Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Работа №142691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Публикация результатов выпускной квалификационной работы
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА ВО ФРАНЦИИ 10
Параграф 1.1 Субстанциализм 10
Параграф 1.2. Антисубстанциализм: «отсутствие субъекта» 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА В. ДЕКОМБА 20
Параграф 2.1 Метод В. Декомба: субъект как дополнение агенса 20
Параграф 2.2. Необходимость интенсиональных конструкций и критика эгологии 27
Параграф 2.3. Концепты этического, политического и юридического субъектов 37
ГЛАВА 3. КРИТИКА В. ДЕКОМБА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА 44
Параграф 3.1 Критика концепции субъекта В. Декомба 44
Параграф 3.2 Пост-событийный субъект 49
Параграф 3.3 Феноменологическая концепция субъекта Поля Рикера 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обоснование выбора темы: данная тема была выбрана в силу нескольких причин: 1) слабой исследованности ее в современной отечественной философии; 2) высокой степени влияния этой темы на смежные с ней — тождества личности, идентичности, сознания, мышления и так далее, которые также имеют неослабевающий интерес в западной философии начала ХХI века; 3) личностного интереса к ней, заключающегося в познании того, кто является субъектом, а также является ли человек субъектом.
Актуальность – новые концепции субъективности, которая слабо исследованы в отечественной философии.
Научная новизна исследования
Критика концепции субъекта В. Декомба и выделение ее позитивного значения, отражение ее роли в современной философии субъекта.
Степень разработанности темы – во французской истории философии тема была, до некоторой степени, разработана во время, так называемой, «французской дискуссии о субъекте начала ХХI века» (в которой поучаствовали Христиана Шовире, Стефан Шовье, Сандра Логье и другие), в иных западных странах (в том числе и в Российской Федерации) - слабо. К примеру, среди англоязычных исследователей концепций можно выделить только Чарльза Лармора. В отечественной истории философии данной темой занималась Е.В. Косилова и косвенно И.В. Дуденкова. В целом, анализируемая тема слабо разработана, в ней есть «пробелы». Например, определение границ применимости концепций субъектов, их места в современной западной философии субъекта и так далее.
Объект исследования – концепции субъектов В. Декомба, А. Бадью, Ж. Делёза, П. Рикёра.
Предмет диссертационного исследования – преимущества и недостатки концепций В. Декомба, Алена Бадью, Жиля Делёза, Поля Рикёра.
Цель исследования – выявить эвристический потенциал концепции В. Декомба и иных французских мыслителей и перспективы практического применения их концепций субъектов, а также показать то место, которое занимает концепция Декомба в философии субъекта.
Задачи исследования:
1) Описание франкоязычных субстанциальных и антисубстанциальных концепций субъекта как предтеч современных французских концепций субъекта;
2) Анализ философии субъекта В. Декомба как концепта, который выходит за пределы субстанциализма/антисубстанциализма;
3) Исследование применения грамматического метода Декомба для разбора концепции субъекта в феноменологической, этической и политической практиках;
4) Критика субъекта как дополнения агенса В. Декомба;
5) Анализ альтернативных французский концепций субъекта – пост-событийный субъект (субъект без визави {Ален Бадью}, «бессубъектный субъект {Жиль Делёз}) и феноменологический субъект Поля Рикёра.
Методологическая основа исследования:
а) исторический метод (при анализе ранних французских концепций субъекта);
б) аналитический метод (при анализе современных французских концепций субъекта);
в) герменевтический метод (при критике субъекта В. Декомба и рассмотрении альтернативных концепций);
г) метод сравнительного анализа (при анализе альтернативных концепций).
Гипотезы исследования:
1) Есть уровень языка не структурный, семантический или синтаксический, а уровень его осуществления, самого действия произношения, в котором и производится само «Я». Декомб в своей философии субъекта упускает этот момент, что само произношение и конституирует «Я» как cogito. Для него это только функция языка, функция означения, которую язык несёт с собой.
2) Концепция субъекта В. Декомба останавливается, преимущественно, на гносеологическом уровне рассмотрения субъекта (семантический анализ), так и не выходя целиком на онтологический;
Каждая из гипотез показывает границы применения концепции субъекта Винсента Декомба и отражена в конкретных альтернативах ее. В первой гипотезе концепция Декомба уступает место феноменологической традиции в лице Поля Рикёра. Во второй гипотезе описывается пост-событийный субъект – концепции субъектов Алена Бадью (субъект без визави) и Жиля Делеза («бессубъектный» субъект). Показывается, что концепция В. Декомба не может охватить те области, которые могут объять эти оказавшиеся ей альтернативными, варианты.
Теоретическое значение диссертации
1) обоснование необходимости концепта субъекта; 2) определение области применения интенсиональных конструкций.
Практическое значение диссертации
Определение практической возможности использования французских концептов субъекта в онтологическом, гносеологическом, этическом, политическом и юридическом аспектах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, следует произвести следующие выводы, вытекающие из содержания всей выпускной квалификационной работы:
* Грамматический метод, применяемый Винсентом Декомбом к проблеме субъекта, имеет слабости, которые не позволяют, даже с оговорками, принять концепт субъекта как дополнения агенса как адекватный реальности и соответствующий общественно - исторической практике как критерию истины (см. параграф 3.1 «Критика концепта субъекта В. Декомба»).
* Концепция субъекта В. Декомба имеет ограниченный масштаб применения: она не охватывает все области проблемы субъекта, то есть нуждается в альтернативных концепциях, перечисленных выше – пост-событийном субъекте и феноменологии (см. параграфы 3.2 Пост-событийный субъект (Ален Бадью, Жиль Делёз), 3.3 Феноменологическая концепция субъекта Поля Рикера).
* Несмотря на отмеченные выше недостатки, концепция В. Декомба в историко-философском плане показывает новый подход к концепции субъекта (см. параграф 2.1 «Метод В. Декомба: субъект как дополнение агенса») - за пределами дуальности субстанциализм/антисубстанциализм.
* Концепция Декомба доказывает, как необходимость в самой концепции субъекта, так и потребность в интенсиональных конструкциях, которые прокладывают новое поле возможностей для феноменологии. Кроме того, она позволяет разотождествить понятия «Я», «эго», «самость», «себя» и иные, которые все раньше относились к концепту субъекта, что разрешает многие существовавшие до этого проблемы в философии субъекта (см. параграф 2.2 «Необходимость интенсиональных конструкций и критика эгологии»);
* Она позволяет показать автопозиционирование этического, политического и юридического субъектов как следствие и дополнение общего концепта субъекта в качестве дополнения агенса (см. параграф 2.3 «Концепты этического, политического и юридического субъектов»).
* Тем не менее, концепция пост-событийного субъекта ((см. параграф 3.2 «Пост-событийный субъект») Ален Бадью, Жиль Делёз) разрешает проблемы субъекта как дополнения агенса, выходя на онтологический уровень и позволяя ему соприкоснуться с реальностью;
* Феноменологический концепт субъекта П. Рикёра (см. параграф 3.3 Феноменологическая концепция субъекта Поля Рикера).показывает, что действие произношения «Я» уже является деятельностью по идентификации субъекта в отличии от субъекта В. Декомба.



1. Аристотель, Сочинения в 4-ех томах. / Аристотель Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
2. Бадью, А. Манифест философии. / А. Бадью. — СПБ.: Machina, 2012. – 190 с.
3. Бодрийяр, Ж. Фатальные стратегии. / Ж. Бодрийяр. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 288 с.
4. Витгенштейн, Л. Заметки о философии психологии. / Л. Витгенштейн. Т. 1 — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 192 с.
5. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат. / Л. Витгенштейн. — М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2017. — 288 с.
6. Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). / М.А. Гарнцев. — М.: Издательство Московского Университета, 1987. — 215 с.
7. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии духа. Берлин 1927/1928. В записи Иоганна Эдуарда Эрдмана и Фердинанда Вальтера / Г.В.Ф. Гегель. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. — 304 с.
8. Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль — М.: Академический проект, 2010. — 229 с.
9. Декарт, Р. Космогония: Два трактата. / Р. Декарт. — М.-Л.: Гостехиздат, 1934. — 324 с.
10. Декарт, Р. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
11. Декарт, Р. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1994. — 633 с.
12. Декомб, В. «Я – это всего лишь слово». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychologies.ru/articles/ya-eto-vsego-lish-slovo/
13. Декомб, В. Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. — 576 с.
14. Делёз, Ж. Переговоры. 1972-1990. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/del_per/03.php
15. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко. / Ж. Делёз. — М.: Издательство «Логос», 1997. — 264 с.
16. Делез, Ж. Фуко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/delyoz-zhilj/fuko/6
17. Дополнение и его формы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mylektsii.ru/10-29022.html
18. Дуденкова, И.В. Грамматика субъективности и отсутствие субъекта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/du32.html
19. Дуденкова, И.В. Семантика "я" в связи с проблемой индивидуальной идентичности / И.В. Дуденкова // Философия сознания. Третьи Грязновские чтения. Материалы конференции. — М., 2009.
20. Зотов, А. Ф. Поиски синтеза: Поль Рикёр. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://society.polbu.ru/zotov_westphilosophy/ch77_all.html
21. Комаров, С.В. Аналитическая критика картезианского cogito. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_18784598_92925851.pdf
22. Комаров, С.В. Делёз и Хайдеггер: бытие и различие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://s-komarov.com/?dl_id=44
23. Комаров, С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С.В. Комаров. — СПБ.: Алетейя, 2007. — 736 с.
24. Комаров, С.В. Различие как событие: возможность мышления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichie-kak-sobytie-vozmozhnost-myshleniya
25. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=41875
26. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духов. / Ф. Ницше — М: Азбука, 2011. — 402 с.
27. Определение агенса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81
28. Определение дополнения к агенсу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.info/10-56486.html
29. Поль Рикёр в Москве — М.: Канон+, 2013. — С. 37
30. Поль Рикёр: человек-общество-цивилизация. — М.: Канон+, 2015. — 392 c.
31. Рикёр, П. Я-сам как другой/ П. Рикёр. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. — 416 с.
32. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. — М.:АСТ, 2017. — 928 с.
33. Сартр, Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр. — М.: МОДЕРН, 2015. — 160 с.
34. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко — М.: Прогресс, 1977. — 488 с.
35. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/ Ю. Хабермас. — М.: Наука, 2000. — 380 с.
36. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер — М.: Академический проект, 2015. — 452 с.
37. Althusser, L. Psychanalyse et sciences humaines / Althusser L. — Paris: Le Livre de Poche, 1996. — 121 pp.
38. Anscombe,E. Intention /AnscombeE. — Oxford: Blackwell. 1957. —106 pp.
39. Castoriadis, C. Philosophy, Politics, Autonomy / Castoriadis C. — New York: Oxford University Press, 1991. — 320 pp.
40. Chauvier, S. Dire “Je”: Essai sur la Subjectivité / Chauvier S. — Paris: Vrin, 2001. — 256 pp.
41. Chauviré, Ch. L'immanence de l'ego /Chauviré Ch. — Paris, PUF, 2009. — 161 pp.
42. Descombes, V. Action, rationalité et société / Descombes V. — Paris: PUF, 2004. — 448 pp.
43. Douglas, M.Rules and Meanings. The Anthropology of Everyday/ Douglas M.— London: Routledge, 1973. — 320 pp.
44. Dumont, L. Essais sur l'individualisme: Une perspective anthropologique sur l'idéologie modern / Dumont L. — Paris: Seuil, 1983. — 267 pp.
45. Fouré, L. «Entretien avec Vincent Descombes» [Electronic Resource]. Regime of access: https://www.cairn.info/revue-le-philosophoire-2005-2-page-7.htm#
46. Gardies, J.-L. Esquisse d’une grammaire pure / Gardies J.-L. — Paris: Vrin, 1975. — P. 87-94
47. Larmore, Ch. Les pratiques du Moi / Larmore Ch. — Paris: PUF, 2004. — 264 pp.
48. Laugier, S. Wittgenstein: Le mythe de l’inexpressivité / Laugier S. — Paris: Vrin, 2010. — 272 pp.
49. Taylor, Ch. Sources of the Self: The Making of Modern Identity / Taylor Ch. — Cambridge: Harvard University Press, 1989. — 624 pp.
50. Tesnière, L. Esquisse d’une syntaxe structurale / Tesnière L. — Paris: Klincksieck, 1953. — 30 pp.
51. Tugendhat,E. Self-consciousness and self-determination / Tugendhat,E. — London: MIT Press, 1986. — 368 pp.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ