Введение 4
Глава 1. Город и природа в южнокорейской поэзии как отклик на происходящие в стране события 10
1.1. Социально-политическое направление 12
Ким Чжунтхэ Ш^ (род. в 1948 г.) 15
Чхве Харим —|о^ (1939-2010) 20
Пак Нохэ Ч^°Н (род. в 1957 г.) 25
1.2. Экологическое направление 29
Ким Гвансоп пОы (1905-1977) 34
Чон Хёнчжон ^^ (род. в 1939 г.) 37
Ли Сонбу 0|^“ (1942-2012) 41
О Сеён £АЦ£ (род. в 1942 г.) 47
Ли Хасок 0|о^ (род. в 1948 г.) 51
Чхве Сынхо —— о ^ (род. в 1954 г.) 54
Глава 2. Город и природа в южнокорейской поэзии как обращение ко
внутреннему миру. Чистая лирика 59
Пак Ённэ Ч^Н (1925-1980) 61
Ким Чжонгиль Ш^ (1926-2017) 64
Ли Хёнги 0|^7| (1933-2005) 68
Хван Донгю ^^^ (род. в 1938 г.) 72
О Гювон £^ (1941-2007) 79
Хван Чжиу ^*1т (род. в 1952 г.) 85
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Приложение 1 109
Приложение 2 141
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена репрезентации темы города и природы1 в южнокорейской поэзии 1970-1980-х гг. В российском корееведении данная тема является малоизученной. Рассматриваемый период в истории Республики Корея связан, в частности, с процессами индустриализации, на которые активно откликнулась литература: урбанизация, последовавшие за ней увеличение разрыва между богатыми и бедными и активизация рабочего движения. В поэзии это проявилось, в том числе, в выраженном противопоставлении города и природы, которое прослеживается в текстах различной тематики.
Оппозиция «город-природа» имеет глубинные корни и восходит к традиционному противопоставлению двух основных моделей жизненного пути: социальной вовлеченности и жизни на лоне природы в удалении от социума и в согласии с природными ритмами. Уход на лоно природы может быть вызван либо стремлением к самосовершенствованию, либо выражением протеста, когда человек покидал службу по собственной воле или же в результате опалы и ссылки. Эти две модели жизненного пути сосуществовали друг с другом и зачастую чередовались на протяжении жизни человека. На них строятся многие произведения традиционной корейской литературы. Такое традиционное сознание и противопоставление в современных текстах проявились и в модели «город-природа». Следует отметить, что в роли природы может выступать и деревня - пространство, населенное человеком, но при этом свободное от городской суеты в близости к природе.
1970-1980-е гг. в Южной Корее сами по себе являются периодом, насыщенным различными событиями и процессами, которые происходили в разных сферах южнокорейского общества. Южнокорейскому народу пришлось пройти через диктатуру, демократизацию, индустриализацию, которая сильно отразилась как на внешнем облике города, так и непосредственно на положении людей. В этот период также обостряются социальные проблемы.
Актуальность темы обусловлена не только малой изученностью, но и тесной связью с жизнью южнокорейского социума и художественным воплощением в текстах. Знакомство с текстами южнокорейской поэзии рассматриваемого периода позволяет увидеть, что противопоставление города и природы служит выражению разного рода проблем. Одни поэты используют городские и природные элементы для отражения социально-политических реалий и проблем современного общества, другие - для выражения собственных мыслей и видения мира, абстрагируясь от текущих событий, происходящих в стране. В этом проявилось произошедшее в начале XX века деление на ангажированную и чистую поэзию2, где первая освещает проблемы общества, а вторая больше привязана к форме и индивидуальному опыту. Тем самым историко-политический контекст 1970-1980-х гг. в целом стал плодотворной почвой и источником вдохновения для южнокорейских поэтов: индустриализация, урбанизация, повлекшие за собой активизацию рабочего движения и обращение внимание на проблему экологии. Однако многие поэты придерживались «чистой лирики», свободной от экономической, политической и социальной окраски, обращаясь ко внутреннему миру человека.
Цель работы: выявление особенностей проблематики и образности темы города и природы в южнокорейской поэзии в рамках обозначенного периода.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) выбор стихотворений для анализа, их перевод на русский язык;
2) сбор информации об авторах для понимания особенностей их творчества;
3) анализ произведений с привлечением литературы для интерпретации традиционных образов и уточнения отдельных вопросов;
4) выделение текстов в тематические блоки в рамках основной темы города и природы на основе произведенного анализа и информации об авторах;
5) систематизация информации, выявление общих тенденций и различий, определения специфики введения городских и природных образов.
Выбор текстов для анализа осуществлялся в несколько этапов. Сначала отбор производился через популярные сборники южнокорейской поэзии - выбирались тексты, которые могли относиться к интересующей нас тематике. Впоследствии формат работы с поиском текстов был изменен, и список произведений был расширен посредством обращения к южнокорейским исследовательским работам, посвященным южнокорейской поэзии 1970-1980-х гг. Подробное рассмотрение творчества всех представленных здесь поэтов в задачи работы не входило, первоочередным являлся текст, затем информация об авторе, представленная в объеме, необходимом для анализа произведений.
...
В соответствии с поставленными задачами был произведен выбор стихотворений для анализа, их перевод на русский язык и непосредственно сам анализ. Далее на основе полученного анализа произведений и информации об авторах тексты были объединены в тематические блоки: 1) Город и природа в южнокорейской поэзии как отклик на происходящие в стране события; 2) Г ород и природа в южнокорейской поэзии как обращение ко внутреннему миру. Первая глава разделяется на два направления: социально -политическое и экологическое. Первое направление включает в себя стихотворения трех поэтов: Ким Чжунтхэ, Чхве Харим, Пак Нохэ. Второе направление содержит произведения шести авторов: Ким Гвансоп, Чон Хёнчжон, Ли Сонбу, О Сеён, Ли Хасок, Чхве Сынхо. Вторая глава представлена текстами шести поэтов: Пак Ённэ, Ким Чжонгиль, Ли Хёнги, Хван Донгю, О Гювон, Хван Чжиу. Стихотворения были распределены по темам в соответствии с выводами, полученными в ходе анализа; также учитывались общие тенденции развития южнокорейской литературы 1970 -1980х гг. и исторический фон. После систематизации информации были подведены следующие итоги.
Городские и природные образы могут служить для отражения и выражения отношения к глобальным проблемам, затрагивающим проблемы общества. В южнокорейской поэзии, обращенной к происходящим в стране событиям, было выделено социально-политическое и экологическое направления. Первое затрагивает историю, неспокойную политическую обстановку и выявляет социальные проблемы 1970-1980-х гг. в южнокорейском обществе. Ким Чжунтхэ беспокоит проблема разделения Кореи, Чхве Харим выражает негодование по поводу восстания в Кванчжу, а Пак Нохэ освещает проблему рабочего движения.
В рамках экологического направления было выявлено, что оно обращается не только к проблеме загрязнения окружающей среды и разрушения экосистемы, но также к проблеме влияния капитализма на людей, порождающей материалистичность, обесценивание чувств и потерю собственного «я». Это направление представлено стихотворениями таких поэтов, как Ким Гвансоп, Чон Хёнчжон, Ли Сонбу, О Сеён, Ли Хасок, Чхве Сынхо. В произведениях авторов встречаются одинаковые и/или схожие образы, такие как дорога, асфальт/цемент, стекло. Все эти образы, отражающие реалии индустриального общества, стали метафорой безжизненности, поверхностности и материалистичности, которые критикуют поэты.
Кроме того, в поэзии рассматриваемого периода была выделена тенденция обращения ко внутреннему миру человека посредством природных образов и в меньшей степени образов городских. Ким Чжонгиля, О Гювона и Хван Чжиу беспокоят такие вопросы, как жизнь и смерть, Хван Донгю - поиск истины, поиск своего места в мире, Ли Хёнги - любовь и мечта. Нередко экзистенциальный вопрос идет рука об руку с буддийской мыслью - у Хван Донгю и Хван Чжиу.
Следует отметить, что в проанализированных стихотворениях нередко встречаются одни и те же традиционные модели («Небо-Земля-человек», «человек-растение»). Однако представлены они в немного отличающихся друг от друга формах, в зависимости от того, на чем автор хочет акцентировать внимание. Например, в триаде «Небо-Земля-человек» в разных произведениях отсутствовал какой-либо элемент или происходило искусственное вмешательство, что мешало рождению жизни. Что касается параллели «человек- растение», она проявлялась как в прямых, как в косвенных, так и в смешанных ассоциациях, где первые означали проведение прямой параллели с человеком, вторые были введены с целью
...
1. Гурьева А. А. Политическое измерение проблем окружающей среды в творчестве ведущих южнокорейских поэтов // Современные проблемы Корейского полуострова 2022 / Рос. акад. наук; Ин -т Китая и совр. Азии РАН. — М.: ИКСА РАН, 2022.
2. Жданова Л. В. Поэтическое творчество Чхве Чхивона. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998.
3. Кирьянов О. В. Южная Корея. - М.: РИПОЛ классик, 2017.
4. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - 3-е изд. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
5. Никитина М. И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. - Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
6. Никитина М. И. Поэтическое слово в корейской культуре // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М.: Художественная литература, 1977.
7. Солдатова М. В. Пак К. А. Современная литература Кореи. - Владивосток, 2003.
8. Троцевич А. Ф. Оппозиция Земля — Небо в корейских мифах: (Некоторые наблюдения над текстами преданий об основателях царств) // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. — М.: ГРВЛ, 1977.
9. Троцевич А. Ф. Функции «путешествия героя» в корейской сюжетной прозе // Вестник Центра Корейского языка и культуры. СПб. 2004. № 7.
10. Фромм Э. Искусство любить [пер. с англ. А. В. Александровой]. - Москва: Издательство АСТ, 2019.
Литература на английском языке:
11. Guryeva A. A. Symbols in contemporary poetry: on the meaning of a parallel “human - plant” (from Ancient Times to Nowadays) // Вестник центра корейского языка и культуры. СПб. 2019. № 19.
12. Guryeva A. A. The role of traditional models in understanding contemporary Korean literature works (based on «Heaven-Earth-Human» and «Light+Sound») // Вестник центра корейского языка и культуры. СПб. 2015. № 17.
13. Jeong Byeong-Jo. Master Wonhyo. An Overview of His Life and Teachings. Seoul. 2010.
14. Kim Ju-yon. Social Change and Poetry - Korean Poetry in the 1970’s and 1980’s // Modern Korean Poetry. - Seoul, Korea. 1992.
Интернет-ресурсы на русском языке:
15. Бурханов Р. А. Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта // Электронный ресурс «Cyberleninka». URL: https://cyberleninka.ru/article/nZtranstsendentalnoe-immanentnoe-i- transtsendentnoe-v-filosofii-immanuila-kanta/viewer (дата обращения: 26.05.23).
... всего 69 источников