Жилище - строение, в котором живут люди. Обычное такое строение служит для отдыха, укрытия от неблагоприятной погоды.
Изначально любое строение для жилья было материальным отражением инстинкта самосохранения человека и защищало его от враждебного окружения. В нем выражалось стремление человека к переустройству окружающей среды, желание повысить комфортабельность своего существования; защитой от неблагоприятной погоды.
Сам дом у человека стал основным элементом материальной и духовной культуры человека. Жилище связывал человека с миром, упорядочивал личное пространство, создавал гармонию в его жизни.
Для строительства жилища, внутренней отделки, использовали разнообразный материал (дерево, камень, бетон, земля, сталь, стекло, кость, снег и т.д.).
Актуальность темы. В настоящее время, отечественной этнографической наукой накоплен богатый фактический материал, по теме исследования. Это дает возможность предпринять попытку комплексного его анализа. Корреляция типов жилища с природно-климатическими условиями и хозяйственными особенностями тех или иных этносов, позволит выявит закономерности в развитии домостроительных традиций народов Сибири и Дальнего Востока.
Целью дипломной работы является выявление характера взаимосвязи между природно-климатическими и хозяйственными факторами существования этноса и особенностями традиционного домостроительства.
Задачи
1) анализ конструктивных особенностей построек
2) определение характеристик строительных материалов
3) разработка классификационной схемы
4) определение характера связи формы жилища с мировоззренческими представлениями народа.
Источники. Источниками работы послужили опубликованные материалы полевых археологических исследований: Депрерадонич Ф. « Этнографический очерк южного Сахалина. Сборник историко - статистических сведения о Сибири» ; «Историко - этнографический атлас Сибири» статья А.Попова; Августинович Ф. « Три года в Северо-Восточной Сибири». Древняя и Новая Россия, XVIII; Крашенников С.П. «Описание земли Камчатки»; Кацюба Д.В. «Этнография народов Сибири»
Изученность проблемы. Описания жилищ народов Сибири известны начиная с XVII века. В ХХ веке, начинается собственно научные изыскания в данной области. Значительный вклад в изучение жилища отдельных этносов внесли такие авторы как: И.А. Лопатин, А.А. Попов, С.В. Иванова, С. Браиловский, Ф. Депрерадович, К.М. Рычков, М.Б. Шатилов, Ф. Августинович, Э.К. Пекарский и В.П. Цветков, С.И. Вайнштейн. Работы данных исследователей дают весьма широкие представления о постройках народов северной Евразии. Особенно хочется отметить статью А.А. Попова, в Историко-этнографическом атласе Сибири, который самым подробным образом описывает постройки, дает типологию жилища, связывает форму жилища с мировоззрением и мифологией народов.
Объект исследования: закономерности возникновения и эволюции традиционного жилища народов арктической зоны Евразии.
Предметом исследования являются традиционные жилища народов арктической зоны Евразии.
Хронологические рамки работы определяются началом описания домостроительных традиций народов Сибири - XVII век и охватывают период плоть до современности.
Географические рамки работы: арктическая и субарктическая зоны Сибири и Дальнего Востока.
Методологической основой исследования стали принципы историзма и системности, под которыми понимаются принципы научного познания, требующие изучения любого исторического явления и события с точки зрения возникновения, развития, и принципы научности и объективности, позволившие приблизиться в объективной картине прошлого.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа построек самого широкого географического диапазона.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав и заключения
Постройки народов Севера, Сибири были весьма оригинальными, но изучив их конструкцию, мы увидели, что люди ни когда не преобразовывали фасад дома, не пытались его как-то украсить.
Все постройки были небольшие, темные, в основном не имели окон и внутренней перегородки. За то мы видим, как они приспосабливались к природным условиям, к окружающей среде, как эффективно использовали местные ресурсы.
Исторически, в зависимости от природно-климатических условий и типа хозяйствования, жилье можно разделить на подземные, полуподземные, наземные и свайные.
Для защиты от сырости, врагов и диких животных эвенки, свои кочевые шалаши, и крошечные срубы приподнимали на четырехметровую высоту.
Самыми распространенными полуземлянками можно считать шалаши, охотников и рыболовов селькупов, населяющих междуречье Оби и Енисея у которых имелись помещения для укрытия, отдыха, спанья и еще были сени. Сооружали их обычно на склоне холма, устраивая вход со стороны реки. Густая прибрежная растительность служила хорошим прикрытием для жилища, попасть в которое можно было исключительно по воде. Причем на лодке не только подплывали к дому, но и заплывали в него, оставляя судно в сенях, которые были специально подстроены для лодки.
Долганы и другие оленеводы Таймыра жили в каркасных строениях, поставленных на полозья. Покрывали их оленьими шкурами. Дом перевозили упряжкой из оленей, и был он зимним.
Для Сибирского региона традиционным было жилище и сезонное.
При этом в зимнее время обычно жили несколькими семьями.
Летом каждая семья жила отдельно друг от друга. Семья рыболовов ханты в течение года могла жить в четырех разных домах: зимой в лесу — в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, а осенью — в чуме.
Чумы, как мы могли убедиться были распространены почти у всех народов Сибири. Каркас, которого состоял из 25-50 наклонных шестов, которые, перекрещиваясь, принимали форму конуса. Чум был очень простой конструкции, что позволяло его легко разбирать и собирать.
Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой. Некоторые народы покрывали чумы корой лиственницы, для этого нужно было 30-40 кусков.
Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех подстригали для того чтобы снег в него не забивался. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте, для того чтоб не загружать повозку. Если же при переезде на новое место, где было мало деревьев, остов приходилось брать с собой.
Имеются так же и интересные факты: после розжига очага, который во многих случаях располагался в центре дома. Дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Вверху создавалась зона повышенного давления, где холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом это защищало от насекомых. Покрытия не промокали, потому что дождь и снег скатывались с крутых стенок чума.
Конструкция многих шалашей напоминала небольшие стационарные домики.
Шалаш у орочей, нанайцев и удэгейцев чаще встречался с двухскатной крышей, который ставился прямо на землю. Сверху крышу покрывали еловой корой и берестой.
Боковые стены жилища закладывали землей.
Охотничьи шалаши западносибирских шорцев опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта.
Многие народы Сибири накрывали свои жилища полотном из войлока, кто-то кусками из бересты.1
С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей — охотников на морских животных.
Практически у всех народов Северных районов шалаш покрывали летом в один ряд шоками из шкур, а зимой в два или четыре. В шалаше отсутствовал дощатый настил пола.
Корякские шалаши практически ни чем не отличаются от чукотских. У зимнего корякского жилища перед входом устраивали сени, которые покрывали оленьими шкурами.
Яранга каркасного типа, после чукчей стала более часто встречаться у эскимосов и приморских чукчей.
Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта.
Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты умели определять время.
Стационарные деревянные юрты, в основном встречались у хакасов - скотоводов. Со временем они все меньше походили на традиционные — сначала перед входом появились навесы, которые потом превратились в сени, с восточной стороны стали пристраивать хозяйственные помещения. Появились и «многоквартирные дома» — несколько юрт, соединенных между собой переходами.
Эвенки, якуты, коряки, ительмены, алтайцы, хакасы, тувинцы уже в XIX в. сооружали деревянные срубы.
Из бревен был сложен балаган якутов, вытянутое в длину зимнее жилище. Только бревна в нем располагались не горизонтально, а почти вертикально, с небольшим наклоном к центру постройки. Окошки в таком доме были маленькими, закрывали их льдом, слюдой, рыбьим пузырем или последом теленка. Крышей служил настил из тонких бревен, который утепляли корой, дерном и землей. С северной стороны к балагану пристраивали хлев, а перед входом устраивали навес и сени.
Таким образом, можно определить основные особенности жилищ сибирских народов, их связь с природно-климатическими и хозяйственными условиями. Для оседлых и полуоседлых народов Арктики основным типом зимнего жилища является подземный или полуподземный дом. В том случае если сооружению котлована препятствовала вечная мерзлота, постройка сооружалась наземной и, в последствии, обсыпалась землей. К югу, землянки постепенно уступают место наземным домам, причем традиционной конструкцией стен являлся шалаш, срубы появляются под влиянием русских.
I. Источники
1. Алквист А. Среди хантов и манси: Путевые записи и этнографические заметки /Пер. с нем. и публ. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.
2. Богораз В.Г //Материальная культура чукчей/. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991 г.
3. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.) / Наука, Ленинградское отделение, 1969 год.
4. Депрерадонич Ф.Этнографический очерк южного Сахалина. Сборник историко-статистических сведении о Сибири.
5. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Пер. с англ. В.Х. Иванова и З.И. Ивановой-Унаровой. - Новосибирск: Наука, 2005.
6. Иохельсон. В.И. Материалы по юкагирскому языку и фольклору, собранные в Колымском округе. - Якутск: Бичик, 2005.
7. Источники по этнографии Западной Сибири/Подгот. к изд. Н.В. Лукиной, О.М. Рындиной, - Томск, 1987.
8. Левин М.Г. и Потапов Л.П.// Историко-этнографический атлас Сибири/. Издательство Академии Наук СССР, М - Л, 1961 г.
9. Шатилов М.Б. Ваховские остяки. (Этнографические очерки). Труды Томского краеведческого мувея, т. IV, 1931, стр. 42.
10. Этнография русского крестьянства Сибири: XVII - середина XIX в. - М., 1981.
II. Литература
11. Августинович Ф. Три года в Северо-Восточной Сибири. Древняя и Новая Россия, XVIII, 12, 1880.
12. Алексеев А. А. Забытый мир предков (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья). Якутск, 1993.
13. Беретти Н. На крайнем Северо-Востоке. Зап. Владивостокского отделения ГРГО, т. IV (XXI), 1929, стр. 52, 53.
14. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. - Харьков, 1889.
15. Зенько А.П. и др. Народы России. Атлас культур и религий. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография, 2008.
16. Картамышева Н. С., Биекенова А. С. Арктика и развитие арктической зоны // Молодой ученый. — 2015. — №13.
17. Кацюба Д.В. «Этнография народов Сибири: учеб. пособие». - Кемерово, 1994.
18. Крашенинников С.П. //Описание земли Камчатки./- М., Издательство Главсевморпути, 1949 г.
19. Лебедев Н.К. //Арктика/- М.: Государственное учебно¬педагогическое издательство, 1932 год.
20. Левин М.Г., Потапов Л.П //Народы Сибири/. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1956 год.
21. Мильков Ф.Н. Природные зоны России. 2-е изд., доп. и перераб. —М.: Мысль, 1977.
22. Олег Л.Г «История Сибири: учеб. Пособие/ Л.Г.Олех.-Изд.2-е пер. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.
23. Потапов Л.П.// Одежда алтайцев. Сб. МАЭ, т. XIII, М.—Л., 1951.
24. Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат .дом «Светлячок»2002;
25. Радлов В.В. Из Сибири. Изд.: «Наука», 1989.
26. Радлов В. Сибирские древности. Том 1. Вып. 2. СПб, Типография Императорской Академии наук, 1891.
27. Радлов В.В. Сибирские древности Том 2. Вып.1. СПб, Типография Императорской Академии наук, 1902.
28. Сальнова А.В.// Греко-русский и русско-греческий словарь. - М.: Русский язык, 2000 год.
29. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М.: Наука, 1976.
30. Серошевский В.Л. //Якуты т.1/. - СПБ., 1986г.
31. Сказки и мифы эскимосов - Москва: Изд-во Наука, 1985.
32. Теин Т. И было так ... Магадан, 1992.
33. Тишков В.А. //Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение /; — М.; СПб.: Нестор-История, 2016 г.
34. Фрейхен П. Зверобои залива Мелвилла. М.: Географгиз. 1961.
35. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.
36. Шренк Л. О народцах Амурского края, т. II. СПб., 1899.