Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Живопись и художник в творчестве Гуго фон Гофмансталя

Работа №142717

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Рецепция живописи у Гофмансталя на фоне культурно-общественной жизни fin de siecle 13
Глава 2. Проблема художника в стихотворной драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Тициана»
Глава 3. Роль цвета и красок в литературном пространстве произведений Гофмансталя
Глава 4. Экфрасис в прозе и лирике Г. фон Гофмансталя 44
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение 71


Данная работа посвящена исследованию темы живописи и образа художника в творчестве одного из наиболее выдающихся представителей австрийской литературы эпохиfindesiècle,Гуго фон Гофмансталя (HugovonHofmannstahl, 1874-1929), внесшего неоценимый вклад в развитие культурного самосознания своего времени. Творческое наследие Гофмансталя обширно и многообразно, его произведения отличаются не только жанровой вариативностью, но и тематическим разнообразием. Примеры обращения к живописи в литературе в той или иной степени можно встретить во многих критических эссе и художественных произведениях Гофмансталя.
Проблема синтеза искусств и взаимодействия живописи и литературы, затрагиваемая в данной работе, актуальна в ряде литературных эпох и остается таковой по сей день.
Современная трактовка проблемы синтеза живописи и литературы намечается ещев XVIII веке, когда вопрос об особенностях взаимовлияния двух видов искусств встает особенно остро. Наиболее важным сочинением в данной области становится трактат немецкого просветителя ГотхольдаЭфраима Лессинга (1729-1781)«Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (LaokoonоderüberdieGrenzenderMalereiundPoesie, 1766), в котором Лессинг выявляет не только сходства между данными видами искусствами, но и подвергает критике положения теоретиков классицизма, оспаривая известную мысль о том, что «живопись – это немая поэзия, а поэзия – немая живопись». Влияние Лессинга на творчество Гофмансталя отражено в его одноимённом эссе, в котором он отдает дань, прежде всего, драматургическому наследию Лессинга, слова которого «иной раз как молния прорезывают мрак темных областей нашей мысли».
Особо важное место в изучаемом вопросе занимает немецкий романтизм. Гофмансталь, называющий себя неоромантиком, чувствует близость скорее к ранним романтикам. По Новалису, поэт, исполненный «страстного томления» по идеалу, стирает в своей теории и творчестве границы искусства и жизни и стремится к всеединству (Allverbundenheit), в том числе и относительно разных видов искусства.
Важную роль в осмыслении синкретизма живописи и литературы играют романы о художниках (Künstlerromane), возникающие в период романтизма. Как правило, в них описывается жизненный путь и биография реально существовавших или вымышленных художников. Так, результатом совместного творчества Людвига Тика и Вильгельма Генриха Вакенродера стало собрание эссе по теории искусства «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (HerzensergießungeneineskunstliebendenKlosterbruders, 1796), в которых образцами истинного «священного» искусства выступают художники эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и Альбрехт Дюрер. Это произведение вдохновило Тика на создание романа «Странствования Франца Штернбальда» (FranzSternbaldsWanderungen, 1798), повествующего о путешествии, которое совершил один из учеников Дюрера в Рим.
Образ художника играет важную роль и в романе «Художник Нольтен» (MalerNolten, 1832) Эдуарда Мёрике (1804-1875), представителя швабской школы поздних немецких романтиков. Это произведение многие называют «одним из наиболее мрачных немецких романов». Десятью годами позже известный швейцарский писатель Готфрид Келлер (1819-1890) после неудачных попыток заняться живописью начинает работу над своим частично автобиографичным романом в четырех томах «Зеленый Генрих» (DergrüneHeinrich, опубл. в 1854-55 гг.), в котором рассказывает о судьбе неудавшегося художника. Примечательно, что многие писатели XIX века пробуют себя в качестве живописцев, например, австрийский писатель Адальберт Штифтер (1805-1868). Некоторые произведения Штифтера отличаются особой живописностью и визуальностью. К примеру, в повести «Замокдураков» (DieNarrenburg, 1844) присутствует множество экфрастических описаний предметов пластического искусства и руин архитектурных сооружений. Гофмансталь ставит творчество Штифтера, а именно, его роман «Бабье лето» (DerNachsommer, 1857), в один ряд с такими классиками, как Гёте и Жан-Поль. Оталанте Штифтера Гофмансталь говорит, что «его душа <…> непременно будет воздействовать своими тонко и заботливо представленными поэтическими образами на долгий ряд грядущих поколений».
Формированию творческих взглядов и индивидуального самосознания в немалой степени способствовало знакомство Гофмансталя с русской литературой, с творчеством Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Первые прозаические публикации Гофмансталя начинались с подражаний стихотворениям в стиле И. С. Тургенева, а в наследии Л. Н. Толстого он подчеркивал «силу образной выразительности» его произведений. Помимо этого Гофмансталь был широко открыт самым разным влияниям: философским (Ф. Ницше, Э. Мах), эстетическим (У. Пейтер, Г. Бар), культурологическим (Я. Буркхардт, М. Нордау), не говоря уже о литературных. Но, несмотря на обилие заимствованных идей, Гофмансталь сформировал свой собственный стиль в лирике, драматургии и прозе, ярко отличаясь от других младовенцев выразительностью художественных средств, изысканностью и музыкальностью языка. Поэтому творчество Гофмансталя сложно уложить в рамки определенного литературного направления на рубеже веков — символизма, импрессионизма, эстетизма или неоромантизма.
Отправной точкой для изучения проблемы обращения к живописи в произведениях Гофмансталя можно считать его высказывание: «ichbineinDichter, weilichbildlicherlebe»(«я поэт, потому что я образно мыслю»). В его поэтическом творчестве понятия «живописности» и «образности» выходят за рамки традиционного понимания этих терминов. По мнению Сабины Шнайдер и Урсулы Реннер, они включают в себя наряду с конкретными материальными картинами визуальные образы нашего воображения (Vorstellungsbilder). При этом речь идет не только о живописи, но и о других визуальных искусствах: скульптуре, рисунку и прочее. Это так называемые «безмолвные искусства» (schweigendeKünste).
В связи с критикой Гофмансталем выразительных возможностей языка, что наиболее ярко продемонстрировано в его новелле «Письмо лорда Чэндоса Френсису Бэкону» (BriefdesLordChandosanFrancisBacon, 1902), изучение визуальных образов в его текстах в контексте расширения потенциала языка является еще одной гранью освещения исследуемой проблемы. Этой проблемой Гофмансталь интересуется не только в своем «Письме», но и в ранних произведениях. Гофмансталь задается вопросом о том, что может быть противопоставлено стандартному, клишированному языку, когда речь заходит о выражении внутреннего, психологического состояния человека. Одним из решений становится обращение к немому языку живописи.
Жизненный и творческий пути Гофмансталя приходится на рубеж XIX и XX веков, который в Австрии ознаменован рядом значительных перемен и сложной обстановкой, как в социально-политической, так и в культурной сферах жизни. Возрастающие негативные настроения среди населения, связанные с проблемой национальной самоидентификации и обострившиеся в 1867 году после превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию, провоцируют распространение идеологий националистического и антисемитского характера; возникают новые бунты представителей панславизма, выступающих против Австро-Венгрии и отстаивающих права южных славян. Помимо этого, в 1873 году произошел серьезный кризис фондовой биржи, в результате которого большое количество представителей крупной буржуазии, к которым относился и отец Гофмансталя, лишились значительной части своего имущества.
Неудивительно, что эти и иные угнетающие обстоятельства современной жизни нашли отражение в искусстве, которое, словно предчувствуя надвигающуюся катастрофу, отвечает на насущные проблемы попыткой бегства в свой собственный иллюзорный мир, прячущийся под маской эстетичности. Причиной тому служит «смертельный страх перед неизбежностью жизни» , ведущий к осознанию того, что истинно человеческое существование по ту сторону внешне красивой, но скудной жизни заключается в нравственности и принятии ответственности за свои поступки. Относительно именно этого периода можно встретить обозначения «decadence», «l’artpourl’art», «новый романтизм» .
Как писал Гофмансталь в своих дневниковых заметках под заголовком «Эстетизм I» в 1895 году, «искусства клонятся друг к другу, отдаляясь от публики». Живопись и литература, музыка и театр словно пытаются черпать новые силы и идеи с помощью друг друга. Однако такая тенденция нередко подвергается жесткой критике. Так, например, Карл Краус, известный литературный сатирик и критик того времени, в своем наделавшем шума эссе «Разрушенная литература» (DiedemolirteLiteratur, 1897), с определенной долей иронии отзывался о молодых начинающих писателях и художниках, к которым, несомненно, он относил и Гофмансталя: «к этому кругу молодых людей, не умеющих писать, примыкает кто-то, кто вносит спасительное разнообразие своей многогранностью, тем, что не умеет рисовать. Лишь в более зрелые годы он пробует выразить свою бездарность в писательстве, создав перед этим для себя прочную базу необразованности. И задолго до того, как о нем заговорят в связи с его уникальными отношениями с немецкой грамматикой, он будет указывать на многочисленные неудачи в качестве живописца. Именно ему адресована остроумная фраза, касающаяся всех, кто стремится объединить эти два занятия (литературу и живопись – Э.К.): писатели уже знают, что он плохой художник, и поэтому художники уже не обманываются тем, что он хороший писатель».
Сам Гофмансталь называет себя неоромантиком, а его произведениям свойственна некоторая рафинированность, которая порой выливается в особую атмосферу эстетического изобилия, при этом он искусно использует все богатство языка, вследствие чего его тексты порой остаются отчасти непонятыми и окутанными ореолом таинственности и загадочности. Недаром Карл Краус язвительно отзывался о Гофманстале как о чудаке, который «сторонится жизни, но обожает то, что ее украшает».
Тем не менее, по мнению Карла Шорске, подобный подход к его творчеству может ввести в заблуждение тех, кто желает познать истинные мотивы его творчества, ведь будучи заложником храма искусств, живя в своей башне из слоновой кости, Гофмансталь нередко страдал от этого. Будучи выходцем из довольно обеспеченной семьи аристократов, Гофмансталю не приходилось сталкиваться с тяготами бедной жизни. С самого раннего детства ему прививали любовь к разным искусствам. В частности, его трепетное отношение к живописи объясняется помимо всего прочего тем, что его отец всячески старался вырастить из своего сына человека, которому присуще чувство прекрасного. Именно эта атмосфера погруженности в искусство с малых лет способствовала тому, что он, будучи еще совсем юным, сумел покорить сердца многих своих современников. И даже свойственная ему от природы замкнутость в себе, отчасти кажущаяся, не помешала ему влиться в круг молодых литераторов «Молодая Вена», являвшийся в 90-е годы XIX века квинтэссенцией венской интеллигенции.
Свою деятельность на литературном поприще Гофмансталь начал с создания стихотворений в стиле символизма и неоромантизма, которые он декламировал в литературных венских кофейнях и которые моментально произвели неизгладимое впечатление на таких завсегдатаев кафе, как, например, Герман Бар и Артур Шницлер. На ранние произведения Гофмансталя оказали прямое влияние многие литературные тенденции как современности, так и прошедших эпох, среди которых, безусловно, особенно ярко проявилось влияние французских символистов. С 1901 года, окончательно поставив крест на своей академической карьере, Гофмансталь всё свободное время посвящает писательству.
Литературная фигура Гуго фон Гофмансталя, несомненно, представляет большой интерес для литературоведческих исследований. Несмотря на огромный пласт существующих исследований его творчества, принадлежащих большей частью зарубежным авторам, тема живописи и художественно-изобразительного искусства в его произведениях изучена не настолько широко.
На данном этапе существуют три основные немецкоязычные исследовательские работы, посвященные данной проблеме. Первым этой проблемой подробно занялся К.Брэггер, опубликовавший в 1979 году работу «Пластическое и визуальное: Гуго фон Гофмансталь». К другому важному исследованию, посвящёному анализу и интерпретации творчества Гофмансталя, следует отнести обширное исследование У.Реннер, которое включает в себя различные аспекты взаимосвязи произведений Гофмансталя с такими художниками, как Альфред Бёклин, Винсент Ван Гог, Никола Пуссен, а также интерпретирует всевозможные визуально-художественные образы, создаваемые в произведениях Гофмансталя. На данные научные работы опирается и другая значительная немецкоязычная исследовательница творчества Гофмансталя, С. Шнайдер, которая четко разграничивает визуальное и вербальное начала в текстах исследуемого автора, выделяя при этом внутреннюю и внешнюю образность.
Вышеупомянутые исследования наряду с многочисленными статьями и научными публикациями образуют теоретическую и практическую базу данной выпускной квалификационной работы, объектом которой является творческое наследие Гуго фон Гофмансталя, а в качестве предмета выступают всевозможные проявления художественной образности, а также экфрасис как способ выражения синтеза живописи и литературы в произведениях Гофмансталя.
Целью данного исследования является попытка изучить взаимодействие двух видов искусства в текстах Гофмансталя, жившего и творившего в так называемом распадающемся обществе, где нравственный самоконтроль уступает чувствам и инстинктам.
В качестве материала исследования выступают многочисленные критические эссе Гофмансталя, посвященные теме живописи и художника, некоторые стихотворения автора, драма «Смерть Тициана» (DerToddesTizian, 1892), одноактный драматический фрагмент «Идиллия» (Idylle, 1893), а также новеллы «Сказка 672 ночи» (DasMärchender 672.Nacht, 1895), «Письма возвратившегося» (Die Briefe des Zurückgekehrten, 1901) и «Пути и встречи» (Die Wege und die Begegnungen, 1907).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности культуры венского модерна сквозь призму критических эссе Гофмансталя, посвященных теме художника: особый акцент при этом ставится на роли художника в современном обществе.
2) Определить место художника как объекта осмысления сущности искусства в драматическом фрагменте Гофмансталя «Смерть Тициана».
3)Определить, какую роль играют цвет и краски в создании художественных образов в тексте.
4)Дать наиболее полное представление о сущности экфрасиса, его роли и способах выражения в художественном тексте. Исследовать обнаруженные в произведениях Гофмансталя экфрасисы на семиотическом уровне, провести их литературоведческий анализ.
В ходе решения поставленных задач сформировалась следующая структура работы, включающая 4 главы. В первой главе представлены основные тенденции в живописи и литературе на рубеже XIX и XX веков, а также упомянуты различные институции, способствовавшие сращению и единению живописи и литературы. Важно обозначить главные имена художников того времени и отношение Гофмансталя к их творчеству, сведения об этом почерпнуты из его переписки с друзьями либо из дневниковых заметок и эссе. Вовторой главе проанализирована драма Гофмансталя «Смерть Тициана», обозначены особенности ее возникновения, интерпретации, предпринята попытка выявить роль художника, как во внешней жизни, так и в кругу других деятелей искусства. В основе третьей главы лежит концепция «радикального языка», упоминающаяся в том числе и в работе С. Шнайдер. Суть в том, что язык как обособленный инструмент исключительно вербального выражения не в состоянии удовлетворить творческие стремления Гофмансталя, т.к. в конечном итоге это приводит к языковому кризису, о котором Гофмансталь впоследствии напишет в своем «Письме». Для создания радикального языка необходимо вовлечь не только вербальное восприятие, но и визуальное, в частности цветовое. В четвертой главе проведены анализ и интерпретация экфрасисов, обнаруженных в произведениях Гофмансталя, сделана попытка выявить и обозначить роль экфрасисов в исследуемых текстах. В Заключении представлены выводы о проделанной работе. Приложение содержит наглядный материал в виде репродукций картин, важных для исследования. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ критических эссе о живописи, некоторых драматических произведений, новелл и стихотворений Гофмансталя позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, многим текстам исследуемого автора присуще живописное начало, во-вторых, многие явления и произведения изобразительного искусства становятся источником вдохновения для создания литературных произведений.
Первый аспект, связанный с наличием живописного начала в текстах Гофмансталя, наглядно демонстрируется, например, в новеллах «Сказка 672 ночи» и «Пути и встречи», а также в драматическом фрагменте «Идиллия». Данный аспект свидетельствует о главенствующей роли в исследованных произведениях, прежде всего, визуальной образности, которая не только выступает в качестве инструмента, миметически отображающего материальные объекты, но и несет в себе сновидческие и иллюзорные мотивы. Наряду со стандартным зрительным созерцанием можно говорить о «внутреннем видении», более возвышенном, разрушающем границы обыденности и выходящем в сферу трансцендентного.
Второй аспект связан непосредственно с прямым влиянием изобразительного искусства на творческий процесс создания литературных текстов. В этом контексте следует упомянуть живопись Ван Гога и его язык красок, вдохновивший Гофмансталя на создание новеллы «Письма возвратившегося». В ходе исследования была установлена тесная взаимосвязь вербального языка и языка живописи, в частности языка красок, в рамках проблемы выразительного потенциала и критики языка. Цельный и симультанный язык живописи противопоставляется дискретному языку слов, который оказывается не в состоянии осуществить полноценную перекодировку одной семиотической системы в другую. Вследствие этого справедливо констатировать главенство красок над вербальностью, что свидетельствует о второстепенной роли языка.
В ходе исследования также было выявлено, что экфрастические описания предметов изобразительного искусства (например, полотен Джорджоне, Тициана, Бёклина, гравюр Дюрера, статуи богини Кали) дополняются субъективными, креативно-ассоциативными элементами, что способствует расширению понятия экфрасиса и размыванию его границ. При упоминании того или иного художника Гофмансталь не фокусируется на определенной культурной эпохе, скорее, ему важно то, как перекликаются между собой различные художественные течения и как они преломляются искусстве на рубеже веков. Так, в «Смерти Тициана» интерес Гофмансталя сосредоточен не на образе выдающегося художника эпохи Возрождения – фигура Тициана выступает лишь как некий каркас, – а, прежде всего, на роли художника как деятеля, не подвластного законам времени и пространства. Иными словами, рецепции искусства и живописи Гофмансталем присущи трансцендентность и анахронизм.
В целом после проведенного анализа произведений Гофмансталя можно сделать вывод о том, что живописные, визуальные и вербальные компонентыего текстов порой неотделимы друг от друга и переплетаются в некое семантическое единство, создавая литературные произведения с отчетливым интермедиальным началом.



1. Hofmannsthal H. von. Bild spricht // Hofmannsthal H. von. SämtlicheWerke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1988. - Bd. II. Gedichte. – S. 94-95.
2. Hofmannsthal H. von. Das Märchen der 672. Nacht // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1975. – Bd. XXVIII. Erzählungen. – S. 13-31.
3. Hofmannsthal H. von. Der Tod des Tizian // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1982. - Bd. III. Dramen. – S. 221-243.
4. Hofmannsthal H. von. Die Briefe des Zurückgekehrten // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1991. - Bd. XXXI. Erfundene Gespräche und Briefe. – S. 151-175.
5. Hofmannsthal H. von. Die Malerei in Wien // Gesammelte Werke in 10 Bdn. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1979. – Bd. I. Reden und Aufsätze. – S. 525-529.
6. Hofmannsthal H. von. Die Wege und die Begegnungen // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 2009. – Bd. XXXIII. Reden und Aufsätze. – S. 159-163.
7. Hofmannsthal H. von. Idylle // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1982. - Bd. III. Dramen. – S. 53-61.
8. Hofmannsthal H. von. Lebenspyramide // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 1988. - Bd. II. Gedichte. – S. 181.
9. Hofmannsthal H. von. Sommerreise // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe. – Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 2009. - Bd. XXXIII. Reden und Aufsätze. – S. 27-34.
10. Гофмансталь Г. фон. Пути и встречи // Гофмансталь Г. фон. Избранное. – М.: Искусство, 1995. – С. 603-607.
11. Гофмансталь Г. фон. Смерть Тициана // Гофмансталь Г. фон. Избранное. – М.: Искусство, 1995. – С. 47-65.

***
12. Архипов Ю. Гуго фон Гофмансталь: поэзия и жизнь на рубеже двух веков // Гофмансталь Г. фон. Избранное. – М.: Искусство, 1995. – С. 6-43.
13. Ахтырская В. Н. Вербальное и визуальное в «Новых стихотворениях» Райнера Марии Рильке: проблемы репрезентации телесности // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 9. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – С. 85-93.
14. Бодлер Ш. Цветы зла. – М.: Азбука, 2016. – 448 с.
15. Бочкарева Н. С. Мировая литература и другие виды искусства: Экфрастическая поэзия. – Пермь: ПГНИУ, 2012. – 90 с.
16. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато- восточнославянские параллели. Структура балканского текста. – М.: Наука, 1977. – С.259-283.
17. Вартанов А. С. О соотношении литературы и изобразительного искусства // Литература и живопись. – Ленинград: Наука, 1982. – С. 5-31.
18. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. – М.: МИК, 2002. – 215 с.
19. Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. – М.: МИК, 2002. – С. 44-52.
20. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. – М.: Республика, 2001. – 495 с.
21. Дмитриева Н. А. Ван Гог и литература // Литература и живопись. – Ленинград: Наука, 1982. – С. 268-287.
22. Елисеева А. В. Творчество Гуго фон Гофмансталя. Ранний период: автореф. дис. ... канд. филол. наук / СПбГУ. – СПб.,2007. – 24 с.
23. Елисеева А.В. Творчество Гуго фон Гофмансталя. Ранний период. - СПб.:ИздательствоСПбГУ, 2007. – 204 с.
24. Жеребин А. И. Венский модерн как утопия синтеза // Вопросы философии. – М.: Наука, 2012. – № 2. – С. 147-151.
25. Жеребин А. И. Вертикальная линия: философская проза Австрии в русской перспективе. – СПб.: Товарищество "Миръ", 2004. – 304 с.
26. Жеребин А. И. Утопия австрийского модерна // Вестник Европы. – 2014. – С. 38-49.
27. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 112 с.
28. Королькова О. В. Эволюция художественного метода Гуго фон Гофмансталя: автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 1988. – 20 с.
29. Костантини М. Экфрасис: понятие литературного анализа или бессодержательный термин? // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – С. 29-35.
30. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии // Лессинг Г. Э. Избранное. – М.: Худож. лит., 1980. – С. 379-501.
31. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. – Ленинград: Наука, 1982. – С. 31-66.
32. Смирнова Т. П. Лирическая драма в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя: Становление и преодоление жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук / НГЛУ. – Нижний Новгород, 2000. – 29 с.
33. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Серия «Symposium». №12. – СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2001. – С. 149-153.
34. Токарев Д. В. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 572 с.
35. Цветков, Ю. Л. Литература венского модерна. - М.: МПГУ, 2003. – 434 с.
36. Цветков Ю. Л. Традиции и взаимодействие искусств в австрийской культуре // Художественный текст и культура. Тезисы докладов международной конференции. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 96-99.
37. Цветков Ю. Л. Художественный мир Гуго фон Гофмансталя и австрийская культура конца XIX—начала XX века // Тезисы научных докладов. – Иваново: ИГХТА, 1995. – С. 33-38.
38. Цветков Ю. Л. Эстетические принципы Гофмансталя и их воплощение в драме «Смерть Тициана» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы ХК-ХХ веков: Авторская концепция и её художественное воплощение. – Иваново: ИвГУ, 1991. – С. 67—77.
39. Шатин Ю. В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис // Критика и семиотика. – Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2004. – Вып. 7. –С. 217-226.
40. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков: Политика и душа. – СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2001. – 520 c.
41. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…» Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. – М.: Наука, 2011. – № 11. – С. 47-58.
42. Bauerkämper A. Kunst und Leben in Hugo von Hofmannsthals "Der Abenteurer und die Sängerin". – München: GRIN Verlag, 2015. – 11 S.
43. Böschenstein R. Tiere als Elemente von Hofmannsthals Zeichensprache // Hofmannsthal-Jahrbuch 1. – Freiburg: Rombach, 1993. – S. 137-164.
44. Braegger C. Das Visuelle und das Plastische: Hugo von Hofmannsthal und die bildende Kunst. – Bern: Francke, 1979. – 168 S.
45. Braegger, C. Dem Nichts ein Gesicht geben: Hofmannsthal und die künstlerische Avantgarde // Hofmannsthal-Jahrbuch zur Europäischen Moderne. – Freiburg: Rombach, 1995. – Band III. – S. 319-362.
46. Diersch M. Empiriokritizismus und Impressionismus. Über Beziehungen zwischen Philosophic, Ästhetik und Literatur um 1900 in Wien. - Berlin: Rütten &Loening, 1973. – 311 S.
47. Esslinger E. Die Farben der Prosa. – Freiburg: Rombach, 2016. – 336 S.
48. Fischer E. Hauptwerke der österreichischen Literatur. – München: Kindler, 1997. – 646 S.
49. Fliedl K. Gemälderedereien. Zur literarischen Diskursivierung von Bildern. – Berlin: Erich Smidt, 2013. – 327 S.
50. Fliedl K. Kunst im Text. – Frankfurt a. M.: Stroemfeld, 2005. – 320 S.
51. Goethe J. W. Zur Farbenlehre. – Berlin: Hofenberg, 2016. – 584 S.
52. Hüppauf B. Bild und Einbildungskraft (Bild und Text). - Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2006. – 389 S.
53. Johnston William M. Österreichische Kultur- und Geistesgeschichte. - Wien: Böhlau, 2006. – 506 S.
54. Kinsley D. Hindu Goddesses: Visions of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition. – Delhi: MotilalBanarsidass. – 289 pp.
55. Knápek P. Zur Kunstauffassung und Künstlerproblematik im Werk von Hugo von Hofmannsthal und Henrik Ibsen. – Brno: Mazaryk University, 2010. – 233 S.
56. Le Rider J. Farben und Wörter. Geschichte der Farbe von Lessing bis Wittgenstein. – Wien: Böhlau, 2000. – 375 S.
57. Mai M. Bilderspiegel - Spiegelbilder : Wechselbeziehungen zwischen Literatur und bildender Kunst in Malerromanen des 20. Jahrhunderts. – Würzburg: Verlag Königshausen und Neumann, 2000. – 228 S.
58. Mayer M. Hofmannsthal Handbuch: Leben – Werk – Wirkung. – Stuttgart: J. B. Metzler, 2016. – 428 S.
59. Metzler J. Lexikon Literatur: Begriffe und Definitionen. – Berlin: J. B. Metzler Verlag. – 904 S.
60. Müller D. Vom Malen erzählen. – Göttingen: Wallstein Verlag, 2009. – 432 S.
61. Müller K. „Mir mahnendes gedenken andern Lebens bleibt…“. Notizen zu Hugo von Hofmannsthals Idylle // Das Sprach-Bild als textuelle Interaktion. – Amsterdam: Rodopi, 1999. – 405 S.
62. Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. – Ditzingen: Reclam, 2000. –326 S.
63. Nietzsche F. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik. – Berlin: Insel, 2000. – 219 S.
64. Pfotenhauer H. Hofmannsthal, die hypnagogen Bilder, die Visionen. Schnittstellen der Evidenzkonzepte um 1900 // Poetik der Evidenz. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 2005. – S. 1-18.
65. Pfotenhauer, H. Erosion des klassischen Italien-Bildes : Hofmannsthals "Sommerreise" // Sprachbilder: Untersuchungen zur Literatur seit dem achtzehnten Jahrhundert. – Würzburg: Königshausen & Neumann, 2000. – S. 207-226.
66. Renner U. Das Erlebnis des Sehens. Zu H.s produktiver Rezeption bildender Kunst // H.v.H. Freundschaften und Begegnungen mit deutschen Zeitgenossen. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 1991. – S. 285-305.
67. Renner U. Die Zauberschrift der Bilder: Bildende Kunst in Hofmannsthals Texten. – Freiburg: Rombach, 2000. – 608 S.
68. Scharnowski S. Kulturkritik, Psychopathologie und ästhetische Produktion in Hugo von Hofmannsthals „Briefen des Zurückgekehrten“ // Phänomene der Derealisierung. – Wien: Stephan Porombka, 1999. – S. 47-63.
69. Scheffer K. Schwebende, webende Bilder: strukturbildende Motive und Blickstrategien in Hugo von Hofmannsthals Prosaschriften. – Marburg: Tectum Verlag, 2007. – 383 S.
70. Schmitz-Emans M. Die Literatur, die Bilder und das Unsichtbare: Spielformen literarischer Bildinterpretation vom 18. bis 20. Jahrhundert. – Würzburg: Verlag Königshausen und Neumann, 1999. – 364 S.
71. Schneider S. Das Leuchten der Bilder in der Sprache: Hofmannsthals medienbewußte Poetik der Evidenz // Hofmannsthal-Jahrbuch zur Europäischen Moderne. – Freiburg: Rombach, 2003. – Band XI. – S. 209-248.
72. Schneider S. „Farbe. Farbe. Mir ist das Wort jetzt armselig“. Eine mediale Reflexionsfigur bei Hofmannsthal // Poetik der Evidenz. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 2005. – S. 77-102.
73. Schneider S. Verheißung der Bilder: das andere Medium in der Literatur um 1900. – Tübingen: Niemeyer, 2006. – 411 S.
74. Schneider S. Zu den Briefen des Zurückgekehrten. //Hugo von Hofmannsthal.Leben – Werk – Wirkung. – Stuttgart: J. B. Metzler, 2016. – S. 329-333.
75. Simon R. Die Bildlichkeit des lyrischen Textes. – Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2010. – 463 S.
76. Vogel J. Schattenland des ungelebten Lebens. Zur Kunst des Prologs bei Hugo von Hofmannsthal // Hofmannsthal-Jahrbuch zur Europäischen Moderne. – Freiburg: Rombach, 1993. – Band I. – S. 165-183.
77. Vordtriede W. Das schöpferische Auge: zu Hofmannsthals Beschreibung eines Bildes von Giorgione // Monatshefte 48. – Madison: University of Wisconsin, 1956. – S. 161-168.
78. Walzel O. Wechselseitige Erhellung der Künste. - Berlin, 1917. – 104 S.
79. Wassermann J. Mein Freund Hugo von Hofmannsthal. – Hamburg: Severus, 2014. – 64 S.
80. Weinhold U. Künstlichkeit und Kunst in der deutschsprachigen Dekadenz-Literatur. – Frankfurt a. M.: Peter Lang International Academic Publishers, 1977. – 331 S.
81. Weisstein U. Literatur und bildende Kunst: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. – Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1992. – 360 S.
82. Wunberg G. Der frühe Hofmannsthal. Schizophrenie als dichterische Struktur. – Stuttgart: Kohlhammer, 1965. – 181 S.
83. Zanetti S. Lyrisch aus der Kulisse der Historie: Vergangenheit und Vergänglichkeit in Hofmannsthals „Der Tod des Tizian“ // Hofmannsthal-Jahrbuch zur Europäischen Moderne, 2012. – Band XX. – S. 219-238.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ