Введение 3
Глава 1. Современный телерепортаж: технология творчества 6
1.1. Традиционные методы и формы работы журналиста …………..6
1.2. Репортаж и его особенности в тележурналистике …………. 21
1.3. Современные технологичные формы и методы работы на телевидении 27
Глава 2. Практика создания телевизионных репортажей на Пятом канале 41
2.1. Мультимедийный центр «Известия». Пятый канал 41
2.2. Анализ репортажей журналистов Пятого канала 43
2.3. Анализ репортажей, созданных с участием автора исследовательской работы 56
Заключение 59
Список используемой литературы
Технологическая революция, вызванная интенсивным развитием электронно-вычислительной техники и бурным распространением новых средств связи, отразилась на всех без исключения средствах массовой информации.
В новых условиях Интернет все больше влияет на формирование современных СМИ и меняет формы существования журналистики. Технологии настолько интенсивно внедряются в СМИ, что все чаще ведутся дискуссии о том, что из центра многократно возросшего информационного потока журналисты переместились на периферию коммуникационных интересов потребителей.
Действительно, в текущих условиях профессия журналиста оказалась под влиянием очень многих факторов. Среди них можно выделить использование новых технологий, которые способны повышать оперативность информации. Также наличие разнообразных каналов коммуникаций и универсальность информации. Сведения, которые получают журналисты, должны появляться на всех цифровых платформах для большего охвата аудитории, а также должна быть представлена визуально. Соответственно, существует потребность том, чтобы совместить все это в профессии действующего журналиста, который прошел через школу классической журналистики и вынужден приспосабливаться к условиям новых универсальных редакций.
В условиях развития новых технологий меняются методы работы, формы, способы сбора и передачи информации. Изменившиеся условия медиасреды определяют потребность в универсальных компетенциях журналистов и делают актуальной потребность в теоретическом осмыслении технологической составляющей в современной журналистской деятельности, особенно в сфере технологически обусловленной телевизионной журналистики.
Объектом исследования является профессиональная работа телевизионного репортера на материале репортажей информационно-аналитической программы «Известия» Пятого канала.
Предметом исследования стали формы и методы поиска информации телевизионным репортером, а также осмысление эволюции методов работы телевизионного репортера.
Цель исследования — определение методов работы и средств поиска оперативной доcтоверной информации, к которым чаще всего обращаются современные телевизионные журналисты.
Соответственно поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Выявить основные методы работы телевизионного журналиста;
2. Определить, к каким средствам прибегают редакции современных СМИ для получения информации;
3. Провести сравнительный анализ репортажей современных телевизионных журналистов;
4. Выделить основные современные технологичные средства в журналистике;
К методам исследования в данной работе относятся описательный метод, метод сравнительного анализа, исторический метод, метод синтеза полученной информации, метод собственного применения различных методов сбора и анализа информации.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют исследования Кима М. Н, Шестеркиной Л. П., Николаевой Т. Д., Лазутиной Г. В., Колесниченко А. В., Бестужева-Лады И. В., Вартанова А. С., Муратова С. А., Виноградовой К. Е., Тертычного А. А., Баканова Р. П., Васильевой Л. А., Кемарской И. Н., Лебедевой Т. В. и других.
В качестве эмпирического материала используются эфирные выпуски информационно-аналитической программы «Известия» Пятого канала в период с 1 апреля по 1 мая 2018 года. А также репортажи в период с 1 августа по 1 ноября 2017 года, в создании которых принимал участие автор исследовательской работы.
Выявленные в ходе исследования закономерности позволяют утверждать, что в современных условиях журналисты должны обладать большей гибкостью мышления, чтобы справляться с изменениями, происходящими каждую минуту. Перед журналистами стоит важная задача - сохранение баланса между работой на результат и творческой составляющей. Тем не менее, свобода творчества остается одним из краеугольных камней творческого процесса создания журналистских произведений. Но главное, что должно оставаться - это ощущение своей социальной приверженности, понимание своей профессиональной миссии.
Но технические средства и возможности прочно входят в нашу жизнь. Поэтому, универсальный журналист должен обязательно уметь грамотно ими пользоваться, расширять свои возможности, чтобы быть актуальным для общества в целом и своей аудитории.
На основе проведенного исследования автор работы пришел к следующим выводам:
1. Телевизионные репортеры предпочитают традиционные методы работы с информацией: наблюдение, интервью, опрос, экспертное интервью, изучение документов.
2. В современных условиях журналисту необходимо искать новые формы подачи материала, использовать творческий подход и повышать качество контента;
3. Телевизионные журналисты все чаще стараются размещать материалы на различных платформах и использовать новые технологичные средства для подачи информации;
4. Главные изменения в методах и формах работы журналистов происходят на этапе сбора и переработки информации: используются масштабные источники и новейшие средства, обусловленные требованиями оперативности и мобильности;
5. Телевизионному журналисту все чаще необходимо прибегать к использованию различных компьютерных программ для актуализации своего материала у аудитории.
6. Отмечается возросшая потребность в универсальных компетенциях телерепортера на всех этапах производства готового материала.
7. Перед журналистами стоит сложная задача. Так как сейчас для аудитории главными критериями актуальности и востребованности журналиста являются требования к контенту, а не к носителю информации, то журналист должен всеми возможными способами, методами, средствами, используя современные компьютерные и коммуникационные технологии, добиться высокого качества контента. А доступ к платформам, на которых этот контент будет размещен, есть практически у всей аудитории.
8. Новые средства работы тележурналиста упростили работы с источниками, поиском информации и героев, но породили новые сложности: в новых средствах массовых коммуникаций, приложениях, социальных сетях и платформах очень легко наткнуться на «фейк». Поэтому также к журналисту предъявляются все более серьезные требования по проверке достоверности информации.
9. Также от тележурналиста в работе требуется совмещать сразу несколько ролей: оператора, корреспондента, продюсера, режиссера и монтажера, так как размещение на разных платформах предполагает владение журналистом навыками работы во всех форматах и жанрах: видео, аудио, печать, визуализация, верстка и многое другое.
10. Современная аудитория достаточно быстро получает всю необходимую информацию через удобные ей каналы: это может быть экран телевизора, телефон, планшет, радио, онлайн портал или газета в метро. А это предполагает более оперативную и мобильную работу. Этого можно достичь, используя продукты технической и информационной революции.
1) Алексеева М. И, Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. и др. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Я. Н. Засурского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 391 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705942.html
2) Амзин А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов по специальности 030601 "Журналистика" для ГОС-2. URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.pdf
3) Баканов Р.П. "Книга жалоб" на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991-2000 годов. - Казань: Казанский государственный университет им.В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 297 с. URL: http://window.edu.ru/resource/317/69317
4) Баранова, Е.А. Процесс конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. №4. с. 91-100. URL: http://www.mediascope.ru/node/672
5) И. В. Бестужев-Лада. Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики. – М: Издательство Эксмо, 2003г.
6) Вартанов А. С.. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках : [Учеб. пособие] / А. Вартанов ; РАН, Гос. ин-т искусствознания .— М. : Кн. дом "Университет" : Высш. шк., 2003 .— 319 с. URL: http://evartist.narod.ru/text6/45.htm
7) Васильева Л. А. Делаем новости! : [Учеб. пособие] / Л.А. Васильева .— М. : Аспект Пресс, 2002 .— 190 с.
8) Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. СПб., 2004.
9) Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. -190 с.
10) Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы Текст. / А. А. Грабельников. М.: РИП-холдинг, 2001. - 336 с.
11) Зверева Н. В. «Школа регионального тележурналиста»: азбука телерепортера. Аспект Пресс, М., 2004.
12) Кемарская И. Н. Телевизионный редактор: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Кемарская. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 191 с. - (Серия "Телевизионный мастер-класс"). URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756703566.html
13) Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2011, URL:https://knigi.link/deyatelnosti-tvorcheskoy-osnovyi/osnovyi-tvorcheskoy-deyatelnosti-jurnalista.html
14) Кирия, И.В. Что такое мультимедиа? / Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Фокус-медиа, 2010.
15) Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. М., 2003.
16) Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособие / Кыргыз.-Рос. Слав. ун-т. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с. URL: http://window.edu.ru/resource/280/42280
17) Колесниченко А. В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 192 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785211055100.html
18) Корконосенко С.Г. (ред.) Основы творческой деятельности журналиста. Глава 7. Технологический фактор в деятельности журналиста - С. А. Михайлов. 2009 г. URL: https://studfiles.net/preview/4066012/
19) Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.
20) Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 400 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN521048105.html
21) Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ / Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2001. - 93 с. URL: http://window.edu.ru/resource/240/42240
22) Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я, Телевизионная журналистика. Учебник. ред.кол.4-е издание. - М.: МГУ, Высшая школа, 2002
23) Кэррол В. М. Новости на TV. М., 2000.
24) Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756703061.html
25) Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756706550.html
26) Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб., 2011.
27) Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.
28) Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
29) Малиновский, 77. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Векторы развития российской науки: Российское экспертное обозрение. 2007, № 3(21). URL: http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=2&ida=1761&ids=32.
30) Мельник Г.С., Виноградова К.Е., Лисеев Р.П. Основы творческой деятельности журналиста : учебное пособие, конспект лекций и практикум. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013.
31) Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика" / - М.: Аспект Пресс, 2007. - 202 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756703009.html
32) Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Искусство, 1983. - 159 с. URL: http://window.edu.ru/resource/340/42340
33) Овчинников, В. А. Формирование инновационной модели планирования работы мультимедийной редакции // Меди@льманах. -2011.-№5.
34) Попов, В. Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 136 с.
35) Саруханов В. А. Азбука телевидения. М., 2003.
36) Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие, МГУ: 2000г.
37) Тертычный А. А. Методы работы журналиста: аргументация в публицистике. — МГУ 1985, 1985.
38) Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 59 с. URL: http://window.edu.ru/resource/210/42210
39) Шерель А. А., Барабаш Н. С., Болотова Л. Д. и др. Радиожурналистика : учебник для вузов по спец. "Журналистика" /; под ред. А.А. Шереля ; МГУ им. М.В. Ломоносова .— М. : Наука : Изд-во МГУ, 2005 .— 478 с. URL: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm
40) Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов /. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/shestjorkina.htm