Введение 3
Глава 1. Правовая природа концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве 6
§1. Понятие, признаки и отраслевая принадлежность концессионного соглашения по праву России 6
§2. Правовые формы государственно-частного партнерства в России 15
§3. Правовое структурирование проектов государственно-частного партнерства 21
Глава 2. Институт особых обстоятельств в ГЧП 31
§1. Природа особых обстоятельств 31
§2. Правовая характеристика и практические проблемы использования института особых обстоятельств в ГЧП 41
§3. Возмещение потерь, возникших в случае наступления особых обстоятельств 53
§4. Отдельные особенности правоприменительной практики 56
Заключение 63
Список использованных источников
Развитие энергетической, социальной, транспортной и иной инфраструктуры тесно связано с развитием экономики, именно поэтому государство заинтересовано в повышении эффективности бюджетных расходов в различных отраслях экономики, а также привлечении частных инвестиций и рыночных компетенций. На сегодняшний день одним из наиболее высокоэффективных проявлений государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций для создания и (или) реконструкции инфраструктурных объектов, является концессионное соглашение.
По данным Национального центра ГЧП, на 30 декабря 2021 года в России действовало 3648 проектов государственно-частного партнерства .
За период реализации проекта часто происходит изменение обстоятельств, в которых было заключено соглашение, в ряде случаев такие изменения способны оказать существенное влияние на экономику проекта в том числе сделать невозможной его реализацию.
Учитывая такую тенденцию, отмечается высокая распространенность института особых обстоятельств, который активно применяется при заключении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве. Данный институт нашел отражение в ст. 406.1 ГК РФ, при этом следует учитывать формулировку статьи, которая предусматривает возможность ее применения сторонами обязательства, действующими при осуществлении предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день институт особых обстоятельств – это активно используемый на практике инструмент, который играет существенную роль в распределении рисков концессионного и ГЧП проектов, а также в защите интересов концессионера в условиях экономических изменений и нестабильности.
Несмотря на очевидную распространенность вопрос о возможности применения вышеуказанных инструментов в концессионных соглашения и соглашениях о ГЧП не является однозначным. Институт, закрепленный в ст. 406.1 ГК РФ является мерой охраны гражданских прав, которая самостоятельно или в связке с другими мерами правового воздействия позволяет добиться того положения, на которое участники соглашения рассчитывали изначально. Использование предпринимательского инструментария в правоотношениях публичного и частного партнеров в ГЧП проектах кажется актуальным, очевидно, что институт, закрепленный в ст. 406.1 ГК РФ, соответствует природе особых обстоятельств и не препятствует установлению соответствующих последствий их наступления, однако пока не сформировалась однозначная правоприменительная практика относительно применения вышеуказанного института, к использованию предпринимательского инструментария в проектах государственно-частного партнерства представляется необходимым подходить с особой осторожностью, ссылаясь на противоречивую судебную практику.
Целью настоящей работы является раскрыть возможность применения института особых обстоятельств, который применяется в российской практике при заключении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.
Автор настоящей работы ставит для себя следующие задачи:
1. определить правовую природу концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве;
2. проанализировать правовое структурирование проектов ГЧП;
3. исследовать институт особых обстоятельств в ГЧП;
4. дать определение понятию «особые обстоятельства»;
5. изучить практические проблемы использования института особых обстоятельств в соглашениях;
6. изучить исторические аспекты появления института возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ);
7. проанализировать существующую судебную практику по вопросу возмещения потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств (ст. 406.1 ГК РФ).
Методология исследования: общенаучные методы познания - анализ, наблюдение, сравнение; и частные научные методы – определения, классификации, системный анализ и сравнительно-правовой метод. Кроме того, в работе использовались и логические приемы – аналогия, обобщение и синтез, комплексное применение которых позволило обеспечить полноту исследования.
За теоретическую основу исследования были взяты труды следующих авторов: И. Ф. Алиуллов, О. А. Беляева, Б. М. Гонгало, В. В. Килинкаров, С. И. Крупко, В. Н. Лисица, В. Ф. Попондопуло, А. П. Сергеев, А. С. Сосна, А. В. Томсинов, А. М. Третьяков, Д. Царев, О. А. Чернышев и других.
На сегодняшний день среди экспертов наиболее распространено мнение о квалификации условия, рассматриваемого в исследовательской работе, как условия о возмещении потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств (406.1 ГК РФ).
Очевидно, что данный институт распространен в текущей рыночной практике, однако на сегодняшний день так и не сформировалась однозначная правоприменительная практика по изложенному вопросу. Суды допускают ряд ошибок в спорах, связанных с применением норм о возмещении потерь, например, по вопросам субъектного состава и разграничения института возмещения потерь от иных гражданско-правовых институтов, также неоднозначны позиции по вопросу действия ст. 406.1 ГК РФ во времени и возможности ее применения к отношениям, которые возникли до даты вступления в силу данной нормы.
Таким образом, тема настоящего исследования актуальна как с теоретической, так и с практической точки зрения.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Система особых обстоятельств является договорным механизмом, который в настоящее время не регулируется специальным законодательством.
Сегодня в российской практике институт особых обстоятельств – распространенный и активно используемый участниками рынка механизм, который играет существенную роль в распределении рисков ГЧП проектов, связанных с изменением обстоятельств, в которых заключалось соглашение, так как за период реализации проекта в большинстве случаев происходит изменение обстоятельств, которые оказывают значительное влияние на экономику проекта.
В текущих реалиях наблюдаются макроэкономические изменения, которые сегодня происходят на рынке, оттого степень актуальности рассматриваемого вопроса в исследовательской работе возрастает. Реализуются валютные риски, удручающий показатель инфляции, что отражается в большую сторону на стоимости строительных материалов, стоимости оборудования и техники, соответственно, и стоимости работ в целом, также происходит существенное разрушение и перенастраивание логистических цепочек, что сказывается на сроках поставки, наблюдается отказ многих зарубежных партнеров от участия в проектах, как, непосредственно, участия напрямую, так и путем поставки материалов, оборудования, выполнения работ, предоставления технологий по причине действующих санкций, либо по своей собственной инициативе. Также наблюдается существенное увеличение ключевой ставки, которое повлекло практически двукратное увеличение стоимости финансирования в проектах, очевидно, что данная ситуация отражается на способности частных партнеров реализовывать такие проекты, привлекать финансирование, поскольку многие соглашения, которые были заключены с плавающей ставкой, соответствующим образом стоимость финансирования для них возросла, со всеми вышеуказанными изменениями, очевидно, что возникает необходимость осуществлять серьезные шаги, например, необходимость перепроектирования, происходит нарушение сроков выполнения строительных работ, срока ввода в эксплуатацию, увеличивается стоимость проектирования строительства и эксплуатации объектов, в ряде случае возникает невозможность исполнения условий соглашения вследствие вышеуказанных мер.
В качестве решения видится, во-первых, если стороны хотят сохранить отношения, возникает необходимость прибегнуть к отказу от привлечения частного партнера к ответственности, во-вторых, возникает необходимость увеличивать сроки проектирования, строительства, ввода объекта в эксплуатацию, увеличивать сроки эксплуатации и сам срок действия соглашения, это позволит частному партнеру получить время, которое необходимо для компенсации задержки ввода в эксплуатацию, а также для увеличения срока получения выручки частным партнером от эксплуатации, чтобы тот мог возместить увеличившиеся расходы на эксплуатацию или строительство. Кроме того, возникает потребность предоставления дополнительного финансирования публичным партнером, либо в виде капитального гранта для возмещения убытков от увеличения стоимости строительства, либо путем увеличения платы концедента, либо предоставлением эксплуатационных грантов, если проект находится уже на стадии эксплуатации и необходимо компенсировать разницу в стоимости эксплуатации. Также возникает необходимость налоговых мер поддержки.
В рамках выпускной квалификационной работы автором ставилась цель раскрыть возможность применения института особых обстоятельств, который активно применяется в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве, в результате проведенного анализа, несмотря на то, что публичная сторона не является субъектом предпринимательской деятельности, автор придерживается позиции о том, что концедент действует в качестве профессионала, что в совокупности с характеристикой концессионного соглашения, а именно распределения рисков между сторонами, дает возможность применять данный институт в соглашениях.
На сегодняшний день среди экспертов наиболее распространено мнение о квалификации условия, рассматриваемого в исследовательской работе, как условия о возмещении потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств (406.1 ГК РФ).
Институт возмещения потерь выступает в качестве инструмента распределения сторонами соглашения рисков в случае наступления определенных в договоре особых обстоятельств, представляет собой меру охраны гражданских прав, которая отдельно или одновременно с другими мерами правового воздействия позволяет добиться того положения, на которое стороны рассчитывали, заключая гражданско-правовой договор.
Однако судами допускается ряд ошибок в спорах, связанных с применением норм о возмещении потерь, например, по вопросам субъектного состава и разграничения института возмещения потерь от иных гражданско-правовых институтов, также неоднозначны позиции по вопросу действия ст. 406.1 ГК РФ во времени и возможности ее применения к отношениям, которые возникли до даты вступления в силу данной нормы. Анализ судебной практики подтверждает, что на сегодняшний день не сформировалась однозначная правоприменительная практика по изложенному вопросу.
Существенная необходимость комплексного совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве и его приспособления к современным реалиям возникла давно.
В качестве комплексных изменений в действующее законодательство о ГЧП, позволяющих улучшить реализацию проектов видится внедрение института особых обстоятельств на федеральном уровне, закрепление возможности их включения в соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионные соглашения. Несмотря на активное применение данного института на практике, включение особых обстоятельств обусловлено принципом гражданского законодательства о свободе договора и положениями законодательства о ГЧП, где предусмотрены обязательства публичной стороны перед частным партнеров в случае наступления негативных факторов. Ввиду неоднозначного законодательного урегулирования и противоречивой судебной практики, включение данных положений сопряжено с риском их оспаривания судами и контрольно-надзорными органами, а также риском неприменения судом ст. 406.1 ГК к правоотношениям по возмещению потерь, в которой данный институт нашел свое отражение.
Кроме того, существенно важным представляется формирование открытого перечня форм финансового участия публичного партнера, которые должны включать в себя выплаты по особым обстоятельствам (при условии, что соглашение содержит данные положения). Перечень форм должен включать в себя обязательство публичной стороны по возмещению частной стороне недополученных доходов или дополнительных расходов при наступлении особых обстоятельств.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая [Электронный ресурс] от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. – (в ред. от 25 февраля 2022). - СПС «Консультант Плюс».
2. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30. – Ст. 3126. – СПС «Консультант Плюс».
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29. – Ст. 4350. – СПС «Консультант Плюс».
4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». [Электронный ресурс]. – 2016. – СПС «Консультант Плюс».
2. Материалы судебной практики
1. О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем : Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2011 № 54 // СПС «Консультант Плюс».
2. Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2015 № 310-КГ15-1150 по делу № А14-4828/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Решение АС Воронежской области от 21.12.2007 по делу № А14-2983/2007 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2017 по делу № А40–93716/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Решение АС Свердловской области от 15.01.2018 по делу N А60-55553/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
2. Алиуллов И. Ф. Потенциал государственно-частного партнерства в развитии экономики субъектов РФ // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: Сб. науч. трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2016. С. 68-70.
3. Беляева О. А. Предпринимательское право, Учебное пособие / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, профессора Ляндреса В.Б. М., Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006., С. 17.
4. Гонгало Б.М. Ответственность за нарушение обязательств // Гражданское право: В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2 М.: Статут, 2016 С. 60.
5. Крупко С. И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Учебно-практическое пособие. М., 2002. С. 6.
6. Лисица В. Н. Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. № 3. С. 32.
7. Попондопуло В.Ф. Законодательство о публично-частном партнерстве: цели и предмет регулирования, основные понятия / Под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: Юстицинформ, 2016 С. 28
8. Рейхель М. Концессии в советском законодательстве и практике // Советское право. 1927. № 4. С. 3.
9. Сергеев А.П. Защита гражданских прав // Гражданское право: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004 С. 335.
10. Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М., 2002. С. 141.
11. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. — М., 1994. С. 151.
3.2. Статьи
1. Белицкая А. В. Правовое определение государственно-частного партнерства // Законодательство. 2009. № 8.
2. Бернштейн И.Н. Очерк концессионного права СССР. М., Л.: ГиЗ, 1930. С. 13-14.
3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: проблемы становления // Отечественные записки. 2004 N 6 С. 13.
4. Вилесов М. Государственно-частное партнерство: Политико-правовой аспект // Власть, 2006. № 7.
5. Войнатовская М.А. Институт частно-государственного партнерства на транспорте // Транспортное право. 2006 N 1 С. 5.
6. Дроздов И. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6 C. 27.
7. Зинченко С. А., Ломидзе О. Г., Галов В. В. Концессионное соглашение — правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2.
8. Иванов И. Государственно-частные партнерства в России: практика и проблемы регулирования // Корпоративный юрист. 2005 N 3 С. 5.
9. Килинкаров В.В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. N 4, C. 92.
10. Кодрян Е. С. Сущность концессии как одной из форм привлечения инвестиций в экономику страны // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 30.
11. Ландау Б.А. концессионное право СССР. М., 1925. С. 7.
12. Майор И.Г. Причины и принципы частно-государственного партнерства (гражданско-правовой аспект) // Общество и право. 2008 N 1 С. 109.
13. Седлецкая Е. Г. К вопросу о правовой природе концессионного соглашения // Налоги (газета). 2010. N 30.
14. Томсинов А.В. Обеспечение фактов и возмещение убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации в сравнении с представлениями, гарантиями и возмещением в соответствии с английским и американским законодательством (Заверения об ограничениях и возмещении убытков в российском государстве в нарушение прав на представления, гарантии и возмещение в соответствии с Англией и США) // Вестник экономического правосудия Российской Федерации (Вестник экономического права Российской Федерации). 2015. N. 11. С. 91 - 111.
15. Третьяков А.М. Особенности предмета концессионного соглашения [Электронный ресурс] // Бизнес в законе. 2010. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 04.12.2021).
16. Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2009. № 17.
17. Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusk.ru/analitika/2009/02/17/razvitie_gosudarstvenno-chastnogo_partnerstva_v_rossii/ (дата обращения: 23.11.2021).
18. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М. : Центр развития ГЧП, 2014.
19. Сборник Экспертный релиз, выпуск 1/18, февраль 2018 г. Обеспечение гарантий доходности в концессионных проектах, подготовлен Национальным центром государственно-частного партнерства Росинфра, стр. 3. URL: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/202018-reliz.pdf (дата обращения: 17.03.2022).
20. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. М.: Национальный центр ГЧП, 2021. - С. 3.
3.3. Диссертации, авторефераты диссертаций, монографии
1. Взыскание основного денежного долга и убытков в гражданском праве России: монография / Д.В. Добрачев. — М.: Волтерс Клувер, 2010
2. Мулявин М.К. Соглашение о разделе продукции: гражданско-правовые признаки и правовые основы заключения [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / М.К. Мулявин. Казань, 2007. С. 13. Электрон, версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ (дата обращения: 12.03.2022).
3. Савельева В.М. Концессионное соглашение как институт гражданского права [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. юрид. наук / В.М. Савельева. М., 2011. С. 44. Электрон, версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ (дата обращения: 06.10.2021).
4. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007 С. 78.
5. Электронные ресурсы
1. Доклад Всемирного банка о государственно-частных партнерствах [Электронный ресурс]. URL: projects.worldbank.org/P125595/?lang=ru&tab=ratings (дата обращения: 23.11.2021).