Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Махдизм и суфийские братства Судана в 1881-1898 гг.

Работа №142662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Суфийские братства Судана до восстания Махди 5
Проникновение арабов в Судан и становление ислама 5
Приобщение Судана к суфийской традиции 12
Деятельность суфийских братств 15
Глава 2. Махдизм в Судане: история зарождения и идеология 32
Правление Мухаммада Ахмада ал-Махди (1881-1885 гг.) 32
Правление халифа Абдаллаха (1885-1898 гг.) 40
Исламские богословы и восстание Махди 46
Глава 3. Братства в период восстания Махди и государства Абдаллаха 52
Заключение 65
Литература 68

Восточный Судан, в границах которого сегодня находится республика Судан, представляет собой один из наиболее разнородных регионов Северной Аф­рики и большого Ближнего Востока. Находясь на границе арабского и афри­канского миров, жители долины Нила сумели аккумулировать черты обеих культур и, сохраняя самобытные особенности и, казалось бы, противоречивые принципы существования своих сообществ, смогли создать единое социаль­ное пространство.
Высокая степень религиозности и господство традиционных институтов, со­храняющиеся по сей день, придают тарикатам (братствам или, как их назвал Дж. Тримингем, орденам) особую значимость при изучении любого аспекта истории Судана на всех ее этапах. Глубокое понимание политических, куль­турных, экономических, идеологических, социальных и пр. процессов невоз­можно без фундаментального понимания религиозной системы, зарождение которой началось задолго до XVI в.
При этом одной из наиболее активно изучаемых тем в истории Судана и его народа является период восстания Махди (1881-1885) и государства его ха­лифа Абдаллаха (1885-1898). Данный период был разобран во множестве ака­демических трудов, но ни один из них не сосредоточил внимание на деятель­ности суфийских братств Судана в 1881-1898 гг. Большая часть авторов огра­ничивалась кратким упоминанием о том, что Махди отменил братства, хотя при изучении истории долины Нила становится понятно, что столь важный социальный институт, как тарикаты, не мог исчезнуть в одночасье по приказу сверху.
Так, Дж. Тримингем в своей работе «Ислам в Судане» пишет: «Ордены дерви­шей упразднялись, потому что верность шейху противоречила лояльности ему. Ю.М. Кобищанов проводит ту же мысль: «При Абдал- лахе были запрещены любое иносказательное или мистическое (суфийское) толкование Корана, а также сами тарикаты как вносящие раскол в исламскую общину и искажающие чистоту учения пророка и Махди». При этом авторы не раскрывают данную идею, практически не давая пояснений, каким образом были запрещены братства, как этот запрет проводился в жизнь, насколько соблюдался и какую реакцию вызвал.
Данная работа посвящена именно этому вопросу и призвана раскрыть харак­тер взаимоотношений между различными суфийскими братствами Судана с одной стороны, а также Махди и его сторонниками - с другой.
Методология исследования. В основе работы лежит принцип историзма, яв­ляющийся основным при историческом исследовании. В работе над источни­ками и литературой применялся историко-филологический метод их интер­претации, а анализ полученных данных потребовал использования историко­сравнительного и историко-генетического методов в рассмотрении явлений. Система транслитерации облегченная, в ней отсутствует диакритика, что со­ответствует поставленным задачам и объясняется историческим, а не лингви­стическим упором, сделанным в работе. В списке использованной литературы библиографические сведения даны в полной латинской транслитерации.
Под термином «махдизм» в данной работе понимаются существовавшие в ис­ламе эсхатологические представления о возникновении Махди, воплощенные в восстании Мухаммада Ахмада ал-Махди (1881-1885) и развитые его хали­фом Абдаллахом в 1885-1898 гг.
Объект исследования: взаимоотношения суфийских братств Судана с Махди, халифом Абдаллахом и их последователями.
Предмет настоящего исследования- суфийские братства Судана.
Хронологические рамки исследования охватывают весь период восстания Махди. Нижней границей служит объявление им о своей миссии на о. Аба в 1881 г., а верхней - разгром основных сил государства махдистов объединен­ным англо-египетским войском в начале сентября 1898 г. в битве при Омдур- мане.
Географические рамки исследования охватывают территории современного государства Судан, которые в европейской историографии часто именуются Восточным Суданом.
Цель исследования: изучение взаимоотношений суфийских братств и пред­ставителей движения Махди в Судане.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе проанализировано становление суфийской системы Судана до восстания Махди, изучена идеологическая система махдистского восста­ния, а также его история в свете борьбы Мухаммада Ахмада и Абдаллаха с оппозицией, чей состав выходил далеко за границы суфийских братств; в ней показаны отношения крупных суфийских братств к махдизму и махдизма - к ним.
Успешно выполнив поставленные в начале работы задачи, можно сделать ряд выводов, в частности:
1) к моменту восстания Махди суфийская система в Судане стала мощным социальным институтом, успешно развивавшимся вне зависимости от изменений политического режима. Сотрудничество и противоборство с властями, начиная с фундж, а также открытое соперничество между братствами позволили им накопить немало опыта, чтобы пережить пе­риод 1881-1898 гг.;
2) суфийские братства были далеко не единственной политической и соци­альной силой, с которой боролись Мухаммад Ахмад и Абдаллах, что, возможно, помогло тарикатам выжить, так как они не сталкивались в одиночку со всей мощью государства махдистов;
3) суфийские братства и отдельные шейхи, не будучи единым движением, не смогли выработать однообразную позицию к Махди и его последова­телям. Некоторые из них (тиджанийа, исмаилийа, маджзубийа) при­мкнули к движению, но не по доктринальным причинам, а из стремле­ния избавиться от ненавистного египетского режима или из желания дать импульс своей деятельности в новых условиях. Лишь хатмийа ока­зала прямое, вооруженное, консолидированное сопротивление. Боль­шинство же шейхов продолжили втайне служить своим братствам.
4) никто из шейхов суфийских братств вне зависимости от их вклада в дви­жение Махди не смог занять видного места в иерархии махдистского государства. Большая часть активных суфиев, поддержавших Мухам­мада Ахмада, погибла на начальных этапах восстания. Поэтому шейхи братств не смогли создать сколько-нибудь значимую прослойку в госу­дарстве махдистов, не сформировали политическую силу и не имели своих представителей во властной верхушке. Это связано в том числе с раздробленностью братств и изолированностью отдельных халв, не спо­собных консолидировано сформулировать и защищать интересы всех суфийских братств Судана.
5) Махди действительно негативно относился к братствам, видя в них со­перников на пути объединения народа, но, во-первых, он сам создал по­добие суфийского братства, что объясняется его происхождением из су­фийской среды, а, во-вторых, он не предпринимал активных действий против братств до тех пор, пока они соглашались служить его интересам. Более того, он был намерен использовать их влияние себе на пользу, хоть это и не всегда получалось так, как он задумал. Ярким примером тому служат его многочисленные попытки склонить на свою сторону хатмийу;
6) халиф Абдаллах был настроен к братствам куда более враждебно и был готов вести против них вооруженную борьбу. Это связано с тем, что ему, в отличие от Махди, не пришлось строить новое общество на волне ре­лигиозного фанатизма; он должен был сохранить и укрепить созданное государство, когда его сильнейшие враги оказались за границей, а внутри страны развернулась борьба за власть.
Восстание Махди оказало решающее влияние на развитие Судана в ХХ в. Столь мощное народное движение переродилось в новых формах и до сих пор остается мощным фактором в религиозных и политических процессах, протекающих в данной стране. В частности, бывшие последователи Махди создали религиозное объединение ансарийа, которое в 1940-е гг. оформи­лось в политическое движение и, наконец, одну из самых влиятельных пар­тий - Умму.
Столь же влиятельным фактором остаются и суфийские братства, которые, как было показано в данной работе, не исчезли по приказанию Махди, а, проявив немалую устойчивость и гибкость своей системы, сумели сохра­ниться и вступить в эпоху кондоминиума с новыми целями и амбициями, которые и позволили им занять столь видное положение в современном су­данском обществе.


1. Герасимов, И. В. Теологические труды и деятельность исламских уче­ных в Судане в XVII-XVIII вв. (по произведению Ибн Дайфаллаха «Та- бакат») / И. В. Герасимов // Вестник Санкт-Петербургского универси­тета. Востоковедение и африканистика. - 2010. - №3. - С. 77-82.
2. Герасимов, И.В. История и культура Судана, XVI - XVIII вв. / И.В. Герасимов. - СПб: Галерея печати, 2018. - 480 с.
3. Герасимов, И.В. К историографии суданского фольклора: пословицы и биографии праведников / И.В. Герасимов // Письменные памятники Востока. - 2010. - № 2 (13). - С. 127-135.
4. Герасимов, И.В. Суфийские братства в Дарфуре / И.В. Герасимов // Россия - Африка: от устной истории к постколониальному нарративу: материалы науч. конф. - Ярославль, 2022. - С. 37-41.
5. Дьяков, Н.Н. Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки. (Средние века, Новое время) / Н.Н. Дьяков. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 341 с.
6. История Судана в новое и новейшее время / Ю. М. Кобищанов [и др.]; под ред. В. С. Кошелева [и др.];. - М.: Наука, 1992. - 289 с.
7. Смирнов, С.Р. Восстание махдистов в Судане / С.Р. Смирнов. - М., Ле­нинград: издательство Академии наук СССР, 1950. - 103 с.
8. Фролова, О.Б. Поэтическая лексика арабской лирики: араб. поэты и нар. поэзия / О. Б. Фролова. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. - 174 с.
На английском языке:
9. Burckhardt, J. L. Travels in Nubia / J.L. Burckhardt. - London: J. Murray, 1819. - 656 p.
10. Hasan, Y.F. External Islamic Influences and the Progress of Islamization in the Eastern Sudan Between the Fifteenth and Nineteenth Centuries / Y.F. Hasan // Sudan in Africa. - Khartoum: Khartoum University Press, 1972. - pp. 73-86.
11. Hassan, Y.F. The Arabs and the Sudan: from the seventh to the early six­teenth century / Y.F. Hassan. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 1967. - 298 p.
12. Holt, P.M. The history of the Sudan: from the coming of Islam to the present day / P.M. Holt, M.W. Daly. - London; New York: Longman, 1988. - 250 p.
13. Karrar, A.S. The Sufi brotherhoods in the Sudan / A.S. Karrar. - Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1992. - 260 p.
14. Levtzion, N. The History of Islam in Africa / N. Levtzion. - Oxford: James Currey, 2000. - 612 p.
15. Lewis, I.M. Islam in Tropical Africa: studies presented and discussed at the Fifth International African Seminar / I.M. Lewis. - London: Pxford Univer­sity Press, 1964. - 488 p.
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ