Введение 3
Глава 1. Идентификационные смарт-карты в системе предоставления государственных и муниципальных услуг 7
1.1 Идентификационная смарт-карта как инструмент предоставления государственных и муниципальных услуг 7
1.2 Международный и российский опыт применения идентификационных смарт-карт 15
1.2.1 Международный опыт 15
1.2.2 Опыт России 19
1.3 Внедрение идентификационных смарт-карт: выгоды и проблемы 27
Глава 2. Предпосылки для внедрения и использования мультифункциональных идентификационных смарт-карт в Санкт-Петербурге 35
2.1 Основные стейкхолдеры 35
2.2 Анализ потенциальных пользователей 40
2.3 Потенциал Санкт-Петербурга во внедрении и использовании мультифункциональных идентификационных смарт-карт 45
2.3.1 Опыт использования смарт-карт в Санкт-Петербурге 45
2.3.2 Идентификационная смарт-карта как средство достижения стратегических целей города 48
2.4 Проект «Единая карта петербуржца» 52
Глава 3. Разработка организационно-управленческих мер по внедрению и продвижению идентификационной смарт-карты в Санкт-Петербурге 55
3.1 Эмпирическое исследование отношения потенциальных пользователей к внедрению проекта «Единая карта петербуржца» 55
3.1.1 Методология и дизайн исследования 55
3.1.2 Результаты исследования 56
3.2 Меры по обеспечению функционирования проекта 62
3.3 Механизмы продвижения проекта 65
3.3.1 Позиционирование и реклама 65
3.3.2 Программа лояльности 68
Заключение 76
Приложение 1 82
В условиях формирования информационного общества все чаще возникает вопрос о внедрении новых инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг, работающих на основе современных технологий. Одним из таких инструментов является мультифункциональная идентифкационная смарт-карта, характеризующаяся рядом преимуществ как для ее держателей, так и для государства. Использование электронных смарт-карт позволяет существенно упростить доступ к получению государственных и муниципальных услуг, а также повысить качество их предоставления.
Электронные удостоверения личности на основе электронных карт уже много лет внедряются и широко используются в зарубежных странах, однако в России смарт-карты стали набирать популярность относительно недавно. Особенностью российского подхода является внедрение не национальных, а региональных идентификационных смарт-карт. Подобные проекты в последнее время активно внедряются во многих регионах страны, повышенный интерес к внедрению мультифункциональной смарт-карты также проявляет и Санкт-Петербург.
На протяжении последних нескольких лет Правительством Санкт-Петербурга неоднократно выдвигались различные идеи о внедрении проекта электронной карты в рамках повышения эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения. Более того, введение в обращение подобной карты являлось предвыборным обещанием некоторых кандидатов в губернаторы в 2014 году.
В настоящее время Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром, подведомственным Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга, разрабатывается проект «Единая карта петербуржца». Карта должна стать универсальным инструментом персонализации жителей Санкт-Петербурга как получателей государственных услуг и пользователей различных городских сервисов. Однако на сегодняшний день концепция внедрения и продвижения данного проекта среди петербуржцев отсутствует.
Для того чтобы получить ожидаемые от внедрения проекта выгоды, необходимо проведение комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение потенциальных пользователей, а также внедрение программы лояльности, позволяющей мотивировать жителей города использовать карту. В противном случае проект останется невостребованным, а цели, которые были поставлены при его разработке, не будут достигнуты.
Таким образом, целью написания данной выпускной квалификационной работы становится разработка организационно-управленческих мер по внедрению и продвижению проекта «Единая карта петербуржца». Формат написания работы – консалтинговый проект.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
определить место идентификационной смарт-карты в системе предоставления государственных и муниципальных услуг;
изучить международный и российский опыт применения идентификационных смарт-карт;
выявить основные выгоды и проблемы, связанные с внедрением идентификационных смарт-карт;
выявить предпосылки для внедрения и использования мультифункциональных идентификационных смарт-карт в Санкт-Петербурге;
определить основных стейкхолдеров;
проанализировать потенциальных потребителей;
изучить потенциал Санкт-Петербурга во внедрении и использовании идентификационных смарт-карт;
провести эмпирическое исследование отношения потенциальных пользователей к внедрению проекта «Единая карта петербуржца»;
разработать механизмы продвижения карты.
Методологическая база включает методы теоретического познания, в том числе анализ и синтез информации, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, а также проведение эмпирического исследования и интерпретацию полученных результатов.
Сформулированные задачи определили следующую структуру работы:
Глава 1. В первой главе будет рассмотрена система предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации, в том числе концепция электронного правительства и различные каналы предоставления государственных и муниципальных услуг. Изучен международный и российский опыт применения идентификационных смарт-карт, выявлены возможные выгоды от внедрения смарт-карт и проблемы, возникающие при внедрении, а также определено место идентификационных смарт-карт в системе предоставления государственных и муниципальных услуг.
Глава 2. Вторая глава посвящена предпосылкам внедрения мультифункциональной идентификационной смарт-карты в Санкт-Петербурге, а именно выявлению основных стейкхолдеров, анализу потенциальных потребителей, изучению потенциала Санкт-Петербурга во внедрении и использовании смарт-карт, а также описанию проекта «Единая карта петербуржца».
Глава 3. В данной главе будет описано проведенное эмпирическое исследование отношения потенциальных пользователей к внедрению проекта «Единая карта петербуржца» и проанализированы его результаты. На основании результатов исследования будут разработаны организационно-управленческие меры по внедрению и продвижению проекта в Санкт-Петербурге, в числе которых меры по обеспечению функционирования проекта, позиционирование и реклама, а также программа лояльности.
Теоретическая база включает авторитетные работы российских и зарубежных авторов в области предоставления государственных и муниципальных услуг, академические статьи, опубликованные в российских и международных журналах, При написании работы также использовались нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, данные государственной и региональной статистки, аналитические отчеты и исследования российских и международных компаний, официальные сайты органов государственной власти, международных организаций и информационно-аналитических изданий.
В современном мире электронная идентификация – неотъемлемая часть развитого информационного общества. Ключевым понятием, используемым в работе, является мультифункциональная идентификационная смарт-карта, технология которой позволяет записывать и хранить в памяти карты различную информацию, а также размещать множество приложений для доступа к государственным, муниципальным, коммерческим услугам и городским сервисам.
Рассмотрев концепцию электронного правительства и возможные каналы предоставления государственных и муниципальных услуг, автор приходит к следующему выводу: электронная идентификационная смарт-карта, служит своеобразным связующим звеном между основными способами предоставления услуг («front office») и уполномоченными ведомствами, которые эти услуги оказывают («back office»).
В зависимости от конкретных нужд могут применяться различные подходы к внедрению смарт-карт. На сегодняшний день карты успешно внедряются в областях здравоохранения, социального обеспечения, транспорта, налогообложения, образования и многих других как в России, так и за ее пределами. Во многих зарубежных странах электронные карты уже много лет не только заменяют множество документов, таких как СНИЛС, медицинский полис и различные справки, подтверждающие право на получение льгот, но и служат полноценным удостоверением личности. В регионах России подобные проекты реализуются преимущественно в социальной сфере.
В работе были подробно рассмотрены примеры наиболее успешных проектов из международного и российского опыта, на основе чего были выявлены основные выгоды и проблемы, возникающие на этапе внедрения идентификационных смарт-карт. Внедрение идентификационных смарт-карт характеризуется рядом преимуществ как с точки зрения конкретных отраслей, так и с точки зрения основных экономических агентов.
Поскольку данная работа является концепцией внедрения мультифункциональной карты в Санкт-Петербурге, особое внимание было уделено региональной специфике. В частности, автором были выявлены предпосылки внедрения и использования смарт-карты в Санкт-Петербурге. В качестве основных категорий лиц, заинтересованных во внедрении проекта, были выделены жители города, исполнительные органы государственной власти, представители бизнеса, государственные организации и учреждения, а также кредитные организации.
Анализ потенциальных пользователей показал, что абсолютно все жители Санкт-Петербурга могут быть тем или иным образом заинтересованы в получении смарт-карты, вне зависимости от их пола, возраста, материального положения и социального статуса. Большинство жителей города обладают всеми необходимыми навыками для того, чтобы быстро освоить универсальный инструмент, а механизм смарт-карт широко распространен и регулярно используется петербуржцами в различных отраслевых сферах. В процессе написания работы была установлена взаимосвязь между прогнозируемыми выгодами от внедрения проекта и достижением стратегических целей развития города. Таким образом, можно заключить, что Санкт-Петербург обладает большим потенциалом для внедрения и использования многофункциональной идентификационной смарт-карты.
Ключевой предпосылкой внедрения персонализированной смарт-карты для жителей города является проект «Единая карта петербуржца», разрабатываемый Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром. Главной особенностью данного проекта является его нацеленность на всех жителей города, в отличие от социальных карт, внедряемых в других регионах.
С целью выявления отношения потенциальных пользователей к внедрению в Санкт-Петербурге проекта «Единая карта петербуржца» автором было проведено эмпирическое исследование. Для проведения исследования была разработана анкета, разделенная на несколько смысловых блоков, позволяющих определить различные аспекты восприятия карты петербуржцами. В частности, отношение к смарт-картам как к способу получения доступа к услугам; потребность населения в получении карты для доступа к широкому спектру услуг; условия, при которых респонденты получили смарт-карту и стали бы ей пользоваться; предпочтения петербуржцев в отношении дизайна карты, а также их потребность в программе лояльности. Результаты данного исследования были использованы для достижения основной цели написания работы – разработки организационно-управленческих мер по внедрению и продвижению проекта.
Автором был разработан комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования проекта, особое внимание было уделено разработке механизмов продвижения проекта: позиционированию, рекламе и программе поощрения лояльности. Разработка механизмов маркетингового продвижения проекта среди потенциальных пользователей необходима для достижения главной цели внедрения проекта: Единая карта петербуржца должна стать универсальным инструментом предоставления услуг и оказать влияние на повышение качества жизни населения, что невозможно без широкого круга пользующихся ей жителей Санкт-Петербурга. В работе представлено содержание рекламной кампании с привлечением различных каналов коммуникации с потенциальными пользователями, расставлены акценты на ключевых особенностях восприятия карты целевой аудиторией и предложено оптимальное позиционирование карты петербуржца.
Согласно результатам проведенного исследования, абсолютное большинство опрошенных хотели бы иметь возможность получать различные скидки и бонусы, используя Единую карту петербуржца. Механизм программы лояльности имеет ряд существенных преимуществ для всех основных категорий заинтересованных лиц, и именно программа лояльности делает возможным участие в проекте множества коммерческих партнеров. Из этого следует, что разработка данного механизма является одним из необходимых условий внедрения мультифункциональной смарт-карты в Санкт-Петербурге. Автор предлагает несколько вариантов программ лояльности, основанных как на ценовом, так и на неценовом поощрении держателей карт, реализация которых возможна на всех этапах внедрения и продвижения проекта.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи, достигнута главная цель, и решена проблема отсутствия концепции внедрения мультифункциональной идентификационной смарт-карты в Санкт-Петербурге.
1. Агамирзян, И. Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства [Электронный ресурс] / И. Р. Агамирзян // Информационное общество. — 2002. — № 1. — Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/1ed2ca919e0a735dc3256d5d0045e452 (дата обращения: 26.03.2016).
2. Бачило, И. Л. Электронное правительство и инновации в области государственных функций и государственных услуг [Электронный ресурс] / И. Л. Бачило // Информационные ресурсы России. — 2010. — №. 1. — Режим доступа: http://aselibrary.ru/datadocs/doc_1389ve.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
3. Виды проездных билетов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Петербургского Метрополитена. — Режим доступа: http://metro.spb.ru/ticket.html (дата обращения: 29.04.2016).
4. Доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=9420040 (дата обращения: 29.04.2016).
5. Индекс готовности регионов России к информационному обществу [Электронный ресурс] // Готовность регионов России к информационному обществу. — Режим доступа: http://eregion.ru/ (дата обращения: 29.04.2016).
6. Исследование MasterIndex: все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами [Электронный ресурс] // MasterCard. — Режим доступа: http://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/исследование-masterindex/ (дата обращения: 7.05.2016).
7. Итоги социально-экономического развития за январь-декабрь 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. — Режим доступа: https://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/03/24/Обновленная%20справка%20%20ЧП%20январь-декабрь2015.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
8. Кайль, Я. Я. Развитие сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в системе эффективного управления субъектом РФ / Я. Я. Кайль — Волгоград. : Издательство ВолГУ, 2011. — 556 с.
9. Минэкономразвития России начинает общественные обсуждения законопроекта по отмене выпуска и выдачи универсальных электронных карт [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depGosRegulirInEconomy/2016180404 (дата обращения: 1.05.2016).
10. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва : постановление правительства от 16 апреля 2016 года N 315 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.04.2016).
11. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года : постановление правительства от 13 мая 2014 года N 355 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/ (дата обращения: 15.05.2016).
12. О ходе исполнения «майских» Указов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/o-hode-ispolneniya-majskih-ukazov/ (дата обращения: 15.05.2016).
13. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) : принят Государственной Думой 7 июля 2010 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ (дата обращения: 1.03.2016).
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» : постановление правительства от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2016).
15. Об электронной подписи : федер. закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) : принят Государственной Думой 25 марта 2011 года : одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ (дата обращения: 7.03.2016).
16. Обаева, А. С. Национальная платежная система: инфраструктура, инновации, перспективы развития [Электронный ресурс] /А. С. Обаева //Деньги и кредит. — 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://центробанк.рф/PSystem/analytics/NPS.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
17. Пластиковые карты «Детская» и «Дошкольная» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/helper/social/family/plastikovye-karty-detskaya-i-doshkolnaya/ (дата обращения: 15.04.2016).
18. Порядок оформления [Электронный ресурс] // Московский социальный регистр. — Режим доступа: http://soccard.ru/articles/256/ (дата обращения: 15.04.2016).
19. Развитие интернета в регионах России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016 (дата обращения: 15.05.2016)
20. Рейтинг реализации субъектами Российской Федерации проекта «Универсальная электронная карта» [Электронный ресурс] // УЭК технологии. — Режим доступа: http:// uecard.ru/ratings-analytics/ (дата обращения: 15.04.2016).
21. Санкт-Петербург в 2014 году // Территориальный орган по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). ― СПб., 2015. ― 204 с.
22. Смольный вступил в переговоры с ритейлерами [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсантъ. — Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2683359 (дата обращения: 7.05.2016).
23. Социальная поддержка многодетных семей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/helper/social/family/mnogodet/ (дата обращения: 7.05.2016).
24. Социально-экономические последствия внедрения в Российской Федерации универсальных электронных карт [Электронный ресурс] // Social Science Research Network. — Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2352182 (дата обращения: 15.04.2016).
25. Старов, С. А. Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной приверженности / С. А. Старов // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия. — 2012. – Т. 8. — С. 112-133.
26. Услуги [Электронный ресурс] // Московский социальный регистр. — Режим доступа: http://soccard.ru/articles/5252/ (дата обращения: 15.04.2016).
27. Э-услуги, в которых можно использовать ID-карту и Mobiil-ID [Электронный ресурс] // ID. — Режим доступа: http://id.ee/index.php?id=30979 (дата обращения: 13.03.2016).
28. Экспресс-анализ хода выполнения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга Плана реализации мероприятий Программы «Развитие информационного общества в Санкт- Петербурге на 2013-2016 годы» [Электронный ресурс] // Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://kis.gov.spb.ru/media/images/eanaliz.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
29. Durability of Smart Cards for Government eID [Электронный ресурс] // Datacard. — Режим доступа: https://datacard.com/knowledge-center/white-papers/government (дата обращения: 23.04.2016).
30. Diffusion of innovations/ Rogers Everett M. // NewYork. – 1995. – С. 12.
31. Explaining International Leadership: Electronic Identification Systems [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://itif.org/files/2011-e-id-report.pdf (дата обращения: 23.04.2016).
32. National e-ID card schemes: A European overview / S. Arora // Information Security Technical Report. — 2008. — Vol. 13, N. 2 — P. 46-53.
33. National Identification Issues and the Solution using Smart Card Technology / A. C. Benjamin, A. C. Emmanuel, E. Franklin // International Journal of Engineering Research & Technology. — 2014 — Vol. 3, Issue 8 — P. 314-320.
34. The identity card program in Belgium [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gemalto.com/brochures-site/download-site/Documents/gov_belgium_id.pdf (дата обращения: 27.04.2016).
35. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/portals/egovkb/documents/un/2014-survey/e-gov_complete_survey-2014.pdf (дата обращения: 23.04.2016).
36. Yazeed, A. National ID Cards [Электронный ресурс] / YazeedAlkhurayyif // International Journal of Computing Science and Information Technology. — 2013. — Vol. 1, Issue 2. — Режим доступа: http://ijcsit.org/IJCSIT-iss2-p7.pdf (дата обращения: 23.04.2016).