 (32). С. 67-81.
11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
12. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация // Москва. Издательский центр «Академия». 2001. Том 30.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учебник для вузов / Б. В. Зейгарник. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Высшее
образование).
14. Зиар-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
15. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. - 2010. - №4. - С. 3-5.
... всего 53 источника