ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: Жанровые характеристики текстов интернет-постов 9
1.1 Жанры интернет-дискурса 9
1.1.1 Жанр персонального сайта и личного блога 13
1.1.2 Жанр интернет-комментария и поста 16
1.2 Жанровые особенности социальной рекламы и политических
рекламных текстов 18
ВЫВОДЫ 21
ГЛАВА II: Риторика в интернет-текстах 23
2.1 Отличие цифровой риторики и неориторики от общей риторики.... 23
2.2 Стратегия повышения осведомленности («raising awareness») 28
2.3 Нарратив и сторителлинг как приемы неориторики и цифровой
риторики 32
ВЫВОДЫ 37
ГЛАВА III: Языковая репрезентация ментального дискомфорта и манифестация стратегий убеждения и повышения осведомленности в текстах интернет-постов 40
3.1 Причинно-следственные отношения 40
3.2 Семантико-прагматические особенности речевых актов 58
3.3 Лингвориторический анализ интернет-текстов 80
ВЫВОДЫ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
БИБЛИОГРАФИЯ 110
В диссертации анализируются интернет-тексты, объединенные тематикой ментального дискомфорта. Ментальный дискомфорт - это неприятное внутреннее состояние или ощущение, являющиеся результатом беспокойства, неудовлетворенности, самокритики или неуверенности в себе [34, с. 42]. В исследуемых интернет-текстах данное состояние манифестируется авторами и подкрепляется хэштегами: #mentalhealth #mentalhealthawareness #mentalhealthissues #depression #anxiety
#anxietyawareness #mentalhealthmatters #mentalhealthawarenessweek
#eatingdisorderawareness #breakstigma #postyourpill. В широком смысле тематика ментального дискомфорта соотносится с проблемами ментального здоровья. На сайте ВОЗ ментальное здоровье определяется как состояние благополучия, в котором человек реализует себя, свои способности, может противостоять жизненным стрессам и трудностям, продуктивно работать и вносить позитивный вклад в общество [102].
Тема ментального дискомфорта сегодня - одна из наиболее популярных тем в социальных сетях, в рамках которой реализуются стратегии предположительно формирующегося жанра интернет-дискурса - жанра повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме («raising awareness»). «Повышать осведомленность» (англ. «to raise awareness») означает информировать и просвещать людей по теме или вопросу с намерением повлиять на их отношение или мнение, руководствуясь определенной целью [97, с. 12-13].
В нашем исследовании мы предполагаем, что в ряде интернет-текстов, использующих стратегию повышения осведомленности («raising awareness»), обнаруживаются общие жанровые черты, то есть относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний [16, с. 159]. В некоторых случаях можно заметить жанровые аналогии между рассматриваемыми нами видами текстов (посты в социальных сетях о ментальном дискомфорте) и традиционным жанром социальной рекламы, а также текстами политического и агитационного характера. Тем не менее, даже не подвергая данный материал глубокому анализу, можно обратить внимание, что рассматриваемые нами типы интернет-текстов отличаются субъективным характером, а именно, организация повествования о проблеме в них устроена по аналогии с автобиографическим нарративом - последовательным рассказом автора о событиях своей жизни [26, с. 98]. Таким образом, данные тексты характеризуются сильным индивидуально-личностным компонентом, авторы, как правило, ссылаются на свой собственный опыт столкновения с рассматриваемой проблемой. Автобиографические нарративы с историями, затрагивающими темы ментального дискомфорта, носят острый характер, привлекают всеобщее внимание. Данная проблематика широко освещена в Интернете и способствует созданию драматического эффекта в нарративе.
Характерной особенностью текстов в социальных сетях является их креолизованный характер - наличие двух негомогенных частей: вербальной - языковой и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам) [66, с. 180-181]. В качестве материала исследования мы выбрали креолизованные англоязычные тексты о ментальном дискомфорте, размещенные в социальных сетях. Данный вид публикаций носит синхронный и вовлекающий характер, поэтому можно предположить, что контент легче воспринимается и запоминается аудиторией. В свою очередь адресантам легче оказывать воздействие на адресатов. Все это делает данные материалы соответствующими для нашего исследования.
Настоящее исследование представляется актуальным: оно соответствует современной антропоориентированной парадигме, затрагивает прагмалингвистическую, жанроведческую и риторическую области исследований, его проблематика лежит на стыке смежных наук....
Настоящее исследование посвящено определению лингвистических особенностей интернет-дискурса, объединенного тематикой ментального дискомфорта. В процессе исследование особое внимание было уделено языковой репрезентации ментального дискомфорта и манифестации стратегий убеждения и повышения осведомленности в текстах интернет-постов.
Можно заключить, что корпус исследуемых текстов интернет-дискурса, посвященных ментальному дискомфорту, имеет ряд отличительных характеристик: в текстах присутствует хронологичность событий, ярко выраженные причинно-следственные и темпоральные отношения, используются концептуальные метафоры, лексические и синтаксические повторы, прагматические типы предложений (репрезентативы, экспрессивы, директивы, коммисивы и квестивы), тематическая лексика, следующей направленности: навязчивые мысли, психологическая травма, психические расстройства, отрицательные чувства и эмоции, медицинская помощь и здоровье, расстройство пищевого поведения, стигматизация лиц с психическими и личностными расстройствами, медикаментозная терапия и страх лекарственной зависимости, созависимые и абъюзивные отношения.
Выбор средств языковой выразительности, лексических и
синтаксических средств, риторических стратегий и тактик обусловлен желаемым адресантом информационным, эмоциональным и речевым воздействием - использование статистических и фактологических данных, концептуальных метафор, лексических и синтаксических повторов, эмотиконов, эмоциональной и экспрессивно окрашенной лексики и выражений, визуального контента несет в себе манипулятивный характер коммуникации, свойственный цифровой риторике и неориторике.
Рассматриваемые нами интернет-тексты о ментальном дискомфорте представляют собой автобиографические нарративы. Авторы текстов используют неориторические нарративные формы для оказания воздействия и усиления убедительности информации. Неориторическая стратегия нарративности, включенная в событийный аспект истории, носит скрытый манипулятивный характер, управляя читательским восприятием о понятиях морали, ценности и нормы. Автобиографический нарратив повышает достоверность и правдоподобность изложенной информации, что помогает адресанту совершить воздействие.
Риторический аспект диалогической коммуникации в рамках рассматриваемого дискурса направлен на повышение уровня осведомленности по актуальной теме или проблеме. Коммуникация здесь носит интенциональный, манипулятивный характер, адресант и адресат рассматриваются как смежная пара.
Проведенное исследование подтвердило правомерность суждения о формировании нового жанра интернет-дискурса - жанра повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме («raising awareness»), соединившего в себе жанровые особенности социальной и политической рекламы, личного блога и автобиографического нарратива: в ходе исследования было замечено наличие общих жанровых характеристик у отобранных нами текстов о ментальном дискомфорте, которых предположительно должно быть достаточно для идентификации нового жанра интернет-дискурса.
Возможность комментирования постов позволяет подписчикам быть причастными к нарративу, делиться своим мнением и историями. Система хэштегов также является связующим звеном, формирующим систему нарративов (постов) и комментариев. Таким образом, любой коммуникативный процесс в рамках конкретно взятого поста, сопровождаемого комментариями или отдельными постами, связанными одинаковыми хэштегами, формирует определенный микродискурс.
Опираясь на симультанный характер и диалогичную природу интернет- коммуникации, в качестве дальнейших исследований предлагается рассмотреть комментарии к интернет-постам на тему ментального дискомфорта. Рассмотрение комментариев представляет интерес, так как подписчики имеют возможность влиять на процесс коммуникации в ленте, сменять траекторию темы и создавать безграничный нарратив, благодаря системе хэштегов и комментариев.
1. Абдулкадыров М. М. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре "миссия организации" (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №8 -1 (86). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-v- rechevom-zhanre-missiya-organizatsii-na-materiale-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 24.03.2022).
2. Авеличев А. К. Возвращение риторики // Дюбуа Ж., Пир Ф., Тринон А. и др. Общая риторика. М., 1986. - 392 с.
3. Агапова С. Г., Полоян А. В. Интернет дискурс: основные жанры и особенности их исследования // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2016. N 4. С. 52-58.
4. Агурова, А. А. Слактивизм как явление в современной сетевой культуре /
А. А. Агурова, А. В. Тихонова // Возможности и угрозы цифрового общества : Сборник научных статей / Под общ. ред. А.В. Соколова, А.А. Власовой. - Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью "Аверс Плюс", 2018. - С. 3-6.
5. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий
информационного общества: автореферат дис. ... канд. филол. наук, М. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/
content/novye-interaktivnye-media-v-kontekste-teoriiinformatsionnogo- obshchestva (дата обращения: 11.12.2021).
6. Андреева В. А. Позиции дискурса в современной лингвистике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. №2. - С. 7-14.
7. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс. СПб., 2006. - С. 61-70.
8. Андреева В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: автореф. дис. д-ра филол. наук. - СПб.: РГПУ, 2009. - 35 с.
9. Андреева К. А. Грамматика и поэтика нарратива: монография. - Тюмень: ТГУ, 1996. - 192 с.
10. Анохина Ю. М. Нарратив vs сторителлинг: прагматизация повествования
в медиапространстве / Ю. М. Анохина, И. О. Щедрина // Инновационные технологии и подходыв межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике : Сборник научных трудов по материалам
международной научной конференции, Барнаул, 18-20 октября 2018 года / Под редакцией И.Ю. Колесова. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2018. - С. 145-148.
11. Ануфриева Н. А. Блогосфера как открытое информационное пространство: опыт классификации / Н. А. Ануфриева // Поволжский педагогический поиск. - 2016. - № 1(15). - С. 81-84.
12. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 2 (24). С. 146.
13. Артемова Татьяна Викторовна, Катышев П. А. К вопросу об определении понятия "риторическая стратегия". Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. C. 11-13.
14. Архарова Л. В. Риторика как социально-культурное явление //
Философская школа. 2019. №7. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ritorika-kak-sotsialno-kultumoe-yavlenie (дата обращения: 24.02.2022).
15. Баева Т. Т. О некоторых принципах риторического воздействия // Записки Горного института. 2008. - 166-171....160