Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Города и природа в южнокорейской поэзии 1970-1980-х гг.: проблематика и образность

Работа №126849

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы143
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Город и природа в южнокорейской поэзии как отклик на происходящие в стране события 10
1.1. Социально-политическое направление 12
Ким Чжунтхэ Ш^ (род. в 1948 г.) 15
Чхве Харим —|о^ (1939-2010) 20
Пак Нохэ Ч^°Н (род. в 1957 г.) 25
1.2. Экологическое направление 29
Ким Гвансоп пОы (1905-1977) 34
Чон Хёнчжон ^^ (род. в 1939 г.) 37
Ли Сонбу 0|^“ (1942-2012) 41
О Сеён £АЦ£ (род. в 1942 г.) 47
Ли Хасок 0|о^ (род. в 1948 г.) 51
Чхве Сынхо —— о ^ (род. в 1954 г.) 54
Глава 2. Город и природа в южнокорейской поэзии как обращение ко внутреннему миру. Чистая лирика 59
Пак Ённэ Ч^Н (1925-1980) 61
Ким Чжонгиль Ш^ (1926-2017) 64
Ли Хёнги 0|^7| (1933-2005) 68
Хван Донгю ^^^ (род. в 1938 г.) 72
О Гювон £^ (1941-2007) 79
Хван Чжиу ^*1т (род. в 1952 г.) 85
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Приложение 1 109
Приложение 2 141

Представленная выпускная квалификационная работа посвящена репрезентации темы города и природы1 в южнокорейской поэзии 1970-1980-х гг. В российском корееведении данная тема является малоизученной. Рассматриваемый период в истории Республики Корея связан, в частности, с процессами индустриализации, на которые активно откликнулась литература: урбанизация, последовавшие за ней увеличение разрыва между богатыми и бедными и активизация рабочего движения. В поэзии это проявилось, в том числе, в выраженном противопоставлении города и природы, которое прослеживается в текстах различной тематики.
Оппозиция «город-природа» имеет глубинные корни и восходит к традиционному противопоставлению двух основных моделей жизненного пути: социальной вовлеченности и жизни на лоне природы в удалении от социума и в согласии с природными ритмами. Уход на лоно природы может быть вызван либо стремлением к самосовершенствованию, либо выражением протеста, когда человек покидал службу по собственной воле или же в результате опалы и ссылки. Эти две модели жизненного пути сосуществовали друг с другом и зачастую чередовались на протяжении жизни человека. На них строятся многие произведения традиционной корейской литературы. Такое традиционное сознание и противопоставление в современных текстах проявились и в модели «город-природа». Следует отметить, что в роли природы может выступать и деревня - пространство, населенное человеком, но при этом свободное от городской суеты в близости к природе.
1970-1980-е гг. в Южной Корее сами по себе являются периодом, насыщенным различными событиями и процессами, которые происходили в разных сферах южнокорейского общества. Южнокорейскому народу пришлось пройти через диктатуру, демократизацию, индустриализацию, которая сильно отразилась как на внешнем облике города, так и непосредственно на положении людей. В этот период также обостряются социальные проблемы.
Актуальность темы обусловлена не только малой изученностью, но и тесной связью с жизнью южнокорейского социума и художественным воплощением в текстах. Знакомство с текстами южнокорейской поэзии рассматриваемого периода позволяет увидеть, что противопоставление города и природы служит выражению разного рода проблем. Одни поэты используют городские и природные элементы для отражения социально-политических реалий и проблем современного общества, другие - для выражения собственных мыслей и видения мира, абстрагируясь от текущих событий, происходящих в стране. В этом проявилось произошедшее в начале XX века деление на ангажированную и чистую поэзию2, где первая освещает проблемы общества, а вторая больше привязана к форме и индивидуальному опыту. Тем самым историко-политический контекст 1970-1980-х гг. в целом стал плодотворной почвой и источником вдохновения для южнокорейских поэтов: индустриализация, урбанизация, повлекшие за собой активизацию рабочего движения и обращение внимание на проблему экологии. Однако многие поэты придерживались «чистой лирики», свободной от экономической, политической и социальной окраски, обращаясь ко внутреннему миру человека.
Цель работы: выявление особенностей проблематики и образности темы города и природы в южнокорейской поэзии в рамках обозначенного периода.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) выбор стихотворений для анализа, их перевод на русский язык;
2) сбор информации об авторах для понимания особенностей их творчества;
3) анализ произведений с привлечением литературы для интерпретации традиционных образов и уточнения отдельных вопросов;
4) выделение текстов в тематические блоки в рамках основной темы города и природы на основе произведенного анализа и информации об авторах;
5) систематизация информации, выявление общих тенденций и различий, определения специфики введения городских и природных образов.
Выбор текстов для анализа осуществлялся в несколько этапов. Сначала отбор производился через популярные сборники южнокорейской поэзии - выбирались тексты, которые могли относиться к интересующей нас тематике. Впоследствии формат работы с поиском текстов был изменен, и список произведений был расширен посредством обращения к южнокорейским исследовательским работам, посвященным южнокорейской поэзии 1970-1980-х гг. Подробное рассмотрение творчества всех представленных здесь поэтов в задачи работы не входило, первоочередным являлся текст, затем информация об авторе, представленная в объеме, необходимом для анализа произведений.
Работа велась на основе оригинальных текстов следующих южнокорейских поэтов: Ким Чжунтхэ о ^ ЕН (род. в 1948 г.), Чхве Харим £|о^ ^ (1939-2010), Пак Нохэ Ч^ЭД (род. в 1957 г.), Ким Гвансоп О^£ (1905-1977), Чон Хёнчжон ^^ (род. в 1939 г.), Ли Сонбу О|^т (1942-2012), О Сеён £Ai|g (род. в 1942 г.), Ли Хасок 0|ОЧ (род. в 1948 г.), Чхве Сынхо £|^^ (род. в 1954 г.), Пак Ённэ Ч^^Н (1925-1980), Ким Чжонгиль 0^^ (1926-2017), Ли Хёнги 0|^7| (1933-2005), Хван Донгю ^^^ (род. в 1938 г.), О Гювон ^^^ (1941-2007), Хван Чжиу ^А|^ (род. в 1952 г.). Учитывалась степень известности авторов среди южнокорейских читателей и зарубежных исследователей: в первую очередь рассматривались те поэты, которые в обзорной литературе фигурируют как наиболее известные авторы периода. Однако творчество многих поэтов подробно не исследовалось, тем самым их имена вводятся нами в научный оборот в российском и западном корееведении. Выбранные тексты демонстрируют разнообразие подходов авторов при работе с городскими и природными образами. Объектом исследования являются вышеуказанные тексты. Предметом исследования стали тематика и образность, связанные с темой «город и природа» в рассматриваемых произведениях.
При попытке тематической классификации текстов выявилась связь с общими тенденциями в литературе рассматриваемого периода, которые формировались под влиянием социально-политической обстановки в стране и проблемы экологии. Поскольку охватить большое количество произведений представленных авторов не представляется возможным, были выбраны тексты, показавшиеся наиболее примечательными с точки зрения наличия связи с исследуемой темой. В отдельных случаях упоминаются и другие тексты, к которым мы обращались ранее: в частности, это стихотворения, которые рассматривались в курсовых работах за второй и третий год обучения. Однако был изменен ракурс работы с текстами, так как этого потребовал более расширенный контекст выпускной квалификационной работы, являющийся продолжением исследования, которое было начато на втором курсе.
В соответствии с поставленными задачами анализ стихотворений производился с последовательным рассмотрением верхнего семантического слоя, затем - интерпретацией традиционных образов. Также немаловажным было обращение не только к плану содержания, но и к плану выражения.
Структура работы. Материал в данной работе классифицируется следующим образом: выделено две большие темы - город и природа как отклик на происходящие в стране события и город и природа как обращение ко внутреннему миру. В рамках первой темы выделено два направления - социально-политическое и экологическое. Социально -политическое направление представляет три автора, экологическое - шесть. Им посвящена Глава 1. Вторая тема представлена произведениями шести поэтов. Этому посвящена Глава 2. Деление на главы происходило исходя из тематики, выявленной на основе анализа верхнего семантического слоя произведений. Внутренняя структура главы отражает логику работы с текстами: разбор стихотворений, распределение их по группам, общий комментарий по теме и объединение информации. Поскольку детальное рассмотрение творчества каждого автора не входило в задачи работы, особое внимание было уделено именно образам в конкретных текстах. Этим обусловлено структурирование информации по авторам - наличием в конкретных произведениях примечательных образов, являющихся особо значимыми в контексте темы «город и природа». К каждому блоку информации приведен вывод. Выводы по каждому из блоков не являются универсальными для всех произведений, которые могут быть отнесены к рассматриваемой теме «города и природы».
Для интерпретации образов и уточнения контекста использовались исследования А. Ф. Троцевич, М. И. Никитиной, А. А. Гурьевой, И. В. Цой, Е. Н. Филимоновой. Для уточнения отдельных вопросов привлекались труды М. В. Солдатовой, С. О. Курбанова, В. М. Тихонова и других российских и южнокорейских исследователей, а также информация с интернет-ресурсов. Следует упомянуть, что непосредственно по теме, связанной с выпускной квалификационной работой, в российском корееведении существует одна статья3, однако в ней представлены тексты другого периода. Научная литература южнокорейских исследователей использовалась для знакомства с их пониманием текстов. Ни один из предложенных нами в работе анализов текстов не является повторением южнокорейских исследований. Анализ текстов производился в соответствии с отечественной востоковедческой традицией: использовался метод структурного анализа, обращение к подтексту. В англоязычной литературе представленная тема подробно не рассматривается.
В данной работе имеется два приложения. В Приложении 1 представлены оригиналы стихотворений пятнадцати поэтов и их перевод на русский язык. В общей сложности нами было переведено пятнадцать произведений. Кроме того, интерес вызвала история вопроса, поэтому было решено кратко рассмотреть образ города в более ранних образцах традиционной корейской поэзии на конкретном примере (г. Кэсон), что представлено в Приложении 2.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами был произведен выбор стихотворений для анализа, их перевод на русский язык и непосредственно сам анализ. Далее на основе полученного анализа произведений и информации об авторах тексты были объединены в тематические блоки: 1) Город и природа в южнокорейской поэзии как отклик на происходящие в стране события; 2) Город и природа в южнокорейской поэзии как обращение ко внутреннему миру. Первая глава разделяется на два направления: социально -политическое и экологическое. Первое направление включает в себя стихотворения трех поэтов: Ким Чжунтхэ, Чхве Харим, Пак Нохэ. Второе направление содержит произведения шести авторов: Ким Гвансоп, Чон Хёнчжон, Ли Сонбу, О Сеён, Ли Хасок, Чхве Сынхо. Вторая глава представлена текстами шести поэтов: Пак Ённэ, Ким Чжонгиль, Ли Хёнги, Хван Донгю, О Гювон, Хван Чжиу. Стихотворения были распределены по темам в соответствии с выводами, полученными в ходе анализа; также учитывались общие тенденции развития южнокорейской литературы 1970 -1980­х гг. и исторический фон. После систематизации информации были подведены следующие итоги.
Городские и природные образы могут служить для отражения и выражения отношения к глобальным проблемам, затрагивающим проблемы общества. В южнокорейской поэзии, обращенной к происходящим в стране событиям, было выделено социально-политическое и экологическое направления. Первое затрагивает историю, неспокойную политическую обстановку и выявляет социальные проблемы 1970-1980-х гг. в южнокорейском обществе. Ким Чжунтхэ беспокоит проблема разделения Кореи, Чхве Харим выражает негодование по поводу восстания в Кванчжу, а Пак Нохэ освещает проблему рабочего движения.
В рамках экологического направления было выявлено, что оно обращается не только к проблеме загрязнения окружающей среды и разрушения экосистемы, но также к проблеме влияния капитализма на людей, порождающей материалистичность, обесценивание чувств и потерю собственного «я». Это направление представлено стихотворениями таких поэтов, как Ким Гвансоп, Чон Хёнчжон, Ли Сонбу, О Сеён, Ли Хасок, Чхве Сынхо. В произведениях авторов встречаются одинаковые и/или схожие образы, такие как дорога, асфальт/цемент, стекло. Все эти образы, отражающие реалии индустриального общества, стали метафорой безжизненности, поверхностности и материалистичности, которые критикуют поэты.
Кроме того, в поэзии рассматриваемого периода была выделена тенденция обращения ко внутреннему миру человека посредством природных образов и в меньшей степени образов городских. Ким Чжонгиля, О Гювона и Хван Чжиу беспокоят такие вопросы, как жизнь и смерть, Хван Донгю - поиск истины, поиск своего места в мире, Ли Хёнги - любовь и мечта. Нередко экзистенциальный вопрос идет рука об руку с буддийской мыслью - у Хван Донгю и Хван Чжиу.
Следует отметить, что в проанализированных стихотворениях нередко встречаются одни и те же традиционные модели («Небо-Земля-человек», «человек-растение»). Однако представлены они в немного отличающихся друг от друга формах, в зависимости от того, на чем автор хочет акцентировать внимание. Например, в триаде «Небо-Земля-человек» в разных произведениях отсутствовал какой-либо элемент или происходило искусственное вмешательство, что мешало рождению жизни. Что касается параллели «человек- растение», она проявлялась как в прямых, как в косвенных, так и в смешанных ассоциациях, где первые означали проведение прямой параллели с человеком, вторые были введены с целью обозначить вопрос течения времени, а третьи совмещали и то, и другое.
Также среди поэтов распространено использование такого художественного приема, как антропоморфизм. Часто антропоморфными признаками наделяются природные образы (цветок, дерево, небо, земля), однако встречаются городские «очеловеченные» образы (ржавая вода, болты, гвозди) и абстрактные (смерть). Поскольку план выражения для некоторых авторов столь же важен, как и план содержания, они активно обращают внимание на звуковую организацию стихотворений: аллитерация, ассонанс.
Во всех рассмотренных текстах поэты по-разному вводят городские и природные образы в свои произведения. И те, и другие образы могут выступать как в качестве действующих лиц, так и в качестве фона для разворачивания самого действия. Город и природа могут взаимодействовать друг с другом, а могут вступать в конфликт. В зависимости от того, как автор хочет расставить акценты, он использует разное соотношение элементов городской и природной среды и применяет различные художественные приемы.
Было выявлено, что оппозиция «город-природа» проявляется по-разному в разных направлениях. Это всегда противопоставление, но в одном случае оно приводит к конфликту, а в другом - к гармонии. Как правило, в стихотворениях, обращенных к событиям, происходящим в стране, город и природа находятся в конфликтных отношениях. Освещаются острые проблемы текущего дня, требующие скорейшего решения. Важно отметить, что роль поэтического слова, имеющая особое значение в корейской культуре, ярко проявляется именно в социально-политическом и экологическом направлении. Поскольку традиционно поэтический текст мыслился как инструмент положительного воздействия на мир, он был направлен на решение проблемных, конфликтных ситуаций, наличие которых свойственно этим двум направлениям. При этом для чистой лирики не характерно присутствие острых проблем, привязанных к конкретным событиям и явлениям, поэтому особое внимание роли письменного слова было уделено именно в первой главе. То есть конфликтное противопоставление выражается и непосредственно в тематике стихотворения, и на контрасте городских и природных образов, и на уровне сакральном, уходящем глубоко в традицию.
В произведениях, обращенных ко внутреннему миру, противопоставление города и природы носит естественный характер, благодаря чему соблюдается баланс в мире. Эта оппозиция соотносится с упоминавшимся ранее традиционным противопоставлением двух основных моделей жизненного пути: социальной вовлеченности и ухода от социума на лоно природы. Эти две составляющие часто чередовались в течение жизни человека, не конфликтуя друг с другом. Так и в представленных стихотворениях действие могло разворачиваться как в городе, так и в деревне, т.е. в близости с природой, при этом столкновения не наблюдалось. В результате, распределение текстов в работе оказывается актуальным не только с точки зрения темы, ориентированной на внешний или внутренний мир, но и с точки зрения подхода, выраженного в противопоставлении двух типов - приводящему либо к конфликту, либо к гармонии.


Литература на русском языке:
1. Гурьева А. А. Политическое измерение проблем окружающей среды в творчестве ведущих южнокорейских поэтов // Современные проблемы Корейского полуострова 2022 / Рос. акад. наук; Ин -т Китая и совр. Азии РАН. — М.: ИКСА РАН, 2022.
2. Жданова Л. В. Поэтическое творчество Чхве Чхивона. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998.
3. Кирьянов О. В. Южная Корея. - М.: РИПОЛ классик, 2017.
4. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - 3-е изд. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
5. Никитина М. И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. - Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
6. Никитина М. И. Поэтическое слово в корейской культуре // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М.: Художественная литература, 1977.
7. Солдатова М. В. Пак К. А. Современная литература Кореи. - Владивосток, 2003.
8. Троцевич А. Ф. Оппозиция Земля — Небо в корейских мифах: (Некоторые наблюдения над текстами преданий об основателях царств) // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. — М.: ГРВЛ, 1977.
9. Троцевич А. Ф. Функции «путешествия героя» в корейской сюжетной прозе // Вестник Центра Корейского языка и культуры. СПб. 2004. № 7.
10. Фромм Э. Искусство любить [пер. с англ. А. В. Александровой]. - Москва: Издательство АСТ, 2019.
Литература на английском языке:
11. Guryeva A. A. Symbols in contemporary poetry: on the meaning of a parallel “human - plant” (from Ancient Times to Nowadays) // Вестник центра корейского языка и культуры. СПб. 2019. № 19.
12. Guryeva A. A. The role of traditional models in understanding contemporary Korean literature works (based on «Heaven-Earth-Human» and «Light+Sound») // Вестник центра корейского языка и культуры. СПб. 2015. № 17.
13. Jeong Byeong-Jo. Master Wonhyo. An Overview of His Life and Teachings. Seoul. 2010.
14. Kim Ju-yon. Social Change and Poetry - Korean Poetry in the 1970’s and 1980’s // Modern Korean Poetry. - Seoul, Korea. 1992.
Интернет-ресурсы на русском языке:
15. Бурханов Р. А. Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта // Электронный ресурс «Cyberleninka». URL: https://cyberleninka.ru/article/nZtranstsendentalnoe-immanentnoe-i- transtsendentnoe-v-filosofii-immanuila-kanta/viewer (дата обращения: 26.05.23).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ