ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ 6
1.1. Теоретические аспекты транзитной политики 6
1.2. Правовое регулирование транзитной политики Российской Федерации 10
1.3 Исторические предпосылки формирования новой транзитной политики России в Прибалтике 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ГОСУДАРСТВАХ ПРИБАЛТИКИ 22
2.1. Внешнеполитические интересы России в государствах Прибалтики 22
2.2. Влияние межгосударственных отношений России и стран Прибалтики на формирование товарного потока через данный регион 27
2.3. Порты Балтийского региона и их влияние на транзитную политику в регионе 34
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ГОСУДАРСТВАХ ПРИБАЛТИКИ 39
3.1. Анализ конкурентоспособности портов Балтийского региона 39
3.2. Анализ динамики товарно-транспортных потоков России и Прибалтики 47
3.3.Оценка дальнейшего развития транзитной политики России в государствах Прибалтики 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список источников и литературы 69
Особое географическое положение государств Прибалтики, выход к морю, исторические предпосылки создали условия для экономического развития.
Выгодное географическое положение – прямой морской доступ к европейскому и российскому рынку, а также историческая ретроспектива, позволили Прибалтике занять нишу торгового посредника между Россией и государствами Европы.
Наряду с этим, общее историческое прошлое, географическое положение, межгосударственные отношения оказывают существенное влияние на транзитную политику, проводимую государствами Прибалтики и Россией в данном регионе.
Сегодня, одним из важнейших направлений внешнеторговой экономической деятельности Прибалтики является транзит через порты Балтийского региона. В данном контексте можно рассматривать порты и портовую инфраструктуру в целом не только как причалы для погрузки и разгрузки грузов, но и в как активы общегосударственного значения, позволяющие развиваться другим важным отраслям экономики. Однако, экономические интересы часто сталкиваются с интересами внешнеполитическими, что может свести на нет всю выгоду от удачного географического положения и развитой портовой инфраструктуры.
В данной магистерской диссертации рассмотрена тема транзитной политики России в Прибалтийском регионе и транзита через порты Балтии, поскольку именно порты служат координационными центрами для промышленной и транспортно-логистической деятельности и именно портовую инфраструктуру наиболее сильное влияние оказывает транзитная политика России. В данной работе транзитная политика России раскрывается с различных ракурсов: с точки зрения истории, политики и экономики. Особое внимание уделяется современному этапу – с распада Советского Союза и по настоящее время. Россия и прибалтийские государства на текущий момент имеют сложные отношения, что определяется множеством факторов и оказывает огромное влияние на экономическое сотрудничество, задавая вектор формирования экономически отношений между государствами..
Под странами Прибалтики в данной работе будет приниматься Латвия, Литва и Эстония., которые являются Балтийского региона, который образуют девять государств, расположенных у побережья Балтийского моря, а именно: Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия и Дания.
Актуальность темы исследования: На протяжении многих лет, Прибалтика являлась связующим логистическим звеном между Россией и Европой. Портовая инфраструктура государств Прибалтики, созданная в советское время, активно использовалась СССР, а позже Россией, однако, когда страны Прибалтики обрели независимость, в отлаженную работу портов Балтийского региона вмешался внешнеполитический фактор - страны Прибалтики из звеньев отлаженной логистической цепочки превратились в главного конкурента России на европейском направлении, а учитывая то, что за последние годы российско-прибалтийские отношения обострились, проблемы транзита через порты Прибалтики в контексте национальных интересов России стали очень актуальными. Тем не менее, формирование межгосударственных отношений – непрерывный процесс и на сегодняшний момент необходимо переосмысление старых подходов к вопросу осуществления транзита через порты Прибалтики и выработка новой парадигмы для построения конструктивного политического диалога и экономического сотрудничества России и стран Балтии.
Объект исследования – Транзитная политика России в прибалтийском регионе и российско-прибалтийские отношения в контексте транзита грузов.
Предмет исследования – динамика транзита грузов через морские порты Прибалтики во взаимосвязи с транзитной политикой России.
Цель работы заключается в исследовании и анализе транзита через порты Прибалтики и определении взаимосвязи между динамикой транзита и межгосударственными отношениями Прибалтики и России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Дана общая характеристика транзитной политики России в Балтийском регионе;
2) Проведен анализ правового регулирования транзитной политики Российской Федерации в Балтийском регионе;
3) Рассмотрены исторические предпосылки формирования текущих межгосударственных отношений, дана оценка их влиянию на формирования транзитной политики России;
4)
5) Проанализирована роль морских портов в международном товарно-транспортном потоке;
7) Произведена оценка конкурентоспособности портов государств Прибалтики и Росиии в настоящее время;
8) Проанализированы экономические показатели транзита через порты Прибалтики и дана оценка значению транзита для экономики России и стран Прибалтики.
9) Дана оценка дальнейшему развитию транзита через порты Прибалтики и России, определена возможная стратегия поведения Российской Федерации, исходя из ее интересов в Балтийском регионе.
Необходимо отметить, что хотя данная тема активно освещается в прессе, системное научное изучение данного вопроса отсутствует.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений о роли транзита в Балтийском регионе и его значении в системе национальных внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных результатов и выводов в экономической аналитике, геополитике, прогнозировании применительно к региону Балтийского моря. Ценность данного научного исследования заключается в том, что результаты и выводы могут использоваться разработки в учебных курсах, семинарах при изучении Балтийского региона. Данные исследования могут быть использованы компетентными органами при анализе и планировании внешнеполитического курса Российской Федерации.
Источниковая база исследования. При написании магистерской диссертации был осуществлен анализ документов, статистических данных, материалов периодических изданий, аналитических статей, монографий и материалов круглых столов, российской и зарубежной периодики, научных журналов и интернет – изданий. Кроме этого, были проанализированы нормативно - правовые акты, изучены материалы с сайтов Ассоциации морских портов России, Российской ассоциации прибалтийских исследований, а так же официальные сайты статистики Прибалтийских республик.
Теоретическую основу для написания настоящей работы составили работы Н.М. Межевича, С.Я. Черняка, М.Д. Портнягиной, А.Ю. Щербанина, А.А. Сергунина, С.С. Лачинского, И.В. Семеновой, Дж. Фридмана и другие
Методологической основой дипломной работы явился системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения геополитики, экономики, политологии, географии, истории и других наук.
В ходе исследования применялись следующие научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, сравнение, системный метод, метод прогнозирования, структурно-функциональный и логический метод, метод статистического анализа.
Структура работы определяется поставленными целями исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итог, на основании анализа данных, были получены результаты, которые показывают взаимозависимость между транзитом через порты Балтийского региона и межгосударственными отношениями России со странами Прибалтики.
В ходе написания данной магистерской диссертации удалось добиться цели и решить все поставленные задачи.
Основные выводы, представленные в работе:
1. В системе современных международных отношений вопрос транзита является экономическим вопросом, имеющим четкое политическое значение.
2. Формирование транзитной политики Российской Федерации в Прибалтике является следствием межгосударственных отношений России и государств Прибалтики. Текущий вектор транзитной политики России является защитой экономической, политической и военной безопасности страны.
3. В настоящее время в российском законодательстве наблюдается слабое нормативно-правовое регулирование транзитной отрасли. Отдельного законодательства, посвященного транзиту в сфере морских грузоперевозок, на текущий момент не существует. В ряде законодательных актов Российской Федерации, таких, как «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», говорится о высокой роли морских портов для внешнеэкономической деятельности России, подчеркивается важность экономического развития Северо-Западного федерального округа, портов Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга.
4. Регион Балтийского моря – важнейшая для России торговая артерия. Осознав необходимость установления независимого от Прибалтики положения в сфере транзита, Российская Федерация вкладывает значительные объемы инвестиций в развитие морской портовой инфраструктуры.
5. Политические и экономические отношения, складывающихся между Россией и Прибалтийскими странами взаимосвязаны. В существующих геополитических условиях, находясь в сложных отношениях со странами Прибалтики, Россия стремится к минимизации зависимости от западных стран, развитию транспортной инфраструктуры собственных портов.
6. Балтийские порты строились во времена СССР в основном для перевалки нефти в страны Восточной Европы, фактически весь транзит в то время был завязан на Прибалтику. Если бы хорошие добрососедские отношения со странами Балтии сохранились, об альтернативных вариантах доставки грузов в настоящее время не было бы и речи.
7. Развитие морских портов – приоритетное направление развития современной России. Из-за недостаточного развития морской портовой инфраструктуры Россия имела ранее колоссальную упущенную выгоду, недостаток отечественных портовых мощностей сильно отразился на российской экономике. В настоящее время привлекается множество инвестиций для модернизации и строительства новой конкурентоспособной морской портовой инфраструктуры.
8. Роль морских портов Прибалтики и Северо-Запада России в международном товарно-транспортном потоке, направляющемся в Европу, довольно велика. С каждым годом доля перевалки грузов через российские порты возрастает, а через балтийские – уменьшается. Повышению конкурентоспособности России на Балтике способствует налаживание международных торговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На Балтике также идет борьба за транзитные грузопотоки таких стран, как Китай, Белоруссия, Казахстан. Таким образом, экономические отношения, складывающиеся в регионе Балтийского моря в сфере транзита грузов, оказывают существенное влияние на определение внешнеполитических интересов Российской Федерации в Балтийском бассейне.
9. Между морскими портами России и Прибалтики наблюдается острое экономическое противоборство, они обладают различной конкурентоспособностью. Благодаря проведению эффективной политики импортозамещения и развития собственных портовых мощностей, Россия активно действует в Балтийском регионе, диверсификация транзита идет быстрыми темпами.
10. Объем переработки грузов и транзит грузов в период 2009-2018 гг. в Российской Федерации возрастал не смотря на санкции и иные экономические трудности. Таким образом, можно сделать предположение, что данная тенденция продолжится и в ближайшее годы. Главными перспективами развития грузооборота портов стран Балтии является жесткая конкуренция с российскими портами, снижение общего транзита за счет перераспределения на порты РФ, минимизация транзита российских энергоносителей через Прибалтику, что, в перспективе, может привести экономики Литвы, Латвии и Эстонии к полному упадку.
11. Однако, не все порты Прибалтики показывают отрицательную динамику и, если на Эстонии можно ставить крест, т. к. динамика отрицательная и нет альтернатив, то Латвия, и, особенно, Литва находят если и не полную, то, хотя бы, частичную замену оттоку российских грузов. На ближайшие несколько лет становится более актуальной тема борьбы за белорусский транзит.
12. Кроме того, полностью отказаться от услуг прибалтийских портов весьма затруднительно и , несмотря на громкие заявления, Россия все еще пользуется портовой инфраструктурой Прибалтики.
13. Рост объема переработки грузов и транзит грузов должен идти не только за счет сворачивания сотрудничества со странами Прибалтики, но и за счет привлечения новых потоков грузов, прежде всего, за счет активного сотрудничества в рамках модели «Один пояс – один путь»
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Парламентская газета от 16 декабря 2003 г. № 232.
2. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 261-ФЗ (последняя редакция)// Парламентская газета от 14 ноября 2007 г. N 156-157.
3. Проект федерального закона № 159586-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/3302267AFCD3423C4325810D003F9606/$File/159586-7_25042017_159586-7.PDF?OpenElement (дата обращения: 04.05.2019).
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации// Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/3302267AFCD3423C4325810D003F9606/$File/159586-7_25042017_159586-7.PDF?OpenElement (дата обращения: 04.05.2019).
5. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2016, № 49, ст. 6886.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2019).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 552 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015 – 2020 годы. URL: //http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/10/552.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 (ред. от 27.02.2019) «О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта"// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
10. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2019).
11. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2019).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»// "Собрание законодательства РФ", 14.01.2013, № 2, ст. 109.
13. Распоряжение Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 728-р «О строительстве транспортно-технологических портовых комплексов в Финском заливе (Ленинградская область)»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 3 мая 1993 г., № 18, ст. 1670.
14. Приказ Росграницы от 10.12.2008 N 134 «Об открытии пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Приморск» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2008 N 12942)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 декабря 2008 г. № 52.
15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2019).
... Всего источников –86