Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №14271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
844
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 24
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ


Признание современным обществом приоритета знаний и интеллекта трансформирует социологическое научное понятие «качество человеческого капитала» в практическую категорию важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от интеллектуально развитых людей. Потребность ориентации цели российского образования на выявление и поддержку интеллектуально одаренных детей обусловлена реалиями информационного общества.
Актуальность исследования. В современных условиях развитие образования становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России до 2020 года и важнейшим элементом в построении нового общества. Основная миссия российской школы может быть выражена как образование (обучение и воспитание) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите ее национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии.
Успешная реализация планов модернизации экономики и социальной сферы Российской Федерации, призванных обеспечить рост благосостояния граждан, требует опережающих темпов создания и внедрения отечественных наукоемких технологий и производств. Ключевым ресурсом темпов развития российского общества становится система образования и науки. Образовательная система должна в первую очередь развивать у учащихся способности к творческой деятельности, нетрадиционному решению возникающих проблем, гибкому реагированию на эти проблемы, моделированию своих действий и прогнозированию последствий. Способности рассматриваются нами как инициативность, неординарность мышления и нестандартность в принятии решений. Способности могут проявляться в учебной деятельности, в спорте, в художественном творчестве, в социальном лидерстве ребенка, поэтому управление системой выявления одаренных детей должно поддерживать все виды деятельности ребенка: учебную, внеучебную и внеурочную.
На современном этапе школа стремится обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи образование рассматривается как условие для его самоопределения и саморазвития. В современной школе идёт процесс превращения ученика в субъект образования. И задача школы состоит в полном раскрытии этого субъекта.
Степень разработанности темы. Система выявления и работы с одаренными детьми не является новой. Научные исследования в этой области ведутся многие десятилетия, как в России, так и во многих странах мира, внося все новые данные в уже изученные аспекты. В целом, различные аспекты темы исследования представлены в научной литературе и научных исследованиях. Исследования, раскрывающие сущность и содержание понятий одаренности, интеллекта, таланта принадлежит таким ученым как В.Г. Грязева, А.И. Доровской, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.В. Хуторской, B.C. Юркевич, В.Г. Разумовский и др. Эта проблема является одной из наиболее приоритетных в зарубежной научной литературе и рассматривалась М. Маккоби, Н. Модиано, Дж. Фриман, К. Юнг и др.
Значительный вклад в разработку методологической основы системы работы с одаренными детьми внесли такие отечественные исследователи, как Г. И. Гладкевич, Т. А. Демина, М. А. Ивлев, Н. В. Разумахин .
Стратегия опережающего развития современного российского общества выводит на первый план управление системой выявления и работы с одаренными детьми. От эффективного обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи в значительной степени зависит успех модернизации. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования на муниципальном уровне.
Именно в этом ключе может рассматриваться необходимость управления практикой выявления и поддержки способных детей.
Проблемой исследования выступает противоречие между необходимостью развития системы выявления одаренных детей и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что недостаточно развитая система работы по выявлению одаренных детей является следствием несовершенства управления образовательными организациями по работе с одаренными детьми.
Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с тенденциями развития образования по пути унификации и профильности, продиктованными требованиями молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки талантливой молодежи. В современную эпоху становления информационного общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Актуализация проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей выходит из сферы педагогики и образования и становится управленческой функцией.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач в рамках стратегии развития образования. Вопреки мифу о том, что талант сам пробьётся, одарённому ребёнку необходима поддержка и, особенно со стороны родителей, близких.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады,
школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов. Не смотря на это, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно растет, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценивать.
Требования сегодняшнего времени позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных задач.
Первыми заказчиками выступают родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательной организации. Выявление одаренных учеников должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня интеллектуальной культуры обучающихся, логика исследования приводит к проблеме организации управления учреждениями по работе с одаренными детьми, которые составляют систему выявления наиболее способных, одаренных детей.
Объект - система деятельности образовательных организаций дополнительного образования по работе с одаренными детьми.
Предмет - управление системой работы образовательных организаций по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей.
Цель квалификационной работы заключается в комплексном исследовании теоретических и научно-практических мер, связанных с системой образовательных организаций по работе с одаренными детьми, механизмами управления этими организациями и предложении рекомендаций по совершенствованию управления образовательными организациями по работе с одаренными детьми в Старооскольском городском округе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установить суть комплексного подхода к проблеме одаренности, определить понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования, понятия качественного своеобразия детской одаренности, изучить научные критерии выявления одаренных детей.
Охарактеризовать теоретические и прикладные аспекты выявления одаренных детей, определить основные принципы организации обучения одаренных школьников.
Выявить специфику управления образовательными учреждениями по работе с одаренными детьми.
Теоретико-методологическую основу исследования составили целостный системный подход к анализу явлений и процессов; принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического; общая теория познания; обобщенные результаты исследований по проблемам одаренности, в том числе возрастной.
В процессе исследования применялись методы - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, воспитания и развития одаренных детей; педагогическое наблюдение.
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также нормативные акты органов местного самоуправления в сфере образования и в области работы с одаренными детьми.
Научно-практическая значимость исследования. Проведенное исследование в рамках выпускной квалификационной работы позволит углубить теоретические представления о целях, направлениях, формах и механизмах выявления органами государственного и муниципального управления образования одаренных детей и работы с ними.
Содержащиеся в работе выводы и рекомендации, предложенные муниципальным органам управления образованием и образовательным организациям по работе с одаренными детьми, могут быть использованы при разработке и реализации программ развития системы работы с одаренными детьми в образовательных организациях и могут способствовать совершенствованию процесса управления образовательными организациями по работе с одаренными детьми муниципальных образований.
Структура выпускной квалификационной работы определена поставленными целями и задачами научного исследования. Квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Развитие способностей каждого ребенка, создание для этого условий является залогом стабильного развития общества. Особенно важно создать условия проявления одаренности ребенка. Первым вопросом повестки дня сегодня и на среднесрочную перспективу государственных и муниципальных органов управления системой образования должна быть поддержка одаренных детей. Активную роль обязано играть государство, которое в соответствии со своей стратегией развития образования должно создавать условия для развития и самореализации талантливых детей, научиться распознавать их потенциал и помогать реализовать сою одаренность.
Сегодня в Российской Федерации сформирована нормативная правовая база работы с одаренными детьми. Важнейшими шагами по систематизации и унификации работы с одаренными детьми стала Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная в 2012 году Президентом Российской Федерации и Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятая Правительством РФ.
Механизмы поддержки одаренных детей должны стать общенациональной системой, но для этого необходимо решить ряд задач: развитие образовательных организаций по обучению одаренных детей и организация обмена опыта между ними; подготовка высококвалифицированных педагогов для обучения талантливых детей; применение самых инновационных форм и методов обучения.
Для решения поставленных задач необходимо выстроить проблему управления этим процессом на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Невозможно эффективно выявлять и поддерживать талантливую молодежь из федерального или регионального центров. Эту задачу надо решать на местах, на уровне муниципальных районов, городских округов, а для этого требуется выработка системы выявления и сопровождения одаренных детей в школах, гимназиях, организациях дополнительного образования детей путем реализации специальных образовательных программ, методик, конкурсов, олимпиад, творческих проектов. Такую динамичную и эффективную систему под управлением органов образования местного самоуправления необходимо рассматривать как важную составляющую стратегии развития каждого муниципального образования.
В процессе исследования в рамках выпускной квалификационной работы были решены задачи по установлению сути комплексного подхода к проблеме одаренности, определению понятийно-категориального аппарата проблемы исследования, понятия качественного своеобразия детской одаренности, изучению научных критериев выявления одаренных детей. Охарактеризованы теоретические и прикладные аспекты выявления одаренных детей, определены основные принципы организации обучения одаренных детей, выявлена специфика управления образовательными учреждениями по работе с одаренными детьми. Исследование проведено в русле системного подхода и общей теории познания.
Обобщенные результаты исследования проблемы развития системы работы с одаренными детьми в Старооскольском городском округе подтвердило необходимость принятия комплекса мер по совершенствованию управления системой работы с одаренными детьми в Старооскольском городском округе.
Для муниципальных образовательных учреждений работа с одаренными детьми - одно из условий формирования образовательного будущего, а также один из показателей результативности работы. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования управления системой образования. Способности могут проявляться в учебной деятельности, в спорте, в художественном творчестве, в социальном лидерстве ребенка, поэтому на муниципальном уровне система выявления одаренных детей должна охватывать все виды деятельности ребенка. Процесс выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей на муниципальном уровне не будет эффективным без инвестирования в него финансовых, материальных и управленческих ресурсов.
Результатом исследования проблем управления системой выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в соответствии с целью и задачами явилась Муниципальная программа «Одаренные дети Старооскольского городского
округа на 2018-2021-е годы», реализацию которой предлагается осуществить в целях совершенствования управления системой работы с одаренными детьми в Старооскольском городском округе.



1. Конвенция о правах ребенка [Текст] : одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. : вступила в силу для СССР 2 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. XL VI.
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
3. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 38. - Ст.4869.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации [Текст] :федер. закон от 6 октября .2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2004. - № 162. - Ст.3539.
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
6. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Российская газета . -
7. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 // Российская газета. - 2015. - № 6685. - Ст.8956.
8. Об образовании в Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 31 октября 2014 г. № 314 // Белгородские известия. - 2014. - 11 ноября.
9. Социальный кодекс Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. №165 // Белгородские известия. - 2004. - 29 декабря.
10. Сведения о детском оздоровительном учреждении [Текст] : экспресс-информация Управления статистики по Белгородской области на основании обработки первичной информации по форме №1-ОЛ. - Белгород : [б.и.], 2009. - 35 С.
11. Протокол заседания конкурсной (аттестационной) комиссии Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 9 сентября 2009 г. № 10 [Текст]. - Белгород : [б.и.], 2009. - 3 с.
12. Устав муниципального района «Белгородский район» Белгородской области [Текст] : принят решением Совета депутатов Белгородского района от 31 июля 2007 г. № 309. - Белгород : [б.и.], 2007. - 44 с.
13. Устав Старооскольского городского округа Белгородской области [Текст] : Принят решением депутатов Старооскольского городского округа белгородской области от 21 февраля 2008 г. № 24 // Администрация Старооскольского городского округа. - 2008. - 23 февраля.
14. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] : учебное пособие / В.А. Аверин. - Москва: Изд-во ЭКСМО, 2012. - 210 с.
15. Байденко, В.И. Болонский процесс [Текст] : учебное пособие / В.И. Байденко. - Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 302 с.
16. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях [Текст] : учебное пособие / В.А. Березина. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2013. - 326 с.
17. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех [Текст] : учебное пособие / В.Р. Вершин. - Москва: Из-во Юрист, 2013. - 366с.
18. Горский, В.А. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования [Текст] : учебное пособие / В.А. Горский. - Москва: Изд-во АСТ, 2012. - 302 с.
19. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] : учебное пособие / В.В. Гузеев. - Москва: Изд-во Народное образование, 2012. - 351 с.
20. Дудников, В.В. Менеджмент сферы образования [Текст] : учебное пособие / В.В. Дудников. - Москва: Изд-во Гардарики, 2014. - 364 с.
21. Егоршин, А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст] : учебное пособие / А.П. Егоршин. - Москва: Изд-во ВЛАДОС, 2012. - 355 с.
22. Ерошин, В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы [Текст] : учебное пособие / В.И. Ерошин. - Москва: Изд-во НОУ РАО, 2012. - 289 с.
23. Жураковский, В.М. О проблемах высшего образования в России [Текст] : учебное пособие / В.М. Жураковский. - Москва: Изд-во Вагриус, 2012. - 361 с.
24. Журкина, А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования [Текст] : учебное пособие / А.Я. Жмуркина. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2012. - 298 с.
25.Заиченко, Н.А. Управление образованием [Текст] : учебное пособие / Н.А. Заиченко. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2012. - 268 с.
26. Кинелев, В.Г. Контуры системы образования XXI века [Текст] : учебное пособие / В.Г. Кинелев. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2014. - 324 с.
27. Котова, Е.В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях [Текст] : учебное пособие / Е.В. Котова. - Москва: Изд-во КАРО, 2012. - 263 с.
28. Коротков, Э.М. Управление качеством образования [Текст] : учебное пособие / Э.М. Коротков. - Москва: Изд-во Академический проект, 2014. - 320 с.
29. Кудрявцев, Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием [Текст] : учебное пособие / Ю.А. Кудрявцев. - Москва: Изд-во Готика, 2012. - 381 с.
30. Куркин, Е.Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Е.Б. Куркин. - Москва: Изд-во Новая школа, 2013. - 255 с.
31. Куров, С.В. Образование и гражданское право [Текст] : учебное пособие / С.В. Куров. - Москва: Изд-во Проспект, 2015. - 284 с.
32. Лазарева, В.С. Управление развитием образования [Текст] : учебное пособие / В.С. Лазарева. - Москва: Изд-во Новая школа, 2012. - 299 с.
33. Матросов, В.Л. О реализации принципа непрерывности образования [Текст] : учебное пособие / В.Л. Матросов. - Москва: Изд-во Гардарики, 2014. - 334 с.
34. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст] : учебное пособие / Н.Н. Панферова. - Москва: Изд-во Современная школа, 2013. - 337 с.
35. Петров, Н.Н. Управление развитием территориальной системы образование [Текст] : учебное пособие / Н.Н. Петров. - Москва: Изд-во Кнорус, 2013. - 309 с.
36. Пищулин, Н.П. Маркетинг образования [Текст] : учебное пособие / Н.П. Пищулин. - Москва: Изд-во Жизнь и мысль, 2012. - 408 с.
37. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст] : учебное пособие / М.М. Поташник. - Москва: Изд-во Новая школа, 2014. - 354 с.
38. Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне [Текст] : учебное пособие / М.М. Поташник. - Москва: Изд-во Педагогическое общество России, 2013. - 480 с.
39. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / О.М. Рой. - Москва: Изд-во ЮНИТИ, 2013. - 255 с.
40. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права [Текст] : учебное пособие / В.М. Сырых. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2014. - 276 с.
41. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты [Текст] : учебное пособие / А.Н. Тихонов. - Москва: Изд-во Вита-Пресс, 2013. - 451 с.
42. Федоров, И.И. Качество образования - категория фундаментальная [Текст] : учебное пособие / И.И. Федоров. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2012. - 338 с.
43 . Филиппов, В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века [Текст] : учебное пособие / В.М. Филиппов. - Москва: Изд-во Гардарики., 2013. - 362 с.
44. Шамова, Т.И.Управление образовательными системами [Текст] : учебное пособие / Т.И. Шамова. - Москва: Изд-во Юрайт-Издат, 2012.- 316 с.
45. Шкатулла, В.И. Образовательное право [Текст] : учебное пособие / В.И. Шкатулла. - Москва: Изд-во Норма, 2013. - 366 с.
46. Шишов, С.С. Мониторинг качества образования [Текст] : учебное пособие / С.С. Шишов. - Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2012. - 367 с.
47. Щеткин, В.П. Экономика образования [Текст] : учебное пособие / В.П. Щеткин. - Москва: Изд-во ЛитРес, 2012. - 457 с.
48. Ягодин, Г.А. Образование должно формировать личность [Текст] : учебное пособие / Г.А. Ягодин. - Москва: Изд-во Гардарики, 2013. - 399 с.
49. Ягофаров, Д.А. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учебное пособие / Д.А. Ягофаров. - Москва: Изд-во Вита-Пресс, 2015. - 239 с.
50. Янковская, Н.А. Руководство по организации мониторинга качества образования [Текст] : учебное пособие / Н.А. Янковская. - Москва: Изд-во НИИ школьных технологий, 2012. - 361 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ