ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВЕРСИЯ ФЕМИНИЗМА 10
1.1. Представления о роли женщины в «новом советском обществе» 10
1.2. Партийно-государственная политика решения «женского вопроса» после
революции и в 1930-е годы 21
1.3. «Новая женщина» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов ....30
ГЛАВА 2. ФЕМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.А. ЕФРЕМОВА 40
2.1. Феминистские идеи в романах И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»
и «Час Быка» 40
2.1.1. Женщины и труд 42
2.1.2. Семья и брак 45
2.1.3. Любовь и сексуальность 49
2.1.4. Материнство и воспитание детей 56
2.1.5. Образ женщины будущего 59
2.1.6. Женщины и искусство 63
2.1.7. Патриархальные отношения 68
2.2. Концепция И.А. Ефремова и советская версия феминизма: сходства и
отличия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
«В романах писателя, обладающего мужским темпераментом бойца, прославляющего героические профессии и подвиги, царит тем не менее женщина», - таково наблюдение А. Бритикова над особенностями творчества автора советской научной фантастики И.А. Ефремова [Бритиков, 2005]. Исследователь обращает внимание на «примечательный феминизм» в произведениях писателя, выражающийся в расстановке героев, высокой идейно-эстетической нагрузке женских образов и философской трактовке красоты [Там же].
Суждения подобного рода о творчестве Ефремова не единичны. Так, Л. Геллер отмечал последовательную и страстную проповедь свободной любви, которой «не было, пожалуй, со времен Александры Коллонтай», и эротизм в произведениях фантаста [Геллер, 1985, с. 341]. Кроме того, ученый высказал очень важную мысль о том, что отношение к женщине у Ефремова созвучно утопическим мечтаниям Фурье, Белинского и Чернышевского [Там же. С. 341], писавших о женской эмансипации и равенстве полов.
На то, что некоторые феминистские круги считают И. Ефремова «своим писателем», обратила внимание М.С. Галина: «... разрабатывая модель
"совершенного человека", И.Ефремов, пожалуй, первый в отечественной (а может, и в мировой) фантастике превратил женщину из ценного приза, награды, достающейся герою, или просто из декоративного сюжетного украшения в активное, а то и в главное действующее лицо событий - от исторического (вернее, псевдоисторического) романа "Таис Афинская" или "Лезвия бритвы", где действуют наши современники, до далекого будущего, где женщина не просто осваивает границы неведомого бок о бок с мужчиной, но и принимает на себя основное бремя первого контакта с представителями олигархического общества ("Час Быка")» [Галина, 1997].
Кроме того, гендерную проблематику в творчестве Ефремова анализировал В.В. Комиссаров [Комиссаров, 2017, с. 78]. Исследователь обратился к рассказу писателя «Юрта Ворона» (1960), в котором есть диалог героев о названиях женских профессий. Один из героев замечает: «... в царское время у женщин не было профессий, и все специальности и профессии назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И до сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач, геолог, инженер, агроном. Женщин-специалистов почти столько же, сколько мужчин, и получается языковая бессмыслица : агроном пошла в поле, врач сделала операцию, или приходится добавлять : женщина- врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта, что ли.» [Ефремов, 1959]. А затем продолжает мысль: «Не я, а молодежь нас учит. У них верное чутье: называют геологиня, агрономиня, докториня, шофериня» [Там же]. Так Ефремов откликнулся на тот факт, что тенденция к образованию феминитивов в 1920-е годы, являющаяся следствием активного вовлечения женщин в производство, начала вытесняться в 1930-е годы тенденцией к приданию обобщенного значения словам мужского рода [Беркутова, 2018, с. 13]. В 1960е годы обозначения профессий женского рода, по наблюдениям В.В. Беркутовой, практически исчезли из употребления [Там же, с. 14]...
Феминистская концепция советского писателя-фантаста И.А. Ефремова еще не оказывалась в фокусе отдельного внимания исследователей. В работе была предпринята попытка не только выявить феминистские идеи Ефремова, но и сравнить их с идеями советского феминизма периода 1917-1920-х годов. Именно в этот период формировалось мировоззрение писателя.
В ходе исследования были рассмотрены основные аспекты «женского вопроса» (женский труд, новый тип семьи, материнство и воспитание детей, быт и домашние обязанности, концепция «новой женщины), которые теоретически осмыслялись советскими деятелями - В.И. Лениным, Н.К. Крупской, А.М. Коллонтай. Далее была проанализирована послереволюционная партийно-государственная политика решения «женского вопроса», в ходе которой советское государство обеспечило политическое и гражданское равноправие, провело реформы в сфере труда, материнства, брака, семьи, быта. Отмечено, что в 1930-е годы политика государства поменяла направление в плане «женского вопроса»: все нововведения и запреты были направлены на укрепление семьи, произошел возврат к патриархальным нормам. Затем был изучен идеологический образ «новой женщины» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов (в агитационных плакатах, женских журналах, кинематографе и художественных произведениях), отмечены основные черты «новой женщины», а также определены модели поведения, следовать которым предлагалось советским женщинам. Таким образом, были выявлены основные идеи советского феминизма 1917-1920-х годов для анализа феминистской концепции Ефремова.
Феминистские идеи Ефремова были рассмотрены в романах писателя о далеком будущем - «Туманность Андромеды» и «Час Быка». В ходе анализа установлено, что феминистская концепция писателя реализуется в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев (включая лекционные вставки), конфликтных ситуациях, образах героев и в моделях их поведения...